Салинский/Залинверденский договор – ретроспектива к событиям 13 в.
читать дальшеЛерберг A. X. О жилищах еми. // В кн.: Лерберг А. X. Исследования, служащие к объяснению древней русской истории. СПб., 1819 г. (перевод Языкова, СПб., )
Лерберг, Аарон Христиан — историк (1770—1813), родом из Дерпта, учился в Германии. В 1807. г. был избран адъюнктом Императорской академии наук, затем экстраординарным академиком. Работая над изучением русской истории, преимущественно древней географии и генеалогии, Л. написал немало статей, но все они стали известны публике только спустя несколько лет после его смерти. Впервые его исследования были изданы академиком Кругом в 1816 г. на немецком языке, под заглавием: "Untersuchungen für Erläuterung der alteren Geschichte Russlands", a перевод их, сделанный Д. Языковым, — в 1819 г. (Из Брокгауза с сокращениями)
Kotzebue's Preussens ältere Geschichte. Riga, 1808. 8.
August von Kotzebue Preussens ältere Geschichte Riga : C. J. G. Hartmann, 1808., Bd. III, S. 304
books.google.fi/books?id=FNgAAAAAcAAJ&printsec=...
”das Reich der grossen Navgarthen liegt hinter der Pleskover und Vatland, die dem Orden zu Liefland mit Rechte gechoren mogen und sollen”
www1.uni-hamburg.de/Landesforschung/pub/3frame....
Залинверденский договор в "Виртуальных регестах"
www.pseudology.org/History/KazakovaNA_RusskoLli...
Казакова Н.А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV - начало XVI в. 1975
< С. 36>> Гл 1 ...
САЛИНСКИЙ ДОГОВОР И ВОЙНА ЛИВОНСКОГО ОРДЕНА С ПСКОВОМ 1406-1409 ГГ.
В конце XIV в. на Руси сложилась напряженная внутриполитическая и внешнеполитическая обстановка. 1392 г. был ознаменован большим успехом в деле объединения русских земель: под власть великого князя Московского Василия Дмитриевича перешло Нижегородское княжество. Но в попытке присоединить к своим владениям богатейшую колонию Новгорода Двинскую землю Василий Дмитриевич потерпел неудачу: в результате войны между Москвой и Новгородом 1397-1398 г. Двинская земля осталась за Новгородом. В 90-х годах над Русью вновь нависла угроза опустошительного вторжения с востока: в 1395 г. войска среднеазиатского деспота Тимура вступили в русские пределы, и от страшной опасности Русь была спасена лишь благодаря тому, что Тимур по каким-то причинам повернул от Ельца обратно.
В это тревожное время, когда на Руси происходила внутренняя борьба и когда у ее восточных границ появились грозные завоеватели, на западе началась подготовка совместного наступления Ордена и литовских феодалов. Как мы уже отмечали, Витовт, стремившийся к созданию сильного и независимого литовского государства, собирался осуществить свои планы, в частности путем территориальной экспансии против русских земель. Союзника в этом вопросе он нашел в лице Ордена. Сближение Витовта с Орденом имело место в последние годы XIV в. Уже в 1397 г. между Витовтом и великим магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингеном велись переговоры о заключении союза.
Предполагалось совместное выступление против русских земель с целью их аннексии, причем к Литве должен был отойти Новгород, к Ордену Псков.
Однако в процессе переговоров выяснилось, что Орден не склонен довольствоваться присоединением Пскова. Появление такого сильного союзника, как Витовт, пробудило у руководителей Ордена в Ливонии заглохшие мечты о подчинении Ордену хотя бы части < С. 37>> Новгородской земли. 8 августа 1397 г. великий магистр Конрад фон Юнгинген дает инструкцию своему послу передать королю Венгрии, что задержка в переговорах с Витовтом произошла из-за сообщения Ливонского ордена о том, что находящаяся между Великим Новгородом и Ливонией земля, называемая Вотской, принадлежит Ордену; во время переговоров с Витовтом вопрос о Вотской земле не ставился, а теперь великий магистр хочет его поставить.1
--------------------------
Прим. 1 Инструкция великого магистра послу к королю Венгрии: LUB, Bd. IV, № 1462
Liv-, Est- und Kurländisches Urkundenbuch, Bd. IV: 1394–1413, bearb. v. Friedrich Georg v. Bunge, Reval 1859
--------------------------
(и далее)
www.redov.ru/istorija/gryunvald_15_iyulja_1410_...
