А. В. Зиновьев
Кошки средневековых Новгорода Великого и Твери // Археология и история Пскова и Псковской земли: Ежегодник Семинара имени академика В.В. Седова. Выпуск 33. Материалы 63-го заседания (2017 г.) / Отв. ред. Н.В. Лопатин. М., Псков: ИА РАН, 2018. 376 с.отсюда:
www.archaeolog.ru/media/periodicals/aippz/AIPPZ...""
Резюме. Нами изучены 251 кошачья кость из средневековых слоев Новгорода Великого и Твери. Большинство костей принадлежат так называемым «классическим» умеренно долихоцефальным животным, которые несколько меньше средних современных домашних кошек. В результате скорее естественного, чем искусственного, отбора этих кошек иногда использовали в пищу и для шкурок. Редкие более крупные экземпляры могут представлять либо диких кошек, либо крупных городских кошек, т.е. кастратов.
читать дальше...
Обсуждение
Представляя вниманию читателей данные по морфометрии средневековых кошек, мы ни в коей мере не претендуем на реконструкцию исторических пород. Породы достаточно эфемерны и являются продуктом отбора не по внутренним, скелетным чертам, а часто по внешним признакам, таким как характер и окраска шерсти, темперамент и т.п. Эти черты не сохраняются в ископаемом состоянии (Burleigh et al., 1977. P.353–366).
Тем не менее некоторые сравнения позволить можно. Почти целые слегка долихоцефальные черепа из Рогатицкого II раскопа напоминают черепа кошек, которые и в настоящее время широко распространены по городам европейской России, представляя из себя продукт скорее естественно-го, чем искусственного отбора. «Классическим» кошкам подобного облика позволяли жить в домах в качестве ловцов грызунов. Кошки эти не требовали дополнительной пищи и не всегда даже рассматривались как истинно домашние животные. Многие из них, вероятнее всего, и кличек не имели. Отзвуки подобных отношений сохранились в некоторых российских деревнях, где кошка, в отличие от собаки, имеющей кличку, называется просто–«кошка» (личн. набл.). Мелкие размеры кошек в средневековых городах Европы, даже в сравнении с домашними кошками времен Римской империи и раннего христианства (von den Driesch, Boessneck, 1983. P.205–211; Smith, 1998. P.859–885; Krajcarz et al., 2016. P.912–919), связаны с их вольным и полу-вольным образом жизни в городах в условиях постоянного стресса и недоедания. Зачастую предоставленные сами себе, средневековые кошки гибли или умирали в более раннем возрасте, чем собаки (Зиновьев, 2015. С.304–312). 71% исследованных нами костей принадлежит молодым животным. Несколько костей от крупных экземпляров, таким образом, могли принадлежать хорошо содержавшимся животным, диким котам или даже кастратам (Szunyoghy, 1952. P.177–181). Можно предположить, что большинство находок связано с выброшенными или погребенными частями или целыми тушками кошек, а также с павшими животными (Zinoviev, 2017in press). В то же время кошек, несомненно, употребляли в пищу в голодные времена, о чем свидетельствуют хроники за 1230 г. (Riha, 1970. P.1–266). Кошки могли использоваться для получения шкурок. И хотя подобных данных для Новгорода, Твери и других городов средневековой Руси у нас нет, торговля кошачьими шкурками наличествовала в средние века в Западной Европе (McCormick, 1988. P.218–228; Smith, 1998. P.859–885). Нам удалось найти довольно смутное свидетельство о том, что кошачьи шкурки экспортировались из России (Backus, 1879. P.1–14), хотя оно вполне могло относиться к дикому виду. Кошачьи скелеты, найденные при раскопках ямы средневекового Пскова (Салмина Е.В., личн. сообщ.), и их использование в этом городе требуют дальнейшего исследования. Кроме того, процесс снятия шкурки не всегда оставляет следы на костях. Чаще остаются только следы на черепе, к которому шкура прилежит плотнее всего (Crezzin et al., 2014. P.52–60), подобно случаю из Рогатицкого II раскопа (рис.3: Д, Е). Надрезы в районе шейки бедра указывают на разделку тушки (рис.3: Ж). Причины разделки не всегда понятны. Интересно, что из Рогатицкого II раскопа, из слоев XII–XIII вв., помимо изрядного количества кошачьих костей, был извлечены кости животных, указывающих на нахождение здесь или поблизости двора, связанного с охотой с хищными птицами. Здесь были найдены кости самих ловчих птиц – самок сапсана, ястреба-тетеревятника и ястреба-перепелятника, их добычи и корма–глухарей, гусей, уток, сизых голубей, притравы–воронов и ворон, а также приманки для врановых при работе хищных птиц–филина (Зиновьев, 2015. С.304–312; Zinoviev, 2016. P.63–68). Хотя кормление кошачьим мясом ловчих птиц не зарегистрировано в исторических хрониках (за исключением полушуточного сообщения из работы Freeman, Salvin, 1859. P.1–380), такой практики исключать нельзя.""П.С.: при таком отношении к котикам сомневаюсь, чтобы кто-то заморачивался их кастрацией. Разве что ради самого процесса...
П.П.С.: в этом же ежегоднике статья:
И. Каплунайте. Сортиры в средневековом Вильнюсе. Общеевропейский контекст и возможности идентификации.Общеевропейский контекст вильнюсских сортиров сейчас, конечно, важен, как никогда.