Таблица "Some Ptolemaic Dynastic Festivals" из: "The Ptolemaic King as a Religious Figure" by Ludwig Koenen

Работа интересна и в целом, и, в частности, тем, что показывает преемственность (через птолемеевскую эпоху) целого ряда христианских праздников (в Египте) по отношению к древнеегипетским религиозным празднествам.

осторожно, траффик

...

@темы: античность

Комментарии
29.03.2017 в 15:59

Надеюсь, художника, который создал портреты Береники, отдали крокодилам, это ж селевкидский засланец какой-то. По сравнению с ней Репинская Софья прям красавишна. Может, конечно, художник иллюстрировал понятие "царская гроза"...
31.03.2017 в 08:47

Это Вы про "шары по полтиннику" и складчатую шею? Всё согласно госзаказу. Глаза символизируют божественность персонажа (не "царская", а "божия гроза"). А дородность - знамение процветания и достатка в общенациональном масштабе. Там вообще уровень символизма зашкаливает - что товарищ Коэнен и постарался показать. Это такой плакат, вроде брежневских "Народ и армия едины". Ни одной лишней детали.
31.03.2017 в 23:41

Спасибо, очень интересно! Ага, Шово пишет, что "Царь и царица иногда своим собственным видом демонстрировали благосостояние". А для кого это плакат, как вы думаете, только для колхозников египтян, или (неужели) и для интеллигенции греков? Ну то есть я как-то себе представлял, что действительно "египетскими" царями Птолемеи стали со 2 века, с Фискона, а что полнота на цариц распространялась, для меня вообще небольшой шок (даже если только на изображениях). :) Или полнота у нарисованной Береники - это (ещё) не то "трифе", от которого реальная полнота у Фискона?
31.03.2017 в 23:44

Да и вообще, кстати, меня всегда интересовало, откуда Птолемеи взяли свои придворные ритуалы - не знаете, есть что-то об этом почитать?
01.04.2017 в 10:33

А для кого это плакат, как вы думаете, только для египтян, или (неужели) и для греков?
Да и вообще, кстати, меня всегда интересовало, откуда Птолемеи взяли свои придворные ритуалы - не знаете, есть что-то об этом почитать?

Ну, вот Коэнена и почитайте же. У него там вкратце (и не очень проработанно) дана концепция птолемеевского царства как "двуликого Януса", обращённого одноременно и к грекам, и к египтянам. Хоть полнотой эта концепция не отличается, но там очень много интересных наблюдений и фактов. Основная мысль: греческие формы мировосприятия практически сразу (с сына Лага) оказались пропитаны египетским содержанием, и наоборот - египетские ритуалы, архетипы и древние обычаи очень часто и быстро получали греческие оформления, дополнения и переосмысления.

Я (для себя) "разработал" для птолемеевского Египта рабочую концепцию взаимодействующих "сфер" - они чётко разграничены, но каждая из них набрасывает на остальные своего рода "вуаль", которая позволяет принадлежащему к одной сфере человеку легко взаимодействовать с людьми из других сфер. Так, грек остаётся греком (и никогда не превратится в египтянина), но он может иметь дополнительное египетское имя, делать вклады в египетские храмы (мало того - может купить долю во вледении какой-нибудь часовенкой со священными ибисами и т.п.). Но были в каждой сфере и определённые "центровые" точки, в которые чужаки не допускались. Например, для греков это - корпоративные клубы при фитнес-центрах гимнасиях, а для египтян - всё, что связано с ихними конторами ритуальных услуг. Как-то так.

Соответственно этому, и плакат "Родина-МатьБлагая Судьба Береника Вторая" имеет интересную структуру (если верить Коэнену, а я ему верю). Все символы-составляющие на нём - греческие. Но перенасыщенность изображения этими символами и сам "дух" изображения - чисто египетские. Поэтому у плаката два параллельных чтения. Эллином он может прочитываться как "Матушка-Государыня-Владычица морская" и "Тюхе (Александрии?)". Египтянином - как "Богиня-Царица, жена-матерь-сестра-дочерь Царя-Бога, юже почитаем как присносущую Исиду, Мать нашу".
01.04.2017 в 10:56

А, по поводу придворных ритуалов, как таковых. Конкретно ничего сказать не могу. Лишь самое общее соображение. Как и во всех эллинистических царствах, придворный этикет в Египте- смешанное наследие македонского и ахеменидского дворов. Плюс, в Египте, очень быстро исподволь начали проникать в эту сферу местные сакральные идеи (отождествление государей с божествами, учреждение их культов в "местном" стиле, посещения храмовых празднеств, сами священные праздники и т.п.). О последнем процессе (который отразился на отмирании македонского календаря и замене его египетским) у Коэнена кое-что сказано.
02.04.2017 в 00:38

Спасибо!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии