Малышев А. Б. Половцы в Венгрии и Золотая Орда в середине – конце XIII в. //Дешт-и-Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов. Материалы международной конференции. М., 2004.
(к этому посту)
читать дальшеВопрос об истории половцев в Венгрии – белое пятно в отечественной науке. До сих пор наиболее продвинутой работой по этой теме является статья П. Голубовского. Наиболее всесторонним сводом сведений о половцах в Венгрии (куманах, кунах, или палочах) является устаревший, но не потерявший своей ценности, четырёхтомный труд венгерского историка Иштвана Дьярфаша. Существует, так же, много работ на венгерском и других языках по данной теме. Важность вопроса заключается в том, что венгерские половцы в середине – конце XIII в. оказывали значительное влияние на международные отношения в Восточной и Центральной Европе между Венгрией, Австрией, Золотой Ордой и Русью.
Половцы переселялись на территорию Венгрии ещё с конца XI – начала XII вв. Венгерские короли привлекали их для охраны границ государства от соседей – Германии, Польши, Руси. Большая их часть принимала католичество. Часть половцев после поражения от монголов на Калке в 1223 г. с разрешения Венгерского короля решили переселиться в Венгрию в 1228 г. Они обязались принять католичество. В 1217-1234 гг. в Венгрии и Валахии была создана специальная Половецкая епархия. В 1237 г., после тяжёлой войны с монголами и поражения от них, произошло самое крупное переселение половцев в Венгрию числом до 40 000 человек во главе с, известным по русским летописям, ханом Котяном. Котян дал Беле IV обещание принять католичество. Сейм венгерских баронов, в виду опасности нападения монголов, разрешил им поселиться на восточных границах государства. Среди вновь прибывших половцев сразу началась проповедь католичества. Интересен тот факт, что в 1220-х гг. некоторые половецкие роды переселялись в Венгрию, уже будучи окрещёнными в православие русскими священниками. Венгерские короли ещё с начала XII в. использовали половцев как наиболее надёжную опору престола в борьбе с собственной аристократией, что вызывало явное недовольство последней.
В 1236-1237 гг. венгерский монах Юлиан привёз венгерскому королю Беле IV (1235-1270 гг.) письмо от монгольского хана. Король нашёл многих людей способных прочесть его, но никого, чтобы перевести. Наконец, Юлиан нашёл одного половца, который перевёл послание. Хан писал, что посылал в Венгрию уже тридцать посольств, но ни одно из них не вернулось, а король не прислал ни какого ответа. Хан предлагал Беле IV покориться и прогнать от себя “рабов хана” – половцев, иначе на Венгрию будет произведено нападение.
Можно с твёрдой уверенностью утверждать, что ханское требование Беле IV отказаться от союза с половцами – типичный пример одного из распространённых принципов монгольской политики “разделяй и властвуй”. Перед нашествием монгольское командование пыталось расколоть половецко-венгерский союз, что и случилось.
Прибытие в страну 40 000 половцев, возвышение Котяна при дворе короля, а так же брачный союз с ним (сын Белы IV – Стефан сочетался браком с дочерью Котяна, в крешении Елизаветой), фактическое отстранение венгерской аристократии от управления государством, окончательно вывели из себя последнюю. Другой причиной недовольства венгров против половцев было, по видимому, упомянутое послание монгольского хана к Беле IV с требованием отказаться от союза с половцами – “рабами хана”. В результате в 1241 г., после вторжения в Венгрию войск Бату, половцев обвинили в связях с монголами и русскими, в том, что они навлекли монголов на Венгрию, так как половцев часто видели в монгольских войсках. Котян вместе с семьёй был убит. После этого началось восстание половцев, которые стали разорять венгерские деревни и города, разбили выступившие против них войска, и не желали вести мирные переговоры с королём, говоря при нападениях на венгров: “Эту рану тебе нанёс Котян”. Часть половцев заключила союз с монголами и воевала на их стороне против венгров (это доказывает, что отдельные половецкие общины действительно имели связи с монголами). Другая часть - встала на сторону венгров и потерпела поражение, как и вся венгерская армия. Третья часть - ушла в Болгарию.
Венгерский король Бела IV во время монгольского нашествия на его государства неоднократно обращался с призывами о помощи к западноевропейским государям и папам. Папа Григорий IX предложил Беле лишь слова утешения и благословения. Григорий IX (1227-1241 гг.) в 1241 и Иннокентий IV (1243-1254) в 1243 г. писали Беле, что предоставляют участникам крестового похода против татар равные права с крестоносцами Святой Земли. Однако, самих крестовых походов не состоялось. Папы были слишком заняты борьбой с Фридрихом. Григорий IX не предпринимал ни каких действий для организации обороны против монголов, так как надеялся, что последние избавят его от Фридриха. Традиционная союзница папства в борьбе против Германской империи – Венгрия была (по случаю) “заменена” на монголов (способных в этот период вывести из строя любого противника) и принесена в жертву последним, как предполагаемый плацдарм для наступления на Германскую империю. Папа, при желании, был в состоянии организовать, если не крестовый поход против монголов, то хотя бы помочь Венгрии войсками, ведь именно в это время (1240-1242 гг.) папская курия организовала наступление крестоносцев на Северо-Западные Русские земли.
В 30-50 гг. XIII в. папы придавали большое значение проповеди католичества среди народов Азии и Восточной Европы, в том числе и среди половцев (куманов). Папа Григорий IX в 1239 г., и Иннокентий IV в 1245 г. издали буллы “Cum hora undecima”, в которых предлагали францисканцам проповедовать католичество в землях сарацин (мусульман), язычников, греков, болгар, куманов, эфиопов, сирийцев, иберийцев, алан, хазар, готов, зикхов, русских, якобитов, нубийцев, несториан, грузин, армян, индийцев, и других народов. Буллы аналогичного содержания, адресованные францисканцам и доминиканцам, издавали Иннокентий IV в 1253 г., и Александр IV (1254-1261 гг.) в 1258 г..
До конца 1250-х гг. отношения Монгольских ханов и Европейских государей были союзническими. Этой политики придерживались и ханы Улуса Джучи. При хане Берке (1259-1267 гг.) началось отделение Улуса Джучи от Монгольской империи. С этого времени Золотая Орда начала вести самостоятельную политику. Её политика в отношении католических государств стала более агрессивной. В 1259 г. Берке военной силой подчинил себе непокорного князя Даниила Галицкого. В условиях подчинения татарам союз Даниила с Венгерским королём Белой перестал существовать.
Берке, видимо, решил сделать из Венгрии “буферное” государство между Золотой Ордой и странами Западной Европы, или плацдарм для нападений на них. В 1259 г. в Европе распространились слухи о новом нашествии татар. В этом году Берке отправил послов к королю Венгрии Беле с предложением военного союза против других католических государств. Военный союз предлагалось скрепить династическим браком дочери Белы с сыном Берке (либо сына Белы с дочерью Берке). Предусматривалось, что сын Белы с ? частью венгерского народа перейдёт под власть татар, и получит 1/5 часть от всего захваченного. Бела находился в страхе. Интересен тот факт, что он колебался, чью сторону принять. Бела послал письмо к папе Александру IV, прося военной помощи, так как своих войск у него было явно недостаточно. Он напомнил, что ни Александр ни его предшественник Григорий не помогали Венгрии. Бела, между прочим писал, что “сам он легко может избежать грядущего сражения и уйти от грядущей бури, если примет условия предложенного татарами мира и дружбы”.
В ответ на письмо Белы папа Александр IV написал ему пространное послание в котором, используя богословский язык, убеждал отказаться от этого постыдного союза. Монгольское нашествие папа преподносил как наказание Божье. Он говорил, что папы не имели возможности помочь Беле, так как вели борьбу с Фридрихом II. Папа предостерегал Белу, что татары его обманут, обещал поднять ему на помощь других европейских королей, и послал на помощь королю 1000 балистариев, 5 отрядов (proventuum) тамплиеров, а также большое количество монахов и проповедников. В заключении папа просил Белу оказывать церкви в своём государстве всяческую поддержку и попечение.
Венгрия представляла интерес для золотоордынских ханов по нескольким причинам. Внешняя политика Венгрии с самого начала существования государства имела евразийские геополитические тенденции. До XIII в. венгры имели давнюю традицию взаимодействий с кочевыми тюркскими этносами (в XII - XIII вв. с половцами), о чём, в том числе, свидетельствует довольно значительное количество тюркизмов в современном венгерском языке. Венгрия с самого начала существовала как многонациональная империя. Традиционные направления внешней политики Венгрии в XI-XIII вв., свидетельствуют о её евразийских тенденциях: 1. Борьба с Германской империей за преобладание в Центральной Европе; 2. Агрессивная, захватническая политика на Балканах, борьба с Византией и Венецией, стремление иметь выход в Средиземное море в военно-политических и торговых целях; 3. Агрессивная, захватническая политика в отношении Руси. Евразийские тенденции существенно усилились в результате переселения в Венгрию большого количества половцев и их интенсивного этнического контакта с венграми. Сын Белы – Стефан был женат на дочери хана Котяна - Елизавете, половецкая аристократия играла ведущую роль при дворе, а половецкое войско было наиболее прочной опорой престола.
Золотоордынские ханы стремились: 1. Подчинить своему контролю традиционные направления внешней политики Венгрии; 2. Использовать территорию Венгрии как плацдарм для нападения на Западную Европу; 3. Использовать венгерско-половецкие войска в своих войнах. Берке хотел использовать для подчинения Венгрии влияние половцев. Ведь половецкое войско было основой венгерской армии. Этническое родство было одной из причин тесных политических связей Золотой Орды и Египетских мамлюков (этнических половцев). Видимо, то же толкало и венгерских половцев на контакты с Золотой Ордой. В политически стабильной Золотой Орде половцы составляли основное население, из них же состояла большая часть армии.
Все просьбы Венгерского короля Белы военной помощи против монголов у римских пап в период нашествия и после него были безрезультатны. Видимо, папа действительно не мог помочь Беле, так как боролся с Фридрихом II. После монгольского нашествия Бела сам начал войну против Фридриха, так как последний захватил некоторые районы Венгрии. В 1250 г. в битве у р. Лейты армия Фридриха была разгромлена венграми, а сам он убит. С 1251 г. Бела активно участвовал в войне за австрийский престол, но папа был на стороне его противника – Чешского короля Оттокара. В 1260 г. Оттокар нанес венграм сокрушительное поражение. Он писал папе, что мог бы подчинить Венгрию себе, но предпочёл заключить мир, считая Венгрию необходимым оплотом Европы против татар. Войны Белы, его сына Стефана (Иштвана) V (1270-1272 гг.) и внука Владислава (Ласло) IV Куна (1272-1290 гг.) против Оттокара продолжались до 1278 г. В 1271 г. половцы участвовали в походе Стефана на Австрию и подвергли её страшному опустошению. В 1278 г. армия Оттокара была разгромлена объединённым венгерско-половецким войском в сражении при Дюрренкруте, а сам он убит. Таким образом, папа не был заинтересован помогать Венгрии войсками, так как они могли быть легко обращены против папского союзника Оттокара. Лишь угроза военного союза Венгрии и Золотой Орды заставила папу помочь Беле войсками. Предоставленные Беле от папы в 1259 г. войска (1000 баллистариев и 5 отрядов тамплиеров) были оборонительными по своему назначению, а не наступательными. Тем не менее, это была существенная помощь, так как 1000 баллистариев могли значительно усилить оборону нескольких городов и крепостей в случае нападения татар. Бела отказался заключить военный союз с Берке, из-за чего золотоордынский поход в Европу в этом году был отменён.
В 1260-1261 гг. Берке-хан направил Беле ещё одно посольство с предложением военного союза и династического брака. Венгерская армия, после поражения в войне с Оттокаром в 1260 г., была сильно ослаблена. Бела склонялся к тому, чтобы принять условия Берке-хана, но под влиянием папы всё же отказался от этого. На Венгрию был сделан татарский набег, который потерпел неудачу, видимо, из-за недостаточной численности золотоордынского войска. Эти нападения заставили папу Александра IV начать проповедь крестового похода во всех странах Западной Европы (и даже в Англии), для помощи Святой Земле, Польше и Венгрии.
