Плутарх, Застольные беседы, Кн. VIII, Вопрос VII (О пифагорейских наставлениях...)""[в] 1. Когда я после продолжительного отсутствия вернулся в Рим, карфагенянин Сулла по римскому обычаю дал в ознаменование моего возвращения званый обед, {104:
Это так называемая cena adventicia, или adventoria (ср. Светоний, Вителлий, XIII 2; Вергилий, Буколики, V 74; Петроний. 90, 5 и др.)} на который был приглашен в числе немногих других товарищей ученик пифагорейца Модерата по имени Лукий, родом из Этрурии. Он заметил, что мой друг Филин воздерживается от мясной пищи, как бы по убеждению, и это было для него поводом повести речь о Пифагоре. Он сказал, что хотя
Пифагор и не был этруском по происхождению, как некоторые полагают, но
родился в Этрурии {106:
Как можно судить по дошедшим до нас источникам, более распространенная версия о самосском происхождении Пифагора восходит к историку III—II вв. до н. э. Гиппоботу, а версия о его тирренском (этрусском) происхождении — к перипатетику Аристоксену, посвятившему специальное сочинение Пифагору и его школе. Ср. Vorsokr. 14 А 8; Д. Л. VIII 1; Порфирий, Жизнь Пифагора, 10} и там же получил воспитание и образование. Подтверждается это тем, говорил Лукий, что
только в Этрурии тщательно соблюдают на деле наставления, хранимые и в устной передаче и в писаниях пифагорейской школы: {107:
Основные источники, сохранившие для нас пифагорейские «символы» и «акусматы», относятся к достаточно позднему времени: это VIII книга Диогена Лаэртского, «Жизнь Пифагора» Порфирия, «Жизнь Пифагора» и «Протрептик» Ямвлиха (ср. Vorsokr. 58 С). Эти предписания и запреты представляли собой первоначально смесь народных поверий и примет вроде перечисляемых в «Трудах и днях» Гесиода древних табу и ритуалов с собственно пифагорейскими представлениями о бессмертии души и ее последовательных воплощениях в различные тела. В эллинистическое время «символы» подверглись перетолкованию в моралистическом и мистическом духе.}
поднявшись с ложа, убирать постель; не оставлять на золе следов снятого горшка, а сглаживать ее; не допускать в доме присутствия ласточек; не переступать через метлу; не содержать в доме птиц с кривыми когтями.""
Этруск Луций - ученик Модерата из Гадиры, неопифагореец 90-х гг н.э. (См:
Джон Диллон, "Модерат из Гадиры")
www.academia.edu/6568513/Moderatus._Fragments._...см. также здесь
www.plato.spbu.ru/RESEARCH/dillon/chapter_7.pdf Прим. 2: "Подобного предположения [
о близости Пифагора к этрускам] больше не высказывает никто, хотя Аристоксен (ap. DL VIII 1) говорит, что "он [
Пифагор] был тирренцем, с одного из тех островов, которые Афиняне захватили после выселения оттуда всех обитателей" [
очевидно, имеются в виду Лемнос и Имброс, откуда афиняне изгнали местных жителей, и где, действительно, обнаружены надписи на языке, родственном этрусскому; любопытно, что лемносские "пеласги", согласно преданию, происходили с Самоса Фракийского (Самофракия) - возможно, это и послужило причиной сближения их с Пифагором, родиной которого обычно считали Самос], что могло подать вышеобозначенный повод для этрусского патриота. Утверждение Диодора Сицилийского о том, что "по мнению некоторых, он был тирренец" (X 3), скорее всего просто повторяет допущение Аристоксена."
