Гиматий (греч. ἱμάτιον ) он же паллиум (лат. pallium) - в Риме являлся верхней одеждой для тех слоёв, которые не могли носить тогу ввиду отстутствия римского гражданства (по преимуществу - вольноотпущенники и перегрины греческого и восточного происхождения). Во всём остальном Средиземноморье он был одеждой подавляющей части грекоязычного населения. В греческом мире этот плащ у мужчин и женщин (несмотря на некоторые отличия) назывался одинаково и имел одинаковый общественный статус. Римляне различали мужской паллий (одежду неполноправных) и женскую паллу (которую носили римские гражданки) - то есть, статус паллы был выше, чем статус паллия. Здесь я рассматриваю в основном мужской вариант гиматия/паллия.
В отличие от тоги, греческий плащ оказался на протяжении почти тысячи лет почти неизменным - как по форме/размерам, так и по принципам драпировки (существовала некоторая вариативность, в зависимости от места и времени, но поступательная эволюция как таковая не наблюдается). Интересно, что этот культурный консерватизм греков, являвшийся не менее характерной чертой, чем их предприимчивость и гибкость, не получил, кажется, развёрнутого отражения в посвящённых им исследованиях.
Все основные способы и особенности ношения гиматия, разработанные в Афинах в классическое и эллинистическое время, были актуальны в дальнейшем на протяжении почти тысячелетия, по нескольким причинам. Во-первых, в силу того культурного консерватизма, о котором я говорил выше. Во-вторых, этот консерватизм в дальнейшем культивировался сознательно, в силу уважения к великому прошлому Греции. В-третьих, перед глазами всей ойкумены оставались греческие статуи и картины (а позже - и их бесчисленные римские копии), которые давали "великому прошлому" дополнительный авторитет и визуальные образцы.
Покрой
читать дальше
Паллиум представлял собой прямоугольник. Его длина (высота) обычно соответствовала росту владельца. Могла быть, в принципе, больше или меньше. Однако слишком длинный гиматий свидетельствовал (ещё в Греции; о Риме и говорить нечего) об изнеженности, женоподобии или (самое малое) об экстравагантности его владельца. Так, например, "волочащийся" гиматий носил Алкивиад (скорее всего намеренно, чтобы скандализовать окружающих). Также Эсхин, Менандр. Ну а слишком короткий плащ свидетельствовал либо о бедности владельца, либо о его неотёсанности (деревня), либо о спартанофильских наклонностях (это, опять же, в Греции и в классический период). Согласно греческому классическому идеалу, гиматий не должен был ни закрывать ступни, ни оголять лодыжки. Римские неграждане сплошь и рядом носили коротковатые паллии - по этому признаку, кстати, их на некоторых изображениях можно сразу отличить от длинных тог (на рельефах, например); отличались они и тем, что тоги были преимущественно белыми, а повседневные паллии, в принципе, в цветовой гамме были почти не ограничены. Женский гиматий свободной и состоятельной горожанки, по греческим понятиям о приличиях, должен был достигать земли.
Ширина гиматия/паллия, судя по дошедшим до нас экземплярам, относилась к длине примерно как один к двум. Вот, например, гиматий из Пещеры Свитков в Израиле
![](http://s018.radikal.ru/i500/1512/fd/2ce9634bd2fc.png)
А вотсферический паллиум в вакууме, реконструированный Грейнджер-Тейлором (Granger-Taylor) в его статье "The Emperor's Clothes", 1987. Здесь автор, видимо, пытался приблизиться к золотому сечению (соотношение 1:1,6)
![](http://s008.radikal.ru/i304/1512/6c/14645f1b9614.png)
Паллиум ткался как единый кусок ткани, без швов и разрезов. Соответственно, края его не подрубались и не обшивались; но в процессе изготовления в них вплетались дополнительные нити кромки, для прочности и в декоративных целях. Концы этих нитей оформлялись в кисточки - четыре(?) или три (как на реконструкции Грейнджер-Тейлора).
![](http://s019.radikal.ru/i626/1512/75/44b64fc77c1d.png)
![](http://s42.radikal.ru/i097/1512/e5/8b25d29178c8.jpg)
![](http://s015.radikal.ru/i330/1512/2d/744b114aa921.png)
[кисточка на углу гиматия - с бронзовой статуи императора Адриана, найденной в Адане (Турция)]
К слову сказать, на востоке эти кисточки могли быть большой длины - там (в том числе у иудеев) они играли охранительную и сакральную функцию.
![](http://s016.radikal.ru/i337/1512/45/8546d72c8913.png)
[исцеление Иисусом кровоточивой женщины (Мф.9,20-22; Лк.8,43-48) - фреска в римских катакомбах, первая половина 4 века: в переводе сказано "прикоснулась к краю одежды его", в оригинале - греч. κράσπεδον, что может означать как просто кайму, так и бахрому или кисточку; на фреске же мы видим определённо кисточку]
Собственно, иудейский таллит/талес - это, изначально, он самый, гиматий, и есть. Восточные (как мужские, так и женские), а у греков - женские гиматии (как и римская палла) иногда снабжались бахромой вдоль двух коротких кромок. Греческие гиматии могли также снабжаться грузиками-утяжелителями, вшитыми в углы.
Удобство; уместность и неуместность
Тертуллиан, "О плаще", V.3. : ""...нет ничего удобнее плаща, даже если он двойной, как у Кратета. Никогда не возникает никакой задержки при одевании, ибо все его предназначение - облекать без труда. Одеться можно одним обертыванием, которое ни в каком месте, по крайней мере, не оказывается бесчеловечным. Так паллий облекает все части человеческого тела. Он, по желанию, открывает или закрывает плечо; вообще же - плотно к нему прилегает. Он нисколько не жмет, нисколько не тянет, нисколько не заботится о надежности складок, легко управляет собой, легко приводится в прежний порядок. Даже когда его снимают, он не вверяется назавтра никакому мучению. Если имеется какая-нибудь нижняя рубашка, плащ свободен от пытки пояса. Если надеваются башмаки - отлично, но босые ноги определенно более мужественны, нежели обутые.""
![](http://s018.radikal.ru/i502/1512/af/08bc0370b03b.jpg)
[фрагмент рельефа Арки Константина (рельеф перемещён с более раннего памятника конца II века) - перед трибуной символически представлены все слои римского населения: перегрин в паллии, гражданин в тоге, женщина, раб(?) в одной тунике; паллиум очень короткий - так что из-под него даже видна туника]
Способы драпировки
Драпировка гиматия начиналась, по-видимому, с левой руки. Вне зависимости от способа, вначале середину боковой кромки (точка 1. в середине линии C.-D. по схеме Грейнджер-Тейлора) укладывали на левое запястье - так, чтобы углы C. и D. свисали по обе стороны руки. Затем полотнище протягивали за спиной.
![](http://s010.radikal.ru/i311/1512/48/e165c8706738.jpg)
При этом верхняя кромка (C.-A.) либо укладывалась на левое плечо, либо нет; затем её укладывали (либо не укладывали) на правое плечо. После этого оставшаяся часть полотнища, обогнув правый бок, возвращалась на переднюю часть фигуры. Наконец, точка 4. на линии A.-B. заканчивала драпировку примерно там же, где она начиналась - она укладывалась на локоть той же левой руки. Это базовый (по часовой стрелке, если глядеть сверху) способ; четыре его варианта формируются за счёт накидывания или ненакидывания гиматия на плечи (I - оба плеча укрыты; II - левое плечо свободно; III - правое плечо свободно; IV - оба плеча свободны).
I. (оба плеча укрыты) "Классический" официальный стиль. Для интересующего нас времени "эталонный" памятник - статуя Клеоника, сына Лисимаха с Эвбеи (1 век до н.э.)
![](http://s017.radikal.ru/i433/1512/ef/1850604b9862.jpg)
В римское время, кстати, такая манера драпировки, возможно, получила дополнительный престиж за счёт того, что уложенный таким образом длинный белый гиматий издали напоминал римскую тогу.
Греческие правила приличия требовали, чтобы в публичных местах уважающий себя мужчина скрывал под плащом, как минимум, одну руку. Мальчикам и подросткам, и вообще младшим в присутствии старших, вообще рекомендовалось рук из-под плаща не показывать.
![](http://i072.radikal.ru/1512/df/a4738f56f1f3.jpg)
Хотя эти правила уже в IV веке до нашей эры считались в Афинах старорежимными, но в целом, как изысканные манеры, они сохранились до римского времени.
II. (левое плечо свободно) Нетипичный способ; в классическое время он даже высмеивается Аристофаном в "Птицах", где Посейдон упрекает варварского бога Трибалла: «Ты что ж на левое плечо накинул плащ? На правое направь его по правилам! Беда с тобой! Ты хуже Лаисподия. О демократия, куда ведешь ты нас? Урод в послы богами избирается!».
Тем не менее, этот способ был актуален, как мимимум, для левшей.
Но возможно, я его себе неправильно представляю, и он был "зеркальным" - то есть, драпирование начиналось не с левой, а с правой руки
III. (правое плечо свободно) "Гражданская стойка "вольно"".
![](http://s004.radikal.ru/i205/1512/bf/0973ec04ab74.jpg)
[Sofocle, copia romana da originale greco con testa non pertinente, inv. 2242 Софокл - вариант с туникой; гиматий волочится по земле - Софокл любил роскошь]
![](http://s019.radikal.ru/i643/1512/24/72aa3bd70bc4.jpg)
[Demetrius Phalereus) original 4 BC Naples, NAM Inv 6210 Деметрий Фалерский (?) - вариант без туники; гиматий волочится - Д. Ф. очень любил роскошь]
Варианты драпировки: IIIA. - со свободной второй рукой (гиматий подбирается вверх и укладывается на левом плече толстыми складками);
![](http://s018.radikal.ru/i525/1512/08/52ff8e830ea3.jpg)
[Demosthenes early Roman copy bronze 100 BC-100 AD Harvard Art Museums Демосфен любил роскошь умеренно, не выходя за рамки приличий; и вообще, не тем был славен]
IIIB. - вариант со свисающим на живот углом. Этот способ был более характерен для женщин, но и мужчины запросто применяли его, что дополнительно демонстрирует "унисексность" греческого гиматия.
![](http://s017.radikal.ru/i435/1512/58/cdb262f43cfd.jpg)
["Философ" (возможно, Плутарх) - Дельфы, музей]
IV. (оба плеча свободны) Это уже что-то вроде "расстёгнутого пиджака". Собственно, гиматий, подвёрнутый сверху, оборачивается вокруг бёдер, а концы его придерживаются левой рукой, согнутой в локте.
![](http://s017.radikal.ru/i426/1512/3d/c7c9d0d31ad0.png)
Наконец, ещё один способ драпировки гиматия/паллия ("рабочий") - сложенный вдвое, его обёртывали вокруг пояса и завязывали узлом спереди.
![](http://s017.radikal.ru/i429/1512/92/334c4d28577e.jpg)
Actor wearing the mask of a Rustic. Terracotta figurine, Hellenistic artwork, 2nd century BC. From Canino, Italy BM
Это была, судя по всему, "деревенская", простонародная манера. Горожане применяли её для удобства - чтобы освободить руки и верхнюю часть тела. Например, так изображаются музыканты и танцоры; а также мясник за работой
![](http://s017.radikal.ru/i407/1512/a0/f53f0ff81d8f.jpg)
Funerary relief of Roman butcher Tiberius Julius Vitalis. Villa Albani, Roma
Цвет, орнамент
О цветовых разновидностях гиматиев, их уместности в той или иной ситуации, для тех или иных групп населения на востоке Средиземноморья можно узнать из "Сонника" Артемидора Далдианского, Книга II (Перевод И. А. Левинской):
читать""3. Ведя речь об одежде и всякого рода украшениях, прежде всего следует сказать о мужском платье, как местном, так и иноземном. Одежда, привычная и соответствующая времени года, благоприятна для всех. Носить во сне летом поношенный полотняный гиматий, а зимой новый шерстяной — хороший признак, сулящий здоровье. Но тому, кто имеет судебную тяжбу, и рабу, который стремится к освобождению, даже зимой плохо видеть во сне новый гиматий. Ведь такой сон обещает серьезное осложнение и длительное противодействие. Белый гиматий на пользу только привыкшим к такого рода платью, а также рабам эллинов; для всех прочих такой сон означает беспокойства, потому что белые гиматий обычно носят, когда бывают на людях, а для ремесленников — бездействие и праздность, тем дольше, чем роскошнее был гиматий: ведь за работою, а особенно ремесленною люди в белое не одеваются. Благополучным рабам римлян видеть такой сон хорошо, а всем остальным плохо, ибо он только подчеркивает их дурное положение: так как они постоянно носят ту же одежду, что и хозяева, то этот сон не предвещает им свободы, как рабам эллинов. Для больного белый гиматий предсказывает смерть, потому что мертвых обряжают в белое. Черный гиматий, напротив, означает выздоровление, потому что в такую одежду обычно одеты не покойники, а те, кто их оплакивает. Однако я знал многих заболевших бедняков, рабов и узников, которые перед смертью видели себя одетыми в черный гиматий: по-видимому, из-за бедности их не смогли похоронить в белом. Да и вообще черная одежда предвещает несчастье всем, кроме делающих что-либо тайно.
Носить во сне пеструю или пурпурную одежду благоприятно только жрецам, хористам, музыкантам, актерам и всем участникам театральных представлений, остальным же людям такой сон приносит беспокойства и опасности; для больных он означает страдания от горьких соков и избытка желчи. Порфира сулит благо рабам и богачам: первым она несвойственна и потому обещает свободу, вторым подобает по положению и означает для них почести и доброе имя. Больному такой сон предсказывает гибель, бедняку — несчастье, а многим — заточение. Ведь порфироносцу полагается носить диадему или венок и иметь многочисленную свиту и охрану. Для тех, кто участвует в театральных представлениях, порфира означает то же самое, что и пурпурное платье. Багряная и вообще любая одежда, окрашенная в красное, одним сулит раны, а другим горячку.
Женская одежда на пользу только для холостяков и выступающих на сцене: одни женятся и будут жить с женами душа в душу, так что и наряды у них будут одинаковы, а другие станут выступать в женских ролях и получат большое вознаграждение. Прочих же такой сон или лишает жены, или поражает серьезной болезнью — ведь женское платье носят лишь те, кто слаб и изнежен. Впрочем, во время праздников и торжеств ни женская, ни пестрая одежда никому не предвещает беды.
