mirknig.com/knigi/history/1181736111-severo-vos...
publ.lib.ru/ARCHIVES/N/NAZIPOV_Il'giz_Il'darovich/_Nazipov_I.I..html
+ Назипов И.И. Северо-Восточная Русь в системе политико-правовых связей Орды (Улуса Джучи)
Издательство: Пермь. Пермский институт экономики и финансов 2014
читать дальшеФормат: PDF
В монографии исследуется один из самых дискуссионных в исторической науке вопросов - о государственной принадлежности русских земель XIII-XV вв. Улусу Джучи (Орде). Для ответа на поставленный вопрос автор исследует наличие у русских земель в названный период признаков государства. Методы теории государства и права позволяют вычленить ряд основных признаков государства, которые можно отнести к общепризнанным. Это: 1) наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения, 2) территориальная организация населения, 3) государственный суверенитет, 4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством, 5) налогообложение и взимание налогов. Нередко в качестве главных признаков государства в науке называют: 6) единый язык общения, 7) наличие армии, 8) единую систему обороны и внешней политики.
Монография предназначена для ученых - историков, историков государства и права, для всех интересующихся проблемами отечественной истории и методологии исторической науки.
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение (4).
Глава I. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ (20).
1.1. Историографический обзор (20).
1.2. Обзор источников (57).
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ СВЯЗЕЙ ОРДЫ И ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ (81).
2.1. Политические русско-ордынские связи в период [1242-1361 гг.] (81).
2.2. Формы и содержание политических связей Орды и Северо-Восточной Руси в 1362-1427 гг. (91).
2.3. Анализ политических связей Орды и Северо-Восточной Руси в [1428-1480 гг.] (100).
2.4. Характеристика политических связей Орды и Северо-Восточной Руси в [1481-1502 гг.]. Независимость от Орды (114).
2.5. Аргументация в защиту относительной точности подсчетов продолжительности периодов и подпериодов (116).
Глава III. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ СВЯЗЕЙ ОРДЫ И ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА (120).
3.1. Признаки государства в категориях средневековой реальности (120).
3.2. Территориальное верховенство (150).
3.3. Публичная власть как признак государства (155).
3.4. Система налогообложения как признак государства (179).
3.5. Верховенство правового регулирования (192).
3.6. Признаки государственного единства, проявляющиеся в военном сотрудничестве (203).
3.7. Внутренний, внешний и формальный суверенитет (215).
3.8. Определение политического статуса земель Северо-Восточной Руси в системе политических связей Орды (227).
Заключение (245).
Список источников и литературы (253).
v4.udsu.ru/files/1304880664.pdf
автореферат
cyberleninka.ru/article/n/sovmestnye-voennye-ka...
НАЗИПОВ ИЛЬГИЗ ИЛЬДАРОВИЧ
СОВМЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КАМПАНИИ УЛУСА ДЖУЧИ (ОРДЫ) И РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ КАК АРГУМЕНТ ЗА ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО
Вестник Челябинского государственного университета
Выпуск № 22 / 2011
www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/vypusk-21620...
Назипов И.И. Русские земли по отношению к улусу Джучи (Орде): это государство-вассал или часть ордынского государства? //
Вестник Пермского университета, Выпуск 2 (16) 2012
Назипов И. И. ВОЕННЫЕ КАМПАНИИ УЛУСА ДЖУЧИ (ОРДЫ) ПРОТИВ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК АРГУМЕНТ ЗА ОРДЫНСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (22): в 2-х ч. Ч. I. C. 138-141. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2012/8-1/
scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_8-1_3...
пэдээф, отдельно
---------
или здесь в журнале, со стр. 138
recept.znate.ru/pars_docs/refs/7/6606/6606.pdf
читать дальшеИльгиз Ильдарович Назипов
Кафедра правовых дисциплин
Пермский финансово-экономический институт
[email protected]
ВОЕННЫЕ КАМПАНИИ УЛУСА ДЖУЧИ (ОРДЫ) ПРОТИВ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
КАК АРГУМЕНТ ЗА ОРДЫНСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО©
В русско-ордынских отношениях роль набегов ордынских отрядов на русские земли, т.н. «ратей», была
огромна. Значимость их в том, что иногда карательные, полицейские, акции Орды в форме вторжений
(набегов) крупных военных сил вели к сохранению или восстановлению политической зависимости русских
земель от Орды и уплате ими в Орду дани. Важность этих рейдов, включая небольшие грабительские при-
граничные набеги, была также в том, что они обуславливали неравномерность развития русских земель, а
это вело к относительному усилению среди них некоторых княжеств и, таким образом, к появлению русских
объединительных центров. Это происходило посредством разорения набегами некоторых городов и земель
и при помощи оттока населения с наиболее подверженных набегам земель в более спокойные районы Руси.
Первый из выше выделенных аргументов значимости ордынских «ратей» в русско-ордынских отноше-
ниях характеризует эти отношения как государственные. Возможно, «рати» были проявлением публичной
власти хана над русскими землями, публичного принуждения.
Правовая наука называет следующие признаки государственного публичного управления:
– территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную террито-
рию или связи с ней;
– применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отноше-
нию к управляемым объектам.
