Рукопись: РГБ ф.173 (Фунд.) № 100
~Между 1313 / 1318 и 1327; скорее всего - между 1319 и 1325 Вздорнов, Подобедова, Г. В. Попов)
читать дальше
oldp.sterligoff.ru/node/30.html
???
""...
Сюжет первой выходной миниатюры, посвященной представшим перед Судом Всевышнего тверским князьям, имеет прямую взаимосвязь со второй выходной миниатюрой (л. 18), где изображен сам автор Хроники – византийский монах Георгий. Он держит в руках свиток, на трех нижних строках которого можно различить слова: «маний», «фекелъ», «фаресъ». Это – цитата из Книги пророка Даниила (Дан 5.25) о божественной каре, постигшей вавилонского царя Валтасара, осквернившего священные сосуды храма Соломона, читающаяся в рукописи на л. 121 об. Сюжет миниатюры прозрачен. Это – своеобразное предостережение царственным особам Георгия Монаха, звучащее и в самом тексте Хроники: «Уразумей, яко владеет Вышний царствием человеческим; кому же изволит – даст его». Любопытно, что Георгий Монах изображен в процессе украшения свитка миниатюрой: его кисть обводит киноварью рисунок колеса с семью спицами: символом человеческой судьбы в византийском искусстве.
...
Историографию и исследования памятника см. в работах: Подобедова О. И. К истории создания Тверского списка Хроники Георгия Амартола. М., 1963; Она же. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965. С. 11 – 48; Она же. Отражение византийских иллюстрированных хроник в Тверском (Троицком) списке Хроники Георгия Амартола// Actes du XIV-e Congres International des etudes byzantines. Vol.I. Bucuresti, 1974. С. 377 – 378; Вздорнов Г. И. Иллюстрации к Хронике Георгия Амартола // Византийский временник. М., 1969. Т. 30. С. 205 – 225; Он же. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980. С. 44 – 53, [18]; Попов Г. В. Судьба Тверского списка Хроники Георгия Амартола на рубеже XIV – XVвв. // Средневековая Русь. Сборник статей памяти Н. Н. Воронина. М., 1976. С. 75 – 83; Он же. Заметки о тверской рукописи Хроники Георгия Амартола (позднейшие доделки и вопросы реконструкции первоначального облика кодекса) // Византийский временник. М., 1978. Т. 39. С. 124 – 147; Князевская О. А. Древнейшая славянская рукопись Хроники Георгия Амартола // Восточные славяне. Языки. История. Культура. К 85-летию академика В. И. Борковского. М., 1985. С. 253 – 259; Анисимова Т. В. Тверской список Хроники Георгия Амартола: Историография. Описание. Текст / Научный аппарат к факсимильному изданию лицевого Тверского списка Хроники Георгия Амартола. М., 2008.""
besed-orthodox-flybb.narod.ru/VzdornovIllustr.p...
Вздорнов Г. И. Иллюстрации к Хронике Георгия Амартола // Византийский временник. М., 1969. Т. 30. С. 205 – 225
mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181491155-trudy-...
Д. В. Айналов. К истории древне-русской литературы. I. Эпизод из сношений Киева с Западной Европой. II. Иллюстрации к Хронике Георгия Амартола III. Замечания к тексту Слова о полку Игореве // Труды Отдела древне-русской литературы. Т. 3, 1936
warfare.atspace.eu/Medieval2/Histoire_ancienne-...
manuscriptminiatures.com/search/?manuscript=447...
Histoire ancienne jusqu'à César (Ancient history until Caesar)
Saint-Jean-d'Acre, Latin Kingdom of Jerusalem, between 1260 and 1270
Dijon - Bibliothèque Municipale - ms. 0562
Как будто есть определённое сходство? Мне кажется, что манера изображения лиц, фигур, коней - похожа. Горы изображены по-иному. Деревья и здания нужно посмотреть.
Что интересно.
-- Знамёна на миниатюрах очень похожи на татарские примерно того же времени (начало 14 в., тогда как с тридцатых годов - на восточных миниатюрах уже знамёна других форм). При этом на более поздних русских миниатюрах (начиная с "Жития Б и Г" Сильвестровского сборника) - также знамёна иной формы, треугольные.
Похожие замёна - в Хронике Конст. Манассии (Болгария, 14 в) 1344-1345 ? (Попов Г. В. Заметки... - со ссылкой на Дуйчев И. С. К изучению миниатюр Манассиевой летописи //... 1973).
vk.com/album-8523990_143315864
в Хронике Иоанна Скилицы 13 в (но здесь полотнище может быть вытянуто горизонтально, а "хвостов" бывает больше трёх) рубеж 12 и 13 или же середина-вторая половина 13 ???
vk.com/album-8523990_162235608
commons.wikimedia.org/wiki/Category:Madrid_Skyl...
Нет, у Скилицы - определённо знамёна не той системы.
vremennik.biz/sites/all/files/015_%D0%9F%D0%B0%...
Фонки Б. Л. Палеографическая заметка о мадридской рукописи Скилицы
???: ""При этом русские книжники сохранили для нас и стилистику миниатюр утраченной ныне византийской рукописи, послужившей в сер. XI в. оригиналом для славяно-русского перевода Хроники.""
[быть может, именно византийские знамёна с "косицами" (см. Скилицу, но там всё же 12 в, а не 11) натолкнули иллюстратора 14 в ввести в миниатюры сходные с ними татарские знамёна?]
Соболева Н.А. Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета. Языки славянских культур; Знак, Москва 2006
О знамёнах из "Амартола" - стр 297 сл
ссылки 151, 152 – знамёна византийские (?)
сближает их со знамёнами у Скилицы
ссыл 154 – Деннис о византийских знамёнах
аналогичный стяг Чудо св Георгия о змии с житием перв пол 14
роспись Георгиевской ц-ви в Ст Ладоге стяг на копье Георгия посл треть 12 (похоже на "Амартол", узкий вертикальный прямоугольник, одна косица вверху)
-- Щиты на всех миниатюрах "Амартола" "миндалевидные", тогда как в упомянутом выше "Житии..." - треугольные, м.-х мало.
-- Подол одежды, поддёрнутый к поясу (в том числе у воинов) - иконографическая условность или походная практика? Так подвёртывали полы камзолов в 18 в и подстёгивали к поясу полы шинели на походе в перв. пол. 20-го.
feb-web.ru/feb/todrl/t22/t22-024.htm
pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=8403
Поппэ, А. В. О роли иконографических изображений в изучении литературных произведений о Борисе и Глебе // Труды Отдела древнерусской литературы, Т. XXII. М.–Л., 1966
vremennik.biz/sites/all/files/39_11_%D0%9F%D0%B...
Попов Г.В. Заметки о Тверской рукописи Хроники Георгия Амартола: (Позднейшие доделки и вопросы реконструкции первоначального облика кодекса) // Византийский временник Т. 39. 1978
— С. 146: датировка списка неустойчива, от XIII до XV в. Подобедова отнесла первую половину к 1304–1307 гг., Вздорнов по палеографическим приметам — к XIV в. без уточнения. С. 147: можно отнести к первой половине XIV в. по облику декора (в котором наблюдаются варианты простейшей орнаментики XII–XIII в., а тератологический стиль представлен единым и типологически ранним примером)..
www.sedmitza.ru/text/694193.html
От 2-й пол. XIV в. сохранились житийные изображения Б. и Г., восходящие, вероятно, к более ранним образцам: в Сильвестровском сборнике (РГАДА. Тип. Ф. 381. № 53, 2-я пол. XIV в.)
Кстати. Не тогда ли появляются первые конные изображения Б и Г, когда и первые конные княжеские печати? Или всё же гораздо позже? (змеевик - 12 в ?)
О др-русской торевтике с конными святыми можно посмотреть в книжках, о которых здесь.
Змеевик Борис и Глеб 11 12 вв. Медь, литье 5.5 см Эрмитаж ЭРП-1344 [и с чего бы это БиГ? Ни княжеских одеяний, ни привычной иконографии. Может, Фрол и Лавр всё-таки?] www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id...
Змеевик с изображением Св. Георгия Победоносца. 1-я пол. XII в. Новгород www.e-reading.link/illustrations/66/66649-i_020...
Св. Георгий. Иконка XIII в.(???) Новгород. (Новгородский гос. музей-заповедник)
@темы: вооружение, геральдика, царство страха, библиотеки, Раковорская битва