""Несмотря на определенные недостатки (проволочки, недостаток внимания к отдельному человеку и т. п.), можно сказать, что техника бюрократической работы в Египте была на требуемом уровне, может быть, не меньшем, чем деятельность должностных лиц нашего времени. Каждый высокопоставленный чиновник вел специальный журнал, в котором он отмечал события дня. Документы, поступившие в канцелярию или отправленные ею, отмечались соответствующими датами и снабжались кратким содержанием, приведенным на оборотной стороне; устаревшие документы содержались в архиве и могли быть извлечены оттуда в случае необходимости даже по прошествии десятков лет. Почтовая служба способствовала связям между канцеляриями в различных городах и правительственным центром в Александрии; царская служба быстрой почты была организована по образцу соответствующей персидской службы — ангарии. Бюрократическая машина, от царя до самого низшего деревенского чиновника, работала неутомимо, быстро и усердно, как она работала при фараонах и как продолжала работать при римлянах и византийцах. Со временем менялись имена правителей, но сама машина оставалась неизменной.ЧИТАТЬ Таковы были основы царства Птолемеев, которое в связи с этим справедливо назвать, пользуясь современной терминологией, «тоталитарным государством».""
(В. Чериковер, "Эллинистическая цивилизация и евреи", стр. 28-29)
Подозрение имею я, что не только египетская почта казалась римским императорам, начиная с Августа, образцом для подражания.
И такой ещё любопытный момент насчёт Фискона: ""Птолемей VIII (Сотер II) был особенно выдающимся в части заботы о египтянах (имеются в виду этнические, коренные египтяне - Э.). Это даже довело его до неблагожелательного отношения к греческому населению Александрии."" - там же, стр. 31
(В. Чериковер, "Эллинистическая цивилизация и евреи", стр. 28-29)
Подозрение имею я, что не только египетская почта казалась римским императорам, начиная с Августа, образцом для подражания.
И такой ещё любопытный момент насчёт Фискона: ""Птолемей VIII (Сотер II) был особенно выдающимся в части заботы о египтянах (имеются в виду этнические, коренные египтяне - Э.). Это даже довело его до неблагожелательного отношения к греческому населению Александрии."" - там же, стр. 31
Кстати - это же, скорее всего, объясняет и его благую законотворческую деятельность. Она должна была привлечь симпатии феллахов, в противовес александрийцам, которые его на дух не переносили (а он - их) при любом раскладе.
(это моё общее представление, могу ошибаться, конечно, просто для себя такую рисую общую картину)