Соответственно, государственное принуждение «ратями», осуществляемое в русских землях, возможно,
является частью государственного публичного управления русскими землями.
Принуждение осуществлялось силами армии, а не при помощи внутригосударственных институтов. Это –
обычное явление для Средневековья. В Средние века именно войска выполняли внутри государств функции
охраны существующего социального порядка и общественного принуждения. Уничтожение разбойников,
патрулирование городов, охрана сборщиков налогов, охрана правителя – все это относилось в Средневеко-
вье к внутригосударственным функциям войск и их элитных постоянных подразделений (гвардия, стрельцы,
янычары), а не полиции, жандармерии, пока ещё не созданных.
Исследование принуждения публичной властью как части её признака в совокупности с анализом других
сторон этой характеристики государств и с другими признаками государства, такими как территориальное
верховенство, суверенитет, налогообложение, верховенство нормативных актов, позволяет в совокупности
охарактеризовать русско-ордынские связи как государственные или межгосударственные.
Существенными условиями того, что ордынские «рати» являлись проявлением государственного прину-
ждения по отношению к русским землям, могут быть следующие положения: если связи до «рати» и после
нее у стороны, ее организовавшей, и стороны, ей подвергшейся, были государственные, т.е. присутствовала
публичность и легитимность власти хана над Русью, его суверенитет над ней, верховенство его права на Ру-
си; также, если цели и результаты воздействия предполагали восстановление государственных связей, пре-
кращенных совсем или нарушенных пресекаемым проявлением неподчинения, либо превентивно пресекали
возможность и вероятность такого проявления неподчинения. Но если набег ставил целью только грабеж и
разбой русских земель, то это не проявление государственного принуждения и государственных связей Ор-
ды и русских земель, а, напротив, проявление отчуждения их, различий интересов, отсутствия единства
управления между людьми, осуществляющими набег и подвергшимися ему, и единства системы налогооб-
ложения у них.
© Назипов И. И., 2012 ISSN 1997-292X № 8 (22) 2012, часть 1 139
Задачи, масштаб, последствия различных ордынских походов, набегов были разные, значение для нашего
исследования имеют тоже неодинаковое. Поэтому необходимо осуществить типологию «ратей», чтобы вы-
делить в них затем соответствующие признакам государственного принуждения. В частности, «рати» раз-
ных типов можно выделить из общего числа по следующим основаниям.
1. По охвату территории: а) локальные (территория одного княжества или небольшие территории,
группы княжеств, как правило, приграничных с Ордой); б) средние (подвергается удару территория не-
скольких княжеств); в) масштабные (более 50% территории Северо-Восточной Руси подвергается набегам,
даже если поход неудачен, как в случае, например, с вторжением Мамая).
2. По участвующим в «ратях» вооруженным силам: а) незначительные (до нескольких тысяч человек);
б) средние (10–20 тысяч человек); в) значительные (крупные армии более 20 тысяч человек); г) очень значи-
тельные (более 100 тыс. человек, по оценкам советской историографии).
3. По целям «ратей»: а) грабительские (с целью грабежа имущества, увода скота и особенно увода плен-
ников для последующей продажи их на восточных рынках - иранских, турецких, арабских); б) военно-
карательные (с целью обеспечить прекратившуюся выплату дани и наказать князей и княжества за это, а
также наказать князей и княжества за нарушение существующего порядка на Руси: за захваты территорий
других княжеств, за междоусобные войны, за выступления против татар, за сотрудничество с враждебными
государствами, например, Литвой); в) условно можно выделить превентивные устрашающе-напоминающие
походы (чтобы потенциальные нарушители порядка платили дань и не воевали).
4. По такому фактору, как политическая значимость организовавшей поход в Орде стороны: а) органи-
зованные центральной Ордынской ханской администрацией - ханом; б) организованные региональными,
улусными властями на периферийных участках территории Орды в периоды, когда в Орде была слабая цен-
тральная власть, и многие группировки кочевников становились неуправляемыми.
5. По наличию или отсутствию цели походов, реализации в русских землях функции государственного
принуждения публичной властью Орды.
Актами государственного принуждения являются все походы в русские земли, организованные публич-
ной властью Орды в целях обеспечить сохранение или восстановление государственно-правовых связей ме-
жду Ордой и русскими княжествами.
Эти походы могли быть: 1) актами превентивного принуждения к потенциальному нарушителю сложив-
шегося положения дел (предупредительные меры, применяемые, когда обстоятельства позволяют с высокой
степенью вероятности предположить возможность нанесения ущерба охраняемым организатором похода
интересам, чтобы предотвратить этот ущерб); 2) мерами защиты и восстановления сложившегося положе-
ния дел (поход, призванный восстановить прежнее положение путем принуждения объекта похода к испол-
нению ранее возложенной, но не выполненной обязанности); 3) мерами, в результате которых складывается
новое положение дел (когда поход призван установить обязанности для объекта, подвергшегося походу);
4) мерами ответственности (поход, призванный осуществить штрафные, карательные санкции по отноше-
нию к объекту похода – нарушителю ранее возложенных обязанностей).
Походы могли содержать одновременно характеристики нескольких из выше названных актов и мер го-
сударственного принуждения.