Иметь варварскую одежду и быть наряженным по-варварски обещает тому, кто собирается отправиться в края, где носят приснившуюся одежду, счастливую жизнь на чужбине, а нередко предвещает там и умереть. Прочим же он сулит болезнь или бездействие. <...>
Носить мягкую и дорогую одежду хорошо и для богатых, и для бедных: у одних сохранится их роскошь, а у других дела пойдут живее. Но рабам и нуждающимся такой сон предвещает болезнь.
Куцая и неподобающая одежда означает убытки и бездействие. <...>
Пестрая и цветастая одежда — на пользу женщинам, а особенно гетерам и богатым: одни носят роскошную одежду для своего ремесла, а другие — от изнеженности.
Некрашенная одежда хороша для всех, а особенно для тех, кто боится изобличения, ибо она не меняет свой цвет.
Всегда лучше носить во сне светлую, чистую и хорошо вымытую одежду, нежели грязную и нестиранную, — разве только сон снится тем, кто зарабатывает на жизнь грязной работой.""
Резюмируем. Белый плащ (в комплекте с белой же туникой) - официально-праздничная одежда, удел высших и средних классов, показатель полноправия и благосостояния.
![](http://s020.radikal.ru/i704/1512/81/001b44183707.png)
[Tragic author and comic actor (Museum of Sousse) драматург - в белом гиматии; актёр (играющий, видимо, бедняка или раба) в коротком буром гиматии]
Кроме того, белые одежды - погребальные (кроме как у тех, кто по крайней бедности не может их себе позволить). Это подтверждает и Плутарх ("Римские вопросы", 26, "покойника одевают в белое"). Траурные одежды непосредственно во время похорон - чёрные (но обрядовый, длительный траур - похоже, тоже требует белой одежды: Плутарх, "Римские вопросы" - "Как сообщает Сократ, и в Аргосе в дни траура носят белую, выстиранную в воде одежду"). Гиматии (повседневные) простонародья, ремесленников, крестьян, рабов - не белые, но и не крашеные; естественных цветов шерсти: все оттенки рыжего, бурого, коричневого, серого.
![](http://s020.radikal.ru/i707/1512/5d/63032c205744.jpg)
[редкий сюжет для римской живописи - повседневная сценка на помпейском форуме; один из присутствующих - в белой тоге, прочие - в паллиях, которые отличаются тёмными тонами расцветки и меньшей длиной]
Крашеные однотонные одежды (прежде всего пурпур и красный цвет) - удел состоятельных граждан (в частной жизни или во время торжеств, где они не выступают как официальные лица). Многоцветные ("пёстрые") плащи характерны для женщин, а также для актёров и прочих работников шоу-бизнеса. Слишком длинная одежда - повод для обвинений в изнеженности/женственности. Слишком короткая - указывает на бедность. Зимой носят плотные шерстяные гиматии (надо думать, поверх туники и закутав оба плеча). Летом - желетельнее полотняный тонкий гиматий, который можно носить без туники, на голое тело.
На основе изобразительных источников можно сделать вывод и о существовании гиматиев "тартановой" расцветки. На плаще императора Адриана "в косюме философа" (бронзовая статуя из Стамбульского музея, найдена в Адане, Турция) можно отчётливо видеть небольшие квадраты, не похожие на "заломы" от складывания ткани (слишком маленькие и аккуратные).
www.flickr.com/photos/carolemage/5714132520/in/...
www.flickr.com/photos/carolemage/5713562323/in/...
В римское время гиматии - "профессиональная" одежда философов, от эпатажных киников до пафосных академиков.
www.electrummagazine.com/wp-content/uploads/201...
[Платонова Академия(?) - мозаика из Помпей, вилла Т. Симиния Стефана, 1 век до н.э. или 1 век н.э. Все семеро изображённых философов - в гиматиях "классической" длины, пятеро - без туник, один в тунике, и один так закутался, что непонятно - есть что по гиматием, или нету. Стоит обратить внимание на цвет плащей. В белом гиматии лишь один из семерых (докладчик? кандидат?дежурный по классу? - несомненно лишь то, что такой плащ должен его в каком-то смысле выделять из общей среды). У остальных - плащи "естественных" цветов - желтовато-охристого, бурого, серого. Хорошо видны кисточки на углах.]
commons.wikimedia.org/wiki/File:Cynic_philosoph...
[Философ-киник(?), конец 1 - начало 2 века н.э., Капитолийский музей, Рим. Гиматий короткий, туники под ним нет, оба плеча открыты.]
ниже - подготовительные материалы
_____________
читать дальшеwww.jstor.org/stable/985474?seq=1#page_scan_tab...
Roman Men in Greek Himation (Romani Palliati) a Contribution to the History of Copying
Margarete Bieber
Proceedings of the American Philosophical Society
Vol. 103, No. 3 (Jun. 15, 1959), pp. 374-417
Published by: American Philosophical Society
www.uhl.ac/files/7413/5005/2964/Clothing.pdf
Очень кратко по одежде, но зато даны параллельные термины на греческом, латыни и иврите
chiton in Greek, tunica in Latin, and haluq in Mishnaic Hebrew
Himation (Greek), talit (Hebrew)
tzit tzit - кисти по углам
Узор уголком - gamma pattern
onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/brows...
Лилиан Уилсон (Тога, античный костюм) - читать, но не скачать.
www.sno.pro1.ru/lib/skrzhinskaya2/27.htm
Здесь о длине гиматия; в другом месте - 4-6 стоп х 12-15
Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. — СПб.: Алетейя, 2001.
читать дальшеОльвийская коллегия си-тонов посвятила небольшой мраморный рельеф божеству, которое названо Благосклонно внемлющим Героем. Ситонов избирали во время острой нехватки хлеба для обеспечения граждан зерном.
188
189
Успешно справившись с этим поручением на рубеже III—II вв., пять ольвиополитов заказали для посвящения божеству мраморный рельеф с надписью о своей деятельности: «Исполнив обязанность ситонов, Феокл, сын Фрасидама, Деметрий, сын Фокрита, Афиней, сын Конона, Навтим, сын Героксена, вместе с секретарем Афинодором, сыном Демагора, посвятили рельеф Благосклонно внемлющему Герою».8
Ситоны занимают левую часть рельефа (рис. 16). Справа на ложе возлежит бог, которому посвящен рельеф, а на краю ложа сидит богиня, его супруга. На круглом столике перед богами разложены яства, рядом стоит мальчик, слуга-виночерпий, а на передней стенке алтаря, около которого расположились ситоны, изображен человек, приносящий в жертву барана.
Все ситоны по греческому обычаю с усами и небольшой подстриженной бородой, на всех надет длинный плащ — гиматий, в котором надлежало появляться в общественных местах. Гиматии по-разному драпированы, но длина у всех одинаковая: плащ закрывает ноги до ступней, причем нога, у которой свисает край плаща, открыта несколько больше, чем другая. Такой же длины гиматий представлен на фрагменте ольвийской надгробной стелы III в. Тлесикла и Кониска и на найденном близ Ольвии рельефе того же времени со сценой жертвоприношения.7 Мода в древности менялась медленно, и длина гиматия оставалась неизменной до римского периода. По высказываниям древнегреческих авторов можно заключить, что плащ именно такой длины считался приличным для гражданина, начиная с V в. Плутарх описывает, как осмеивали Алкивиада за то, что его плащ волочился по полу, напоминая женскую одежду.8 За это же Демосфен порицал своего противника Эсхина.9 Слишком короткий плащ афиняне считали приметой деревенского человека.10 Наверное, и в практике ольвиополитов не все носили гиматий одинаковой длины, но на парадных изображениях, каковыми являются посвятительные и надгробные стелы, длина гиматиев соответствует требованиям общепризнанной греческой нормы.
В классический период плащ в парадной одежде полностью окутывал левую согнутую в локте руку, оставляя свободной правую (рис. 8); лишь в IV в. из этого правила стали делать исключения. Эсхин писал, что он первый публично выступил перед народом, держа левую руку не под плащом.11 Однако ревнители строгих правил, каким слыл его современник Фокион, не позволяли себе в городе «выпрастывать руки из-под плаща».12
В Северном Причерноморье мода носить гиматий, оставляя свободными обе руки, не вытеснила предыдущую не только в эллинистический, но и в римский период, о чем свидетельствуют многочисленные изображения на херсонесских и боспорских надгробных стелах.
190
Если судить по стеле ситонов, парадный костюм ольвиополитов в эллинистический период допускал два вида ношения гиматиев. У троих ситонов плащ драпирован по классическому образцу, закрывая все туловище и оставляя свободной лишь одну руку, а у двоих накинут так, что не закрывает рук. Здесь отразились два главных принципа драпировки гиматия. Первый заключался в следующем: плащ, представлявший собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, сначала перебрасывался через левое плечо, затем остальную часть оборачивали от левой стороны к правой вокруг спины, правой руки и груди, а конец перебрасывали назад через левое плечо. Это называлось «одеваться направо». Именно так задрапирован гиматий на классических греческих статуях, например на Софокле (рис. 8). В исследованиях об одежде древних греков упоминают правостороннюю драпировку плащей.13 Однако в Северном Причерноморье гиматий драпировали и в противоположную сторону (стела ситонов, боспорская статуя так называемого поэта, херсонесское надгробие).14 На изображениях видно, что гиматии, вероятно, в зависимости от температуры воздуха, надевали поверх хитона или на голое тело (рис. 12, 16).
...
Вообще в античности драпировка с помощью застежек и поясов играла значительно большую роль, чем крой и шитье одежды. Верхняя ее часть — плащ — и вовсе представлял кусок ткани определенной длины и ширины. Женщины носили плащи, либо спадавшие до земли, но чаще более короткие, как гиматий богини на стеле ситонов. Кроме того гречанки набрасывали на хитоны покрывала, спускавшиеся ниже талии. Женские плащи драпировались по тому же принципу, что и мужские, то есть или полностью закрывали все тело вместе с руками или оставляли открытыми одну руку и плечо. Отличие от мужского гиматия состояло в более разнообразном расположении складок плаща, в возможности варьировать его длину, вероятно, в качестве ткани, а также в том, что женщины накидывали плащ не только на тело, но и на голову. Это хорошо видно на стеле ситонов.
195
Остатки краски на терракотовых статуэтках дают некоторое представление о цвете женской одежды. Излюбленным сочетанием были голубой и розовый цвета или их более яркие варианты — красный и синий. К голубому хитону надевали розовый или красный гиматий, или наоборот. Приведем несколько примеров раскраски ольвийских терракот. На полуфигуре Коры-Персефоны хитон окрашен в голубой цвет, на одной статуэтке Кибелы — в красный, на другой — в розовый, а плащ Деметры — в синий. Иногда красный и голубой цвета сочетались в одном виде одежды. Гиматий Афродиты на одной терракоте расписан красными и голубыми полосами. Сочетание названных красок одежды характерно не только для местных терракот, но и для подобных изделий из разных греческих полисов.
Женская одежда не всегда бывала однотонной. Гречанки особенно любили выделять края одежды иным цветом. Например, по краю гиматия терракоты Кибелы идут черная и красная полосы, голубая и пурпурная кайма изображены на женском плаще на эллинистической терракоте местной работы.
Росписи аттических и италийских ваз свидетельствуют о широком распространении такого рода украшений костюма.
...
Следует, однако, отметить, что произведения античного искусства отражают парадную и официальную сторону жизни, а не домашнюю и рабочую повседневность. В тщательно задрапированном гиматий мужчины и женщины почти ничего не могли делать руками и должны были держаться так, чтобы складки не теряли формы, поэтому гиматий не надевали во время работы. Характер изображений позволяет определить, в
197
каких случаях использовался парадный костюм. Стела ситонов показывает, что в гиматии облачались при исполнении государственных обязанностей, а стелы со сценами жертвоприношений свидетельствуют, что парадную одежду надевали во время отправления торжественных религиозных церемоний. По аналогии с другими греческими городами добавим, что в хитоне и гиматии граждане посещали агору и театр, ораторы выступали перед народом.
На надгробных рельефах и статуях мастер создавал идеализированный образ умершего в парадном одеянии. Набор украшений в погребениях также соответствует парадному костюму. Немногочисленные терракотовые статуэтки женщин, которые изображали не богинь, а реальных людей, также представляют празднично одетых гречанок. Нам удалось выделить единственное отличие от
198
принятого в Греции ношения костюма: мужчины часто драпировали гиматии налево, что на греческих изображениях встречается крайне редко и считается аномалией. Это подтверждается репликой из комедии Аристофана «Птицы». Бог Посейдон упрекает варварского бога Трибалла: «Ты что ж на левое плечо накинул плащ? На правое направь его по правилам! Беда с тобой! Урод в послы богами избирается!»17
Однако в городах Северного Причерноморья в эллинистический и римский периоды драпировка плаща в определенную сторону не считалась обязательной. Известно, что довольно значительное число людей рождается левшами. Поэтому можно предположить, что драпировку налево или направо выбирали в зависимости от того, какую руку важнее было оставить свободной. Но в целом, судя по изображениям, здесь, как и в Греции, свободный гражданин отличался умением красиво носить плащ. Недаром Платон в диалоге «Теэт» утверждал, что свободный человек знает, как подобает перебросить плащ через плечо.18
Тертуллиан О плаще
www.tertullian.org/russian/pallium.htm
по изданию: Тертуллиан. О плаще. Пер. с лат. А.Я.Тыжова. Составление, сопроводительные статьи, комментарии Ю.С.Довженко. СПб.: Алетейя, 2000.
www.tertullian.org/latin/de_pallio.htm
латынь
___________
www.reginacaelipress.com/
?
www.flickr.com/photos/frenchieb/6026135772/in/a...
______________
С одной стороны - "стела ситонов", проанализированная Скржинской; с другой - статуя Л. Антония из булевтериона города Афродисий (Малая Азия), около 200 года н.э.
www.flickr.com/photos/frenchieb/6025575613/in/s...
Granger-Taylor The Emperor's Clothes 1987
Самнер - материалы по сагуму (сравнить размеры гиматия и сагума в развёрнутом виде)
publishing.cdlib.org/ucpressebooks/view?docId=f...
