читать дальшеВ отличие от мужской одежды римлян, сохранившей национальный колорит, одежда римлянок целиком и полностью сформировалась в русле средиземноморской эллинистической моды. Даже такой символический предмет одежды, как стола, имеет практически неотличимый прототип в греко-эллинистическом гардеробе.
Внешний облик почтенной римлянки, as it was, мало соответствовал античному идеалу изящества: её фигура была похожа на сужающийся кверху конус, а подвижность ограничивалвсь несколькими слоями громоздкой и неудобной одежды.
![](http://s013.radikal.ru/i323/1512/07/139f319cd0c5.png)
![](http://s017.radikal.ru/i402/1512/31/1170bfc45b70.png)
["джентльменский" набор матроны - туника, стола, палла, закрытые башмаки; Слева (Matrona late 1 BC Eearly 1 CE Vatican museum Gregoriano Profano) - элегантная поза и непокрытая голова, "как я себя вижу"; справа (статуя знатной римлянки из Карточето ди Пергола, конц 1 века до н.э. - начало 1 века н.э.) - "как меня видят окружающие"]
Туника
Женская туника - длиннее мужской. Кроме того, на плечах она не сшита, а (по образцу ионийского хитона) скреплена несколькими маленькими металлическими застёжками или запонками с полусферическим щитком.
![](http://s020.radikal.ru/i701/1512/4f/5b3c8dc4aab0.jpg)
![](http://s020.radikal.ru/i721/1512/c3/b5b06e47e272.png)
застёжки для туники - из книги M. Bieber "Griechische Kleidung", Berlin - Leipzig 1924
Чем богаче и почтеннее женщина - тем больше застёжек у неё на плечах и тем длиннее "рукава". Рукав Ливии - семь застёжек, как минимум
![](http://i072.radikal.ru/1512/57/559f330854d3.jpg)
[рукав туники - застёжки; чем больше застёжек - тем "длиннее" получается "рукав"]
Женщина попроще - "рукав" с пятью застёжками
![](http://i081.radikal.ru/1512/19/3d55835e41ff.jpg)
Relieve funrario de los Decios Museo Massimo alle Terme
Возможно, такая система крепления туники была не слишком удобна. Во всяком случае, есть изображения, на которых женщины "освобождают" одну руку, уменьшив количество застёжек на одном плече
![](http://i056.radikal.ru/1512/4d/60912d94355f.jpg)
Frammento con giudizio di Paride Palazzo Altemps
Женщины, не стеснённые условностями, довольствовались двумя-тремя застёжками с каждой стороны
![](http://s58.radikal.ru/i162/1512/e1/51cc66f2d4f2.jpg)
Nymph from the Villa Imperiale in Pompeii 10 BC - 10 AD туника из прозрачной ткани
Или попросту сшивали тунику на плечах - оставляя между двумя небольшими (по 10-15 см) сшитыми участками очень широкуюпройму для ворота. Настолько широкую, что она формировала солидное декольте, а одна из "бретелек" постоянно норовила свалиться с плеча.
![](http://s017.radikal.ru/i402/1512/04/ff23165706f2.jpg)
Pompéi, Italie, vers 30-50 après J.-C. туники
![](http://s020.radikal.ru/i703/1512/cc/e207fd065592.png)
[Бронзовая копилка в форме девочки-попрошайки. Простенькая, но элегантная туника; украшена полосами на груди и вышивкой по вороту]
![](http://s020.radikal.ru/i720/1512/31/4e3b6422c336.jpg)
[Young woman headwrap, on a balcony 9 BC–14 AD fragment, Getty Villa - очень интересная роспись: казалось бы, просто девушка в тунике на балконе. Но для римлянина всё не так просто. Это не матрона и не дочь почтенного семейства (нет ни столы, ни паллы); не проститутка (слишком скромно одета). Возможно, служанка или рабыня - но она пользуется при этом досугом и достатком - пьёт вино из серебряной посуды, глазея на публику с балкона. Короче, таинственная незнакомка, наводящая на игривые мысли]
Стола
Генезис столы восходит, в конечном счёте, к дорическому хитону (или пеплосу), сколотому вверху двумя застёжками.
