Наткнулся на замечательного персонажа, о котором до вчерашнего дня не имел ни малейшего представления:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31818433.jpg)
""барон Доминик-Виван Денон, или де Нон (1747–1825), гравер, рисовальщик, дипломат и писатель. Фаворит маркизы Помпадур, секретарь посольства в Санкт-Петербурге, завоевавший дружбу Екатерины Великой, секретный агент Людовика XVI, остроумный собеседник Вольтера и автор его классического портрета.
Скабрёзные рассказы Денона высоко оценивались Бальзаком, а рисовал он, уйдя с дипломатической службы, преимущественно порнографию. Пришелся ко двору и Робеспьеру, и деятелям Термидора, и Жозефине Богарне. Был по ее рекомендации включен в Египетскую экспедицию.
Во время Битвы при пирамидах чуть не погиб, поскольку смотрел не на перестроения мамелюков, а на старейшее из чудес света. Всю египетскую экспедицию барон Денон рисовал. Прямо в седле. Входил с авангардом, уходил с арьергардом, чтобы больше было времени. Пирамиды. Обелиски. Развалины Фив и храма в Дендере. Только его карандаш сохранил храм Аменхотепа III на Элефантине. А на его зарисовки иероглифов можно полагаться, как на фотографии.
И после конфискации англичанами коллекций, собранных в Египте французами, единственное, что осталось, - это рисунки Денона.
С 1802 года и до Реставрации был главным директором императорских музеев. Фактически именно он стал основателем Луврского музея. В память о нем одно из крыльев нынешнего Лувра называется "павильон Денона".
читать дальше
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31818477.jpg)
родился 4 января 1747 года во французской провинции Бургундии в городе Шалон-Сюр-Сон в богатой аристократической семье. Помимо многочисленных дарований, он с юных лет обладал счастливым характером, слагаемыми которого были непобедимое обаяние, легкость нрава, талант общения с людьми, сохраненный им на всю жизнь и не раз сослуживший ему добрую службу. Он легко заводил друзей в самых влиятельных кругах.
Был послан в Париж изучать право, но сделал решительный выбор в пользу искусства и литературы.
Людовик XV назначил Денона хранителем королевской коллекции гемм, унаследованной от маркизы Помпадур, а затем, оценив его такт и сдержанность, в 1772 году привлек Денона к дипломатической работе. Она продолжалась при Людовике XVI и длилась почти 15 лет.
В 1774 г., его назначили секретарем французского посольства в Санкт-Петербурге, где он занимался, говоря современным языком, шпионажем и в конце концов был выдворен из пределов Российской империи, будучи пойман ночной стражей при попытке похитить актрису-француженку.
По восшествии на престол Людовика XVI Денон был переведен в Швецию, но вскоре вернулся в Париж вместе с послом де Верженном, назначенным министром иностранных дел.
После этого Людовик XVI направил его с очередной секретной миссией в Швейцарию. Здесь он познакомился с Вольтером, жившим в своем имении Ферне (у самой франко-швейцарской границы). Между ними сложились дружеские отношения, Денон часто навещал Вольтера, написал несколько его портретов, а также широко известный рисунок «Завтрак в Ферне» (1775 год).
После Швейцарии Денон сопровождает посла Франции графа Клермона де Амбуаза в Неаполь и остается служить в его посольстве в течение семи лет. Он совершал поездки по Италии, жил в Риме, Флоренции, Венеции, продолжая заниматься рисованием и гравированием портретов. Одними из известных работ того периода являются иллюстрации к книге аббата Сен-Нона «Путешествие в Неаполь и Сицилию» (1788 год).
Смерть де Верженна в 1787 году повлекла за собой отзыв Денона из Неаполя. Оставшаяся часть его жизни была посвящена изобразительному искусству. Он вернулся в Париж и был избран членом Академии художеств. Через короткое время он снова поехал в Италию
В 1787 году Денон на короткое время приезжает в Париж, куда привозит свою картину «Молитва пастухов», исполненную по определению специалистов в манере Рембрандта. В том же году Денона избрали академиком Парижской академии живописи. Он возвратился во Флоренцию, где в 1793 году получил сообщение о начале Великой французской революции. Он вынужден снова срочно покинуть Италию и вернуться во Францию.
