www.youtube.com/watch?v=6X4SXoQqiRc
Станислав Дробышевский. Лекция "Гребцы Боспора - жизнь и смерть на античной галере" 28.01.2018

www.youtube.com/watch?v=gFYcjYQpr54
Дробышевский Станислав. Жизнь простеца и хитреца (15.09.2018, Тольятти)

@темы: археология, античность

Комментарии
03.10.2019 в 22:59

Пишу не в умейл, а сюда, так как вопрос несерьёзный.
Эрмон - вы, мне кажется, такое любите, - вот как вы думаете - вот это
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B0%D0%B4%...

и вот это (на монетах многих Кальпурниев в нескольких поколениях он есть, появляется в 3 веке до нэ)
www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8...

www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fkupimo...

- это как? почему такие одинаковые? Общий исходник какой-то? Миф? Символ? Или эту конкретную статую кто-то из Кальпурниев где-то потырил? Почему об этом сходстве не пишут нигде? Если оно мне мерещится, то что я пропускаю?
06.10.2019 в 13:42

Общий исходник какой-то? Миф? Символ? Или эту конкретную статую кто-то из Кальпурниев где-то потырил?

Я думаю, первое.
Насколько я сумел понять, античное (греческое в исходнике) фигуративное искусство очень "формульное", можно сказать даже - "визуально-мемное". Раз найденные удачные решения - и в скульптуре, и в живописи - затем использовались столетиями. Причём как в полных копиях, так и с вариациями. Как целиком, так и по частям. У римских статуй обнажённых атлетов, например, мог быть "поликлетовский" корпус и "фидианская" голова. Популярные статуарные решения размножались в сотнях и тысячах скульптур по всей ойкумене; а со временем становились даже своего рода "стандартами". Ну, как гипсовые девушки с веслом или пионеры с горном во времена, более к нам близкие.

Почему об этом сходстве не пишут нигде?

А Вы таки уверены, что нигде?

Если оно мне мерещится, то что я пропускаю?

Думаю, не мерещится.
Статуи в память о спортивных победах вообще преимущественно стандартизировались. Нужно ваять по нескольку штук каждый год - тут не до разнообразия.

ЗЫ: А может, и правда никто не пишет. Ну так и что. Я вон Арсиною на страусе нашёл, о которой писал Павсаний. И что, думаете, о ней много пишут?
07.10.2019 в 16:13

Спасибо большое! Тогда дальше вопросы )) - значит, допустим, исходник появился в 3 веке? (статую датируют сейчас позднее). То есть Кальпурний изображал через уже наверное у эллинистов сложившийся к тому времени символ-образ конных состязаний Аполлоновы игры 211 года? Или, может, всё-таки какую-то прямо конкретную статую победителя (то, что всадник у Кальпурния маленький - это норма тогдашних скачек, дети были жокеями? и у римлян на Аполлоновых играх? расовый вопрос опускаю :))) ), известную римлянам? Если так, её откуда угодно с востока могли привезти? Может, какое-то из римских посольств, в Дельфы к тому же Птолемею? То есть что хотел сказать Кальпурний изображением всадника - я молодец учредил игры, или я молодец учредил игры, которые всем памятны ещё вот этой статуей?

Мне это отчасти (но только отчасти, просто так можно мой интерес подогреть :) ) и в связи с конспирологией интересно - некоторый взрыв римско-эллинистических контактов (не только с Македонией, а дальше на восток) приходится как раз на разгар Второй пунической войны - посольство в Дельфы, посольство к Птолемею за хлебом, Одиссея того капуанского чудика ко двору Птолемея, приезд Кибелы итд. - можно ли сюда же привоз Кальпурниевой статуи (или светлый образ его... в смысле приезд образа статуи в чьей-то голове в Рим) приплюсовать, интересно? И, интереснее всего, как бы её к Птолемеям привязать ещё?)))
10.10.2019 в 17:26

Знаете, я не готов отвечать развёрнуто.

Единственное, что могу подтвердить наверняка - да, дети были жокеями на античных скачках, поскольку они легче и тем самым дают выигрыш в скорости.

Что обозначала данная группа на монете Кальпурниев - вопрос сложный, его могут, возможно, решить специалисты по эллинизму и римской истории; а может, и они не могут. Рязанов любит такие ребусы, насколько я помню.
Мне ничего на эту тему не попадалось, даже отдалённо.

Очень осторожно возьмусь предположить, что историко-культурный бэкграунд статуи (и как художественного архетипа, и как конкретных экземпляров) связан прежде всего с Эгеидой, с тамошними полисными, художественными и спортивными центрами. Как-то в последнее время скептически стали относиться к "александрийской скульптурной школе". Может, и не было её как таковой...

Ну, и про римско-эллинистические контакты я тоже, того, не очень...
10.10.2019 в 20:21

Спасибо большое! Да, я понял про детей. Тогда да, из конкретных сходств остаётся только поза коня, а это уже никак не конкретный сюжет, а стилистика.

Так-то в лоб, особенно ещё с пальмовой ветвью (интересно, что у одного Кальпурния 2 века есть несколько серий с разными предметами у всадника в руках - с ветвью, с факелом, ещё с чем-то, но такие штуки встречаются и на других монетах, так, возможно, просто разные выпуски метили) что означает - ну победитель скачек и выходит.) Ещё бы ладно большинство было с факелом, тогда сюжет, ночная скачка Пола Ревира. :)

Эгеида тоже ок, она в 3 веке, можно считать, Птолемеевская.)))
(да, помню в книге про римскую магию подробный разбор эллинистического стихотворения (автора только забыл) про магическое соблазнение молодого спортсмена-аристократа вроде бы на Косе, там как раз было чуть-чуть про эллинистическую Эгеиду как арену спортивной и увеселительно-тусовочной движухи тогдашней золотой молодежи)
Спасибо!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии