Плутарх, Застольные беседы, Кн. VIII, Вопрос VII (О пифагорейских наставлениях...)
""[в] 1. Когда я после продолжительного отсутствия вернулся в Рим, карфагенянин Сулла по римскому обычаю дал в ознаменование моего возвращения званый обед, {104: Это так называемая cena adventicia, или adventoria (ср. Светоний, Вителлий, XIII 2; Вергилий, Буколики, V 74; Петроний. 90, 5 и др.)} на который был приглашен в числе немногих других товарищей ученик пифагорейца Модерата по имени Лукий, родом из Этрурии. Он заметил, что мой друг Филин воздерживается от мясной пищи, как бы по убеждению, и это было для него поводом повести речь о Пифагоре. Он сказал, что хотя Пифагор и не был этруском по происхождению, как некоторые полагают, но родился в Этрурии {106: Как можно судить по дошедшим до нас источникам, более распространенная версия о самосском происхождении Пифагора восходит к историку III—II вв. до н. э. Гиппоботу, а версия о его тирренском (этрусском) происхождении — к перипатетику Аристоксену, посвятившему специальное сочинение Пифагору и его школе. Ср. Vorsokr. 14 А 8; Д. Л. VIII 1; Порфирий, Жизнь Пифагора, 10} и там же получил воспитание и образование. Подтверждается это тем, говорил Лукий, что только в Этрурии тщательно соблюдают на деле наставления, хранимые и в устной передаче и в писаниях пифагорейской школы: {107: Основные источники, сохранившие для нас пифагорейские «символы» и «акусматы», относятся к достаточно позднему времени: это VIII книга Диогена Лаэртского, «Жизнь Пифагора» Порфирия, «Жизнь Пифагора» и «Протрептик» Ямвлиха (ср. Vorsokr. 58 С). Эти предписания и запреты представляли собой первоначально смесь народных поверий и примет вроде перечисляемых в «Трудах и днях» Гесиода древних табу и ритуалов с собственно пифагорейскими представлениями о бессмертии души и ее последовательных воплощениях в различные тела. В эллинистическое время «символы» подверглись перетолкованию в моралистическом и мистическом духе.} поднявшись с ложа, убирать постель; не оставлять на золе следов снятого горшка, а сглаживать ее; не допускать в доме присутствия ласточек; не переступать через метлу; не содержать в доме птиц с кривыми когтями.""

Этруск Луций - ученик Модерата из Гадиры, неопифагореец 90-х гг н.э. (См: Джон Диллон, "Модерат из Гадиры")
www.academia.edu/6568513/Moderatus._Fragments._...

см. также здесь
www.plato.spbu.ru/RESEARCH/dillon/chapter_7.pdf

Прим. 2: "Подобного предположения [о близости Пифагора к этрускам] больше не высказывает никто, хотя Аристоксен (ap. DL VIII 1) говорит, что "он [Пифагор] был тирренцем, с одного из тех островов, которые Афиняне захватили после выселения оттуда всех обитателей" [очевидно, имеются в виду Лемнос и Имброс, откуда афиняне изгнали местных жителей, и где, действительно, обнаружены надписи на языке, родственном этрусскому; любопытно, что лемносские "пеласги", согласно преданию, происходили с Самоса Фракийского (Самофракия) - возможно, это и послужило причиной сближения их с Пифагором, родиной которого обычно считали Самос], что могло подать вышеобозначенный повод для этрусского патриота. Утверждение Диодора Сицилийского о том, что "по мнению некоторых, он был тирренец" (X 3), скорее всего просто повторяет допущение Аристоксена."

Извлечения из источников о пеласгах - www.beltofpeace.com/5-1.html

Кофанов Л.Л. - Пифагореизм В Римском Авгуральном Праве // Вестник Древней Истории, 1999, №2, с. 166—177
uf.kgsu.ru/lib/doc.php?path=Kafedra%20TIGP/Rims...
Кофанов изображает свержение царской власти и установление республики в Риме прямо-таки как масонский пифагорейский заговор: читать дальше

www.nsu.ru/classics/schole/
ΣΧΟΛΗ Философское антиковедение и классическая традиция, Том III (2009) Выпуск 1 Неопифагорейцы
www.nsu.ru/classics/schole/3/schole-3-1.pdf
читать дальше

Александр Полигистор

@темы: античность

Комментарии
17.11.2015 в 23:24

Спасибо!
Вот, кстати, интересно, а откуда он сам-то взялся, такой красивый?
Вики:
By 63 BC, Nigidius had been admitted to the Senate.[5] He may have been aedile in 60 BC, when Cicero mentions that Nigidius was in a position to cite (compellare) a jury, or a tribune of the plebs in 59.[6] He was praetor in 58,[7] but no further official capacity is recorded for him until he serves as a legate 52–51 BC in Asia under Quintus Minucius Thermus. He left the Asian province in July 51.[8]
Arnaldo Momigliano tried to explain the apparent contradictions between Nigidius’s active political career and his occult practices.

Прямая как палка карьера, занимает должности через правильный 2-летний промежуток или даже меньше (!), эдил (?) - в 60 это очень много денег нужно, претор в, наверное, suo anno, нехило (кстати, избран под председательством Цезаря по ходу, в год ожесточённейшей борьбы Катона с триумвирами и между триумвирами, то есть явно же ЧЕЙ-ТО человек), близкий друг Цицерона в 63, личный враг Цезаря... откуда такое вдруг чудо, кто родители хотя бы? Я сходу не нашёл. По всем признаках чистый хомо новус же, и при этом оптиматейший оптимат. Кто патрон? Ещё один птенец гнезда Катула? Вроде, с Цицероном он держится наравне в письмах, так что не Цц его, похоже, двигал.

Сайм про имена на -idius - edius -iedius: Above all, there is a type peculiar to the Sabellan peoples, thikest of all in the heart of the Appenines among the archaic tribes of the Marsi and Paeligni, extending thence but growing thinner to Picenum northwards and south to Campania and Samnium. Such alien and non-latin names are casually revealed in the lowest ranks of the Roman Senate, before Sulla and after... The first consul is presumably T. Didius, then a long gap till P. Ventidius.
17.11.2015 в 23:46

Причём при первом появлении на сцене в 63 (то есть лет в 35-40, наверное) УЖЕ чтосукахарактерно выступает как эксперт по астрологии. Всё-таки какая-то особая (жреческая?) семья с традициями? Родом из марсов-колдунов?
18.11.2015 в 01:12

Вот, кстати, интересно, а откуда он сам-то взялся, такой красивый?

Вычислять происхождение по юзерпику когномену, если у Вас нет никаких других зацепок, можно до бесконечности. Теоретически, он мог быть ещё из сабинов Тита Тация или Анка Марция (триба тициев там, вот это вот всё). А мог и из "новых граждан", по итогам Союзнической войны. Наподобие каких-нибудь помпеевых пиценов.
У меня (чисто субъективное и ни на чём, в сущности, не основанное) ощущение, что он всё же из "старых римлян", хоть и не из шибко сановитых. "Я так вижу" :)

Прямая как палка карьера, занимает должности через правильный 2-летний промежуток или даже меньше

Нет, ну слушайте - интриги интригами, но надо же кому-то и дело делать. В смысле, должности замещать и обязанности выполнять. В это время, конечно, много протекционных фигур, но немало и "консенсусных", и вообще нейтральных - особенно если не брать в расчёт консульство, до которого он так и не дошёл. Может, к кому-то и примыкал. А может, оппортунистически болтался где-то между группировками. В принципе, честное имя и работоспособность всё ещё чего-то стоили в политике. Но если он из "новых" - тогда конечно, должен был ходить в воле патрона.
А может быть, если верны предположения о его "консервативно-республиканских" убеждениях, он "колебался вместе с линией" Цицерона, но независимо от последнего.

не Цц его, похоже, двигал

А Ц. сам-то по себе, без поддержки стоявших за ним группировок, мог вообще хоть кого-то "двигать"? Что-то мне сомнительно.

Всё-таки какая-то особая (жреческая?) семья с традициями?

У меня нет данных, чтобы это отвергнуть или подтвердить. Мог, в принципе, освоить и своим трудом, как Варрон; вот только, кажется (поправьте, если я ошибаюсь) - Варрон не трактовал такие эзотерические темы. Для того, чтобы авторитетно рассуждать о религиозных культах, о практике предсказаний и т.п. - нужно было иметь доступ в узкие круги специалистов. Поэтому, если уж говорить о "семействе с традициями", то семейство это должно быть не марсийским, а римским. Потому и кажется мне, что он из "старых римлян".

