""Самый простой вид магической процедуры связан с любовной магией - он состоит в прочтении действенной молитвы с использованием истинных имен бога или даже просто в особом способе произнесения одного имени, как в Большом парижском папирусе. "Если хочешь получить желаемую женщину, то, соблюдая священную чистоту в течение трех дней, воскури ливан, произнося над ним тайное имя Афродиты - Нефериери, и, войдя к этой женщине, семь раз скажи его мысленно, глядя не нее, и таким образом уведешь ее. А делай так в течение семи дней" (PGM, IV, 1265-1274). ""
Сравнительно просто.
читать дальше""Другой, более сложный вид любовной магии восходит к глубокой древности и свойствен многим народам. Мы имеем в виду симпатическую магию, которая применяется, например, в действе названном Philtrokatadesmos thaumastos (PGM, IV, 296-334). [В оригинале греческий шрифт, но что делать, если здесь его нет? Короче, "Фильтрокатадесмос фаумастос", что бы это ни значило - Э.] Для завоевания женщины в которую влюблен человек, обратившийся за помощью к магу, используется глиняная фигурка женщины, на каждом органе которой написано соответствующее магическое имя. Все эти органы нужно пронзать медными иглами, сопровождая словами: "Я пронзаю твой мозг, твои глаза, твои бедра и т.д. чтобы не помнила никого, кроме меня одного." ""
Свидетельство такого обряда - глиняная куколка с иглами, воткнутыми в соответствующие места, хранящаяся в Лувре.
Она датируется третьим веком нашей эры, и была обнаружена в Египте, в закопанном в землю горшке. Вместе с ней в горшок была вложена свинцовая табличка с любовным заклинанием. Надо отметить также, что иглы здесь использовались не медные, а железные. То же, анфас.
""Вероятно, более действенным является обращение для тех же целей за помощью к демону, как рекомендует тот же праксис (PGM, IV, 335-405). "Не прослушай мои приказания и имена, демон мертвых, пробуди себя от бездействия, какой ни есть, мужской ли, женский ли, и пойди во всякое место, на всякую улицу, во всякий дом, и приведи мне такую-то, и удержи ее пищу и питье, и не позволяй, чтобы она сходилась для удовольствия с другим мужчиной, ни с собственным мужем, но только со мной, тащи ее за волосы, за внутренности, за душу - ко мне, во всякий час века, ночи и дня, пока не придет ко мне и не пребудет со мной нераздельно." Хотя в этой процедуре маг прибегает к помощи демона, речь не идет о том, что маг вступает с ним в какой-либо контакт, да ведь в данном случае в этом контакте и нет особой потребности.""
Нужно отметить, что демон в данном случае - вовсе не причудливое существо, какие изображались в средневековых гримуарах или в «Dictionnaire Infernal» Коплена де Планси. Нет, это всего лишь душа умершего человека.
""То же самое относится и к случаю с приданием магических сил филактеру, когда маг обращается к Гелиосу лишь за тем, чтобы тот сделал этот камень действенным (PGM, IV, 1596-1715). Довольно большая молитва, состоящая в основном из описания тех форм в которых проявляется Солнце в каждый час - собака, змей, осел и т.д. - заканчивается ключевой фразой: "Заклинаю землю и небо и свет и тьму и все стяжавшего бога Сарусина, тебя, Благого Демона, чтобы все у меня совершалось с помощью этого камня. Един Зевс Сарапис!" Эта фраза отличает данный праксис от более совершенных, в которых бог призывается для присутствия и самораскрытия, а не к передаче силы.""
Филактер - это талисман или амулет (не путать с филактерием -коробочкой для хранения филактера). Слово "талисман" арабского происхождения, также как и позднелатинское амулет (лат. amuletum от араб. hamulet - то, что носят при себе); у евреев эти предметы именовались тзелем или терафим, у греков - телезмата, филактерия и стохейя. Также филактером могло именоваться охранительное заклинание или предмет, на котором оно было написано.
Вот предметы, которые могли бы называться филактерами: Свинцовая табличка-диптих с нацарапанными на ней символами (альфа и "анх" - египетский символ жизни); справа - бронзовый медальон-амулет, с изображением трехтелой Гекаты. Оба предмета найдены при раскопках в Остии, хранятся в музее Остии.
""По-видимому, самой слабой формой присутствия бога является то, что в науке получило название "медиумический транс", когда приходящий бог входит в специально подготовленного человека - медиума, обычно мальчика. Таков рецепт, носящий название Solomonos kataptosis - одержимость Соломона, или, точнее, по Соломону (PGM, IV, 850-929). Эта операция более сложная и опасная. Автор специально предупреждает о возможном гневе божества и необходимости избегать спешки.
Помимо обычной молитвы, и трехдневного соблюдения чистоты магом и медиумом, предписывается специальная одежда для обоих, особое место, набор воскурений и возлияний и - характерная черта контакта с божеством - аполисис - особая процедура прекращения сеанса. На более высокой ступени интимности контакта с богом стоят процедуоы в которых бог является не в чужом облике, как в случае медиумического транса, а как бы сам по себе, однако так, что смотреть на него нельзя. Существуют разные способы избегания лицезрения бога - смотреть вниз, закрывать глаза, повязывать на них пояс и так далее. В примере на который мы хотим сослаться - "Оракул Крона, называемый Мельничным" (PGM, IV, 3087-3124) - специальное предписание отсутствует, однако, присутствие бога определяется исключительно на слух - по звону цепей и серпа, вполне естественных для этого бога атрибутов. О степени интимности контакта говорят настоятельные предписания автора сопровождать праксис несколькими филактерами и заключительные, в аполисисе, просьбы, обращенные к Крону не превращать вселенную в хаос.""
Основной источник сведений - Доклад А.В. Петрова "Античные источники по эллинистической магии", прочитанный на заседании кафедры истории древней Греции и Рима 7 февраля 1995 г. и затем опубликованный на Сайте Студенческого научного общества СПбГУ:
www.centant.pu.ru/sno/publ/Petrov.htmНо в докладе описания обрядов и заклинаний даны в сокращенном виде, так что пришлось пользоваться другими публикациями этого автора.