Раз уж речь зашла о Клеопатре Седьмой Филопатре Тее Неотере, не лишним будет подытожить то немногое, что я сумел узнать о ее портретных изображениях. Sumeo.
читать дальшеНачать, разумеется, следует с портретов на монетах, как с самых достоверных.
Пожалуй, самое выразительное изображение молодой Клеопатры - на бронзовой драхме, происходящей из коллекции Уильяма Хантера. Эта монета билась в Александрии между 51 и 30 гг. до н.э. Хорошо видна характерная прическа "в форме дыни" с узлом на затылке, которой царица будет верна всю жизнь. Великолепно переданы черты лица и даже его выражение; нос с легкой горбинкой и открытыми, высоко вырезанными ноздрями; крупный выпуклый лоб, глубоко посаженные большие глаза, острый подбородок. Схвачено немного капризное выражение маленького рта с припухлой нижней губой, из-за которой при взгляде в профиль кажется, что уголки губ опущены книзу. Её трудно назвать красавицей, но внешность яркая и запоминающаяся.

В спокойном состоянии это лицо, вероятно, производило впечатление мрачноватого. Но улыбка должна была чудесно оживлять его; так и было - у царицы был общительный и веселый нрав, "ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившем в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу". Как ни странно, единственное изображение, которое позволяет судить о её чарующем обаянии, входит в число иератических скульптур в "староегипетском" стиле. Здесь молодая Клеопатра в одежде жрицы Исиды.

На лбу - тройной урей, который отличает эту царицу на "официальных" портретах.
В 1933 году Л. Курциус на основе монетных изображений идентифицировал как портрет Клеопатры VII мраморный бюст, хранящийся в Ватикане. Фото этого бюста, опубликованное в книге Германа Хафнера "Выдающиеся портреты античности", позволило автору заключить, что Клеопатра "была действительно некрасива"

Как много зависит от ракурса! Вот другая фотография того же самого портрета - и здесь царица уже не выглядит туповатой теткой:

Этот мрамор, найденный на Аппиевой дороге в 1784 г., связывают с той статуей царицы, которую Цезарь установил в храме Венеры. В профиль хорошо видна характерная форма рта и "фирменная" прическа. Смущает лишь несвойственный царице локон надо лбом. Прически с таким локоном были популярны в Риме в 40-30-е гг. до н.э. Занятно: похоже, приехав в Рим в 46 году, Клеопатра не осталась равнодушной к местной моде.

В 2006 г. в связи с выставкой в Гамбурге, посвященной Клеопатре (устроенной, кстати, к 75-летию Элизабет Тейлор), куратор выставки, австрийский археолог Бернард Андреэ (Bernard Andreae) предположил, что на самом деле портрет Клеопатры, изготовленный по заказу Юлия Цезаря - это знаменитая "Венера эсквилинская" (Рим, Капитолийский музей, Палаццо Консерваторе, Галерея дельи орти ламиани). Вернее, эсквилинская Венера - это ранняя (не позднее I в. н.э.) копия той самой статуи.

Ах, какая фигура... Прямо как у... Стоп, стоп, не будем отвлекаться.
Итак, Венера эсквилинская = Клеопатра VII? Аргументы за - характерная форма рта и прическа. Кроме того, рельеф змеи на египетской вазе, которая подпирает статую, является, по мнению Андреэ, типичным атрибутом портретов египетских правителей (этот довод, действительно, основателен). Но лицо в значительной степени идеализировано.

Вернемся к монетам. Вот серебряная тетрадрахма аскалонского чекана, битая приблизительно в 50-49 гг. до н.э. Здесь Клеопатра немного постарше, но все еще очень обаятельна. Монета хранится в Британском музее. [UPD - тут я, пожалуй, сплоховал. Аскалонский чекан, скорее всего, связан с самым ранним этапом политической деятельности Клеопатры, когда она, опасаясь своих противников, сплотившихся вокруг её брата Птолемея XIII, бежит в Аскалон и остаётся там вплоть до вступления Цезаря в Александрию. Так что, скорее всего, эта монета старше монеты Хантера.]

Вскоре после выпуска этой монеты царица впервые становится матерью: от Цезаря у нее рождается сын , которому она дает имя Птолемей Филопатор Филометор Цезарь (по общему счету египетских царей с этим именем он Птолемей XV, но больше известен под прозвищем Цезарион). В Эрмитаже хранится халцедоновая камея-инталия середины I в. до н.э. с изображением Исиды, кормящей младенца Гора. Существует гипотеза, согласно которой в виде богини здесь изображена царица Египта со своим первым сыном.

Есть еще один скульптурный портерт, иногда приписываемый Клеопатре. Это известняковая женская голова I в. н.э. из Британского музея. Портрет чрезвычайно выразителен и обаятелен - неудивительно, что в нем хотят видеть одну из знаменитейших женщин античности.

С одной стороны, у этой женщины как будто бы иной абрис лица – оно сужено книзу и слегка асимметрично; не такой массивный лоб, другой разрез глаз, да и посажены глаза не так глубоко. С другой стороны – есть и известное сходство с портретами Клеопатры. Это, прежде всего, характерные ноздри с сильным боковым вырезом и сочетание крупных глаз с маленьким ртом. Даже прическа не позволяет прийти к определенному выводу. Характерное для Клеопатры VII дольчатое разделение волос дополнено не обычным для царицы узлом на затылке, а уложенной в круг на темени косой. Но сильнее всего настораживает отсутствие царской диадемы.
Я сопоставил профили двух женщин. С Клеопатрой я позволил себе небольшой эксперимент: «прирастил» к портрету с Аппиевой дороги нос с бронзовой монеты. Как будто есть некоторое сходство... Фамильное? Позволим себе немного фантазии... Что, если перед нами сестра-соперница Клеопатры, Арсиноя? Та самая Арсиноя, красота которой поразила римскую толпу: когда Цезарь провел ее через Рим в триумфе, это вызвало возмущение зрителей.

продолжение следует
читать дальшеНачать, разумеется, следует с портретов на монетах, как с самых достоверных.
Пожалуй, самое выразительное изображение молодой Клеопатры - на бронзовой драхме, происходящей из коллекции Уильяма Хантера. Эта монета билась в Александрии между 51 и 30 гг. до н.э. Хорошо видна характерная прическа "в форме дыни" с узлом на затылке, которой царица будет верна всю жизнь. Великолепно переданы черты лица и даже его выражение; нос с легкой горбинкой и открытыми, высоко вырезанными ноздрями; крупный выпуклый лоб, глубоко посаженные большие глаза, острый подбородок. Схвачено немного капризное выражение маленького рта с припухлой нижней губой, из-за которой при взгляде в профиль кажется, что уголки губ опущены книзу. Её трудно назвать красавицей, но внешность яркая и запоминающаяся.

В спокойном состоянии это лицо, вероятно, производило впечатление мрачноватого. Но улыбка должна была чудесно оживлять его; так и было - у царицы был общительный и веселый нрав, "ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившем в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу". Как ни странно, единственное изображение, которое позволяет судить о её чарующем обаянии, входит в число иератических скульптур в "староегипетском" стиле. Здесь молодая Клеопатра в одежде жрицы Исиды.

На лбу - тройной урей, который отличает эту царицу на "официальных" портретах.
В 1933 году Л. Курциус на основе монетных изображений идентифицировал как портрет Клеопатры VII мраморный бюст, хранящийся в Ватикане. Фото этого бюста, опубликованное в книге Германа Хафнера "Выдающиеся портреты античности", позволило автору заключить, что Клеопатра "была действительно некрасива"

Как много зависит от ракурса! Вот другая фотография того же самого портрета - и здесь царица уже не выглядит туповатой теткой:

Этот мрамор, найденный на Аппиевой дороге в 1784 г., связывают с той статуей царицы, которую Цезарь установил в храме Венеры. В профиль хорошо видна характерная форма рта и "фирменная" прическа. Смущает лишь несвойственный царице локон надо лбом. Прически с таким локоном были популярны в Риме в 40-30-е гг. до н.э. Занятно: похоже, приехав в Рим в 46 году, Клеопатра не осталась равнодушной к местной моде.

В 2006 г. в связи с выставкой в Гамбурге, посвященной Клеопатре (устроенной, кстати, к 75-летию Элизабет Тейлор), куратор выставки, австрийский археолог Бернард Андреэ (Bernard Andreae) предположил, что на самом деле портрет Клеопатры, изготовленный по заказу Юлия Цезаря - это знаменитая "Венера эсквилинская" (Рим, Капитолийский музей, Палаццо Консерваторе, Галерея дельи орти ламиани). Вернее, эсквилинская Венера - это ранняя (не позднее I в. н.э.) копия той самой статуи.