Smith R. R. R. Kings and Philosophers
www.flickr.com/photos/carolemage/5714132520/in/...
www.flickr.com/photos/carolemage/5713562323/in/...
Bronze statue of Emperor Hadrian, 2nd century CE, from Adana, Istanbul Archaeological Museum
Паллиум; сандалии греческие - вот здесь видно всё устройство верха (продольная кожаная полоса, идущая вдоль подъёма стопы, сложенная вдвое и застёгнутая на кнопку внизу спереди)
В отличие от тоги, греческий плащ оказался на протяжении почти тысячи лет почти неизменным - как по форме/размерам, так и по принципам драпировки (существовала некоторая вариативность, в зависимости от места и времени, но поступательная эволюция как таковая не наблюдается). Интересно, что этот культурный консерватизм греков, являвшийся не менее характерной чертой, чем их предприимчивость и гибкость, не получил, кажется, развёрнутого отражения в посвящённых им исследованиях.
Все основные способы и особенности ношения гиматия, разработанные в Афинах в классическое и эллинистическое время, были актуальны в дальнейшем на протяжении почти тысячелетия, по нескольким причинам. Во-первых, в силу того культурного консерватизма, о котором я говорил выше. Во-вторых, этот консерватизм в дальнейшем культивировался сознательно, в силу уважения к великому прошлому Греции. В-третьих, перед глазами всей ойкумены оставались греческие статуи и картины (а позже - и их бесчисленные римские копии), которые давали "великому прошлому" дополнительный авторитет и визуальные образцы.
Покрой
читать дальше
Паллиум представлял собой прямоугольник. Его длина (высота) обычно соответствовала росту владельца. Могла быть, в принципе, больше или меньше. Однако слишком длинный гиматий свидетельствовал (ещё в Греции; о Риме и говорить нечего) об изнеженности, женоподобии или (самое малое) об экстравагантности его владельца. Так, например, "волочащийся" гиматий носил Алкивиад (скорее всего намеренно, чтобы скандализовать окружающих). Также Эсхин, Менандр. Ну а слишком короткий плащ свидетельствовал либо о бедности владельца, либо о его неотёсанности (деревня), либо о спартанофильских наклонностях (это, опять же, в Греции и в классический период). Согласно греческому классическому идеалу, гиматий не должен был ни закрывать ступни, ни оголять лодыжки. Римские неграждане сплошь и рядом носили коротковатые паллии - по этому признаку, кстати, их на некоторых изображениях можно сразу отличить от длинных тог (на рельефах, например); отличались они и тем, что тоги были преимущественно белыми, а повседневные паллии, в принципе, в цветовой гамме были почти не ограничены. Женский гиматий свободной и состоятельной горожанки, по греческим понятиям о приличиях, должен был достигать земли.
Ширина гиматия/паллия, судя по дошедшим до нас экземплярам, относилась к длине примерно как один к двум. Вот, например, гиматий из Пещеры Свитков в Израиле
![](http://s018.radikal.ru/i500/1512/fd/2ce9634bd2fc.png)
А вот
![](http://s008.radikal.ru/i304/1512/6c/14645f1b9614.png)
Паллиум ткался как единый кусок ткани, без швов и разрезов. Соответственно, края его не подрубались и не обшивались; но в процессе изготовления в них вплетались дополнительные нити кромки, для прочности и в декоративных целях. Концы этих нитей оформлялись в кисточки - четыре(?) или три (как на реконструкции Грейнджер-Тейлора).
![](http://s019.radikal.ru/i626/1512/75/44b64fc77c1d.png)
![](http://s42.radikal.ru/i097/1512/e5/8b25d29178c8.jpg)
![](http://s015.radikal.ru/i330/1512/2d/744b114aa921.png)
[кисточка на углу гиматия - с бронзовой статуи императора Адриана, найденной в Адане (Турция)]
К слову сказать, на востоке эти кисточки могли быть большой длины - там (в том числе у иудеев) они играли охранительную и сакральную функцию.
![](http://s016.radikal.ru/i337/1512/45/8546d72c8913.png)
[исцеление Иисусом кровоточивой женщины (Мф.9,20-22; Лк.8,43-48) - фреска в римских катакомбах, первая половина 4 века: в переводе сказано "прикоснулась к краю одежды его", в оригинале - греч. κράσπεδον, что может означать как просто кайму, так и бахрому или кисточку; на фреске же мы видим определённо кисточку]
Собственно, иудейский таллит/талес - это, изначально, он самый, гиматий, и есть. Восточные (как мужские, так и женские), а у греков - женские гиматии (как и римская палла) иногда снабжались бахромой вдоль двух коротких кромок. Греческие гиматии могли также снабжаться грузиками-утяжелителями, вшитыми в углы.
Удобство; уместность и неуместность
Тертуллиан, "О плаще", V.3. : ""...нет ничего удобнее плаща, даже если он двойной, как у Кратета. Никогда не возникает никакой задержки при одевании, ибо все его предназначение - облекать без труда. Одеться можно одним обертыванием, которое ни в каком месте, по крайней мере, не оказывается бесчеловечным. Так паллий облекает все части человеческого тела. Он, по желанию, открывает или закрывает плечо; вообще же - плотно к нему прилегает. Он нисколько не жмет, нисколько не тянет, нисколько не заботится о надежности складок, легко управляет собой, легко приводится в прежний порядок. Даже когда его снимают, он не вверяется назавтра никакому мучению. Если имеется какая-нибудь нижняя рубашка, плащ свободен от пытки пояса. Если надеваются башмаки - отлично, но босые ноги определенно более мужественны, нежели обутые.""
![](http://s018.radikal.ru/i502/1512/af/08bc0370b03b.jpg)
[фрагмент рельефа Арки Константина (рельеф перемещён с более раннего памятника конца II века) - перед трибуной символически представлены все слои римского населения: перегрин в паллии, гражданин в тоге, женщина, раб(?) в одной тунике; паллиум очень короткий - так что из-под него даже видна туника]
Способы драпировки
Драпировка гиматия начиналась, по-видимому, с левой руки. Вне зависимости от способа, вначале середину боковой кромки (точка 1. в середине линии C.-D. по схеме Грейнджер-Тейлора) укладывали на левое запястье - так, чтобы углы C. и D. свисали по обе стороны руки. Затем полотнище протягивали за спиной.
![](http://s010.radikal.ru/i311/1512/48/e165c8706738.jpg)
При этом верхняя кромка (C.-A.) либо укладывалась на левое плечо, либо нет; затем её укладывали (либо не укладывали) на правое плечо. После этого оставшаяся часть полотнища, обогнув правый бок, возвращалась на переднюю часть фигуры. Наконец, точка 4. на линии A.-B. заканчивала драпировку примерно там же, где она начиналась - она укладывалась на локоть той же левой руки. Это базовый (по часовой стрелке, если глядеть сверху) способ; четыре его варианта формируются за счёт накидывания или ненакидывания гиматия на плечи (I - оба плеча укрыты; II - левое плечо свободно; III - правое плечо свободно; IV - оба плеча свободны).
I. (оба плеча укрыты) "Классический" официальный стиль. Для интересующего нас времени "эталонный" памятник - статуя Клеоника, сына Лисимаха с Эвбеи (1 век до н.э.)
![](http://s017.radikal.ru/i433/1512/ef/1850604b9862.jpg)
В римское время, кстати, такая манера драпировки, возможно, получила дополнительный престиж за счёт того, что уложенный таким образом длинный белый гиматий издали напоминал римскую тогу.
Греческие правила приличия требовали, чтобы в публичных местах уважающий себя мужчина скрывал под плащом, как минимум, одну руку. Мальчикам и подросткам, и вообще младшим в присутствии старших, вообще рекомендовалось рук из-под плаща не показывать.
![](http://s019.radikal.ru/i627/1512/90/1431750583b7.jpg)
![](http://i072.radikal.ru/1512/df/a4738f56f1f3.jpg)
Хотя эти правила уже в IV веке до нашей эры считались в Афинах старорежимными, но в целом, как изысканные манеры, они сохранились до римского времени.
II. (левое плечо свободно) Нетипичный способ; в классическое время он даже высмеивается Аристофаном в "Птицах", где Посейдон упрекает варварского бога Трибалла: «Ты что ж на левое плечо накинул плащ? На правое направь его по правилам! Беда с тобой! Ты хуже Лаисподия. О демократия, куда ведешь ты нас? Урод в послы богами избирается!».
Тем не менее, этот способ был актуален, как мимимум, для левшей.
Но возможно, я его себе неправильно представляю, и он был "зеркальным" - то есть, драпирование начиналось не с левой, а с правой руки
III. (правое плечо свободно) "Гражданская стойка "вольно"".
![](http://s004.radikal.ru/i205/1512/bf/0973ec04ab74.jpg)
[Sofocle, copia romana da originale greco con testa non pertinente, inv. 2242 Софокл - вариант с туникой; гиматий волочится по земле - Софокл любил роскошь]
![](http://s019.radikal.ru/i643/1512/24/72aa3bd70bc4.jpg)
[Demetrius Phalereus) original 4 BC Naples, NAM Inv 6210 Деметрий Фалерский (?) - вариант без туники; гиматий волочится - Д. Ф. очень любил роскошь]
Варианты драпировки: IIIA. - со свободной второй рукой (гиматий подбирается вверх и укладывается на левом плече толстыми складками);
![](http://s018.radikal.ru/i525/1512/08/52ff8e830ea3.jpg)
[Demosthenes early Roman copy bronze 100 BC-100 AD Harvard Art Museums Демосфен любил роскошь умеренно, не выходя за рамки приличий; и вообще, не тем был славен]
IIIB. - вариант со свисающим на живот углом. Этот способ был более характерен для женщин, но и мужчины запросто применяли его, что дополнительно демонстрирует "унисексность" греческого гиматия.
![](http://s017.radikal.ru/i435/1512/58/cdb262f43cfd.jpg)
["Философ" (возможно, Плутарх) - Дельфы, музей]
IV. (оба плеча свободны) Это уже что-то вроде "расстёгнутого пиджака". Собственно, гиматий, подвёрнутый сверху, оборачивается вокруг бёдер, а концы его придерживаются левой рукой, согнутой в локте.
![](http://s017.radikal.ru/i426/1512/3d/c7c9d0d31ad0.png)
Наконец, ещё один способ драпировки гиматия/паллия ("рабочий") - сложенный вдвое, его обёртывали вокруг пояса и завязывали узлом спереди.
![](http://s017.radikal.ru/i429/1512/92/334c4d28577e.jpg)
Actor wearing the mask of a Rustic. Terracotta figurine, Hellenistic artwork, 2nd century BC. From Canino, Italy BM
Это была, судя по всему, "деревенская", простонародная манера. Горожане применяли её для удобства - чтобы освободить руки и верхнюю часть тела. Например, так изображаются музыканты и танцоры; а также мясник за работой
![](http://s017.radikal.ru/i407/1512/a0/f53f0ff81d8f.jpg)
Funerary relief of Roman butcher Tiberius Julius Vitalis. Villa Albani, Roma
Цвет, орнамент
О цветовых разновидностях гиматиев, их уместности в той или иной ситуации, для тех или иных групп населения на востоке Средиземноморья можно узнать из "Сонника" Артемидора Далдианского, Книга II (Перевод И. А. Левинской):
читать""3. Ведя речь об одежде и всякого рода украшениях, прежде всего следует сказать о мужском платье, как местном, так и иноземном. Одежда, привычная и соответствующая времени года, благоприятна для всех. Носить во сне летом поношенный полотняный гиматий, а зимой новый шерстяной — хороший признак, сулящий здоровье. Но тому, кто имеет судебную тяжбу, и рабу, который стремится к освобождению, даже зимой плохо видеть во сне новый гиматий. Ведь такой сон обещает серьезное осложнение и длительное противодействие. Белый гиматий на пользу только привыкшим к такого рода платью, а также рабам эллинов; для всех прочих такой сон означает беспокойства, потому что белые гиматий обычно носят, когда бывают на людях, а для ремесленников — бездействие и праздность, тем дольше, чем роскошнее был гиматий: ведь за работою, а особенно ремесленною люди в белое не одеваются. Благополучным рабам римлян видеть такой сон хорошо, а всем остальным плохо, ибо он только подчеркивает их дурное положение: так как они постоянно носят ту же одежду, что и хозяева, то этот сон не предвещает им свободы, как рабам эллинов. Для больного белый гиматий предсказывает смерть, потому что мертвых обряжают в белое. Черный гиматий, напротив, означает выздоровление, потому что в такую одежду обычно одеты не покойники, а те, кто их оплакивает. Однако я знал многих заболевших бедняков, рабов и узников, которые перед смертью видели себя одетыми в черный гиматий: по-видимому, из-за бедности их не смогли похоронить в белом. Да и вообще черная одежда предвещает несчастье всем, кроме делающих что-либо тайно.
Носить во сне пеструю или пурпурную одежду благоприятно только жрецам, хористам, музыкантам, актерам и всем участникам театральных представлений, остальным же людям такой сон приносит беспокойства и опасности; для больных он означает страдания от горьких соков и избытка желчи. Порфира сулит благо рабам и богачам: первым она несвойственна и потому обещает свободу, вторым подобает по положению и означает для них почести и доброе имя. Больному такой сон предсказывает гибель, бедняку — несчастье, а многим — заточение. Ведь порфироносцу полагается носить диадему или венок и иметь многочисленную свиту и охрану. Для тех, кто участвует в театральных представлениях, порфира означает то же самое, что и пурпурное платье. Багряная и вообще любая одежда, окрашенная в красное, одним сулит раны, а другим горячку.
Женская одежда на пользу только для холостяков и выступающих на сцене: одни женятся и будут жить с женами душа в душу, так что и наряды у них будут одинаковы, а другие станут выступать в женских ролях и получат большое вознаграждение. Прочих же такой сон или лишает жены, или поражает серьезной болезнью — ведь женское платье носят лишь те, кто слаб и изнежен. Впрочем, во время праздников и торжеств ни женская, ни пестрая одежда никому не предвещает беды.
