В принципе, Кокулло не так уж далеко от Луко дель Марси, где, как считается, было святилище этой самой Ангитии (или Ангитий; можно глянуть на мелкой карте провинции л,Аквила). [UPD - хых, "недалеко" - написал я. Тащемта, это на другом берегу озера (бывшего). Большие подробные карты надо смотреть патамушта.] По старому атласу Шеперда - это больше похоже на земли вестинов, а не марсов; или район границы между эквами, марсами, пелигнами и вестинами. Впрочем, не так уж и важно - всё равно марсы с вестинами и пелигнами были заединщики, а в имперское время все племенные и культовые границы, так или иначе, "смазались". Времени-то сколько прошло... а они до сих пор со змеями носятся Уважаю. [UPD] - ага, на официальном сайте коммуны пишут, что городишко лежал на самой границе Марсики с пелигнскими землями. Похоже, обрядовые осколки культа сохранились в Кокулло в силу глухости, медвежьеуглости и даже некоторой изолированности от "культовой метрополии" (ну, и от всего остального мира тоже).
UPDПосле ознакомления с кокуллианской этнографией довольно легко представить себе, чем был "таинственный" змеиный культ марсов и откуда он взялся. До того, как Фуцинское озеро, мелководное и временами подтоплявшее берега, было осушено (а к настоящему времени оно осушено полностью), его окрестности наверняка кишели комарами. А следовательно - и лягушками. А следовательно2 - и змеями. Собственно, окрестности озера (кишевшие всем этим) и составляли Марсику как таковую. От змей (в особенности ядовитых) нужно было как-то спасаться - то есть, бороться с ними. В Кокулло до сороковых годов двадцатого века змей, пойманных в домах, держали в глиняных горшках, подкармливая мышами и варёными яйцами. А в начале мая, во время праздника св. Доминика, их, пронеся по городку, торжественно сжигали в костре.* Вполне возможно, что похожей была обрядовая сторона культа в древности по всей приозёрной Марсике: заползшая в дом змея какое-то время содержалась в закрытом сосуде, а затем её приносили в жертву змеиной богине Ангитии (или целому классу богинь-Ангитий). Чтобы и змеи были уничтожены, и богини не гневались. Повседневное тесное "общение" с рептилиями давало местным жителям огромный практический опыт в обращении с ними. Немалое количество укушенных также приносило определённый опыт - столетия эмпирических наблюдений позволили сформировать какой-никакой арсенал простейших медицинских приёмов и прогностических навыков. Всё это и обусловило славу марсов - заклинателей змей и лекарей змеиных укусов. Дополнительную уверенность во всех этих занятиях марсам придавала вера в покровительство Ангитии.
* В настоящее время змей для праздника, в надлежащем количестве и исключительно неядовитых, отлавливают в окрестных горах, а после окончания - там же и выпускают. ____________ Кстати - о фенотипе местных жителей: внизу молодой отец из Кокулло (с того самого фото, что в начале) в сравнении со скульптурным портретом Гая Цезаря (см. через один пост вперёд)