Ах, какая фигура... Прямо как у... Стоп, стоп, не будем отвлекаться.
Итак, Венера эсквилинская = Клеопатра VII? Аргументы за - характерная форма рта и прическа. Кроме того, рельеф змеи на египетской вазе, которая подпирает статую, является, по мнению Андреэ, типичным атрибутом портретов египетских правителей (этот довод, действительно, основателен). Но лицо в значительной степени идеализировано.

Вернемся к монетам. Вот серебряная тетрадрахма аскалонского чекана, битая приблизительно в 50-49 гг. до н.э. Здесь Клеопатра немного постарше, но все еще очень обаятельна. Монета хранится в Британском музее. [UPD - тут я, пожалуй, сплоховал. Аскалонский чекан, скорее всего, связан с самым ранним этапом политической деятельности Клеопатры, когда она, опасаясь своих противников, сплотившихся вокруг её брата Птолемея XIII, бежит в Аскалон и остаётся там вплоть до вступления Цезаря в Александрию. Так что, скорее всего, эта монета старше монеты Хантера.]

Вскоре после выпуска этой монеты царица впервые становится матерью: от Цезаря у нее рождается сын , которому она дает имя Птолемей Филопатор Филометор Цезарь (по общему счету египетских царей с этим именем он Птолемей XV, но больше известен под прозвищем Цезарион). В Эрмитаже хранится халцедоновая камея-инталия середины I в. до н.э. с изображением Исиды, кормящей младенца Гора. Существует гипотеза, согласно которой в виде богини здесь изображена царица Египта со своим первым сыном.

Есть еще один скульптурный портерт, иногда приписываемый Клеопатре. Это известняковая женская голова I в. н.э. из Британского музея. Портрет чрезвычайно выразителен и обаятелен - неудивительно, что в нем хотят видеть одну из знаменитейших женщин античности.

С одной стороны, у этой женщины как будто бы иной абрис лица – оно сужено книзу и слегка асимметрично; не такой массивный лоб, другой разрез глаз, да и посажены глаза не так глубоко. С другой стороны – есть и известное сходство с портретами Клеопатры. Это, прежде всего, характерные ноздри с сильным боковым вырезом и сочетание крупных глаз с маленьким ртом. Даже прическа не позволяет прийти к определенному выводу. Характерное для Клеопатры VII дольчатое разделение волос дополнено не обычным для царицы узлом на затылке, а уложенной в круг на темени косой. Но сильнее всего настораживает отсутствие царской диадемы.
Я сопоставил профили двух женщин. С Клеопатрой я позволил себе небольшой эксперимент: «прирастил» к портрету с Аппиевой дороги нос с бронзовой монеты. Как будто есть некоторое сходство... Фамильное? Позволим себе немного фантазии... Что, если перед нами сестра-соперница Клеопатры, Арсиноя? Та самая Арсиноя, красота которой поразила римскую толпу: когда Цезарь провел ее через Рим в триумфе, это вызвало возмущение зрителей.

продолжение следует
@темы: история, археология, Клеопатра, античность
У скульптуры же с Аппиевой дороги - подбородок слабый, как принято говорить "безвольный"...
Где правда?
На монетах у царицы сильный, выдающийся, красивый подбородок.
У скульптуры же с Аппиевой дороги - подбородок слабый, как принято говорить "безвольный"...
Где правда?
Правда, как всегда, где-то посредине. Стальная матрица для чеканки монеты невелика по размеру, обработка твердого металла предсталяет определенную трудность. Поэтому все характерные черты царицыного лица несколько утрированы, укрупнены.
Ватиканский портрет (если это действительно Клеопатра - хотя это и весьма вероятно, но не бесспорно) идеализирован. Следовательно, все черты, напротив, немного смягчены. Греческая и эллинистическая скульптура вообще, довольно сильно подвержена идеализации - сравните хотя бы портреты Филиппа II, отца Александра Великого, и реконструкцию облика этого царя по его черепу. Римская портретная школа жестче, но она сложилась позднее, в имперский период.
Кстати, я бы не назвал такой подбородок красивым.