Извлечения из источников о пеласгах -
www.beltofpeace.com/5-1.htmlКофанов Л.Л. - Пифагореизм В Римском Авгуральном Праве // Вестник Древней Истории, 1999, №2, с. 166—177uf.kgsu.ru/lib/doc.php?path=Kafedra%20TIGP/Rims...Кофанов изображает свержение царской власти и установление республики в Риме прямо-таки как
масонский пифагорейский заговор:
читать дальше""В связи с вышесказанным в несколько ином свете представляется и антиэтрусский переворот в Риме 510 или 509 г. до н.э. Сами организаторы переворота Луций Юний Брут и Валерий Публикола отмечены традицией как мудрецы-законодатели вполне в духе пифагорейского учения. Так, согласно легенде, Брут получил прекрасное образование (Dionys. IV. 68), уже в молодости проявил мудрость в чисто пифагорейском толковании дельфийского оракула29, отменил кровавые человеческие жертвоприношения этрусков30 и ввел греческие культы31. Его приверженность скромному образу жизни, молчаливость, суровость в отстаивании государственных интересов, спокойствие и выдержка также роднят его с пифагорейским учением. Цицерон даже наделяет его высшей философской мудростью (summa prudentia), скрывавшейся под маской глупости (Cic. Brut. 53). Наконец, сам факт, что он, по словам Манилия32, был подобно Ромулу, Сципиону Африканскому и Цицерону причислен римлянами к героям, обретшим свое место на Млечном пути звездного небосклона, косвенно связывает его с авгурским искусством дивинации. Что касается Валерия Публиколы, то традиция также изображает его красноречивым оратором (Dionys. V. 17.3), мудрым законодателем (Liv. II. 8. 1-3), в общем — философом в истинно римском духе, которому.Дионисий приписывает принцип «богатым является не тот, кто много приобрел, а тот, кто довольствуется немногим». Принципами его жизненной философии были умеренность и разумный образ жизни, воспитание достойных детей.
Так вот: именно эти философствующие государственные мужи отменили Тарквиниевы законы и восстановили законы Нумы и Сервия Туллия. К этому добавляется еще и сообщение традиции о том, что именно в конце VI в. до н.э. законы Нумы «о священных ритуалах», записанные Анком Марцием на деревянных досках и утраченные ввиду непрочности материала, были восстановлены понтификом Гаем Папирием35. Думается, что это «восстановление» сакральных норм Нумы в конце VI в. до н.э., когда политическое влияние пифагорейцев на всю южную Италию было особенно сильным, могло происходить не без влияния пифагорейской «науки о жертвоприношениях».""www.nsu.ru/classics/schole/ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция, Том III (2009) Выпуск 1 Неопифагорейцыwww.nsu.ru/classics/schole/3/schole-3-1.pdfчитать дальше[Ниже отрывок из: Афонасин Е. В., "Доксография пифагореизма и неопифагорейская традиция"]
Стр. 10
...
Вернемся к свидетельству Цицерона и спросим себя, какого рода пифагореизм, процветавший некогда в Италии и затем пришедший в упадок, мог «возродить» Нигидий Фигул и на основании каких источников? Сам он, безусловно, пифагорейцем не был и его интерес должен был носить обычный для образованных римлян того времени «антикварный» характер. Как создатель «италийской» философии Пифагор продолжал пользоваться популярностью в Риме благодаря местному патриотизму. Так, к примеру, статуя Пифагора могла красоваться в Риме, будучи воздвигнута по прямому указанию Аполлона Дельфийского (Плиний, Естественная история 34, 26), книготорговцы распространяли «пифагорейские» трактаты, якобы написанные Лисием, Теано, Архитом, Тимеем, другими древними пифагорейцами и даже самим Пифагором, а неопифагорейское Второе письмо Платона мог цитировать (согласно Цензорину, О дне рождения IV, 3; кстати, первое упоминание об этом тексте) и о числе семь «пространно рассуждать» (по сообщению Авла Гелия, Аттические ночи ΙΙI 10), другой известный интеллектуал того времени – Варрон:3 «Марк Варрон в первой из книг, озаглавленных Седмицы или Портреты, рассказывает о достоинствах и многочисленных разнообразных свойствах седмицы, которую по-гречески называют Гебдомадой. “Ведь именно это число звезд, – говорит он, – составляет на небе Большую и Малую Медведицы, а также Вергилии, которые греки называют Плеядами, – звезды, которые Нигидий Фигул называет блуждающими,
____
3 [ Трактат Седмицы был написан им в преклонном возрасте, должно быть ок. 32 г. до н. э. и, возможно, под влиянием Нигидия Фигула. В самом деле, этого последнего в связи с трактатом Варрона цитирует Авл Гелий (III 10, 2), а сам Варрон говорит, что «уже вступил в двенадцатую седмицу лет, и к этому времени уже написал семьдесят седмиц книг» (III 10, 17).]
11
а прочие авторы – странствующими”. Также он говорит, что на небе по длине земной оси располагаются семь окружностей… кроме того, он пишет, что круговорот луны совершается четырежды по полных семь дней… “Ведь когда в утробу женщины брошено оплодотворяющее семя, оно за первые семь дней сбивается в ком, сгущается и становится подходящим для принятия человеческой формы…” Опасности для жизни и всей судьбы, которые халдеи называют климактерами, оказываются наиболее опасными, если исчисляются семью… По его словам, сведущие в музыке врачи утверждают, что и кровеносные жилы у людей пульсируют в семеричном ритме, то, что сами они называют четверичным согласием, которое происходит в сочетании с кратным четырем числом…» (пер. А. Б. Егорова, с изменениями).4
Как видно, чтобы написать трактат вроде этого, не нужно быть приверженцем пифагорейского учения: в нем не так уж много специфически пифагорейского, а о семи возрастах человеческой жизни, к примеру, пел еще Солон. Намного более интересным источником для Нигидия Фигула могли стать труды знаменитого грека Александра Полигистора (род. ок. 105 г. до н. э. в Милете) – историка, географа и эрудита, близкого к пифагорейской традиции. Иудей по происхождению, в Рим он попал как военнопленный в 82 г. после Митридатской войны, но впоследствии обрел свободу и римское гражданство.5
Его интерес к античной философии и, в частности, к пифагореизму нашел отражение в истории философии в жанре «Преемств» (несколько раз цитируется Диогеном Лаэртием, при изложении жизни и учения Сократа, Платона, Карнеада, Хрисиппа, Пиррона, Пифагора) и в специальном трактате на очень традиционную тему – О пифагорейских символах (цитаты у Климента Александрийского, Strom. Ι 70, 1 и Кирилла Александрийского, Adv. Julian. IX = фр. 138 a–b FHG). Кроме того, в Комментарии на Тимей Калкидия сохранился небольшой пифагорейско-астрономический фрагмент (140 a FHG).
Опираясь на недошедший до нас трактат Александра «Преемства <философов>», Диоген Лаэртий (VIII 24–33) пересказывает некий неопифагорейский источник, который получил в литературе название Anonymus Alexandri (текст: Thesleff 1951, 234–237; подробное исследование: Festugière 1945). Здесь излагается доктрина порождения чувственного мира из геометрических объектов,
___
4 Другие примеры подробных компиляций приводит А. И. Щетников в предисловии к четвертой главе. Очень похож на трактат Варрона и собственно предмет этой главы – анонимные Теологумены арифметики.
5 Он впоследствии преподавал в Риме и был и весьма плодовитым писателем, за что получил прозвище «Полигистор», однако его наследие сохранилось очень фрагментарно (Мюллер выделяет 152 фрагмента). Античные авторы, такие как Вергилий, Плиний, Валерий Максим, Иосиф Флавий, Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский, Стефан Византийский, Константин Багрянородный, средневековые схолиасты и др., цитируют выдержки из его исторических, экзегетических и географических произведений, в основном касающихся Ассирии, островов Средиземного моря, Иудеи и Малой Азии. Фрагменты исторических трудов собраны Мюллером и Якоби: K. Müller, FHG 3; F. Jacoby, FrHGr, Nr. 273. По всей видимости, Цицерон был слишком молод для того, чтобы иметь возможность учиться у него лично.
12
а последних – из математических. Началом всего является монада (единица), понимаемая как причина, которой подлежит неопределенная двоица, понимаемая как вещество. Из двоицы происходят остальные числа, из чисел – точки, из точек – линии, из линий – плоские фигуры, из них – объемные, из которых – чувственно воспринимаемые тела, составленные из четырех первоэлементов. Иными словами, излагаемая позиция, хотя и сохраняет дуализм в духе «таблицы противоположностей» Метафизики Аристотеля, умеренно монистична, поскольку монада все же называется «началом», а весь текст напоминает Тимей в интерпретации Спевсиппа.
Далее, в лучших доксографических традициях, кратко пересказываются воззрения «пифагорейцев» на устройство космоса (он одушевленный, разумный, шаровидный, в его центре находится земля, которая также шаровидна и населена со всех сторон), о временах года (излагается механизм смены времен года и времени суток в зависимости от соотношения света и тьмы, холода и жары, сухости и влажности), солнце, луне и других небесных телах (которые суть боги, потому что в них преобладает тепло, а оно источник жизни, причем верно замечается, что луна светит отраженным светом солнца и излагается механизм оживления всего лучами солнца, проходящими сквозь эфир). При этом оказывается, что «Рок есть причина расположения целого по порядку его частей». Как мы видели, Варрон также начинает с метеорологии, впрочем, такой порядок обычен для доксографов. Предложенная ранее теория тепла распространяется на «подлунный мир»:
«Живет все, что причастно теплу, поэтому живыми являются и растения; душа, однако, есть не во всем. Душа есть отрывок (ἀπόσπασμα эфира, как теплого, так и холодного, – по ее причастности холодному эфиру. Душа – не то же, что жизнь: она бессмертна, ибо то, от чего она оторвалась (ἀπέσπασται, бессмертно» (здесь и далее пер. М. Л. Гаспарова, с небольшими изменениями).
Далее, подобно Варрону, составитель переходит к прихотливому смешению эмбриологии и учения о душе: «Живые существа рождаются друг от друга через семя – рождение от земли невозможно. Семя есть струя мозга, содержащая в себе горячий пар; попадая из мозга в матку, оно производит ихор (“кровь богов”, см. ниже X 60), влагу и кровь, из них образуются и плоть, и жилы, и кости, и волосы, и все тело, а из пара – душа и чувства. Первая плотность образуется в сорок дней (у Варрона – на седьмой неделе, то есть на 49-й день), а затем, по законам гармонии τοὺς τῆς ἁρμονίας λόγους, дозревший младенец рождается на седьмой, девятый или, самое большее, десятый месяц (согласно Варрону – до седьмого месяца никто не может родиться здоровым, а наиболее правильным будет рождение через 273 дня, то есть на сороковую неделю). Он содержит в себе все закономерности гармонии, по которым каждая из них выступает в соразмеренные сроки».
Зрение устроено так: «Чувство вообще и зрение в частности есть некий пар особенной теплоты; оттого, говорят, и возможно видеть сквозь воздух и сквозь воду, что теплота встречает со-
13
противление холода, а если бы пар в наших глазах был холодным, он растворился бы в таком же холодном воздухе. Недаром Пифагор называет очи вратами солнца. Точно так же учит он и о слухе и об остальных чувствах».
Далее следует утверждение, не имеющее явных аналогов в других источниках: «Душа человека разделяется на три части: ум (νοῦς, рассудок (φρήν и страсть (θυμός. Ум и страсть есть и в других живых существах, но рассудок – только в человеке. Власть души распространяется от сердца и до мозга: та часть ее, которая в сердце, – это страсть, а которая в мозге – рассудок и ум; струи же от них – наши чувства. Разумное бессмертно, а остальное смертно. Питается душа от крови. Закономерности души – это дуновения; и она, и они незримы, ибо эфир незрим. Скрепы души – вены, артерии, жилы; а когда она сильна и покоится сама в себе, то скрепами ее становятся слова и дела».