Нас в данном исследовании интересует последнее из пяти приведенных оснований типологии. Но выяв-
ление «ратей» в соответствии с ним связано с другими типами. Например, набег, свидетельствовавший о на-
личии государственного характера связей, как правило, организовывался центральной ордынской ханской
администрацией. Его можно отнести: к военно-карательным, а не грабительским; к локальным, т.к. наруши-
телями являлись не все княжества, а отдельные, которые и подвергались набегу; к достаточно сильным по
размерам участвующих в нем войск.
Во всех «ратях», организованных правителем Орды, реализовывались карательные и превентивные уст-
рашающе-напоминающие цели среди подвластного хану русского населения. Соответственно, все походы
по участвующим в походе вооруженным силам, «значительные» и «очень значительные», необходимо счи-
тать «актами государственного принуждения». Организовать такие походы мог только правитель Орды. Все
набеги, спровоцированные жалобами русских князей хану как верховному правителю, «царю», по русским
летописям (но и часть не спровоцированных жалобами князей), также следует отнести к «актам государст-
венного принуждения».
Начнем аргументацию с цитаты, явно показывающей, что набег мог быть связан не со стремлением к
грабежам, а с неподчинением воле хана: «…приеха посолъ от царя из Орды именемъ Ахмылъ, глаголя:
“Зоветь тя царь, поиде вборзе, буди за месяць. Аще ли не будеши, то уже воимянова на тя рать и на твои го-
роды”» [8, стб. 382]. Публичная власть хана над русскими землями здесь проявляется в угрозе принуждения,
каковым будет «рать».
Также приведем летописную цитату, в которой прямо звучит фраза «царю служить», и рассказывается,
что за отказ от этого последовала карательная «рать» как форма принуждения русских земель к подчинению
хану. «В то же лето. Здума Андреи князь Ярославич с своими бояры бегати, нежели цесаремъ служити, и
побеже на неведому землю со княгынею своею и с бояры своими <…> И погнаша Татарове в след его (Анд-
рея Ярославича), и постигоша и у города Переяславля. Богъ же сохрани и и молитва его отца. Татарове же
россунушася по земли и княгыню Ярославлю яша, и дети изъимаша, и воеводу Жидослава ту убиша, и кня-
гыню убиша, и дети Ярославли в полонъ послаша, и людии бе-щисла поведоша до конь и скота, и, много зла
створивше, отидоша» [1, стб. 473].140 Издательство «Грамота» www.gramota.net
Цель всех крупнейших «ратей» - изгнать неугодного князя со стола, наказать его за провинности, восста-
новить власть угодного князя, т.е. это акты принуждения публичной власти правителя Орды в отношении
неподчиняющихся русских земель. Например, «Неврюева рать» изгоняла Андрея Ярославича с Владимир-
ского стола для водворения на нем Александра Невского. «Рать Кавгыдая и Алгидая» действовала в интере-
сах Андрея Городецкого, против Дмитрия Переяславского [Там же, стб. 525]. Знаменитая «Дюденева рать»
была осуществлена с той же целью [6, с. 123-124]. Разорение Твери в 1328 году, походы на Москву войск
Мамая в 1378 и 1380 годах - это стремление наказать неподчиняющиеся княжества, а во втором случае еще
и восстановить прерванные выплаты дани. Поход Тохтамыша был осуществлен после того, как его послы в
1381 году не сумели добиться приезда Дмитрия Донского в Орду и возобновления выплат дани [4, с. 69].
Походы Едигея в 1408 году и Ахмата в 1480 были организованы также вследствие неуплаты дани и отказа
проявить должное подчинение правителю Орды [Там же, с. 209-210].
В период правления во Владимире Ивана Калиты и его сына дань исправно выплачивалась, князья по-
долгу жили в Орде, и, соответственно, походов ордынских войск на русские земли не было, была «тишина
велика» [5, стб. 416-417]. Отсутствие «ратей» в данный период косвенно подтверждает гипотезу их характера
как актов государственного публичного принуждения.
Наиболее ярким этапом активного использования «актов государственного принуждения» является период
мощных набегов 1281-1293 годов. В Орде в этот период сложилось двоевластие, и оба центра власти боролись
за контроль над Русью, выдавая ярлыки, требуя себе «дань-налог», разоряя набегами земли князей, подчинив-
шихся не им, а их противнику, при этом не затрагивая земель, подчиненных стороне, делающей набег. Оба та-
тарских центра ставили на Руси своего Великого Князя и в плане защиты его господства над остальными
князьями осуществляли свою активную, государственного характера, политику. Таким образом, в этот период
столкнулись на Руси две политики принуждения претендентов на публичную власть над ней. Никоновская ле-
топись дает обширный список князей, принадлежащих к первой группировке, описывая их совместную поезд-
ку в Сарай с жалобой на Дмитрия [3, с. 168-169]. В ней несколько раз упоминается поездка Андрея Городецко-
го в Орду [Там же, с. 159-168], но ни разу - Дмитрия Переяславского. Однако в Симеоновской летописи мы ви-
дим, что Дмитрий отправился к царю Ногаю: «князь же Дмитрий, съ своею дружиною отъха а Орду къ царю Та-
тарскому Ногаю» [6, с. 119]. Оба центра, откликаясь на жалобы ориентировавшихся на них князей [3, с. 159-169]
в стремлении себе и этим князьям подчинить Русь, посылают на Русь «рати» (за 20 лет с 1273 по 1293 гг. было
15 ратей) и разоряют исключительно земли князей вассалов своего ордынского противника. Даже во время са-
мого опустошительного набега периода «ига» - Дюденевой рати – Ростов и Ярославль, союзные пославшему
Дюденя хану, не пострадали! С утверждением в Орде власти Сарая на Руси распространилась его охранная по-
литика. Известный своей ногайской ориентацией Переславль вообще перестал быть независимым княжеством
[2, с. 112]. Он уже не был крупным городом, так как постоянно разорялся, а рядом были не подверженные ра-
зорению земли, куда бежало население. «Разбегошася разно люди черныя и все волости Пермеяславьскыя…, и
тако замятися вся земля Суждальская… понеже людеи несть, выбегли и с Переяславля». «Бяше бо ся умножи-
ло людей и прибегалыхъ въ Тфери и из ыныхъ княженеи и волостей передъ ратью» [6, с. 124].