В Париже Денон узнал, что его имя внесено в список эмигрантов, подлежащих аресту за измену отечеству. Его поместья были отобраны в казну, а имущество конфисковано. Ничего изменить было уже нельзя, и во избежание ареста Денон вынужден был скрываться, пока не нашел неожиданного покровителя – Жака-Луи Давида. Он получил возможность гравировать давидовские эскизы костюмов, те самые эскизы, которые должны были революционизировать и моду (Деноном были награвированы для Давида 11 листов республиканских костюмов - таким образом, он поработал и в качестве кутюрье). Этим он завоевал расположение “Неподкупного” и, получив обратно свои имения, был вычеркнут из эмигрантского списка врагов народа.
После 9 термидора и роспуска Конвента при поддержке Давида Денон вновь появился в светских кругах. Здесь он в 1796 году познакомился с Жозефиной Богарне, которая представила его своему мужу, уже знаменитому генералу Бонапарту. Это знакомство переросло в дружеское сотрудничество, продолжавшееся почти 20 лет.
5 марта 1798 года Директория назначила генерала Наполеона Бонапарта главнокомандующим экспедиционными войсками, направляемыми в Египет. Для участия в экспедиции были привлечены 150 ученых и специалистов Франции, представлявших более 15 профессий. Комиссия должна была сопровождать командующего в его походах, собирать материалы и на их основании создать в Каире институт Египта. Денон был, кажется, ответственным за изобразительные искусства и литературу.
25 июля 1798 года войска Бонапарта вошли в Каир. Немногим более месяца понадобилось ученым, чтобы в столице Египта начал свою работу Каирский институт наук и художеств. Институт разместился в переоборудованном дворце бея, актовым залом стал большой зал гарема, а соседние комнаты были отданы для проживания членам комиссии. В доме одного из бежавших мамлюков была организована библиотека.
Единственный из всех ученых, Денон сопровождал корпус Дезэ в южном походе. За год пребывания в Египте им было сделано более 1000 рисунков. Зарисовки Денона явились первым достоверным материалом для научных исследований истории Древнего Египта.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31831823.jpg)
Когда Дезе достиг Джирги — города, в котором жили 10–12 тысяч человек, в Джиргу прибыл большой караван из Дарфура, и Дезе пригласил брата вождя каравана к себе в гости. Черный нубийский принц стал интересным компаньоном для участников вечера. Денон описывает его как «полного жизни и энтузиазма, довольного жизнью и любезного». Принц, заявивший, что у него восемьдесят братьев, которые, как и он сам, — сыновья короля Дарфура, рассказывал слушателям о переходах через пустыню, о своем двухлетнем путешествии в Мекку и в Индию.
Далее он рассказал, что легендарный город Тимбукту в самом деле существует. Этот огромный город стоит на берегах великой реки, в шести месяцах пути от Дарфура, в направлении солнечного заката. Его жители очень маленькие, они торгуют с Дарфуром, обменивая золото и слоновую кость на верблюдов и египетские одежды.
Свой караван он описал так: 2.000 верблюдов, а с ними 800 нубийцев из Сенаара, также много женщин, зубы слонов, золотой песок и прочий товар для Каира. Офицеры забросали его вопросами. Он разъяснил, что цена женщины-рабыни — одно плохое ружье, за мужчину-раба дают два ружья.
26 января армия достигла Фив. «В девять утра, огибая часть горного хребта, формировавшего выступ, мы внезапно увидели, во всей их славе, древние Фивы. "Стовратный град", описанный Гомером, буквально вырос перед нами». При виде гигантских руин солдаты зааплодировали.
Когда Денон вернулся в Каир, коллеги были потрясены его внешностью. Всклокоченные пряди седых волос ниспадали на плечи 52-летнего художника. Истощенный, взъерошенный, он имел вид безумного. С маниакальным энтузиазмом он рассказывал товарищам о том, что видел в ходе похода Дезе. Когда он показал свои тетради и альбомы, полные рисунков храмов и развалин древних зданий, то его энтузиазм немедленно передался коллегам.
Денон был среди тех, кого Бонапарт взял с собой при возвращении во Францию. Почти вся армия и большинство ученых оставались в Египте.
В 1802 году Бонапарт, ставший к этому времени Первым консулом Французской республики и фактическим ее правителем, назначил Денона директором музеев. В их число входили Центральный музей искусств, открытый в 1793 году во дворце Лувр и получивший название «музея Наполеона», Монетный двор медалей, Музей французских памятников, некоторые другие музеи. Фактически Денон стал своего рода министром искусств и мог влиять на современных ему художников.
Любимым детищем Денона стал Лувр, который он стремился превратить в «самый прекрасный музей в мире». Он делает многочисленные приобретения из самых разных источников. Так, одно из сокровищ Лувра – картина Ватто «Жиль» найдена им у старьевщика, во Флоренции он приобрел коллекцию из 1200 рисунков, которыми пополнил «Королевский кабинет». Но главным источником пополнения коллекции являлись военные трофеи. Из покоренных стран в Париж потекли картины, скульптуры, другие произведения искусства. Наполеоновские наместники называли это конфискацией.
Денон ввел новую организацию экспозиции: картины группировались по школам и в хронологическом порядке. Были привлечены представители новых школ, например, художники-примитивисты, творчество которых по мнению Денона недооценивалось. Он организует выставки, которые посещают десятки тысяч людей.
Выполняя поручение Наполеона, Денон руководит работами по возведению на Вандомской площади колонны Великой армии в честь побед императора.
Денон приобретал и картины для императорского Эрмитажа по просьбе Александра I.
22 июня 1815 года после второго и теперь уже окончательного отрешения от престола, Наполеон был сослан на остров Святой Елены. Возвратились Бурбоны. Франция вынуждена вернуть награбленные сокровища. Сменивший Наполеона Людовик XVIII освобождает Денона от всех должностей.
Уход из Лувра освободил Денону время для занятий собственной коллекцией, размещенной в его парижских апартаментах. Эта необычная коллекция, в которой бронзовые и мраморные изделия соседствовали с рисунками, картинами, фарфором, эмалями, медалями и произведениями искусства разных цивилизаций, полностью отражала эклектизм и широту взглядов ее владельца (одним из экспонатов был ковчег для мощей XV века, в который Денон поместил кость Мольера, зуб Вольтера, кончик уса Генриха IV и прядь волос Наполеона). После смерти Денона в 1825 году понадобилось почти десять дней, чтобы составить ее опись. А через 10 лет она была распродана по частям. Денон успел описать ее в своем последнем сочинении, посвященном искусству рисования древних и современных живописцев. Он включил туда и собственные рисунки. Но издать сочинение Денон не успел; это сделал через четыре года после смерти автора его племянник А. Дюваль.
В последний период жизни Денон увлекся изобретенной в конце XVIII века литографией. Он был одним из первых, кто внедрил во Франции этот новый способ печатания.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31818729.jpg)
Как писатель Виван Денон при жизни был знаменит главным образом своей книгой о Египетском походе (1802), где живописались перипетии военной экспедиции и увиденные французами остатки древнеегипетской цивилизации. Однако в наше время его имя в литературе связывают прежде всего с маленьким шедевром под названием "Без завтрашнего дня", опубликованным анонимно в 1777 г. в журнале "Литературная смесь, или Дамский журнал". Долгое время автором считался издатель журнала, известный литератор Клод-Жозеф Дора; об этой атрибуции упоминает, между прочим, Бальзак, который в своей "Физиологии брака" (1829) подробно, часто дословно излагает текст повести, вложенный им в уста некоего "почтенного художника и ученого, любимца императора" - то есть все-таки Вивана Денона. Авторство Денона было признано уже после его смерти, и в наше время "Без завтрашнего дня" под его именем постоянно печатается отдельными изданиями и в антологиях французской прозы XVIII века.
Один из биографов барона, французский писатель Филипп Соллерс (в 60-е годы лидер леворадикальной группы "Тель кель", впоследствии далеко отошедший от былого бунтарства)отмечает чрезвычайную скрытность Денона в том, что касается его биографии, и объясняет эту черту его ролью исполнителя деликатных политических поручений. Денон не оставил мемуаров, от него почти не сохранилось писем (по-видимому, они своевременно уничтожались), о содержании некоторых его миссий можно только гадать. Покрыта тайной и его интимная жизнь: у этого блестящего светского кавалера не известно сколько-нибудь достоверно ни одной любовной истории - случай нечастый для эпохи, когда романические приключения каждого мало-мальски заметного лица непременно становились предметом публичного обсуждения, обрастали более или менее достоверными слухами. В своей жизни Денон тщательно соблюдал правило, выражаемое одним из центральных понятий классического кодекса учтивости - словом discretion.