Festugière (1945, 44) отмечает, что «гомеровский» термин φρήν мог в эллинистическо-римский период использоваться в медицинской литературе и обозначать «мозг» (Anonymus Londinensis IV, 13–17). Связь мышления с эфиром прослеживается, к примеру, у философа IV в. Диогена из Аполлонии, который, кстати говоря, был не чужд медицине и эмбриологии. Анаксагор (Цензорин VI 2) считал, что в зародыше содержится эфирное тело. Можно привести и другие примеры, показывающие распространенность таких представлений.
Роль, которая здесь отводится теплу в физических и психических процессах, выглядит как стоическое влияние и, в принципе, может восходить, скажем, к Посидонию, однако, по замечанию Кана, со ссылкой на Хафмана (Kahn 2001, 81; Huffman 1993, 289), тепло играло определенную роль в биологии Филолая. Из квазиматериальной субстанции, вроде света или эфира, душа состояла по мнению Гераклида Понтийского (фр. 98 и 99 Wehrli). Анонимный философ из трактата Плутарха Об «Е» в Дельфах (390 a) говорит, что субстанция неба – это свет. Диллон (2005, 241 сн. 424) заключает, что это также мнение Гераклида. Наконец, Кан (Kahn 2001, 81–82) вспоминает в связи с этим текстом надпись из Потидеи (432 г. до н. э.), где говорится, что «эфир получает души, земля принимает тела».
Напротив, формирование эмбриона «по законам гармонии» (которые одновременно есть и «дуновения», и «скрепы души») звучит вполне попифагорейски, хотя о гармонической слаженности элементов и затвердевании зародыша под действием тепла (здесь: огня) говорится во многих трактатах гиппократовского корпуса, к примеру, в трактате О диете (8, 1–2; 9, 1–3; Лебедев 1989, 557). Как бы там ни было, после этого экстраординарного утверждения доксограф сообщает о судьбе души, покинувшей тело: «Сброшенная на землю, душа скитается в воздухе, подобная телу. Попечитель над душами Гермес, оттого он и зовется Вожатым, Привратником и Преисподним, ибо это он вводит туда души из тел и с земли и с моря. Чистые души возводит он ввысь, а нечистые ввергаются Эринниями в несокрушимые оковы, и нет им доступа ни к чистым, ни друг к другу. Душами полон весь воздух, называются они демонами и героями, и от них посылаются людям сны и знаменья недугов или здравия, и не
14
только людям, но и овцам и прочим скотам; к ним же обращены и наши очищения, умилостивления, гадания, вещания и все подобное».
И переходит к заключительному религиозно-этическому поучению Пифагора: «Главное для людей, говорил Пифагор, в том, чтобы наставить душу к добру или злу. Счастлив человек, когда душа у него становится доброю; но в покое она не бывает и ровным потоком не течет. Справедливость сильна, как клятва, потому и Зевс именуется Клятвенным (ὅρκιον. Добродетель есть лад (ἁρμονία, здоровье, всякое благо и бог. Дружба есть равенство ладов. Богам и героям почести следует воздавать неодинаковые: богам – непременно в благом молчании, одевшись в белое и освятившись, героям же – после полудня. Освящение состоит в очищении, омовении, окроплении, в чистоте от рождений, смертей и всякой скверны, в воздержании от мертвечины, морской ласточки, чернохвостки, яиц, яйцеродных тварей, бобов и всего прочего, что запрещено от справляющих обряды (οἱ τὰς τελετὰς ἐν τοῖς ἱεροῖς
ἐπιτελοῦντες».