![](http://s019.radikal.ru/i602/1512/45/bf5c6d8a9281.png)
[схема покроя столы: по линии A-D или B-C шёл шов; точки I,K,L,M - места крепления лямок]
![](http://i081.radikal.ru/1512/8d/c5bcac566556.png)
[эллинистическая статуя (Александрия?) - "пьяная старуха", одетая в прообраз римской столы - на плече хорошо видна лямка]
Предположительно, в ранний период римской истории стола (или подобная ей одежда - Макробий, 1.6.13–14) служила отличительным признаком жён патрициев. Обязательной для всех свободных римлянок она становится во время "возрождения древних нравов" при Августе - с этого времени её и можно часто видеть на изображениях.
![](http://s017.radikal.ru/i428/1512/5d/991191a081b9.jpg)
[Early Imperial Matron 1 BC–1 CE Museo Nazionale di Parma Матрона в столе (эпоха Августа) - хорошо видны лямки и пояс]
Стола надевалась поверх туники и подпоясывалась, собираясь при этом в вертикальные складки.
![](http://s019.radikal.ru/i626/1512/35/1cd9797ca353.jpg)
[пояс столы - статуя Ливии]
Возможно, первоначально эта одежда призвана была компенсировать слишком широкий ворот туники, оставлявший немалое "декольте". После распространения столы с длинными "лямками" и "бретельками" (по-видимому, уже в первой половине 1 века н.э.) практическое её значение как "укрытия римской скромности" сошло на нет.
![](http://s018.radikal.ru/i525/1512/c3/8f9163e5e524.jpg)
[so-called Antonia Minor 2 – 3 decade AD Galleria degli Uffizi стола с бретельками-верёвочками; интересно, что поверх столы одета ещё одна туника]
Отныне это - чисто символический предмет костюма, маркирующий полноправных гражданок. Рабыни, вольноотпущенницы и перегринки столу носить не имели права. Римлянки-гражданки, напротив, не имели права появляться в публичных местах без столы.
Снизу стола дополнялась инститой (instita - оборка), ещё более широким куском ткани, собранным в мелкие глубокие складки. Инстита достигала земли и совершенно скрывала ноги - за исключением носков обуви. Какой длины она была и как крепилась (подшивалась к краю столы или, в качестве дополнительной юбки, крепилась на талии), неясно.
Не вполне ясна и длина самой столы - без инститы. Можно предположить, что на одной из помпейских фресок в столу одет Геркулес - здесь она снабжена карикатурно длинными бретельками и вообще, выглядит на герое, как женская ночнушка
![](http://s43.radikal.ru/i101/1512/cf/99617a0692c7.jpg)
[Геркулес (в услужении у Омфалы), одетый в женскую одежду (столу?) - фрагмент помпейской фрески]
Палла
Палла - женский вариант паллия/гиматия. Её римлянки в обязательном порядке носили за пределами дома. В отличие от мужского паллия, палла чаще всего драпировалась с учётом того, что должна была покрывать голову.
![](http://s50.radikal.ru/i130/1512/7b/bbb959e88545.png)
[Livia Drusillla Claudia About AD 50 Louvre статуя Ливии - голова не покрыта, на ногах сандалии; так она могла выглядеть в домашней, непринуждённой обстановке]
![](http://s017.radikal.ru/i404/1512/e8/85e13b26c106.jpg)
[Livia, AD 14-19, from Paestum, National Archaeological Museum of Spain, Madrid сидящая Ливия - правое плечо свободно, голова покрыта; на ногах, по-прежнему, домашние сандалии]
![](http://s018.radikal.ru/i509/1512/44/ea11bb202970.jpg)
[Octavia the Younger as a Sybil, marble 1 AD Museo Archeologico Nazionale, Naples Октавия Младшая(?) в образе Сивиллы; вполне уличный прикид; обе руки выступают из-под паллы снизу - это несколько необычно]
![](http://s017.radikal.ru/i411/1512/8e/3fd3b6b9c019.png)
[дамы из Геркуланума - "малая" и "большая"; наиболее типичные позы и драпировки: статуи такого типа будут тиражироваться сотнями по всей Империи]
![](http://s019.radikal.ru/i633/1512/8d/5792e224a2c7.png)
[1 век до н.э.(?), Кампания - статуя провинциального качества; драпировка паллы со свисающим на живот углом]
![](http://s003.radikal.ru/i202/1512/c2/7e73b6d644d4.jpg)
[Presumably Livia, 1 AD Museo Archeologico Nazionale, Naples своеобразная (и нередко встречающаяся) драпировка паллы: под правой рукой полотнище перекручивается, а затем этим вывернутым участком плотно охватывается грудь, после чего конец полотнища зажимается под мышкой левой руки]
Наконец, паллу (как и паллиум) могли повязать вокруг талии - чтобы освободить руки
Головные уборы
[причёски будут в отдельной теме]
Во II веке до н.э. Сульпиций Галл дал жене развод, увидав её в дверях дома (т.е., формально она была внутри дома, но всё же её было видно с улицы) с непокрытой головой (Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения VI, 3, 10). Ко второй половине I века до н.э. такие драконовские строгости были уже анахронизмом, но всё же женщины-гражданки в обязательном порядке покрывали на улице голову - чаще всего, набрасывая на макушку край паллы. Девушки, напротив, не покрывали головы (считалось, что они укрыты "собственной скромностью). При этом считалось, что традиционная римская скромность (пудицития) побуждает женщину всячески стремиться укрыться от посторонних взглядов - притягивая края паллы к груди и лицу (впрочем, совсем закрывать лицо или носить специальную вуаль, как у гречанок, было не принято). Статуи, показывающие примеры этой самой пудицитии, производят впечатление жеманства и даже кокетства.