Очень эффектно характер «рати» как государственного публичного принуждения через последователь-
ность действий ордынцев показан сопоставлением событий К. А. Соловьевым при его исследовании леги-
тимности власти на Руси в период русско-ордынских отношений: «Приход татарской рати отменял леги-
тимность князя и “переустанавливал” власть заново. Эта ситуация полной замены одной легитимности на
другую путем инсценировки “завоевания” хорошо читается уже в первой рати подобного типа – “Неврюе-
вой”. Образ Батыева погрома воспроизводится здесь детально и в мелочах: 1. собирается объединенная рать
Неврюя, Катиака и Алабуги; 2. это соединенное войско разбивает в “битве велий” дружину великого князя
Андрея Ярославича; 3. захватывается родной город побежденного князя; 4. происходит разорение занятых
ордынским войском земель. Апофеозом “переустановленной” власти становится торжественный въезд во
Владимир нового великого князя - Александра Ярославича - с ярлыком от хана» [7].
Но не все набеги были актами государственного принуждения. На русские земли часто совершали походы
отряды ордынцев исключительно с целью грабежа. Это были набеги небольших отрядов ордынцев, не санк-
ционированные ханом. При этих набегах степняки грабили и затем уходили с награбленным «идоша во свояси».
Из множества летописных свидетельств здесь для иллюстрации приводится несколько: «В лето 6786… при-
ходиша татарове на Рязань, и много зла сътвориша, и отъидоша въ свояси» [3, с. 156]. «В лето 6796… князь
Епортай Ординский, Темиревъ сынъ, приходи ратью на Рязань, и воева Рязаньъ, Муромъ, Мордву, и много
зла сътвориша, идоша во свояси» [Там же, с. 167]. «В лето 6829 приде изо Орды въ Кашинъ Таянчаръ Тата-
ринъ… и многу тягость учиниша Кашину» [Там же, с. 187].
Наши выводы о возможности характеризовать власть хана над русскими землями как публичную и осу-
ществляющую полномочия, в том числе государственным принуждением через военное воздействие на рус-
ские земли, следующие.
Военное воздействие Орды и ордынцев на русские земли было как проявлением принуждения публичной
властью с помощью войск, так и просто грабительскими набегами. Все значительные походы по охвату тер-
ритории, по количеству участвующих в походе сил являлись по целям «карательными» и были «актами го-
сударственного принуждения». Все набеги, спровоцированные жалобами русских князей, часть осуществ-
ленных без княжеской инициативы, организованные ханом Орды, были «актами государственного принуж-
дения». Лишь небольшие грабительские рейды, осуществляемые самостоятельно малыми кочующимиISSN 1997-292X № 8 (22) 2012, часть 1 141
группировками, в рамках кочевой экономики, в которой набеги - это часть хозяйствования, не были актами
государственного принуждения. Давая оценку русско-ордынским отношениям, исследователь должен это
учитывать и отдельно анализировать ситуацию, связанную с конкретными набегами или их совокупностью
в определенный исторический период, в контексте предшествовавших и последовавших событий, а также
отдельно рассматривать конкретные набеги или их совокупность как акты принуждения в рамках осуществ-
ления ордынской публичной власти над русскими землями или как просто грабеж.
Список литературы
1. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. М.: Изд-во вост. литературы, 1926. Т. I. 648 с.
2. Насонов А. Н. Монголы и Русь. М. - Л.: Акад. наук СССР, 1940. 178 с.
3. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры, 2000. Т. X. 248 с.
4. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры, 2000. Т. XI. 264 с.
5. Рогожский летописец. Тверской сборник // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры, 2000.
Т. XV. 432 с.
6. Симеоновская летопись // Русские летописи. Рязань: Узорочье, 1997. Т. I. 638 с.
7. Соловьев К. А. Эволюция форм легитимации государственной власти в древней и средневековой Руси [Электрон-
ный ресурс]. URL: krotov.info/history/09/3/solo199b.html (дата обращения: 05.06.2012).