Тарас А. Е. Грюнвальд. 15 июля 1410 года.
Салинский договор (1398 г.)
23 апреля 1398 года представители Витовта встретились с послами Тевтонского ордена в Гродно и договорились о сохранении мирных отношений между ВКЛ и орденом. Обмен грамотами с окончательным текстом соглашения произошел 12 октября на острове Салин (Залинверден) на реке Неман, при впадении Невежиса. Отсюда название договора — Салинский (или Залинверденский). Договор предусматривал помощь Литвы ордену в завоевании Пскова и помощь ордена Литве в завоевании Новгорода Великого. Кроме того, Витовт обещал отдать ордену западную часть Жамойтии (до реки Невежис) и половину Дайновы за отказ от поддержки князя Свидригайло — нового претендента на великокняжеский престол. По этому договоруЖамойтия должна была платить ежегодный налог не ему, а ордену (и, соответственно, находиться под юрисдикцией ордена) до времени возвращения долга.
Неофициально Витовт заручился согласием ордена на реализацию своего плана достижения полной независимости от Польши. На торжестве по случаю обмена грамотами магнаты ВКЛ единодушно объявили Витовта «королем Литвы и Руси». Сей факт вызывал подозрительное отношение Ягайло к договору. Планы захвата Пскова и Новгорода ухудшили отношения ВКЛ с этими феодальными республиками, а также с Московским и Тверским великими княжествами. Однако реальная военная поддержка со стороны ордена оказалась весьма скромной.
amberbridge.org/article?id=71#_ednref22
Флоря Б. Н. Путь к Грюнвальду. Международная жизнь восточной части Европы в XIV – начале XV века // Родина. 2010. № 7. С. 3–8
В этих условиях наметился поворот литовских правящих кругов к политике активной экспансии на востоке, которую проводил в годы своего великого княжения Ольгерд. Первым шагом на этом пути стал захват в 1395 году войсками Витовта Смоленского княжества. Проведение такой политики предполагало необходимость поисков мира с Орденом и даже сотрудничество с ним, хотя бы и ценой определенных уступок. Одновременно наметились перемены и в политике Ордена. Бесперспективность планов завоевания Литвы в сложившихся условиях становилась очевидной. Вместе с тем военно-политическая организация, ориентированная на постоянное ведение войны, нуждалась в поиске новых направлений для экспансии. Объектом такой экспансии могли бы стать русские земли. Война со «схизматиками» (православными) могла бы укрепить репутацию Ордена как силы, утверждающей католическую веру. Союз с Литвой в этих условиях мог оказаться полезным.
Эти перемены во внешней политике ВКЛ и Ордена нашли свое выражение в договоре между Великим княжеством и Орденом, заключенном на острове Салин на Немане 12 октября 1398 года. Между государствами устанавливался не только «вечный мир», но и союз, направленный против Новгорода и Пскова, которыми союзники рассчитывали овладеть общими силами или порознь. Ордену должен был отойти Псков, а ВКЛ – Новгород. Соглашение было достигнуто ценой уступок со стороны Витовта в Жемайтии. Он признал права Ордена на эту землю и обязался содействовать установлению его власти над нею[22]. Это показывает заинтересованность Литвы в этом соглашении. Когда в следующем, 1399 году Витовт предпринял поход, чтобы посадить на престол Золотой Орды хана Тохтамыша, в его войске был отряд крестоносцев[23].
Салинский договор не был осуществлен. Между сторонами, его подписавшими, возникли серьезные трения, дело дошло до войны, и войска крестоносцев даже предприняли поход на Вильно[24], однако через несколько лет поиски соглашения возобновились.