Статуи и изображения пожилых женщин дают примеры "строгого" покрытия головы - под паллой волосы укрыты дополнительным покрывалом или платком
![](http://s017.radikal.ru/i408/1512/79/4e94c05033e2.jpg)
Matrone 40 BC - Roman Kunst Historisches Museum Wien - матрона середины 1 века до н.э., волосы почти не видны
![](http://s012.radikal.ru/i320/1512/25/66d1d6228d70.png)
Republican older woman marble ca 60-30 BC Mentana (Nomentum) Palazzo Massimo матрона из Номента (городок километрах в десяти от Рима), примерно то же время - дресс-код ещё строже, волосы не видны совершенно
Но римлянки помоложе уже не придерживались таких "устаревших" взглядов; даже у женщин из "среднего класса" из-под паллы зачастую была видна модная причёска
![](http://s019.radikal.ru/i638/1512/08/c90f306e78d4.png)
[погребальный рельеф примерно второго десятилетия до н.э.; накануне мартовских ид эта женщина была ещё довольно молода]
А иногда палла едва держалась на макушке - должно быть, шпильками к волосам прикалывали...
![](http://s61.radikal.ru/i174/1512/cc/5d1bf6f6f107.jpg)
Relief woman and young girl Luni marble 50–40 BC Centrale Montemartini
Среди небогатых горожанок и, возможно, крестьянок (на изобразительных источниках это можно наблюдать на примере служанок, нянек, кормилиц) были распространены платки, скрывающие волосы. По письменным источникам известно несколько названий таких головных уборов; идентифицировать их с теми или иными изображениями довольно проблематично. Самый распространённый вариант (предположительно - теристрион) - квадратный платок со стороною около 60 см.Одна его сторона накладывалась серединой на лоб, её концы связывались на затылке.
![](http://s019.radikal.ru/i642/1512/26/606ca9be66ec.jpg)
Statuette Old Woman Spinning Greek 100-1 BC Bronze Getty Villa "пряха" - пожилая служанка или крестьянка; на голове платок
Иногда служанки носили более изящные головные уборы, напоминавшие небольшие тюрбаны.
![](http://s58.radikal.ru/i162/1512/1b/b77ba0c6f6e2.jpg)
Покрывало невесты
![](http://s018.radikal.ru/i519/1512/63/52837d54090d.jpg)
[Basilica Aemilia frieze nuptial scene 1BCE-1 CE Palazzo Massimo фрагмент свадебной (?) сцены: слева служанка(?) в обычном платке, справа невеста с длинным покрывалом на голове]
Обувь
Также, как и мужчины, женщины Рима на улице носили закрытую обувь (кальцеи, кальцеолы - Calcei muliebres, Calceolus/Calceolii), а дома - сандалии, причём женские сандалии отличались небольшим количеством ремешков.
![](http://s019.radikal.ru/i621/1512/d8/772623613145.jpg)
сидящая девочка - закрытые башмаки с застёжкой спереди
Великолепно сохранившаяся туфелька со шнуровкой из тонкой белой кожи (белы был самым распространённым цветом женской обуви)
![](http://s018.radikal.ru/i516/1512/7f/186a087c5e32.jpg)
White leather shoe Egyptian Ptolemaic 305–30 BC Length 21.7 cm Museum of Fine Arts, Boston 1978.561
Шнуровка из кожаных ремешков обычно крепилась в начале разреза - на предыдущем башмачке это плохо видно; на этом - гораздо лучше.