Иметь варварскую одежду и быть наряженным по-варварски обещает тому, кто собирается отправиться в края, где носят приснившуюся одежду, счастливую жизнь на чужбине, а нередко предвещает там и умереть. Прочим же он сулит болезнь или бездействие. <...>
Носить мягкую и дорогую одежду хорошо и для богатых, и для бедных: у одних сохранится их роскошь, а у других дела пойдут живее. Но рабам и нуждающимся такой сон предвещает болезнь.
Куцая и неподобающая одежда означает убытки и бездействие. <...>
Пестрая и цветастая одежда — на пользу женщинам, а особенно гетерам и богатым: одни носят роскошную одежду для своего ремесла, а другие — от изнеженности.
Некрашенная одежда хороша для всех, а особенно для тех, кто боится изобличения, ибо она не меняет свой цвет.
Всегда лучше носить во сне светлую, чистую и хорошо вымытую одежду, нежели грязную и нестиранную, — разве только сон снится тем, кто зарабатывает на жизнь грязной работой.""
Резюмируем. Белый плащ (в комплекте с белой же туникой) - официально-праздничная одежда, удел высших и средних классов, показатель полноправия и благосостояния.
![](http://s020.radikal.ru/i704/1512/81/001b44183707.png)
[Tragic author and comic actor (Museum of Sousse) драматург - в белом гиматии; актёр (играющий, видимо, бедняка или раба) в коротком буром гиматии]
Кроме того, белые одежды - погребальные (кроме как у тех, кто по крайней бедности не может их себе позволить). Это подтверждает и Плутарх ("Римские вопросы", 26, "покойника одевают в белое"). Траурные одежды непосредственно во время похорон - чёрные (но обрядовый, длительный траур - похоже, тоже требует белой одежды: Плутарх, "Римские вопросы" - "Как сообщает Сократ, и в Аргосе в дни траура носят белую, выстиранную в воде одежду"). Гиматии (повседневные) простонародья, ремесленников, крестьян, рабов - не белые, но и не крашеные; естественных цветов шерсти: все оттенки рыжего, бурого, коричневого, серого.
![](http://s020.radikal.ru/i707/1512/5d/63032c205744.jpg)
[редкий сюжет для римской живописи - повседневная сценка на помпейском форуме; один из присутствующих - в белой тоге, прочие - в паллиях, которые отличаются тёмными тонами расцветки и меньшей длиной]
Крашеные однотонные одежды (прежде всего пурпур и красный цвет) - удел состоятельных граждан (в частной жизни или во время торжеств, где они не выступают как официальные лица). Многоцветные ("пёстрые") плащи характерны для женщин, а также для актёров и прочих работников шоу-бизнеса. Слишком длинная одежда - повод для обвинений в изнеженности/женственности. Слишком короткая - указывает на бедность. Зимой носят плотные шерстяные гиматии (надо думать, поверх туники и закутав оба плеча). Летом - желетельнее полотняный тонкий гиматий, который можно носить без туники, на голое тело.
На основе изобразительных источников можно сделать вывод и о существовании гиматиев "тартановой" расцветки. На плаще императора Адриана "в косюме философа" (бронзовая статуя из Стамбульского музея, найдена в Адане, Турция) можно отчётливо видеть небольшие квадраты, не похожие на "заломы" от складывания ткани (слишком маленькие и аккуратные).
www.flickr.com/photos/carolemage/5714132520/in/...
www.flickr.com/photos/carolemage/5713562323/in/...
В римское время гиматии - "профессиональная" одежда философов, от эпатажных киников до пафосных академиков.
www.electrummagazine.com/wp-content/uploads/201...
[Платонова Академия(?) - мозаика из Помпей, вилла Т. Симиния Стефана, 1 век до н.э. или 1 век н.э. Все семеро изображённых философов - в гиматиях "классической" длины, пятеро - без туник, один в тунике, и один так закутался, что непонятно - есть что по гиматием, или нету. Стоит обратить внимание на цвет плащей. В белом гиматии лишь один из семерых (докладчик? кандидат?
commons.wikimedia.org/wiki/File:Cynic_philosoph...
[Философ-киник(?), конец 1 - начало 2 века н.э., Капитолийский музей, Рим. Гиматий короткий, туники под ним нет, оба плеча открыты.]
ниже - подготовительные материалы
_____________
читать дальшеwww.jstor.org/stable/985474?seq=1#page_scan_tab...
Roman Men in Greek Himation (Romani Palliati) a Contribution to the History of Copying
Margarete Bieber
Proceedings of the American Philosophical Society
Vol. 103, No. 3 (Jun. 15, 1959), pp. 374-417
Published by: American Philosophical Society
www.uhl.ac/files/7413/5005/2964/Clothing.pdf
Очень кратко по одежде, но зато даны параллельные термины на греческом, латыни и иврите
chiton in Greek, tunica in Latin, and haluq in Mishnaic Hebrew
Himation (Greek), talit (Hebrew)
tzit tzit - кисти по углам
Узор уголком - gamma pattern
onlinebooks.library.upenn.edu/webbin/book/brows...
Лилиан Уилсон (Тога, античный костюм) - читать, но не скачать.
www.sno.pro1.ru/lib/skrzhinskaya2/27.htm
Здесь о длине гиматия; в другом месте - 4-6 стоп х 12-15
Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. — СПб.: Алетейя, 2001.
читать дальшеОльвийская коллегия си-тонов посвятила небольшой мраморный рельеф божеству, которое названо Благосклонно внемлющим Героем. Ситонов избирали во время острой нехватки хлеба для обеспечения граждан зерном.
188
189
Успешно справившись с этим поручением на рубеже III—II вв., пять ольвиополитов заказали для посвящения божеству мраморный рельеф с надписью о своей деятельности: «Исполнив обязанность ситонов, Феокл, сын Фрасидама, Деметрий, сын Фокрита, Афиней, сын Конона, Навтим, сын Героксена, вместе с секретарем Афинодором, сыном Демагора, посвятили рельеф Благосклонно внемлющему Герою».8
Ситоны занимают левую часть рельефа (рис. 16). Справа на ложе возлежит бог, которому посвящен рельеф, а на краю ложа сидит богиня, его супруга. На круглом столике перед богами разложены яства, рядом стоит мальчик, слуга-виночерпий, а на передней стенке алтаря, около которого расположились ситоны, изображен человек, приносящий в жертву барана.
Все ситоны по греческому обычаю с усами и небольшой подстриженной бородой, на всех надет длинный плащ — гиматий, в котором надлежало появляться в общественных местах. Гиматии по-разному драпированы, но длина у всех одинаковая: плащ закрывает ноги до ступней, причем нога, у которой свисает край плаща, открыта несколько больше, чем другая. Такой же длины гиматий представлен на фрагменте ольвийской надгробной стелы III в. Тлесикла и Кониска и на найденном близ Ольвии рельефе того же времени со сценой жертвоприношения.7 Мода в древности менялась медленно, и длина гиматия оставалась неизменной до римского периода. По высказываниям древнегреческих авторов можно заключить, что плащ именно такой длины считался приличным для гражданина, начиная с V в. Плутарх описывает, как осмеивали Алкивиада за то, что его плащ волочился по полу, напоминая женскую одежду.8 За это же Демосфен порицал своего противника Эсхина.9 Слишком короткий плащ афиняне считали приметой деревенского человека.10 Наверное, и в практике ольвиополитов не все носили гиматий одинаковой длины, но на парадных изображениях, каковыми являются посвятительные и надгробные стелы, длина гиматиев соответствует требованиям общепризнанной греческой нормы.
В классический период плащ в парадной одежде полностью окутывал левую согнутую в локте руку, оставляя свободной правую (рис. 8); лишь в IV в. из этого правила стали делать исключения. Эсхин писал, что он первый публично выступил перед народом, держа левую руку не под плащом.11 Однако ревнители строгих правил, каким слыл его современник Фокион, не позволяли себе в городе «выпрастывать руки из-под плаща».12
В Северном Причерноморье мода носить гиматий, оставляя свободными обе руки, не вытеснила предыдущую не только в эллинистический, но и в римский период, о чем свидетельствуют многочисленные изображения на херсонесских и боспорских надгробных стелах.
190
Если судить по стеле ситонов, парадный костюм ольвиополитов в эллинистический период допускал два вида ношения гиматиев. У троих ситонов плащ драпирован по классическому образцу, закрывая все туловище и оставляя свободной лишь одну руку, а у двоих накинут так, что не закрывает рук. Здесь отразились два главных принципа драпировки гиматия. Первый заключался в следующем: плащ, представлявший собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, сначала перебрасывался через левое плечо, затем остальную часть оборачивали от левой стороны к правой вокруг спины, правой руки и груди, а конец перебрасывали назад через левое плечо. Это называлось «одеваться направо». Именно так задрапирован гиматий на классических греческих статуях, например на Софокле (рис. 8). В исследованиях об одежде древних греков упоминают правостороннюю драпировку плащей.13 Однако в Северном Причерноморье гиматий драпировали и в противоположную сторону (стела ситонов, боспорская статуя так называемого поэта, херсонесское надгробие).14 На изображениях видно, что гиматии, вероятно, в зависимости от температуры воздуха, надевали поверх хитона или на голое тело (рис. 12, 16).
...
Вообще в античности драпировка с помощью застежек и поясов играла значительно большую роль, чем крой и шитье одежды. Верхняя ее часть — плащ — и вовсе представлял кусок ткани определенной длины и ширины. Женщины носили плащи, либо спадавшие до земли, но чаще более короткие, как гиматий богини на стеле ситонов. Кроме того гречанки набрасывали на хитоны покрывала, спускавшиеся ниже талии. Женские плащи драпировались по тому же принципу, что и мужские, то есть или полностью закрывали все тело вместе с руками или оставляли открытыми одну руку и плечо. Отличие от мужского гиматия состояло в более разнообразном расположении складок плаща, в возможности варьировать его длину, вероятно, в качестве ткани, а также в том, что женщины накидывали плащ не только на тело, но и на голову. Это хорошо видно на стеле ситонов.
195
Остатки краски на терракотовых статуэтках дают некоторое представление о цвете женской одежды. Излюбленным сочетанием были голубой и розовый цвета или их более яркие варианты — красный и синий. К голубому хитону надевали розовый или красный гиматий, или наоборот. Приведем несколько примеров раскраски ольвийских терракот. На полуфигуре Коры-Персефоны хитон окрашен в голубой цвет, на одной статуэтке Кибелы — в красный, на другой — в розовый, а плащ Деметры — в синий. Иногда красный и голубой цвета сочетались в одном виде одежды. Гиматий Афродиты на одной терракоте расписан красными и голубыми полосами. Сочетание названных красок одежды характерно не только для местных терракот, но и для подобных изделий из разных греческих полисов.
Женская одежда не всегда бывала однотонной. Гречанки особенно любили выделять края одежды иным цветом. Например, по краю гиматия терракоты Кибелы идут черная и красная полосы, голубая и пурпурная кайма изображены на женском плаще на эллинистической терракоте местной работы.
Росписи аттических и италийских ваз свидетельствуют о широком распространении такого рода украшений костюма.
...
Следует, однако, отметить, что произведения античного искусства отражают парадную и официальную сторону жизни, а не домашнюю и рабочую повседневность. В тщательно задрапированном гиматий мужчины и женщины почти ничего не могли делать руками и должны были держаться так, чтобы складки не теряли формы, поэтому гиматий не надевали во время работы. Характер изображений позволяет определить, в
197
каких случаях использовался парадный костюм. Стела ситонов показывает, что в гиматии облачались при исполнении государственных обязанностей, а стелы со сценами жертвоприношений свидетельствуют, что парадную одежду надевали во время отправления торжественных религиозных церемоний. По аналогии с другими греческими городами добавим, что в хитоне и гиматии граждане посещали агору и театр, ораторы выступали перед народом.
На надгробных рельефах и статуях мастер создавал идеализированный образ умершего в парадном одеянии. Набор украшений в погребениях также соответствует парадному костюму. Немногочисленные терракотовые статуэтки женщин, которые изображали не богинь, а реальных людей, также представляют празднично одетых гречанок. Нам удалось выделить единственное отличие от
198
принятого в Греции ношения костюма: мужчины часто драпировали гиматии налево, что на греческих изображениях встречается крайне редко и считается аномалией. Это подтверждается репликой из комедии Аристофана «Птицы». Бог Посейдон упрекает варварского бога Трибалла: «Ты что ж на левое плечо накинул плащ? На правое направь его по правилам! Беда с тобой! Урод в послы богами избирается!»17
Однако в городах Северного Причерноморья в эллинистический и римский периоды драпировка плаща в определенную сторону не считалась обязательной. Известно, что довольно значительное число людей рождается левшами. Поэтому можно предположить, что драпировку налево или направо выбирали в зависимости от того, какую руку важнее было оставить свободной. Но в целом, судя по изображениям, здесь, как и в Греции, свободный гражданин отличался умением красиво носить плащ. Недаром Платон в диалоге «Теэт» утверждал, что свободный человек знает, как подобает перебросить плащ через плечо.18
Тертуллиан О плаще
www.tertullian.org/russian/pallium.htm
по изданию: Тертуллиан. О плаще. Пер. с лат. А.Я.Тыжова. Составление, сопроводительные статьи, комментарии Ю.С.Довженко. СПб.: Алетейя, 2000.
www.tertullian.org/latin/de_pallio.htm
латынь
___________
www.reginacaelipress.com/
?
www.flickr.com/photos/frenchieb/6026135772/in/a...
______________
С одной стороны - "стела ситонов", проанализированная Скржинской; с другой - статуя Л. Антония из булевтериона города Афродисий (Малая Азия), около 200 года н.э.
www.flickr.com/photos/frenchieb/6025575613/in/s...
Granger-Taylor The Emperor's Clothes 1987
Самнер - материалы по сагуму (сравнить размеры гиматия и сагума в развёрнутом виде)
publishing.cdlib.org/ucpressebooks/view?docId=f...
Smith R. R. R. Kings and Philosophers
www.flickr.com/photos/carolemage/5714132520/in/...
www.flickr.com/photos/carolemage/5713562323/in/...
Bronze statue of Emperor Hadrian, 2nd century CE, from Adana, Istanbul Archaeological Museum
Паллиум; сандалии греческие - вот здесь видно всё устройство верха (продольная кожаная полоса, идущая вдоль подъёма стопы, сложенная вдвое и застёгнутая на кнопку внизу спереди)
@темы: одежда, замечания, BDS, античность