В мае 1404 года в Раценже были заключены новые мирные соглашения между Польшей и Литвой, с одной стороны, и Орденом – с другой. Одновременно Витовт особой грамотой подтвердил условия Салинского договора[25]. Это означало возвращение Ордена и Литвы к планам совместного наступления на русские земли. Эти планы одобрила и Польша. И на этот раз соглашение было достигнуто ценой уступок в Жемайтии. Дело не ограничилось признанием прав Ордена на Жемайтию. В следующем, 1405, году Витовт пришел туда с войском и заставил жемайтов подчиниться Ордену. По его требованию они должны были дать властям Ордена заложников. В крае была поставлена крепость Кенигсбург – опорный пункт крестоносцев. Для управления этой землей Орден прислал наместника – Михаэля Кухмейстера[26].
...
[22] Тексты соглашений Витовта и Ордена см.: Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch. Bd. IV. RevaL 1859. N 1470, 1478, 1479.
[23] Scriptores rerum prussicarum. Bd. III. Leipzig. 1866. S. 250.
[24] Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года. М. 2005. С. 209-210.
[25] Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch. Bd. IV. N 1642.
[26] Длугош Я. Указ. соч. С. 43-44; Prochaska A. Krol Wladyslaw Jagiello. T. I. Krakow. 1908. S. 204-205.
если рассмотреть битву на Неве, взятие Копорья псковский эпизод и Ледовое побоище через призму работы Бартлетта, то она вполне впишется в формат мероприятий, начавшихся как частные авантюры и превратившихся впоследствии (при благоприятных условиях) в масштабные освоения новых территорий, ведшиеся силами многочисленных армий и целых государств. Улидия, Бранденбург (?).
О том, что ”ватландское” и ”плесковское” начинания и в дальнейшем признавались как могущие и даже долженствующие получить продолжение, говорит цитата из послания конца 14 века, приведённая у Лерберга.
Заслуга Александра в том, что он не позволил укорениться этим потенциально опасным росткам и безоговорочно восстановил статус кво. О баобабах у Сент-Экзюпери.
читать дальшеЛерберг A. X. О жилищах еми. // В кн.: Лерберг А. X. Исследования, служащие к объяснению древней русской истории. СПб., 1819 г. (перевод Языкова, СПб., )
Лерберг, Аарон Христиан — историк (1770—1813), родом из Дерпта, учился в Германии. В 1807. г. был избран адъюнктом Императорской академии наук, затем экстраординарным академиком. Работая над изучением русской истории, преимущественно древней географии и генеалогии, Л. написал немало статей, но все они стали известны публике только спустя несколько лет после его смерти. Впервые его исследования были изданы академиком Кругом в 1816 г. на немецком языке, под заглавием: "Untersuchungen für Erläuterung der alteren Geschichte Russlands", a перевод их, сделанный Д. Языковым, — в 1819 г. (Из Брокгауза с сокращениями)
Kotzebue's Preussens ältere Geschichte. Riga, 1808. 8.
August von Kotzebue Preussens ältere Geschichte Riga : C. J. G. Hartmann, 1808., Bd. III, S. 304
books.google.fi/books?id=FNgAAAAAcAAJ&printsec=...
”das Reich der grossen Navgarthen liegt hinter der Pleskover und Vatland, die dem Orden zu Liefland mit Rechte gechoren mogen und sollen”
www1.uni-hamburg.de/Landesforschung/pub/3frame....
Залинверденский договор в "Виртуальных регестах"
www.pseudology.org/History/KazakovaNA_RusskoLli...
Казакова Н.А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV - начало XVI в. 1975
< С. 36>> Гл 1 ...
САЛИНСКИЙ ДОГОВОР И ВОЙНА ЛИВОНСКОГО ОРДЕНА С ПСКОВОМ 1406-1409 ГГ.
В конце XIV в. на Руси сложилась напряженная внутриполитическая и внешнеполитическая обстановка. 1392 г. был ознаменован большим успехом в деле объединения русских земель: под власть великого князя Московского Василия Дмитриевича перешло Нижегородское княжество. Но в попытке присоединить к своим владениям богатейшую колонию Новгорода Двинскую землю Василий Дмитриевич потерпел неудачу: в результате войны между Москвой и Новгородом 1397-1398 г. Двинская земля осталась за Новгородом. В 90-х годах над Русью вновь нависла угроза опустошительного вторжения с востока: в 1395 г. войска среднеазиатского деспота Тимура вступили в русские пределы, и от страшной опасности Русь была спасена лишь благодаря тому, что Тимур по каким-то причинам повернул от Ельца обратно.
В это тревожное время, когда на Руси происходила внутренняя борьба и когда у ее восточных границ появились грозные завоеватели, на западе началась подготовка совместного наступления Ордена и литовских феодалов. Как мы уже отмечали, Витовт, стремившийся к созданию сильного и независимого литовского государства, собирался осуществить свои планы, в частности путем территориальной экспансии против русских земель. Союзника в этом вопросе он нашел в лице Ордена. Сближение Витовта с Орденом имело место в последние годы XIV в. Уже в 1397 г. между Витовтом и великим магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингеном велись переговоры о заключении союза.
Предполагалось совместное выступление против русских земель с целью их аннексии, причем к Литве должен был отойти Новгород, к Ордену Псков.
Однако в процессе переговоров выяснилось, что Орден не склонен довольствоваться присоединением Пскова. Появление такого сильного союзника, как Витовт, пробудило у руководителей Ордена в Ливонии заглохшие мечты о подчинении Ордену хотя бы части < С. 37>> Новгородской земли. 8 августа 1397 г. великий магистр Конрад фон Юнгинген дает инструкцию своему послу передать королю Венгрии, что задержка в переговорах с Витовтом произошла из-за сообщения Ливонского ордена о том, что находящаяся между Великим Новгородом и Ливонией земля, называемая Вотской, принадлежит Ордену; во время переговоров с Витовтом вопрос о Вотской земле не ставился, а теперь великий магистр хочет его поставить.1
--------------------------
Прим. 1 Инструкция великого магистра послу к королю Венгрии: LUB, Bd. IV, № 1462
Liv-, Est- und Kurländisches Urkundenbuch, Bd. IV: 1394–1413, bearb. v. Friedrich Georg v. Bunge, Reval 1859
--------------------------
(и далее)
www.redov.ru/istorija/gryunvald_15_iyulja_1410_...
Тарас А. Е. Грюнвальд. 15 июля 1410 года.
Салинский договор (1398 г.)
23 апреля 1398 года представители Витовта встретились с послами Тевтонского ордена в Гродно и договорились о сохранении мирных отношений между ВКЛ и орденом. Обмен грамотами с окончательным текстом соглашения произошел 12 октября на острове Салин (Залинверден) на реке Неман, при впадении Невежиса. Отсюда название договора — Салинский (или Залинверденский). Договор предусматривал помощь Литвы ордену в завоевании Пскова и помощь ордена Литве в завоевании Новгорода Великого. Кроме того, Витовт обещал отдать ордену западную часть Жамойтии (до реки Невежис) и половину Дайновы за отказ от поддержки князя Свидригайло — нового претендента на великокняжеский престол. По этому договоруЖамойтия должна была платить ежегодный налог не ему, а ордену (и, соответственно, находиться под юрисдикцией ордена) до времени возвращения долга.
Неофициально Витовт заручился согласием ордена на реализацию своего плана достижения полной независимости от Польши. На торжестве по случаю обмена грамотами магнаты ВКЛ единодушно объявили Витовта «королем Литвы и Руси». Сей факт вызывал подозрительное отношение Ягайло к договору. Планы захвата Пскова и Новгорода ухудшили отношения ВКЛ с этими феодальными республиками, а также с Московским и Тверским великими княжествами. Однако реальная военная поддержка со стороны ордена оказалась весьма скромной.