![](http://s020.radikal.ru/i702/1512/4f/08bd3b884b4c.jpg)
Dura-Europos Woman's shoe with heart-like tooling
![](http://s019.radikal.ru/i604/1512/ba/346c52958efb.jpg)
[Detail so-called Seated Agrippina Naples, Archaeological Museum богатые женские сандалии - 1 век н.э.]
![](http://s017.radikal.ru/i407/1512/37/07e17659a6b7.png)
["именной" шлёпанец Сульпиции Лепидины, Виндоланда, Британия (возможно, для посещения общественных бань или для похода в гости - чтоб не спёрли); экземпляр поздний, 1-2 век н.э., но вообще обувь такого типа известна ещё в Древнем Египте]
Материал другой - форма та же
![](http://s018.radikal.ru/i512/1512/cb/eabf6d7f19fd.png)
шлёпанец из пальмового волокна, Каранис, римский Египет; датировка широкая - от 1 до 4 века н.э.
Иногда домохозяйки использовали домашнюю обувь для щадящего наказания детей или челяди - вот, например, сценка, явно подсмотренная в быту
![](http://s019.radikal.ru/i626/1512/26/9e06c57357cc.jpg)
A GREEK PARCEL GILT SILVER MIRROR HELLENISTIC PERIOD, CIRCA 2ND-1ST B.C. christies Венера (Афродита) собирается покарать нашкодившего сына тапком
____________
подготовительные материалы
Плутарх, Римские вопросы 26. Почему во время траура женщины носят белые одежды и белую пелену на голове?69
[Белый траур для Рима засвидетельствован еще однажды у Геродиана (ВДИ, 1972, № 1—1973, № 1), IV 2, 3; обычно при трауре снимали украшения и не носили пестрого платья. По Варрону, при оплакивании носят головное покрывало (ricinium), цвет которого не указан, а при погребении надевают темные одежды (pullae pallae) — ap. Non., p. 549, 30 M.]
...
30. Почему, провожая невесту, ей велят говорить при входе в дом: «Где ты — Гай, там я — Гайя»?81
...
Или же тут вспоминают Гайю Цецилию, женщину прекрасную и добродетельную, которая была женой одного из сыновей Тарквиния? В Священном храме стоит ее медная статуя и с давних пор положены сандалии и веретено: одно — знак ее домовитости, а другое — ее трудолюбия.84
[84. Гайя Цецилия, иначе Танаквиль, была не невесткой, а женой Тарквиния Древнего. Статуя, о которой идет речь, — вероятно, изображение древней этрусской богини, обладавшей репутацией исцелительницы (см. F 338 praedia; Varro ap. Plin., nat. VIII 74). Священный храм — это храм Санка...]
www.liveinternet.ru/community/5182841/post25839...
подборка фресок, в том числе женские головные уборы (платки)
i.piccy.info/i7/0370b535ac5dbc50dac049858fc6789...
piccy.info/view3/4035623/b37aa33c9314a76e88b699...
piccy.info/view3/4035657/caf420f8ba8aeb79bf3cf4...
piccy.info/view3/4035727/b14ba47ac4dc3c46e1f7db...
____
Тихонович П.В. Древние римлянки. Внешняя обстановка древних римлянок: женское отделение в римском доме, одежда римлянок, обувь, наряды, украшения и пр. // Пропилеи. Кн.2. СПб., 1852. С.215-256.
www.jstor.org/stable/3292454?loginSuccess=true&...
Ernestine F. Leon, The Instita of the Roman Matron's Costume // The Classical Journal, Vol. 44, No. 6 (Mar., 1949), pp. 378-381
Published by: Classical Association of the Middle West and South, Inc. (CAMWS)
____
Statues from Magnesia, of the family of L. Valerius Flaccus, governor of Roman Asia in f.99-8 BC or 62 BC. (Left) Baebia (mother). (Istanbul M 550. H: 2.30 m).
Saufeia (wife). (Istanbul M 822. H: 2.13 m). pp. 86, 257
resources.oncourse.iu.edu/access/content/user/l...