Что это? Отголоски древней пифагорейской традиции или же, как склонен думать Кан, доказательство реального существования пифагорейского или, скорее, неопифагорейского ритуального сообщества, существовавшего в эллинистический период до I в. до н. э. (Kahn 2001, 83)? Учитывая состояние свидетельств на этот вопрос трудно ответить однозначно. В частности, не ясно, в какой мере имеет смысл говорить о специфически пифагорейском культе. Конечно, о том, что дом Пифагора превратили в святилище, мы знаем еще от историка III в. до н. э. Тимея из Тавромения (см. Lévy 1926, 53–59), а одна из италийских базилик была идентифицирована как «пифагорейский храм» (Carcopino 1927), однако древний пифагорейский союз и пифагорейские сообщества, если таковые существовали в эллинистическо-римский период, вовсе не обязательно должны были быть религиозными сектами, хотя вполне могли, выражаясь словами Кингсли, «вести подпольное существование в южной Италии римских времен» (Kingsley 1995, 322). Пифагореизм с древности тесно ассоциировался с орфической религией и литературой, так что орфизм и родственные ему религиозные движения вполне могли удовлетворять религиозные чувства приверженцев пифагорейского учения. Обратное менее вероятно: религия – явление более массовое, так что приверженцы орфиковакхического культа, вроде тех, которые засвидетельствованы золотыми таблицами из италийских и греческих погребений 6 или захоронения в Дервени, могли испытывать пифагорейские симпатии или даже принадлежать к одному из «подпольных» пифагорейских сообществ.7
[ну, и так далее...]
Александр Полигистор
Вот, кстати, интересно, а откуда он сам-то взялся, такой красивый?
Вики:
By 63 BC, Nigidius had been admitted to the Senate.[5] He may have been aedile in 60 BC, when Cicero mentions that Nigidius was in a position to cite (compellare) a jury, or a tribune of the plebs in 59.[6] He was praetor in 58,[7] but no further official capacity is recorded for him until he serves as a legate 52–51 BC in Asia under Quintus Minucius Thermus. He left the Asian province in July 51.[8]
Arnaldo Momigliano tried to explain the apparent contradictions between Nigidius’s active political career and his occult practices.
Прямая как палка карьера, занимает должности через правильный 2-летний промежуток или даже меньше (!), эдил (?) - в 60 это очень много денег нужно, претор в, наверное, suo anno, нехило (кстати, избран под председательством Цезаря по ходу, в год ожесточённейшей борьбы Катона с триумвирами и между триумвирами, то есть явно же ЧЕЙ-ТО человек), близкий друг Цицерона в 63, личный враг Цезаря... откуда такое вдруг чудо, кто родители хотя бы? Я сходу не нашёл. По всем признаках чистый хомо новус же, и при этом оптиматейший оптимат. Кто патрон? Ещё один птенец гнезда Катула? Вроде, с Цицероном он держится наравне в письмах, так что не Цц его, похоже, двигал.
Сайм про имена на -idius - edius -iedius: Above all, there is a type peculiar to the Sabellan peoples, thikest of all in the heart of the Appenines among the archaic tribes of the Marsi and Paeligni, extending thence but growing thinner to Picenum northwards and south to Campania and Samnium. Such alien and non-latin names are casually revealed in the lowest ranks of the Roman Senate, before Sulla and after... The first consul is presumably T. Didius, then a long gap till P. Ventidius.
сукахарактерно выступает как эксперт по астрологии. Всё-таки какая-то особая (жреческая?) семья с традициями? Родом из марсов-колдунов?Вычислять происхождение по
юзерпикукогномену, если у Вас нет никаких других зацепок, можно до бесконечности. Теоретически, он мог быть ещё из сабинов Тита Тация или Анка Марция (триба тициев там, вот это вот всё). А мог и из "новых граждан", по итогам Союзнической войны. Наподобие каких-нибудь помпеевых пиценов.У меня (чисто субъективное и ни на чём, в сущности, не основанное) ощущение, что он всё же из "старых римлян", хоть и не из шибко сановитых. "Я так вижу"
Прямая как палка карьера, занимает должности через правильный 2-летний промежуток или даже меньше
Нет, ну слушайте - интриги интригами, но надо же кому-то и дело делать. В смысле, должности замещать и обязанности выполнять. В это время, конечно, много протекционных фигур, но немало и "консенсусных", и вообще нейтральных - особенно если не брать в расчёт консульство, до которого он так и не дошёл. Может, к кому-то и примыкал. А может, оппортунистически болтался где-то между группировками. В принципе, честное имя и работоспособность всё ещё чего-то стоили в политике. Но если он из "новых" - тогда конечно, должен был ходить в воле патрона.