amberbridge.org/article?id=71#_ednref22
Флоря Б. Н. Путь к Грюнвальду. Международная жизнь восточной части Европы в XIV – начале XV века // Родина. 2010. № 7. С. 3–8
В этих условиях наметился поворот литовских правящих кругов к политике активной экспансии на востоке, которую проводил в годы своего великого княжения Ольгерд. Первым шагом на этом пути стал захват в 1395 году войсками Витовта Смоленского княжества. Проведение такой политики предполагало необходимость поисков мира с Орденом и даже сотрудничество с ним, хотя бы и ценой определенных уступок. Одновременно наметились перемены и в политике Ордена. Бесперспективность планов завоевания Литвы в сложившихся условиях становилась очевидной. Вместе с тем военно-политическая организация, ориентированная на постоянное ведение войны, нуждалась в поиске новых направлений для экспансии. Объектом такой экспансии могли бы стать русские земли. Война со «схизматиками» (православными) могла бы укрепить репутацию Ордена как силы, утверждающей католическую веру. Союз с Литвой в этих условиях мог оказаться полезным.
Эти перемены во внешней политике ВКЛ и Ордена нашли свое выражение в договоре между Великим княжеством и Орденом, заключенном на острове Салин на Немане 12 октября 1398 года. Между государствами устанавливался не только «вечный мир», но и союз, направленный против Новгорода и Пскова, которыми союзники рассчитывали овладеть общими силами или порознь. Ордену должен был отойти Псков, а ВКЛ – Новгород. Соглашение было достигнуто ценой уступок со стороны Витовта в Жемайтии. Он признал права Ордена на эту землю и обязался содействовать установлению его власти над нею[22]. Это показывает заинтересованность Литвы в этом соглашении. Когда в следующем, 1399 году Витовт предпринял поход, чтобы посадить на престол Золотой Орды хана Тохтамыша, в его войске был отряд крестоносцев[23].
Салинский договор не был осуществлен. Между сторонами, его подписавшими, возникли серьезные трения, дело дошло до войны, и войска крестоносцев даже предприняли поход на Вильно[24], однако через несколько лет поиски соглашения возобновились.
В мае 1404 года в Раценже были заключены новые мирные соглашения между Польшей и Литвой, с одной стороны, и Орденом – с другой. Одновременно Витовт особой грамотой подтвердил условия Салинского договора[25]. Это означало возвращение Ордена и Литвы к планам совместного наступления на русские земли. Эти планы одобрила и Польша. И на этот раз соглашение было достигнуто ценой уступок в Жемайтии. Дело не ограничилось признанием прав Ордена на Жемайтию. В следующем, 1405, году Витовт пришел туда с войском и заставил жемайтов подчиниться Ордену. По его требованию они должны были дать властям Ордена заложников. В крае была поставлена крепость Кенигсбург – опорный пункт крестоносцев. Для управления этой землей Орден прислал наместника – Михаэля Кухмейстера[26].
...
[22] Тексты соглашений Витовта и Ордена см.: Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch. Bd. IV. RevaL 1859. N 1470, 1478, 1479.
[23] Scriptores rerum prussicarum. Bd. III. Leipzig. 1866. S. 250.
[24] Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года. М. 2005. С. 209-210.
[25] Liv-, Est- und Kurlandisches Urkundenbuch. Bd. IV. N 1642.
[26] Длугош Я. Указ. соч. С. 43-44; Prochaska A. Krol Wladyslaw Jagiello. T. I. Krakow. 1908. S. 204-205.
если рассмотреть битву на Неве, взятие Копорья псковский эпизод и Ледовое побоище через призму работы Бартлетта, то она вполне впишется в формат мероприятий, начавшихся как частные авантюры и превратившихся впоследствии (при благоприятных условиях) в масштабные освоения новых территорий, ведшиеся силами многочисленных армий и целых государств. Улидия, Бранденбург (?).
О том, что ”ватландское” и ”плесковское” начинания и в дальнейшем признавались как могущие и даже долженствующие получить продолжение, говорит цитата из послания конца 14 века, приведённая у Лерберга.
Заслуга Александра в том, что он не позволил укорениться этим потенциально опасным росткам и безоговорочно восстановил статус кво. О баобабах у Сент-Экзюпери.
@темы: выписки, Салинский договор, Казакова Н. А., Лерберг