Roman Art and Archaeology Republican Portrait Sculpture
____
подборки материалов здесь:
haermaunne.diary.ru/p204713740.htm
и
haermaunne.diary.ru/p199824871.htm
и
haermaunne.diary.ru/p199297207.htm
Внешний облик почтенной римлянки, as it was, мало соответствовал античному идеалу изящества: её фигура была похожа на сужающийся кверху конус, а подвижность ограничивалвсь несколькими слоями громоздкой и неудобной одежды.
![](http://s013.radikal.ru/i323/1512/07/139f319cd0c5.png)
![](http://s017.radikal.ru/i402/1512/31/1170bfc45b70.png)
["джентльменский" набор матроны - туника, стола, палла, закрытые башмаки; Слева (Matrona late 1 BC Eearly 1 CE Vatican museum Gregoriano Profano) - элегантная поза и непокрытая голова, "как я себя вижу"; справа (статуя знатной римлянки из Карточето ди Пергола, конц 1 века до н.э. - начало 1 века н.э.) - "как меня видят окружающие"]
Туника
Женская туника - длиннее мужской. Кроме того, на плечах она не сшита, а (по образцу ионийского хитона) скреплена несколькими маленькими металлическими застёжками или запонками с полусферическим щитком.
![](http://s020.radikal.ru/i701/1512/4f/5b3c8dc4aab0.jpg)
![](http://s020.radikal.ru/i721/1512/c3/b5b06e47e272.png)
застёжки для туники - из книги M. Bieber "Griechische Kleidung", Berlin - Leipzig 1924
Чем богаче и почтеннее женщина - тем больше застёжек у неё на плечах и тем длиннее "рукава". Рукав Ливии - семь застёжек, как минимум
![](http://i072.radikal.ru/1512/57/559f330854d3.jpg)
[рукав туники - застёжки; чем больше застёжек - тем "длиннее" получается "рукав"]
Женщина попроще - "рукав" с пятью застёжками
![](http://i081.radikal.ru/1512/19/3d55835e41ff.jpg)
Relieve funrario de los Decios Museo Massimo alle Terme
Возможно, такая система крепления туники была не слишком удобна. Во всяком случае, есть изображения, на которых женщины "освобождают" одну руку, уменьшив количество застёжек на одном плече
![](http://i056.radikal.ru/1512/4d/60912d94355f.jpg)
Frammento con giudizio di Paride Palazzo Altemps
Женщины, не стеснённые условностями, довольствовались двумя-тремя застёжками с каждой стороны
![](http://s58.radikal.ru/i162/1512/e1/51cc66f2d4f2.jpg)
Nymph from the Villa Imperiale in Pompeii 10 BC - 10 AD туника из прозрачной ткани
Или попросту сшивали тунику на плечах - оставляя между двумя небольшими (по 10-15 см) сшитыми участками очень широкуюпройму для ворота. Настолько широкую, что она формировала солидное декольте, а одна из "бретелек" постоянно норовила свалиться с плеча.
![](http://s017.radikal.ru/i402/1512/04/ff23165706f2.jpg)
Pompéi, Italie, vers 30-50 après J.-C. туники
![](http://s020.radikal.ru/i703/1512/cc/e207fd065592.png)
[Бронзовая копилка в форме девочки-попрошайки. Простенькая, но элегантная туника; украшена полосами на груди и вышивкой по вороту]
![](http://s020.radikal.ru/i720/1512/31/4e3b6422c336.jpg)
[Young woman headwrap, on a balcony 9 BC–14 AD fragment, Getty Villa - очень интересная роспись: казалось бы, просто девушка в тунике на балконе. Но для римлянина всё не так просто. Это не матрона и не дочь почтенного семейства (нет ни столы, ни паллы); не проститутка (слишком скромно одета). Возможно, служанка или рабыня - но она пользуется при этом досугом и достатком - пьёт вино из серебряной посуды, глазея на публику с балкона. Короче, таинственная незнакомка, наводящая на игривые мысли]
Стола
Генезис столы восходит, в конечном счёте, к дорическому хитону (или пеплосу), сколотому вверху двумя застёжками.
![](http://s019.radikal.ru/i602/1512/45/bf5c6d8a9281.png)
[схема покроя столы: по линии A-D или B-C шёл шов; точки I,K,L,M - места крепления лямок]
![](http://i081.radikal.ru/1512/8d/c5bcac566556.png)
[эллинистическая статуя (Александрия?) - "пьяная старуха", одетая в прообраз римской столы - на плече хорошо видна лямка]
Предположительно, в ранний период римской истории стола (или подобная ей одежда - Макробий, 1.6.13–14) служила отличительным признаком жён патрициев. Обязательной для всех свободных римлянок она становится во время "возрождения древних нравов" при Августе - с этого времени её и можно часто видеть на изображениях.
![](http://s017.radikal.ru/i428/1512/5d/991191a081b9.jpg)
[Early Imperial Matron 1 BC–1 CE Museo Nazionale di Parma Матрона в столе (эпоха Августа) - хорошо видны лямки и пояс]
Стола надевалась поверх туники и подпоясывалась, собираясь при этом в вертикальные складки.
![](http://s019.radikal.ru/i626/1512/35/1cd9797ca353.jpg)
[пояс столы - статуя Ливии]
Возможно, первоначально эта одежда призвана была компенсировать слишком широкий ворот туники, оставлявший немалое "декольте". После распространения столы с длинными "лямками" и "бретельками" (по-видимому, уже в первой половине 1 века н.э.) практическое её значение как "укрытия римской скромности" сошло на нет.
![](http://s018.radikal.ru/i525/1512/c3/8f9163e5e524.jpg)
[so-called Antonia Minor 2 – 3 decade AD Galleria degli Uffizi стола с бретельками-верёвочками; интересно, что поверх столы одета ещё одна туника]
Отныне это - чисто символический предмет костюма, маркирующий полноправных гражданок. Рабыни, вольноотпущенницы и перегринки столу носить не имели права. Римлянки-гражданки, напротив, не имели права появляться в публичных местах без столы.
Снизу стола дополнялась инститой (instita - оборка), ещё более широким куском ткани, собранным в мелкие глубокие складки. Инстита достигала земли и совершенно скрывала ноги - за исключением носков обуви. Какой длины она была и как крепилась (подшивалась к краю столы или, в качестве дополнительной юбки, крепилась на талии), неясно.
Не вполне ясна и длина самой столы - без инститы. Можно предположить, что на одной из помпейских фресок в столу одет Геркулес - здесь она снабжена карикатурно длинными бретельками и вообще, выглядит на герое, как женская ночнушка
![](http://s43.radikal.ru/i101/1512/cf/99617a0692c7.jpg)
[Геркулес (в услужении у Омфалы), одетый в женскую одежду (столу?) - фрагмент помпейской фрески]
Палла
Палла - женский вариант паллия/гиматия. Её римлянки в обязательном порядке носили за пределами дома. В отличие от мужского паллия, палла чаще всего драпировалась с учётом того, что должна была покрывать голову.
![](http://s50.radikal.ru/i130/1512/7b/bbb959e88545.png)
[Livia Drusillla Claudia About AD 50 Louvre статуя Ливии - голова не покрыта, на ногах сандалии; так она могла выглядеть в домашней, непринуждённой обстановке]
![](http://s017.radikal.ru/i404/1512/e8/85e13b26c106.jpg)
[Livia, AD 14-19, from Paestum, National Archaeological Museum of Spain, Madrid сидящая Ливия - правое плечо свободно, голова покрыта; на ногах, по-прежнему, домашние сандалии]
![](http://s018.radikal.ru/i509/1512/44/ea11bb202970.jpg)
[Octavia the Younger as a Sybil, marble 1 AD Museo Archeologico Nazionale, Naples Октавия Младшая(?) в образе Сивиллы; вполне уличный прикид; обе руки выступают из-под паллы снизу - это несколько необычно]
![](http://s017.radikal.ru/i411/1512/8e/3fd3b6b9c019.png)
[дамы из Геркуланума - "малая" и "большая"; наиболее типичные позы и драпировки: статуи такого типа будут тиражироваться сотнями по всей Империи]
![](http://s019.radikal.ru/i633/1512/8d/5792e224a2c7.png)
[1 век до н.э.(?), Кампания - статуя провинциального качества; драпировка паллы со свисающим на живот углом]
![](http://s003.radikal.ru/i202/1512/c2/7e73b6d644d4.jpg)
[Presumably Livia, 1 AD Museo Archeologico Nazionale, Naples своеобразная (и нередко встречающаяся) драпировка паллы: под правой рукой полотнище перекручивается, а затем этим вывернутым участком плотно охватывается грудь, после чего конец полотнища зажимается под мышкой левой руки]
Наконец, паллу (как и паллиум) могли повязать вокруг талии - чтобы освободить руки
Головные уборы
[причёски будут в отдельной теме]
Во II веке до н.э. Сульпиций Галл дал жене развод, увидав её в дверях дома (т.е., формально она была внутри дома, но всё же её было видно с улицы) с непокрытой головой (Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения VI, 3, 10). Ко второй половине I века до н.э. такие драконовские строгости были уже анахронизмом, но всё же женщины-гражданки в обязательном порядке покрывали на улице голову - чаще всего, набрасывая на макушку край паллы. Девушки, напротив, не покрывали головы (считалось, что они укрыты "собственной скромностью). При этом считалось, что традиционная римская скромность (пудицития) побуждает женщину всячески стремиться укрыться от посторонних взглядов - притягивая края паллы к груди и лицу (впрочем, совсем закрывать лицо или носить специальную вуаль, как у гречанок, было не принято). Статуи, показывающие примеры этой самой пудицитии, производят впечатление жеманства и даже кокетства.