Его можно перевести как "осмотрительность" или "сдержанность" в распространении информации, умение хранить чужие тайны. Именно в таком смысле она и восхваляется в повести "Без завтрашнего дня", где сказано, что discrеtion - "первейшая из добродетелей" и "мы обязаны ей многими упоительными мгновениями".
Мир деноновской повести - мир благоприличной сдержанности, где не допускается скандал, разглашение интимных тайн. Этот закон действует не только в основном сюжете, но и в побочных историях, о которых лишь косвенно упоминается. Так, по словам героини, госпожи де Т***, ее соперница графиня де*** (характерна, хоть и вообще типична для романов той эпохи, эта "скромная" шифровка имен) взяла себе в любовники юного рассказчика, "чтобы отвлечь двух соперников, которые потеряли осмотрительность и рисковали довести дело до огласки". Может быть, дама и клевещет на соперницу, но даже и в таком случае рассказчику эта клевета представляется правдоподобной, то есть он готов допустить, что женщина, которую он "любил без памяти", на самом деле приблизила его к себе лишь в качестве подставного любовника, дабы предотвратить дуэль между двумя другими своими кавалерами и тем сберечь драгоценную видимость приличий. В этом мире так можно, так принято поступать.
Собственно, сходную роль отвела рассказчику и сама экстравагантная госпожа де Т***: прямо из театральной ложи внезапно увезла его в загородный замок и заставила изображать ее любовника перед нелюбимым мужем (по уговору с другим, настоящим своим любовником). На робкие протесты юноши она отвечает словами, задающими тон всей повести: "О, не надо морали, заклинаю вас! Право, я не для того взяла вас с собой".
Между прочим, этот романчег пересказывает Кундера в одном из своих опусов. И я его читал - но вот не помню ничерта - ни названия, ни того, что там Денон. Это ж надо делать таким скучным всё, к чему прикасаешься!
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31818433.jpg)
""барон Доминик-Виван Денон, или де Нон (1747–1825), гравер, рисовальщик, дипломат и писатель. Фаворит маркизы Помпадур, секретарь посольства в Санкт-Петербурге, завоевавший дружбу Екатерины Великой, секретный агент Людовика XVI, остроумный собеседник Вольтера и автор его классического портрета.
Скабрёзные рассказы Денона высоко оценивались Бальзаком, а рисовал он, уйдя с дипломатической службы, преимущественно порнографию. Пришелся ко двору и Робеспьеру, и деятелям Термидора, и Жозефине Богарне. Был по ее рекомендации включен в Египетскую экспедицию.
Во время Битвы при пирамидах чуть не погиб, поскольку смотрел не на перестроения мамелюков, а на старейшее из чудес света. Всю египетскую экспедицию барон Денон рисовал. Прямо в седле. Входил с авангардом, уходил с арьергардом, чтобы больше было времени. Пирамиды. Обелиски. Развалины Фив и храма в Дендере. Только его карандаш сохранил храм Аменхотепа III на Элефантине. А на его зарисовки иероглифов можно полагаться, как на фотографии.
И после конфискации англичанами коллекций, собранных в Египте французами, единственное, что осталось, - это рисунки Денона.
С 1802 года и до Реставрации был главным директором императорских музеев. Фактически именно он стал основателем Луврского музея. В память о нем одно из крыльев нынешнего Лувра называется "павильон Денона".
читать дальше
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31818477.jpg)
родился 4 января 1747 года во французской провинции Бургундии в городе Шалон-Сюр-Сон в богатой аристократической семье. Помимо многочисленных дарований, он с юных лет обладал счастливым характером, слагаемыми которого были непобедимое обаяние, легкость нрава, талант общения с людьми, сохраненный им на всю жизнь и не раз сослуживший ему добрую службу. Он легко заводил друзей в самых влиятельных кругах.
Был послан в Париж изучать право, но сделал решительный выбор в пользу искусства и литературы.