В 1262 г. сын Белы – Стефан добился мира с Берке-ханом. Это оказалось возможным, так как золотоордынские войска были отвлечены на войну против иранских ильханов. Из-за разногласий по вопросу взаимоотношений с татарами и борьбы за власть в 1262 г. Бела и Стефан начали междоусобную войну друг с другом. Стефан при этом опирался на половцев, составлявших основу его армии, а Бела – на литовские племена из Ливонии.
В 1264 г. Берке-хан вновь предложил Беле союз, видимо, на тех же условиях. Папа Урбан IV (1261-1264 гг.), как и его предшественник убеждал Белу отказаться от союза. Бела и на этот раз послушался понтифика. Были построены новые крепости для обороны от татар. Папа понимал, что одной из главных причин тесных дипломатических связей Венгрии и Золотой Орды, является этнокультурноё родство половецкого населения обоих государств. По этому, одной из основных задач, которую пытался решить папа в Венгрии, была массовая христианизация половецкого населения. В письме 1264 г. Урбан упрекал Белу и его сына Стефана за то, что они, не смотря на угрозу со стороны татар, развязали междоусобную войну. Папа прилагал много усилий для христианизации половцев с помощью Калочского и Стригонского архиепископов, а так же Половецкого епископа. Кроме того, Урбан просил Белу всеми средствами поддерживать католическую церковь в Венгрии.
К власти в Венгрии в 1272 г. пришёл Владислав IV Кун. Он был сыном половчанки, а потому, воспитанный ею, ввёл многие половецкие обычаи при своём дворе. Владислав даже держал гарем из половчанок, не смотря на то, что был женат на дочери сицилийского короля. Половецкие князья (Узур, Алпар, Арбуз, Туртуле и Кеменеке) занимали ведущее положение при дворе, отстранив от управления страной венгерскую аристократию. При Владиславе некоторые половецкие обычаи и одежда распространились среди венгерского народа и даже духовенства.
Такая политика настроила против короля венгерскую аристократию, соседних королей и папство. В 1278 г. папа Николай III (1277-1280 гг.) прислал в Венгрию своего легата - епископа из Фермо Филиппа. Целью миссии Филиппа была христианизация половцев, активно сопротивлявшихся крещению, а так же воздействие на короля, что бы тот отказался от языческих половецких обычаев. Венгерские феодалы в 1279 г. вместе с Филиппом принудили Владислава отказаться от прежнего образа жизни, соблюдать права своих баронов и католической церкви. Кроме того, король подписал закон о половцах, по которому предусматривалось их крещение, принуждение к осёдлому образу жизни и превращение в крестьян, превращение половецкой аристократии в венгерских помещиков, с обязанностью военной службы королю. Несколько статей закона регулировали взаимоотношения половецкого и венгерского населения. Половецкой аристократии, как и венгерской, гарантировалась неприкосновенность. Для исполнения закона была создана специальная комиссия из баронов и духовенства. Закон, однако, не был сразу реализован. Король не хотел его исполнять, так как не мог отказаться от прежнего образа жизни и удалить от себя половецкую аристократию. Половцы сопротивлялись христианизации и не хотели переходить к оседлости. Владислав выдал папского легата Филиппа восставшим половцам, а сам был за это заключён под арест венгерскими баронами. Решающее сражение с половцами произошло в 1280 или 1282 гг. у озера Ход, и окончилось разгромом половцев и освобождением папского легата. Часть половцев ушла во владения золотоордынского темника Ногая, что доказывает их политическую ориентацию на Золотую Орду. Половцы занимали прочные позиции при дворе до смерти Владислава.
По мнению Б. Шпулера и Г. В. Вернадского, в 1285 г. Владислав вступил в переговоры с темником Ногаем, напавшим на Венгрию, что позволило Владиславу удержаться у власти ещё несколько лет. Факт сговора Владислава с Ногаем не доказан. Однако, известно, что часть венгерских половцев, после поражения в 1282 г. у оз. Ход, ушли в улус Ногая, и в 1285 г. вместе с золотоордынскими войсками участвовали в набеге на Венгрию. Все попытки папы Николая IV (1288-1292 гг.) оградить Владислава от половецкого влияния, были тщетными. Христианизация половцев шла медленно. В 1290 г. папа даже призвал к войне с Владиславом королей Польши, Богемии, Австрии, Штирии, Каринтии, Боснии, Славонии и Германского императора. Но в этом году, Владислав был убит приближёнными к нему половецкими князьями (Арбузом, Туртуле и Кеменеке). Такой оборот событий, возможно, связан с борьбой внутри половецкой аристократии между сторонниками и противниками сближения с Золотой Ордой.