Статуи и изображения пожилых женщин дают примеры "строгого" покрытия головы - под паллой волосы укрыты дополнительным покрывалом или платком
![](http://s017.radikal.ru/i408/1512/79/4e94c05033e2.jpg)
Matrone 40 BC - Roman Kunst Historisches Museum Wien - матрона середины 1 века до н.э., волосы почти не видны
![](http://s012.radikal.ru/i320/1512/25/66d1d6228d70.png)
Republican older woman marble ca 60-30 BC Mentana (Nomentum) Palazzo Massimo матрона из Номента (городок километрах в десяти от Рима), примерно то же время - дресс-код ещё строже, волосы не видны совершенно
Но римлянки помоложе уже не придерживались таких "устаревших" взглядов; даже у женщин из "среднего класса" из-под паллы зачастую была видна модная причёска
![](http://s019.radikal.ru/i638/1512/08/c90f306e78d4.png)
[погребальный рельеф примерно второго десятилетия до н.э.; накануне мартовских ид эта женщина была ещё довольно молода]
А иногда палла едва держалась на макушке - должно быть, шпильками к волосам прикалывали...
![](http://s61.radikal.ru/i174/1512/cc/5d1bf6f6f107.jpg)
Relief woman and young girl Luni marble 50–40 BC Centrale Montemartini
Среди небогатых горожанок и, возможно, крестьянок (на изобразительных источниках это можно наблюдать на примере служанок, нянек, кормилиц) были распространены платки, скрывающие волосы. По письменным источникам известно несколько названий таких головных уборов; идентифицировать их с теми или иными изображениями довольно проблематично. Самый распространённый вариант (предположительно - теристрион) - квадратный платок со стороною около 60 см.Одна его сторона накладывалась серединой на лоб, её концы связывались на затылке.
![](http://s018.radikal.ru/i525/1512/e1/f0e7102633ed.png)
![](http://s019.radikal.ru/i642/1512/26/606ca9be66ec.jpg)
Statuette Old Woman Spinning Greek 100-1 BC Bronze Getty Villa "пряха" - пожилая служанка или крестьянка; на голове платок
Иногда служанки носили более изящные головные уборы, напоминавшие небольшие тюрбаны.
![](http://s58.radikal.ru/i162/1512/1b/b77ba0c6f6e2.jpg)
Покрывало невесты
![](http://s018.radikal.ru/i519/1512/63/52837d54090d.jpg)
[Basilica Aemilia frieze nuptial scene 1BCE-1 CE Palazzo Massimo фрагмент свадебной (?) сцены: слева служанка(?) в обычном платке, справа невеста с длинным покрывалом на голове]
Обувь
Также, как и мужчины, женщины Рима на улице носили закрытую обувь (кальцеи, кальцеолы - Calcei muliebres, Calceolus/Calceolii), а дома - сандалии, причём женские сандалии отличались небольшим количеством ремешков.
![](http://s019.radikal.ru/i621/1512/d8/772623613145.jpg)
сидящая девочка - закрытые башмаки с застёжкой спереди
Великолепно сохранившаяся туфелька со шнуровкой из тонкой белой кожи (белы был самым распространённым цветом женской обуви)
![](http://s018.radikal.ru/i516/1512/7f/186a087c5e32.jpg)
White leather shoe Egyptian Ptolemaic 305–30 BC Length 21.7 cm Museum of Fine Arts, Boston 1978.561
Шнуровка из кожаных ремешков обычно крепилась в начале разреза - на предыдущем башмачке это плохо видно; на этом - гораздо лучше.