Людовик XV назначил Денона хранителем королевской коллекции гемм, унаследованной от маркизы Помпадур, а затем, оценив его такт и сдержанность, в 1772 году привлек Денона к дипломатической работе. Она продолжалась при Людовике XVI и длилась почти 15 лет.
В 1774 г., его назначили секретарем французского посольства в Санкт-Петербурге, где он занимался, говоря современным языком, шпионажем и в конце концов был выдворен из пределов Российской империи, будучи пойман ночной стражей при попытке похитить актрису-француженку.
По восшествии на престол Людовика XVI Денон был переведен в Швецию, но вскоре вернулся в Париж вместе с послом де Верженном, назначенным министром иностранных дел.
После этого Людовик XVI направил его с очередной секретной миссией в Швейцарию. Здесь он познакомился с Вольтером, жившим в своем имении Ферне (у самой франко-швейцарской границы). Между ними сложились дружеские отношения, Денон часто навещал Вольтера, написал несколько его портретов, а также широко известный рисунок «Завтрак в Ферне» (1775 год).
После Швейцарии Денон сопровождает посла Франции графа Клермона де Амбуаза в Неаполь и остается служить в его посольстве в течение семи лет. Он совершал поездки по Италии, жил в Риме, Флоренции, Венеции, продолжая заниматься рисованием и гравированием портретов. Одними из известных работ того периода являются иллюстрации к книге аббата Сен-Нона «Путешествие в Неаполь и Сицилию» (1788 год).
Смерть де Верженна в 1787 году повлекла за собой отзыв Денона из Неаполя. Оставшаяся часть его жизни была посвящена изобразительному искусству. Он вернулся в Париж и был избран членом Академии художеств. Через короткое время он снова поехал в Италию
В 1787 году Денон на короткое время приезжает в Париж, куда привозит свою картину «Молитва пастухов», исполненную по определению специалистов в манере Рембрандта. В том же году Денона избрали академиком Парижской академии живописи. Он возвратился во Флоренцию, где в 1793 году получил сообщение о начале Великой французской революции. Он вынужден снова срочно покинуть Италию и вернуться во Францию.
В Париже Денон узнал, что его имя внесено в список эмигрантов, подлежащих аресту за измену отечеству. Его поместья были отобраны в казну, а имущество конфисковано. Ничего изменить было уже нельзя, и во избежание ареста Денон вынужден был скрываться, пока не нашел неожиданного покровителя – Жака-Луи Давида. Он получил возможность гравировать давидовские эскизы костюмов, те самые эскизы, которые должны были революционизировать и моду (Деноном были награвированы для Давида 11 листов республиканских костюмов - таким образом, он поработал и в качестве кутюрье). Этим он завоевал расположение “Неподкупного” и, получив обратно свои имения, был вычеркнут из эмигрантского списка врагов народа.
После 9 термидора и роспуска Конвента при поддержке Давида Денон вновь появился в светских кругах. Здесь он в 1796 году познакомился с Жозефиной Богарне, которая представила его своему мужу, уже знаменитому генералу Бонапарту. Это знакомство переросло в дружеское сотрудничество, продолжавшееся почти 20 лет.
5 марта 1798 года Директория назначила генерала Наполеона Бонапарта главнокомандующим экспедиционными войсками, направляемыми в Египет. Для участия в экспедиции были привлечены 150 ученых и специалистов Франции, представлявших более 15 профессий. Комиссия должна была сопровождать командующего в его походах, собирать материалы и на их основании создать в Каире институт Египта. Денон был, кажется, ответственным за изобразительные искусства и литературу.
25 июля 1798 года войска Бонапарта вошли в Каир. Немногим более месяца понадобилось ученым, чтобы в столице Египта начал свою работу Каирский институт наук и художеств. Институт разместился в переоборудованном дворце бея, актовым залом стал большой зал гарема, а соседние комнаты были отданы для проживания членам комиссии. В доме одного из бежавших мамлюков была организована библиотека.