А может быть, если верны предположения о его "консервативно-республиканских" убеждениях, он "колебался вместе с линией" Цицерона, но независимо от последнего.
не Цц его, похоже, двигал
А Ц. сам-то по себе, без поддержки стоявших за ним группировок, мог вообще хоть кого-то "двигать"? Что-то мне сомнительно.
Всё-таки какая-то особая (жреческая?) семья с традициями?
У меня нет данных, чтобы это отвергнуть или подтвердить. Мог, в принципе, освоить и своим трудом, как Варрон; вот только, кажется (поправьте, если я ошибаюсь) - Варрон не трактовал такие эзотерические темы. Для того, чтобы авторитетно рассуждать о религиозных культах, о практике предсказаний и т.п. - нужно было иметь доступ в узкие круги специалистов. Поэтому, если уж говорить о "семействе с традициями", то семейство это должно быть не марсийским, а римским. Потому и кажется мне, что он из "старых римлян".
Кстати, итальянцы про него довольно много писали. Вы, случаем, не читаете по-итальянски?
Да мне в общем-то тоже так кажется. В противном случае или Цц был его наградил каким-нибудь эпитетом, мол, собрат ты мой провинциальный, коллега по покорению Рима, или те же Саллюстий с Дионом не обошли бы вниманием, что у него экзотическое происхождение, или ещё кто-то бы что-то сказал. Просто хотя бы по тому, что он спокойно предсказывает Октавию в сенате про сына, что тот станет властелином Рима - не от проверенного, так сказать, римлянина, и уж тем более от нового гражданина ТАКОЕ просто не потерпели бы. НО - вот какой-то марьяж, чего-то такое по матери или как-то ещё по римским сложным родственным линиям необычное, может, усыновление даже (хотя по имени не видно), или всё-таки происхождение необычное (но древнее) я бы всё равно заподозрил. Он именно странный тем, что очень уж серьёзно наукой и магией занимался, не по-римски увлечённо и не теряя совершенно при этом лица (а карьеру делал и политикой занимался уже именно по-римски при этом), такое ощущение, что не сам по своему решению, а по какому-то более серьёзному призванию, по праву, молчаливо за ним признаваемому, если уж не семейному, то, может, с детства в какие-то особые традиции был посвящён (как помните в той статье про Сорана и тайное имя Рима предполагают, что Соран был из самнитского происхождения жреческого рода). Есть в этих претензиях на особое знание свыше что-то не римское, не республиканское (в то же время если бы это было что-то совсем привозное, эллинистическо-восточное, у образа Фигула тоже был бы другой "флёр", греколюба-заучки, как у Цицерона примерно, да и у Варрона не совсем без этого). А тут что-то другое "нет, тут не Николка-с, тут дело фантастическое, страшное!" Из подобных типажей (хотя и не совсем таких, там право всё-таки, более римская тема) мне как раз Сцевола Авгур и Сцевола Понтифик вспоминаются, но у этих-то явно религия - фамильное дело. Ну или вот Соран тот же, он и римлянин из римлян - Валерий, и он же самнит-хранитель древних тайн. Или я не знаю,, молодой Сципион, косплеивший чуть ли не Энея. (Ведь например Тарунтий Фирман, который вычислил основание Рима, не был же политиком.)
"Серьёзно" тогда многие, и много чем занимались, с нашей точки зрения, по чистой прихоти (возьмите хоть Цицерона с его интересом к философии).
У Фигула, на мой взгляд, довольно оригинальный "профиль" интересов. Поэтому я произвольно предполагаю, что в анамнезе у него - что-нибудь, связанное с религиозными культами и/или предсказаниями (были же в Лации знаменитые оракулы - могли быть при них и местные "трудовые династии"); а неопифагорейство, метафизическую лингвистику и прочие магические штучки он уже сам к этому пристегнул.
Тарунтий Фирман
Кто это?
Древнего Брута, ну, кроме самого имени и какого-то скелетного предания мб, я так понимаю, придумал лично Посидоний, во всяком случае его сына, от которого произошёл Брут, "открыл" именно П., а все события казни Брутом сыновей-заговорщиков у Плутарха просто совершенно уж неприлично напоминают заговор Катилины, вплоть до отнимания писем! у послов! Если у Посидония были соавторы (тот же Цц, да и Фигул), вполне могли и пифагорейских черт Бруту добавить.
Эрмон, а где вы мне недавно давали ссылку на Потициев и Пинариев? Я её потерял.
Кто это?
Вы как-то про него в дайри писали, по-моему, я у вас о нём и прочитал, кажется.
en.wikipedia.org/wiki/Lucius_Tarutius_Firmanus
В целом, по Риму и окрестностям - мы же не знаем очень многого. Тот же этрусский бэкграунд, например, до нас почти не дошёл - а он был ого-го, и жил полнокровной жизнью.
Я так понимаю, в 3-2 веках пифагореизм в Италии и в Риме цвёл вовсю
Ну, что это мог быть за "пифагореизм", и каким мог быть "неопифагореизм" самого Фигула - я привёл пространную выдержку из Афонасина на этот счёт. Возможно, что наиболее адекватную струю в местные "пифагореические" штудии внесли как раз выходцы из Восточного Средиземноморья, завезённые Суллой и Помпеем. На фоне их знаний местный расцвет мог показаться упадком Книжек, опять же, с востока подвезли...
Насчёт того, что Брута со товарищи в какой-то степени спроецировали из будущего - да, версия вполне возможная. Римляне любили цивилизовать свою древнюю историю.
Эрмон, а где вы мне недавно давали ссылку на Потициев и Пинариев?
А можно поконкретнее - что там было?
Вот мне именно чудится в цицероновом "называет себя пифагорейцем" в адрес Ватиния как раз некое отражение того, что пифагореизм Ватиния м.б. был не книжным, а другим, местным.
А можно поконкретнее - что там было?
Вы где-то давали ссылку на их историю (которую ссылку я не открыл сразу, а потом не нашёл) и написали, мол, там про тайны (я так думаю, сама история-то там известная, про отстранение от заведования культом и тп, но с какой-то отчасти к-логической интерпретацией ), мне может быть интересно. Вот мне и интересно.
Может, даже и "книжным местным", но об этих книгах тоже в соответствующем ключе пишет Афонасин: ""книготорговцы [в Риме] распространяли «пифагорейские» трактаты, якобы написанные Лисием, Теано, Архитом, Тимеем, другими древними пифагорейцами и даже самим Пифагором..."".
Вы где-то давали ссылку на их историю (которую ссылку я не открыл сразу, а потом не нашёл) и написали, мол, там про тайны (я так думаю, сама история-то там известная, про отстранение от заведования культом и тп, но с какой-то отчасти к-логической интерпретацией ), мне может быть интересно. Вот мне и интересно.
Я нашёл это письмо и даю ссылки из него; но, боюсь, Вы там себе "додумали"
читать дальше
А "тёмной историей" я назвал вот этот пассаж из статьи о Потициях: ""Этот римский род просуществовал вплоть до 312 года до н. э., когда цензор Аппий Клавдий Цек приказал Потициям обучить общественных рабов жреческим обычаям и передать им свои обязанности, допущены были к служению и женщины. Аврелий Виктор объясняет это решение цензора подкупом, Тит Ливий просто констатирует факт, также утверждая, что род Потициев к этому времени составлял 12 семейств, из которых 30 мужчин умерли за 1 год, после 312 года[6]. Таким образом, род прекратил свое существование (на это указывают и Тит Ливий, и Аврелий Виктор), а функции по отправлению культа перешли к Пинариям.""
в Риме открыли для посещения "неопифагорейскую" подземную базилику
Хотите посмеяться? Поглядите вот здесь последнюю картинку - про киликийских пиратов. haermaunne.diary.ru/p206744495.htm