Таким образом, часть венгерских половцев в 60-80-е гг. XIII в. были сторонниками сближения с этнически близкой им Золотой Ордой. Это был неудавшийся вариант военного союза переселённых в результате монгольского нашествия половцев с джучидами. Удачный вариант - это военный союз между египетскими мамлюками и джучидами. Под сильным влиянием половцев находились венгерские короли. Золотоордынский хан Берке стремился к новым захватам в Европе, но не смог привлечь Белу к военному союзу, так как последний был активным участником антимонгольской борьбы в 1240-1242 гг., а так же подвергался идеологическому воздействию римских пап. Это не позволило ему вступить в союз с Берке. Война с ильханами не позволила Берке-хану организовать крупный поход в Европу. Союз Владислава и Ногая был возможен и, видимо, поддерживался как венгерскими половцами, так и половцами из улуса Ногая. Однако, союз не состоялся из-за стечения обстоятельств. Ногай не был сторонником военного подчинения Венгрии, так как для этого у него не хватило бы сил. Ногай предпочитал, чтобы соседние с ним государства находились в вассальной зависимости от него (Болгария, Сербия). Оппозиция Владиславу со стороны венгерской аристократии и папства не позволили ему быть последовательным в отношении союза с Ногаем. Со смертью Владислава в 1290 г. и Ногая в 1299 г. шансы на сближение Венгрии и Золотой Орды исчезли. Римские папы и венгерские аристократы однозначно воспринимали половцев в Венгрии как “пятую колонну”, и стремились обезвредить их. Главным орудием в этом служила христианизация половцев, стремление оторвать их от собственной культуры, языка, образа жизни и сделать осёдлым этносом. Это была традиционная папская политика насаждения католичества как проповедью, так и мечом. В конце XIII – XIV вв. католическую проповедь среди половцев вели минориты, и доминиканцы. Половецкая аристократия занимала в это время видное место при королевском дворе, на равных правах с венгерской. Наибольший успех в деле окатоличивания половцев был достигнут при Людовике (Лайоше) I (1342-1382 гг.). Окончательно они приняли католичество и перешли к осёдлости в начале XV в..
1. Голубовский П. Половцы в Венгрии (Исторический очерк). // Университетские известия. Год XXIX. № 12 – Декабрь. Киев. 1889. С. 45-72.
2. Gyarfas I. A Jasz-Kunok Tortenete. T. I-IV. Kecskemet – Szolnok – Budapest, 1870-1885.
3. Сводка работ: Расовский Д. А. Половцы. // Seminarium Kondakovianum. Recueil d’etudes. Archeologie. Histoire de l’art. Etudes byzantines. (Сборник статей по археологии и византиноведению издаваемый семинарием имени Н. П. Кондакова). Т. VII. Praha, 1935. С. 245-262.
4. Eubel C. Hierarchia catholica medii aevi. T. I. Monasterii, 1914. S. 226.
5. Голубовский П. Указ. Соч. С. 47-54, 68.
6. Голубовский П. Указ. Соч. С. 69-70.
7. Дж. Ричард полагал, что половцы знали и использовали уйгурский алфавит (о чём свидетельствовал Махмуд Кашгари), а венгерские католические миссионеры проповедовавшие у них научились читать эту азбуку. (Richard J. Les relations entre l’Orient et l’Occident au Moyen Age. London, 1977. S. 71-75.)
8. Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе. // Исторический Архив. Т. III. М.-Л., 1940. С. 72, 78-89.
9. Плетнёва С. А. Половцы. М. 1990. С. 179.
10. Голубовский П. Указ. Соч. С. 54-56; Плетнёва С. А. Указ. Соч. С. 180.
11. Baronii C. (Raynaldo O.) Compendium annalium ecclesiasticorum. Pragae. 1736. S. 495; Голубовский П. Указ. Соч. С. 55-56; Плетнёва С. А. Указ. Соч. С. 180.