Единственный из всех ученых, Денон сопровождал корпус Дезэ в южном походе. За год пребывания в Египте им было сделано более 1000 рисунков. Зарисовки Денона явились первым достоверным материалом для научных исследований истории Древнего Египта.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31831823.jpg)
Когда Дезе достиг Джирги — города, в котором жили 10–12 тысяч человек, в Джиргу прибыл большой караван из Дарфура, и Дезе пригласил брата вождя каравана к себе в гости. Черный нубийский принц стал интересным компаньоном для участников вечера. Денон описывает его как «полного жизни и энтузиазма, довольного жизнью и любезного». Принц, заявивший, что у него восемьдесят братьев, которые, как и он сам, — сыновья короля Дарфура, рассказывал слушателям о переходах через пустыню, о своем двухлетнем путешествии в Мекку и в Индию.
Далее он рассказал, что легендарный город Тимбукту в самом деле существует. Этот огромный город стоит на берегах великой реки, в шести месяцах пути от Дарфура, в направлении солнечного заката. Его жители очень маленькие, они торгуют с Дарфуром, обменивая золото и слоновую кость на верблюдов и египетские одежды.
Свой караван он описал так: 2.000 верблюдов, а с ними 800 нубийцев из Сенаара, также много женщин, зубы слонов, золотой песок и прочий товар для Каира. Офицеры забросали его вопросами. Он разъяснил, что цена женщины-рабыни — одно плохое ружье, за мужчину-раба дают два ружья.
26 января армия достигла Фив. «В девять утра, огибая часть горного хребта, формировавшего выступ, мы внезапно увидели, во всей их славе, древние Фивы. "Стовратный град", описанный Гомером, буквально вырос перед нами». При виде гигантских руин солдаты зааплодировали.
Когда Денон вернулся в Каир, коллеги были потрясены его внешностью. Всклокоченные пряди седых волос ниспадали на плечи 52-летнего художника. Истощенный, взъерошенный, он имел вид безумного. С маниакальным энтузиазмом он рассказывал товарищам о том, что видел в ходе похода Дезе. Когда он показал свои тетради и альбомы, полные рисунков храмов и развалин древних зданий, то его энтузиазм немедленно передался коллегам.
Денон был среди тех, кого Бонапарт взял с собой при возвращении во Францию. Почти вся армия и большинство ученых оставались в Египте.
В 1802 году Бонапарт, ставший к этому времени Первым консулом Французской республики и фактическим ее правителем, назначил Денона директором музеев. В их число входили Центральный музей искусств, открытый в 1793 году во дворце Лувр и получивший название «музея Наполеона», Монетный двор медалей, Музей французских памятников, некоторые другие музеи. Фактически Денон стал своего рода министром искусств и мог влиять на современных ему художников.
Любимым детищем Денона стал Лувр, который он стремился превратить в «самый прекрасный музей в мире». Он делает многочисленные приобретения из самых разных источников. Так, одно из сокровищ Лувра – картина Ватто «Жиль» найдена им у старьевщика, во Флоренции он приобрел коллекцию из 1200 рисунков, которыми пополнил «Королевский кабинет». Но главным источником пополнения коллекции являлись военные трофеи. Из покоренных стран в Париж потекли картины, скульптуры, другие произведения искусства. Наполеоновские наместники называли это конфискацией.
Денон ввел новую организацию экспозиции: картины группировались по школам и в хронологическом порядке. Были привлечены представители новых школ, например, художники-примитивисты, творчество которых по мнению Денона недооценивалось. Он организует выставки, которые посещают десятки тысяч людей.
Выполняя поручение Наполеона, Денон руководит работами по возведению на Вандомской площади колонны Великой армии в честь побед императора.
Денон приобретал и картины для императорского Эрмитажа по просьбе Александра I.
22 июня 1815 года после второго и теперь уже окончательного отрешения от престола, Наполеон был сослан на остров Святой Елены. Возвратились Бурбоны. Франция вынуждена вернуть награбленные сокровища. Сменивший Наполеона Людовик XVIII освобождает Денона от всех должностей.
Уход из Лувра освободил Денону время для занятий собственной коллекцией, размещенной в его парижских апартаментах. Эта необычная коллекция, в которой бронзовые и мраморные изделия соседствовали с рисунками, картинами, фарфором, эмалями, медалями и произведениями искусства разных цивилизаций, полностью отражала эклектизм и широту взглядов ее владельца (одним из экспонатов был ковчег для мощей XV века, в который Денон поместил кость Мольера, зуб Вольтера, кончик уса Генриха IV и прядь волос Наполеона). После смерти Денона в 1825 году понадобилось почти десять дней, чтобы составить ее опись. А через 10 лет она была распродана по частям. Денон успел описать ее в своем последнем сочинении, посвященном искусству рисования древних и современных живописцев. Он включил туда и собственные рисунки. Но издать сочинение Денон не успел; это сделал через четыре года после смерти автора его племянник А. Дюваль.
