читать дальше• Водный транспорт С. 120-126, Табл. 82-83;
• Сани (различные типы; + монография: Васильев М.И., "Русские сани..." (см. ниже), но она без иллюстраций - во всяком случае, тот вариант, что можно отыскать в сети) 126-127, Табл. 84
5 типов: грузовые универсальные (самый распространённый тип, описание на стр. 126-127); легковые пассажирские; легковые с высокой грядкой (беговые); сани-возок; ручные и детские (салазки).
• Упряжь (хомут) и телега – стр. 127-129, табл. 85; отмечено типологическое и даже размерное сходство найденных деталей транспорта (хомуты, тележные колёса, оси) для всего периода средневековья и даже вплоть до этнографического времени. Тележных деталей обнаружено немного, т.к. на севере, где лучше сохраняется дерево, он применялись мало в сравнении с санным транспортом. Деталей кузова не обнаружено, он реконструирован гипотетически – на основании иконографического материала (миниатюры) и исходя из размеров ”подушек” тележных осей. Некоторое сомнение вызывает использование в реконструкции конструктивных деталей, для которых общепризнано иное назначение (шпангоуты плоскодонных судов, спинки саней и кресел).
•Лыжи (стр. 129, табл 86) – в том числе парные, ”скоростного” типа – с 13 века, самые ранние в Европе.
из библиографии:
Арциховский А. Б. Средства передвижения // Очерки русской культуры 13 – 15 веков. Часть 1: Материальная культура. М., 1968 суда
Арциховский А. Б. Лыжи на Руси // Труды ИЭ АН СССР, Новая серия, М., Т. 1, 1947
Колчин В. А. Янин В. Л. Археологии Новгорода 50 лет // Новгородский исторический сборник: 50 лет раскопок Новгорода, М., 1982 колес
Лысенко Н. Ф. Берестье. Минск,1985, С. 305, 306 колес ось
Новое в археологии Киева. Киев, 1981, С. 323, 324 колес
Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Минск,1982, 282 колес
? Монгайт А. Л. Старая Рязань. М., 1955 (8?) ось
Колединский Л. В. Раскопки в Минске // АО, 1980, М., 1981 339 ось
Колчин Б. А. Новгородские древности. Деревянные изделия. Археология СССР Свод археологических источников. Вып. Е1-55. М., 1968
В общем-то, все рисунки и реконструкции у Хорошева - из этой монографии. Жаль, что отсканированнй для сети вариант книги не слишком хорошего качества.
Сюда же более поздние монографии:
mirknig.com/knigi/history/1181400086-russkie-sa...
Васильев М.И. Русские сани: историко-этнографическое исследование. НовГУ, 2007
Без иллюстраций.
mirknig.com/2010/07/01/istoriya-severorusskogo-...
Г. Е. Дубровин, А. В. Окороков, В. Ф. Старков, П. Ю. Черносвитов История северорусского судостроения. Алетейя, 2001
_____________________________
[UPD]
Шалобудов В. Н. Лесничий П. П. Опыт реконструкции позднекочевнических повозок (по материалам половецких погребений Поднепровья). // Степи Европы в эпоху средневековья (Труды по археологии). Том 3: Половецко-золотоордынское время. Донецк, 2003 (С. 193-206)
Южные (Поднепровье) однолошадные лёгкие арбы (одноколки).
"Решётчатые гробы" в погребениях половецкого времени (известны и ранее) интерпретируют как помещённые в погребения кузова повозок. Решётчатое дно, низкие решётчатые борта с "грядками". Поперечные стенки на реконструкции отсутствуют. Есть и целые повозки в погребениях. Некоторые легко разбирались (кузов снимался с оси).
Конструкция колёс разнообразна. Интересный обод из трёх тонких гнутых полос (своего рода "фанера").
Рассамакин Ю. Я. Погребение знатного кочевника на реке Молочной: опыт реконструкции вещевого комплекса. // Там же, С. 207-230
Остатки повозки-арбы, примерно такой же. Рассамакин предположительно реконструирует на её основе повозку-кибитку "по Боплану". Датировка погребения - между сер. 13 и нач. 14 в.
А вот Яворская считает, что повозки эти отнюдь не половецкие в узком смысле этого определения. И вообще, татарские - косвенная информация об использовании повозок в погребальном обряде. Возможная дискуссия на этот счёт, думаю, была бы схоластической (с одной стороны, в ордынское время половцы никуда не делись; с другой - в походах монголов принимали участие и тюркские племена, в среде которых подобные повозки были широко распространены). Важнее то, что такие повозки без особых изменений бытовали в степях на протяжении всего 13 века (да и позже).
@темы: археология, выписки, Арциховский, Колчин, Хорошев А. С., Васильев М. И., Лесничий П. П., Рассамакин, Шалобудов В. Н., Яворская, Раковорская битва