8. Софийская первая летопись старшего извода // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры,
2000. Т. VI. Вып. 1. 581 с.
publ.lib.ru/ARCHIVES/N/NAZIPOV_Il'giz_Il'darovich/_Nazipov_I.I..html
+ Назипов И.И. Северо-Восточная Русь в системе политико-правовых связей Орды (Улуса Джучи)
Издательство: Пермь. Пермский институт экономики и финансов 2014
читать дальшеФормат: PDF
В монографии исследуется один из самых дискуссионных в исторической науке вопросов - о государственной принадлежности русских земель XIII-XV вв. Улусу Джучи (Орде). Для ответа на поставленный вопрос автор исследует наличие у русских земель в названный период признаков государства. Методы теории государства и права позволяют вычленить ряд основных признаков государства, которые можно отнести к общепризнанным. Это: 1) наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения, 2) территориальная организация населения, 3) государственный суверенитет, 4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством, 5) налогообложение и взимание налогов. Нередко в качестве главных признаков государства в науке называют: 6) единый язык общения, 7) наличие армии, 8) единую систему обороны и внешней политики.
Монография предназначена для ученых - историков, историков государства и права, для всех интересующихся проблемами отечественной истории и методологии исторической науки.
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение (4).
Глава I. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ (20).
1.1. Историографический обзор (20).
1.2. Обзор источников (57).
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ СВЯЗЕЙ ОРДЫ И ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ (81).
2.1. Политические русско-ордынские связи в период [1242-1361 гг.] (81).
2.2. Формы и содержание политических связей Орды и Северо-Восточной Руси в 1362-1427 гг. (91).
2.3. Анализ политических связей Орды и Северо-Восточной Руси в [1428-1480 гг.] (100).
2.4. Характеристика политических связей Орды и Северо-Восточной Руси в [1481-1502 гг.]. Независимость от Орды (114).
2.5. Аргументация в защиту относительной точности подсчетов продолжительности периодов и подпериодов (116).
Глава III. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ СВЯЗЕЙ ОРДЫ И ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В КАЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА (120).
3.1. Признаки государства в категориях средневековой реальности (120).
3.2. Территориальное верховенство (150).
3.3. Публичная власть как признак государства (155).
3.4. Система налогообложения как признак государства (179).
3.5. Верховенство правового регулирования (192).
3.6. Признаки государственного единства, проявляющиеся в военном сотрудничестве (203).
3.7. Внутренний, внешний и формальный суверенитет (215).
3.8. Определение политического статуса земель Северо-Восточной Руси в системе политических связей Орды (227).
Заключение (245).
Список источников и литературы (253).
v4.udsu.ru/files/1304880664.pdf
автореферат
cyberleninka.ru/article/n/sovmestnye-voennye-ka...
НАЗИПОВ ИЛЬГИЗ ИЛЬДАРОВИЧ
СОВМЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КАМПАНИИ УЛУСА ДЖУЧИ (ОРДЫ) И РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ КАК АРГУМЕНТ ЗА ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО
Вестник Челябинского государственного университета
Выпуск № 22 / 2011
www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/vypusk-21620...
Назипов И.И. Русские земли по отношению к улусу Джучи (Орде): это государство-вассал или часть ордынского государства? //
Вестник Пермского университета, Выпуск 2 (16) 2012
Назипов И. И. ВОЕННЫЕ КАМПАНИИ УЛУСА ДЖУЧИ (ОРДЫ) ПРОТИВ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК АРГУМЕНТ ЗА ОРДЫНСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (22): в 2-х ч. Ч. I. C. 138-141. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2012/8-1/
scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_8-1_3...
пэдээф, отдельно
---------
или здесь в журнале, со стр. 138
recept.znate.ru/pars_docs/refs/7/6606/6606.pdf
читать дальшеИльгиз Ильдарович Назипов
Кафедра правовых дисциплин
Пермский финансово-экономический институт
[email protected]
ВОЕННЫЕ КАМПАНИИ УЛУСА ДЖУЧИ (ОРДЫ) ПРОТИВ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
КАК АРГУМЕНТ ЗА ОРДЫНСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО©
В русско-ордынских отношениях роль набегов ордынских отрядов на русские земли, т.н. «ратей», была
огромна. Значимость их в том, что иногда карательные, полицейские, акции Орды в форме вторжений
(набегов) крупных военных сил вели к сохранению или восстановлению политической зависимости русских
земель от Орды и уплате ими в Орду дани. Важность этих рейдов, включая небольшие грабительские при-
граничные набеги, была также в том, что они обуславливали неравномерность развития русских земель, а
это вело к относительному усилению среди них некоторых княжеств и, таким образом, к появлению русских
объединительных центров. Это происходило посредством разорения набегами некоторых городов и земель
и при помощи оттока населения с наиболее подверженных набегам земель в более спокойные районы Руси.
Первый из выше выделенных аргументов значимости ордынских «ратей» в русско-ордынских отноше-
ниях характеризует эти отношения как государственные. Возможно, «рати» были проявлением публичной
власти хана над русскими землями, публичного принуждения.
Правовая наука называет следующие признаки государственного публичного управления:
– территориальность – признак правомерности управленческого воздействия на определенную террито-
рию или связи с ней;
– применение принуждения – возможность применения принуждения, в том числе насилия, по отноше-
нию к управляемым объектам.
Соответственно, государственное принуждение «ратями», осуществляемое в русских землях, возможно,
является частью государственного публичного управления русскими землями.
Принуждение осуществлялось силами армии, а не при помощи внутригосударственных институтов. Это –
обычное явление для Средневековья. В Средние века именно войска выполняли внутри государств функции
охраны существующего социального порядка и общественного принуждения. Уничтожение разбойников,
патрулирование городов, охрана сборщиков налогов, охрана правителя – все это относилось в Средневеко-
вье к внутригосударственным функциям войск и их элитных постоянных подразделений (гвардия, стрельцы,
янычары), а не полиции, жандармерии, пока ещё не созданных.
Исследование принуждения публичной властью как части её признака в совокупности с анализом других
сторон этой характеристики государств и с другими признаками государства, такими как территориальное
верховенство, суверенитет, налогообложение, верховенство нормативных актов, позволяет в совокупности
охарактеризовать русско-ордынские связи как государственные или межгосударственные.
Существенными условиями того, что ордынские «рати» являлись проявлением государственного прину-
ждения по отношению к русским землям, могут быть следующие положения: если связи до «рати» и после
нее у стороны, ее организовавшей, и стороны, ей подвергшейся, были государственные, т.е. присутствовала
публичность и легитимность власти хана над Русью, его суверенитет над ней, верховенство его права на Ру-
си; также, если цели и результаты воздействия предполагали восстановление государственных связей, пре-
кращенных совсем или нарушенных пресекаемым проявлением неподчинения, либо превентивно пресекали
возможность и вероятность такого проявления неподчинения. Но если набег ставил целью только грабеж и
разбой русских земель, то это не проявление государственного принуждения и государственных связей Ор-
ды и русских земель, а, напротив, проявление отчуждения их, различий интересов, отсутствия единства
управления между людьми, осуществляющими набег и подвергшимися ему, и единства системы налогооб-
ложения у них.
© Назипов И. И., 2012 ISSN 1997-292X № 8 (22) 2012, часть 1 139
Задачи, масштаб, последствия различных ордынских походов, набегов были разные, значение для нашего
исследования имеют тоже неодинаковое. Поэтому необходимо осуществить типологию «ратей», чтобы вы-
делить в них затем соответствующие признакам государственного принуждения. В частности, «рати» раз-
ных типов можно выделить из общего числа по следующим основаниям.
1. По охвату территории: а) локальные (территория одного княжества или небольшие территории,
группы княжеств, как правило, приграничных с Ордой); б) средние (подвергается удару территория не-
скольких княжеств); в) масштабные (более 50% территории Северо-Восточной Руси подвергается набегам,
даже если поход неудачен, как в случае, например, с вторжением Мамая).
2. По участвующим в «ратях» вооруженным силам: а) незначительные (до нескольких тысяч человек);
б) средние (10–20 тысяч человек); в) значительные (крупные армии более 20 тысяч человек); г) очень значи-
тельные (более 100 тыс. человек, по оценкам советской историографии).
3. По целям «ратей»: а) грабительские (с целью грабежа имущества, увода скота и особенно увода плен-
ников для последующей продажи их на восточных рынках - иранских, турецких, арабских); б) военно-
карательные (с целью обеспечить прекратившуюся выплату дани и наказать князей и княжества за это, а
также наказать князей и княжества за нарушение существующего порядка на Руси: за захваты территорий
других княжеств, за междоусобные войны, за выступления против татар, за сотрудничество с враждебными
государствами, например, Литвой); в) условно можно выделить превентивные устрашающе-напоминающие
походы (чтобы потенциальные нарушители порядка платили дань и не воевали).
4. По такому фактору, как политическая значимость организовавшей поход в Орде стороны: а) органи-
зованные центральной Ордынской ханской администрацией - ханом; б) организованные региональными,
улусными властями на периферийных участках территории Орды в периоды, когда в Орде была слабая цен-
тральная власть, и многие группировки кочевников становились неуправляемыми.
5. По наличию или отсутствию цели походов, реализации в русских землях функции государственного
принуждения публичной властью Орды.
Актами государственного принуждения являются все походы в русские земли, организованные публич-
ной властью Орды в целях обеспечить сохранение или восстановление государственно-правовых связей ме-
жду Ордой и русскими княжествами.
Эти походы могли быть: 1) актами превентивного принуждения к потенциальному нарушителю сложив-
шегося положения дел (предупредительные меры, применяемые, когда обстоятельства позволяют с высокой
степенью вероятности предположить возможность нанесения ущерба охраняемым организатором похода
интересам, чтобы предотвратить этот ущерб); 2) мерами защиты и восстановления сложившегося положе-
ния дел (поход, призванный восстановить прежнее положение путем принуждения объекта похода к испол-
нению ранее возложенной, но не выполненной обязанности); 3) мерами, в результате которых складывается
новое положение дел (когда поход призван установить обязанности для объекта, подвергшегося походу);
4) мерами ответственности (поход, призванный осуществить штрафные, карательные санкции по отноше-
нию к объекту похода – нарушителю ранее возложенных обязанностей).
Походы могли содержать одновременно характеристики нескольких из выше названных актов и мер го-
сударственного принуждения.