В последний период жизни Денон увлекся изобретенной в конце XVIII века литографией. Он был одним из первых, кто внедрил во Франции этот новый способ печатания.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/6/5/656584/31818729.jpg)
Как писатель Виван Денон при жизни был знаменит главным образом своей книгой о Египетском походе (1802), где живописались перипетии военной экспедиции и увиденные французами остатки древнеегипетской цивилизации. Однако в наше время его имя в литературе связывают прежде всего с маленьким шедевром под названием "Без завтрашнего дня", опубликованным анонимно в 1777 г. в журнале "Литературная смесь, или Дамский журнал". Долгое время автором считался издатель журнала, известный литератор Клод-Жозеф Дора; об этой атрибуции упоминает, между прочим, Бальзак, который в своей "Физиологии брака" (1829) подробно, часто дословно излагает текст повести, вложенный им в уста некоего "почтенного художника и ученого, любимца императора" - то есть все-таки Вивана Денона. Авторство Денона было признано уже после его смерти, и в наше время "Без завтрашнего дня" под его именем постоянно печатается отдельными изданиями и в антологиях французской прозы XVIII века.
Один из биографов барона, французский писатель Филипп Соллерс (в 60-е годы лидер леворадикальной группы "Тель кель", впоследствии далеко отошедший от былого бунтарства)отмечает чрезвычайную скрытность Денона в том, что касается его биографии, и объясняет эту черту его ролью исполнителя деликатных политических поручений. Денон не оставил мемуаров, от него почти не сохранилось писем (по-видимому, они своевременно уничтожались), о содержании некоторых его миссий можно только гадать. Покрыта тайной и его интимная жизнь: у этого блестящего светского кавалера не известно сколько-нибудь достоверно ни одной любовной истории - случай нечастый для эпохи, когда романические приключения каждого мало-мальски заметного лица непременно становились предметом публичного обсуждения, обрастали более или менее достоверными слухами. В своей жизни Денон тщательно соблюдал правило, выражаемое одним из центральных понятий классического кодекса учтивости - словом discretion.
Его можно перевести как "осмотрительность" или "сдержанность" в распространении информации, умение хранить чужие тайны. Именно в таком смысле она и восхваляется в повести "Без завтрашнего дня", где сказано, что discrеtion - "первейшая из добродетелей" и "мы обязаны ей многими упоительными мгновениями".
Мир деноновской повести - мир благоприличной сдержанности, где не допускается скандал, разглашение интимных тайн. Этот закон действует не только в основном сюжете, но и в побочных историях, о которых лишь косвенно упоминается. Так, по словам героини, госпожи де Т***, ее соперница графиня де*** (характерна, хоть и вообще типична для романов той эпохи, эта "скромная" шифровка имен) взяла себе в любовники юного рассказчика, "чтобы отвлечь двух соперников, которые потеряли осмотрительность и рисковали довести дело до огласки". Может быть, дама и клевещет на соперницу, но даже и в таком случае рассказчику эта клевета представляется правдоподобной, то есть он готов допустить, что женщина, которую он "любил без памяти", на самом деле приблизила его к себе лишь в качестве подставного любовника, дабы предотвратить дуэль между двумя другими своими кавалерами и тем сберечь драгоценную видимость приличий. В этом мире так можно, так принято поступать.
Собственно, сходную роль отвела рассказчику и сама экстравагантная госпожа де Т***: прямо из театральной ложи внезапно увезла его в загородный замок и заставила изображать ее любовника перед нелюбимым мужем (по уговору с другим, настоящим своим любовником). На робкие протесты юноши она отвечает словами, задающими тон всей повести: "О, не надо морали, заклинаю вас! Право, я не для того взяла вас с собой".
Между прочим, этот романчег пересказывает Кундера в одном из своих опусов. И я его читал - но вот не помню ничерта - ни названия, ни того, что там Денон. Это ж надо делать таким скучным всё, к чему прикасаешься!