![](http://s020.radikal.ru/i702/1512/4f/08bd3b884b4c.jpg)
Dura-Europos Woman's shoe with heart-like tooling
![](http://s019.radikal.ru/i604/1512/ba/346c52958efb.jpg)
[Detail so-called Seated Agrippina Naples, Archaeological Museum богатые женские сандалии - 1 век н.э.]
![](http://s017.radikal.ru/i407/1512/37/07e17659a6b7.png)
["именной" шлёпанец Сульпиции Лепидины, Виндоланда, Британия (возможно, для посещения общественных бань или для похода в гости - чтоб не спёрли); экземпляр поздний, 1-2 век н.э., но вообще обувь такого типа известна ещё в Древнем Египте]
Материал другой - форма та же
![](http://s018.radikal.ru/i512/1512/cb/eabf6d7f19fd.png)
шлёпанец из пальмового волокна, Каранис, римский Египет; датировка широкая - от 1 до 4 века н.э.
Иногда домохозяйки использовали домашнюю обувь для щадящего наказания детей или челяди - вот, например, сценка, явно подсмотренная в быту
![](http://s019.radikal.ru/i626/1512/26/9e06c57357cc.jpg)
A GREEK PARCEL GILT SILVER MIRROR HELLENISTIC PERIOD, CIRCA 2ND-1ST B.C. christies Венера (Афродита) собирается покарать нашкодившего сына тапком
____________
подготовительные материалы
Плутарх, Римские вопросы 26. Почему во время траура женщины носят белые одежды и белую пелену на голове?69
[Белый траур для Рима засвидетельствован еще однажды у Геродиана (ВДИ, 1972, № 1—1973, № 1), IV 2, 3; обычно при трауре снимали украшения и не носили пестрого платья. По Варрону, при оплакивании носят головное покрывало (ricinium), цвет которого не указан, а при погребении надевают темные одежды (pullae pallae) — ap. Non., p. 549, 30 M.]
...
30. Почему, провожая невесту, ей велят говорить при входе в дом: «Где ты — Гай, там я — Гайя»?81
...
Или же тут вспоминают Гайю Цецилию, женщину прекрасную и добродетельную, которая была женой одного из сыновей Тарквиния? В Священном храме стоит ее медная статуя и с давних пор положены сандалии и веретено: одно — знак ее домовитости, а другое — ее трудолюбия.84
[84. Гайя Цецилия, иначе Танаквиль, была не невесткой, а женой Тарквиния Древнего. Статуя, о которой идет речь, — вероятно, изображение древней этрусской богини, обладавшей репутацией исцелительницы (см. F 338 praedia; Varro ap. Plin., nat. VIII 74). Священный храм — это храм Санка...]
www.liveinternet.ru/community/5182841/post25839...
подборка фресок, в том числе женские головные уборы (платки)
i.piccy.info/i7/0370b535ac5dbc50dac049858fc6789...
piccy.info/view3/4035623/b37aa33c9314a76e88b699...
piccy.info/view3/4035657/caf420f8ba8aeb79bf3cf4...
piccy.info/view3/4035727/b14ba47ac4dc3c46e1f7db...
____
Тихонович П.В. Древние римлянки. Внешняя обстановка древних римлянок: женское отделение в римском доме, одежда римлянок, обувь, наряды, украшения и пр. // Пропилеи. Кн.2. СПб., 1852. С.215-256.
www.jstor.org/stable/3292454?loginSuccess=true&...
Ernestine F. Leon, The Instita of the Roman Matron's Costume // The Classical Journal, Vol. 44, No. 6 (Mar., 1949), pp. 378-381
Published by: Classical Association of the Middle West and South, Inc. (CAMWS)
____
Statues from Magnesia, of the family of L. Valerius Flaccus, governor of Roman Asia in f.99-8 BC or 62 BC. (Left) Baebia (mother). (Istanbul M 550. H: 2.30 m).
Saufeia (wife). (Istanbul M 822. H: 2.13 m). pp. 86, 257
resources.oncourse.iu.edu/access/content/user/l...
Roman Art and Archaeology Republican Portrait Sculpture
____
подборки материалов здесь:
haermaunne.diary.ru/p204713740.htm
и
haermaunne.diary.ru/p199824871.htm
и
haermaunne.diary.ru/p199297207.htm
@темы: одежда, BDS, античность