Нас в данном исследовании интересует последнее из пяти приведенных оснований типологии. Но выяв-
ление «ратей» в соответствии с ним связано с другими типами. Например, набег, свидетельствовавший о на-
личии государственного характера связей, как правило, организовывался центральной ордынской ханской
администрацией. Его можно отнести: к военно-карательным, а не грабительским; к локальным, т.к. наруши-
телями являлись не все княжества, а отдельные, которые и подвергались набегу; к достаточно сильным по
размерам участвующих в нем войск.
Во всех «ратях», организованных правителем Орды, реализовывались карательные и превентивные уст-
рашающе-напоминающие цели среди подвластного хану русского населения. Соответственно, все походы
по участвующим в походе вооруженным силам, «значительные» и «очень значительные», необходимо счи-
тать «актами государственного принуждения». Организовать такие походы мог только правитель Орды. Все
набеги, спровоцированные жалобами русских князей хану как верховному правителю, «царю», по русским
летописям (но и часть не спровоцированных жалобами князей), также следует отнести к «актам государст-
венного принуждения».
Начнем аргументацию с цитаты, явно показывающей, что набег мог быть связан не со стремлением к
грабежам, а с неподчинением воле хана: «…приеха посолъ от царя из Орды именемъ Ахмылъ, глаголя:
“Зоветь тя царь, поиде вборзе, буди за месяць. Аще ли не будеши, то уже воимянова на тя рать и на твои го-
роды”» [8, стб. 382]. Публичная власть хана над русскими землями здесь проявляется в угрозе принуждения,
каковым будет «рать».
Также приведем летописную цитату, в которой прямо звучит фраза «царю служить», и рассказывается,
что за отказ от этого последовала карательная «рать» как форма принуждения русских земель к подчинению
хану. «В то же лето. Здума Андреи князь Ярославич с своими бояры бегати, нежели цесаремъ служити, и
побеже на неведому землю со княгынею своею и с бояры своими <…> И погнаша Татарове в след его (Анд-
рея Ярославича), и постигоша и у города Переяславля. Богъ же сохрани и и молитва его отца. Татарове же
россунушася по земли и княгыню Ярославлю яша, и дети изъимаша, и воеводу Жидослава ту убиша, и кня-
гыню убиша, и дети Ярославли в полонъ послаша, и людии бе-щисла поведоша до конь и скота, и, много зла
створивше, отидоша» [1, стб. 473].140 Издательство «Грамота» www.gramota.net
Цель всех крупнейших «ратей» - изгнать неугодного князя со стола, наказать его за провинности, восста-
новить власть угодного князя, т.е. это акты принуждения публичной власти правителя Орды в отношении
неподчиняющихся русских земель. Например, «Неврюева рать» изгоняла Андрея Ярославича с Владимир-
ского стола для водворения на нем Александра Невского. «Рать Кавгыдая и Алгидая» действовала в интере-
сах Андрея Городецкого, против Дмитрия Переяславского [Там же, стб. 525]. Знаменитая «Дюденева рать»
была осуществлена с той же целью [6, с. 123-124]. Разорение Твери в 1328 году, походы на Москву войск
Мамая в 1378 и 1380 годах - это стремление наказать неподчиняющиеся княжества, а во втором случае еще
и восстановить прерванные выплаты дани. Поход Тохтамыша был осуществлен после того, как его послы в
1381 году не сумели добиться приезда Дмитрия Донского в Орду и возобновления выплат дани [4, с. 69].
Походы Едигея в 1408 году и Ахмата в 1480 были организованы также вследствие неуплаты дани и отказа
проявить должное подчинение правителю Орды [Там же, с. 209-210].
В период правления во Владимире Ивана Калиты и его сына дань исправно выплачивалась, князья по-
долгу жили в Орде, и, соответственно, походов ордынских войск на русские земли не было, была «тишина
велика» [5, стб. 416-417]. Отсутствие «ратей» в данный период косвенно подтверждает гипотезу их характера
как актов государственного публичного принуждения.
Наиболее ярким этапом активного использования «актов государственного принуждения» является период
мощных набегов 1281-1293 годов. В Орде в этот период сложилось двоевластие, и оба центра власти боролись
за контроль над Русью, выдавая ярлыки, требуя себе «дань-налог», разоряя набегами земли князей, подчинив-
шихся не им, а их противнику, при этом не затрагивая земель, подчиненных стороне, делающей набег. Оба та-
тарских центра ставили на Руси своего Великого Князя и в плане защиты его господства над остальными
князьями осуществляли свою активную, государственного характера, политику. Таким образом, в этот период
столкнулись на Руси две политики принуждения претендентов на публичную власть над ней. Никоновская ле-
топись дает обширный список князей, принадлежащих к первой группировке, описывая их совместную поезд-
ку в Сарай с жалобой на Дмитрия [3, с. 168-169]. В ней несколько раз упоминается поездка Андрея Городецко-
го в Орду [Там же, с. 159-168], но ни разу - Дмитрия Переяславского. Однако в Симеоновской летописи мы ви-
дим, что Дмитрий отправился к царю Ногаю: «князь же Дмитрий, съ своею дружиною отъха а Орду къ царю Та-
тарскому Ногаю» [6, с. 119]. Оба центра, откликаясь на жалобы ориентировавшихся на них князей [3, с. 159-169]
в стремлении себе и этим князьям подчинить Русь, посылают на Русь «рати» (за 20 лет с 1273 по 1293 гг. было
15 ратей) и разоряют исключительно земли князей вассалов своего ордынского противника. Даже во время са-
мого опустошительного набега периода «ига» - Дюденевой рати – Ростов и Ярославль, союзные пославшему
Дюденя хану, не пострадали! С утверждением в Орде власти Сарая на Руси распространилась его охранная по-
литика. Известный своей ногайской ориентацией Переславль вообще перестал быть независимым княжеством
[2, с. 112]. Он уже не был крупным городом, так как постоянно разорялся, а рядом были не подверженные ра-
зорению земли, куда бежало население. «Разбегошася разно люди черныя и все волости Пермеяславьскыя…, и
тако замятися вся земля Суждальская… понеже людеи несть, выбегли и с Переяславля». «Бяше бо ся умножи-
ло людей и прибегалыхъ въ Тфери и из ыныхъ княженеи и волостей передъ ратью» [6, с. 124].
Очень эффектно характер «рати» как государственного публичного принуждения через последователь-
ность действий ордынцев показан сопоставлением событий К. А. Соловьевым при его исследовании леги-
тимности власти на Руси в период русско-ордынских отношений: «Приход татарской рати отменял леги-
тимность князя и “переустанавливал” власть заново. Эта ситуация полной замены одной легитимности на
другую путем инсценировки “завоевания” хорошо читается уже в первой рати подобного типа – “Неврюе-
вой”. Образ Батыева погрома воспроизводится здесь детально и в мелочах: 1. собирается объединенная рать
Неврюя, Катиака и Алабуги; 2. это соединенное войско разбивает в “битве велий” дружину великого князя
Андрея Ярославича; 3. захватывается родной город побежденного князя; 4. происходит разорение занятых
ордынским войском земель. Апофеозом “переустановленной” власти становится торжественный въезд во
Владимир нового великого князя - Александра Ярославича - с ярлыком от хана» [7].
Но не все набеги были актами государственного принуждения. На русские земли часто совершали походы
отряды ордынцев исключительно с целью грабежа. Это были набеги небольших отрядов ордынцев, не санк-
ционированные ханом. При этих набегах степняки грабили и затем уходили с награбленным «идоша во свояси».
Из множества летописных свидетельств здесь для иллюстрации приводится несколько: «В лето 6786… при-
ходиша татарове на Рязань, и много зла сътвориша, и отъидоша въ свояси» [3, с. 156]. «В лето 6796… князь
Епортай Ординский, Темиревъ сынъ, приходи ратью на Рязань, и воева Рязаньъ, Муромъ, Мордву, и много
зла сътвориша, идоша во свояси» [Там же, с. 167]. «В лето 6829 приде изо Орды въ Кашинъ Таянчаръ Тата-
ринъ… и многу тягость учиниша Кашину» [Там же, с. 187].
Наши выводы о возможности характеризовать власть хана над русскими землями как публичную и осу-
ществляющую полномочия, в том числе государственным принуждением через военное воздействие на рус-
ские земли, следующие.
Военное воздействие Орды и ордынцев на русские земли было как проявлением принуждения публичной
властью с помощью войск, так и просто грабительскими набегами. Все значительные походы по охвату тер-
ритории, по количеству участвующих в походе сил являлись по целям «карательными» и были «актами го-
сударственного принуждения». Все набеги, спровоцированные жалобами русских князей, часть осуществ-
ленных без княжеской инициативы, организованные ханом Орды, были «актами государственного принуж-
дения». Лишь небольшие грабительские рейды, осуществляемые самостоятельно малыми кочующимиISSN 1997-292X № 8 (22) 2012, часть 1 141
группировками, в рамках кочевой экономики, в которой набеги - это часть хозяйствования, не были актами
государственного принуждения. Давая оценку русско-ордынским отношениям, исследователь должен это
учитывать и отдельно анализировать ситуацию, связанную с конкретными набегами или их совокупностью
в определенный исторический период, в контексте предшествовавших и последовавших событий, а также
отдельно рассматривать конкретные набеги или их совокупность как акты принуждения в рамках осуществ-
ления ордынской публичной власти над русскими землями или как просто грабеж.
Список литературы
1. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. М.: Изд-во вост. литературы, 1926. Т. I. 648 с.
2. Насонов А. Н. Монголы и Русь. М. - Л.: Акад. наук СССР, 1940. 178 с.
3. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры, 2000. Т. X. 248 с.
4. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры, 2000. Т. XI. 264 с.
5. Рогожский летописец. Тверской сборник // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры, 2000.
Т. XV. 432 с.
6. Симеоновская летопись // Русские летописи. Рязань: Узорочье, 1997. Т. I. 638 с.
7. Соловьев К. А. Эволюция форм легитимации государственной власти в древней и средневековой Руси [Электрон-
ный ресурс]. URL: krotov.info/history/09/3/solo199b.html (дата обращения: 05.06.2012).
8. Софийская первая летопись старшего извода // Полное собрание русских летописей. М.: Языки рус. культуры,
2000. Т. VI. Вып. 1. 581 с.
@темы: Пётр царевич Ордынский, Назипов И. И.