Насонов (стр. 39-41) очень верно отмечает, что митрополит Кирилл был в Орде persona non grata - считает, что из-за посредничества между князьями Даниилом и Андреем (к этому можно прибавить посредничество между Даниилом и венгерским королём - да мало ли ещё...). Ни разу не был в Сарае - и это притом, что по митрополии ездил с завидной энергией. Между тем ростовские епископы ездили туда, как к себе домой (епископ Кирилл начал в 1250-е, а может, даже и в сороковые; Игнатий в 1282 - второй раз). Вкупе с временной вакантностью киевской и владимирской кафедр (еп. Митрофан погиб в 1238 во взятом монголами Владимире) на какое-то время это сделало Ростовского еп-па (конкретно Кирилла) de facto "главным попом" в Северо-Восточной Руси.
Впрочем, возможно, позднее всё же побывал в Сарае (???). Надо проверить.

"Вечевые" антитатарские выступления в Ростове - 1262, 1289 (Типографск. лет.), 1320 (Акад. лет). Очень интересное замечание (стр. 66) о постройке в Ростове в 50-х-60-х гг. церкви во имя Михаила Черниговского (и боярина Фёдора) - Марией (дочерью Михаила) и её сыновьями Борисом и Глебом. При этом они обращаются к мученикам с просьбой "мирно державу царствия их оуправити на многа лета и от нужа сия поганых избавити..." Возможно, это гораздо более поздняя редакция; но ход мысли Насонова мне нравится :) - постепенный переход ростовских князей от мыслей об избавлении от татар к оправданию своего служебного положения. Подробнее об этом - у Кучкина.
Мария умерла в 1271.

Вообще, о ростовских князьях, в том числе и по "Повести..." - стр. 61-67 и далее.

@темы: выписки, Пётр царевич Ордынский, Насонов