12. Baronii C. (Raynaldo O.) Compendium annalium ecclesiasticorum… S. 495.
13. Плетнёва С. А. Указ. Соч. С. 180.
14. Голубовский П. Указ. Соч. С. 56; Плетнёва С. А. Указ. Соч. С. 180.
15. Пашуто В. Т. Монгольский поход в глубь Европы. // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970. С. 213; Ледерер Э. Татарское нашествие на Венгрию в связи с международными событиями эпохи. // Acta Historica Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest. 1953. C. 1-45.
16. Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica. Della Terra Santa dell’Orient francescano. T. II. Quaracchi. 1913. S. 239, (№ 52), 316 (№ 56).
17. Рамм Б. Я. Папство и Русь в X – XV вв. М.-Л., 1959. С. 170.
18. Golubovich G. Ibid. T. II. S. 392 (№ 100).
19. Baronio C. (Raynaldo O.) Annales Ecclesiastici. T. III. Roma, 1748. S. 43.
20. Баллистарии – специалисты по крепостным и осадным камнемётным машинам – баллистам.
21. Baronio C. (Raynaldo O.) Annales Ecclesiastici. T. III. S. 43-46.
22. Серебренников Б. А. К вопросу о связи Башкирского языка с Венгерским. Уфа, 1963. С. 5-6.
23. История Венгрии в 3-х томах. Т. I. М., 1971. С. 137-146.
24. Ледерер Э. Венгерско-русские отношения и татаро-монгольское нашествие... С. 188-189; Борецкий-Бергфельд Н. История Венгрии в средние века и новое время. СПб., 1908. С. 53.
25. Иловайский Д. История России. Т. I. М., 1906. С. 636; Борецкий-Бергфельд Н. Указ. Соч. С. 53-54.
26. Голубовский П. Указ. Соч. С. 57.
27. Борецкий-Бергфельд Н. Указ. Соч. С. 53-54; Домбровский Я. Польская политика и натиск германского феодального мира на Чехию и Венгрию в средние века. // Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. М., 1965. С. 90.
28. Baronio C. (Raynaldo O.) Annales Ecclesiastici. T. III. S. 71; Baronii C. (Raynaldo O.) Compendium annalium ecclesiasticorum. S. 508.
29. Baronio C. (Raynaldo O.) Annales Ecclesiastici. T. III. S. 71.
30. Ледерер Э. Венгерско-русские отношения и татаро-монгольское нашествие… С. 201.
31. История Венгрии. Т. III… С. 160.
32. Baronio C. (Raynaldo O.) Annales Ecclesiastici. T. III. S. 148; Голубовский П. Указ. Соч. С. 56-57.
33. Baronio C. (Raynaldo O.) Annales Ecclesiastici. T. III. S. 147-148; Голубовский П. Указ. Соч. С.51.
34. Голубовский П. Указ. Соч. С. 57-58; Вернадский Г. В. История России. Монголы и Русь. М.-Тверь, 1997. С. 187.
35. Голубовский П. Указ. Соч. С. 57-66; История Венгрии. Т. I… С. 161-161; Мургулия М. П., Шушарин В. П. Половцы, Грузия, Русь и Венгрия в XII-XIII вв. М., 1998. С. 173-180.
36. Spuler B. Die Golden Horde. Die Mongolen in Russland 1223-1502. Leipzig, 1943. 67-68; Вернадский Г. В. Указ. Соч. С. 187-188.
37. Baronio C. (Raynaldo O.) Annales Ecclesiastici. T. III. S. 617; Голубовский П. Указ. Соч. С. 66; Плетнёва С. А. Указ. Соч. С. 180-181.
38. Голубовский П. Указ. Соч. С. 67-68.
39. Орден Миноритов – составная часть Ордена Францисканцев.
Голубовский П. Указ. Соч. С. 69-71
Малышев А. Б. Половцы в Венгрии и Золотая Орда..., 2004
Малышев А. Б. Половцы в Венгрии и Золотая Орда в середине – конце XIII в. //Дешт-и-Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов. Материалы международной конференции. М., 2004.
(к этому посту)
читать дальше
(к этому посту)
читать дальше