Кстати, итальянцы про него довольно много писали. Вы, случаем, не читаете по-итальянски? ;)
18.11.2015 в 02:38

У меня (чисто субъективное и ни на чём, в сущности, не основанное) ощущение, что он всё же из "старых римлян", хоть и не из шибко сановитых. "Я так вижу"

Да мне в общем-то тоже так кажется. В противном случае или Цц был его наградил каким-нибудь эпитетом, мол, собрат ты мой провинциальный, коллега по покорению Рима, или те же Саллюстий с Дионом не обошли бы вниманием, что у него экзотическое происхождение, или ещё кто-то бы что-то сказал. Просто хотя бы по тому, что он спокойно предсказывает Октавию в сенате про сына, что тот станет властелином Рима - не от проверенного, так сказать, римлянина, и уж тем более от нового гражданина ТАКОЕ просто не потерпели бы. НО - вот какой-то марьяж, чего-то такое по матери или как-то ещё по римским сложным родственным линиям необычное, может, усыновление даже (хотя по имени не видно), или всё-таки происхождение необычное (но древнее) я бы всё равно заподозрил. Он именно странный тем, что очень уж серьёзно наукой и магией занимался, не по-римски увлечённо и не теряя совершенно при этом лица (а карьеру делал и политикой занимался уже именно по-римски при этом), такое ощущение, что не сам по своему решению, а по какому-то более серьёзному призванию, по праву, молчаливо за ним признаваемому, если уж не семейному, то, может, с детства в какие-то особые традиции был посвящён (как помните в той статье про Сорана и тайное имя Рима предполагают, что Соран был из самнитского происхождения жреческого рода). Есть в этих претензиях на особое знание свыше что-то не римское, не республиканское (в то же время если бы это было что-то совсем привозное, эллинистическо-восточное, у образа Фигула тоже был бы другой "флёр", греколюба-заучки, как у Цицерона примерно, да и у Варрона не совсем без этого). А тут что-то другое "нет, тут не Николка-с, тут дело фантастическое, страшное!" Из подобных типажей (хотя и не совсем таких, там право всё-таки, более римская тема) мне как раз Сцевола Авгур и Сцевола Понтифик вспоминаются, но у этих-то явно религия - фамильное дело. Ну или вот Соран тот же, он и римлянин из римлян - Валерий, и он же самнит-хранитель древних тайн. Или я не знаю,, молодой Сципион, косплеивший чуть ли не Энея. (Ведь например Тарунтий Фирман, который вычислил основание Рима, не был же политиком.)
18.11.2015 в 03:02

Воля Ваша. Я тут ничего специфически "эдакого" разглядеть не могу. Ну, допустим, тоже из жреческого рода (как Сцеволы, но пожиже) - pourquoi pas?
"Серьёзно" тогда многие, и много чем занимались, с нашей точки зрения, по чистой прихоти (возьмите хоть Цицерона с его интересом к философии).
У Фигула, на мой взгляд, довольно оригинальный "профиль" интересов. Поэтому я произвольно предполагаю, что в анамнезе у него - что-нибудь, связанное с религиозными культами и/или предсказаниями (были же в Лации знаменитые оракулы - могли быть при них и местные "трудовые династии"); а неопифагорейство, метафизическую лингвистику и прочие магические штучки он уже сам к этому пристегнул.

Тарунтий Фирман

Кто это?
18.11.2015 в 03:23

Я так понимаю, в 3-2 веках пифагореизм в Италии и в Риме цвёл вовсю, Катон-ст. учился в Таренте у пифагорейца, в Риме в 181 откопали гроб Нумы (тм), Бобровникова говорит о пифагорейском кружке Энния и о пифагорейском намёке у Плавта. Но наверное когда-то тогда же, в первой половине 2 века он и пришёл в упадок, так что Фигул его восстанавливал? Вообще я как-то не очень даже и верю в полный упадок после такой вполне себе недавней и активной жизни. Или Цц вообще имел в виду время после гражданской войны 80-х?

Древнего Брута, ну, кроме самого имени и какого-то скелетного предания мб, я так понимаю, придумал лично Посидоний, во всяком случае его сына, от которого произошёл Брут, "открыл" именно П., а все события казни Брутом сыновей-заговорщиков у Плутарха просто совершенно уж неприлично напоминают заговор Катилины, вплоть до отнимания писем! у послов! Если у Посидония были соавторы (тот же Цц, да и Фигул), вполне могли и пифагорейских черт Бруту добавить.

Эрмон, а где вы мне недавно давали ссылку на Потициев и Пинариев? Я её потерял. :(
18.11.2015 в 03:25

Тарунтий Фирман

Кто это?


Вы как-то про него в дайри писали, по-моему, я у вас о нём и прочитал, кажется.
en.wikipedia.org/wiki/Lucius_Tarutius_Firmanus
18.11.2015 в 03:37

Тот же Ватиний учился ли у Фигула пифагореизму, об этом написано где-то? Мне как-то очень это сомнительно. Может, это у Ватиния была какая-то параллельная традиция (ну, если её сам Ватиний не основал, конечно)?
18.11.2015 в 03:39

Ааа, Тарутий! Да.
В целом, по Риму и окрестностям - мы же не знаем очень многого. Тот же этрусский бэкграунд, например, до нас почти не дошёл - а он был ого-го, и жил полнокровной жизнью.

Я так понимаю, в 3-2 веках пифагореизм в Италии и в Риме цвёл вовсю

Ну, что это мог быть за "пифагореизм", и каким мог быть "неопифагореизм" самого Фигула - я привёл пространную выдержку из Афонасина на этот счёт. Возможно, что наиболее адекватную струю в местные "пифагореические" штудии внесли как раз выходцы из Восточного Средиземноморья, завезённые Суллой и Помпеем. На фоне их знаний местный расцвет мог показаться упадком :) Книжек, опять же, с востока подвезли...

Насчёт того, что Брута со товарищи в какой-то степени спроецировали из будущего - да, версия вполне возможная. Римляне любили цивилизовать свою древнюю историю.

Эрмон, а где вы мне недавно давали ссылку на Потициев и Пинариев?

А можно поконкретнее - что там было?
19.11.2015 в 20:17

На фоне их знаний местный расцвет мог показаться упадком Книжек, опять же, с востока подвезли...

Вот мне именно чудится в цицероновом "называет себя пифагорейцем" в адрес Ватиния как раз некое отражение того, что пифагореизм Ватиния м.б. был не книжным, а другим, местным.

А можно поконкретнее - что там было?
Вы где-то давали ссылку на их историю (которую ссылку я не открыл сразу, а потом не нашёл) и написали, мол, там про тайны (я так думаю, сама история-то там известная, про отстранение от заведования культом и тп, но с какой-то отчасти к-логической интерпретацией :) ), мне может быть интересно. Вот мне и интересно. :)
19.11.2015 в 23:45

Вот мне именно чудится в цицероновом "называет себя пифагорейцем" в адрес Ватиния как раз некое отражение того, что пифагореизм Ватиния м.б. был не книжным, а другим, местным.

Может, даже и "книжным местным", но об этих книгах тоже в соответствующем ключе пишет Афонасин: ""книготорговцы [в Риме] распространяли «пифагорейские» трактаты, якобы написанные Лисием, Теано, Архитом, Тимеем, другими древними пифагорейцами и даже самим Пифагором..."".

Вы где-то давали ссылку на их историю (которую ссылку я не открыл сразу, а потом не нашёл) и написали, мол, там про тайны (я так думаю, сама история-то там известная, про отстранение от заведования культом и тп, но с какой-то отчасти к-логической интерпретацией :) ), мне может быть интересно. Вот мне и интересно.

Я нашёл это письмо и даю ссылки из него; но, боюсь, Вы там себе "додумали" :)

читать дальше

А "тёмной историей" я назвал вот этот пассаж из статьи о Потициях: ""Этот римский род просуществовал вплоть до 312 года до н. э., когда цензор Аппий Клавдий Цек приказал Потициям обучить общественных рабов жреческим обычаям и передать им свои обязанности, допущены были к служению и женщины. Аврелий Виктор объясняет это решение цензора подкупом, Тит Ливий просто констатирует факт, также утверждая, что род Потициев к этому времени составлял 12 семейств, из которых 30 мужчин умерли за 1 год, после 312 года[6]. Таким образом, род прекратил свое существование (на это указывают и Тит Ливий, и Аврелий Виктор), а функции по отправлению культа перешли к Пинариям.""
21.11.2015 в 19:50

Ага, спасибо! А надо было сразу открывать, тогда бы и не додумал. :) Впрочем, ладно, я, может, сам ещё с ними разберусь когда-нибудь. :)
23.11.2015 в 00:04

www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/italy...
в Риме открыли для посещения "неопифагорейскую" подземную базилику
23.11.2015 в 03:21

Спасибо, очень интересно. Барельефы просто великолепные.
23.11.2015 в 20:43

Получается, я так понял, на барельефах ни одного бога (кроме Медузы :) ), а только герои (любопытно, если сидящий - это Ахилл, то, выходит, тот, что с кривыми штуками в руках (то ли колосьями, то ли листьями, то ли с кривым мечом) - это Парис? или наоборот, Парис сидит). Интересно, алтарь там был? И какие у них были там ритуалы...
24.11.2015 в 04:10

М-да, очень интересно всё. Но по приведённым фото как-то рано выводы делать... Интересно, что-то написано по поводу этого святого места и интерпретации изображений?

Хотите посмеяться? Поглядите вот здесь последнюю картинку - про киликийских пиратов. haermaunne.diary.ru/p206744495.htm

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии