Вып. 1. 1912: Журналы заседаний Этнографического Отдела. - ... Веселовский Н.И. Пережитки некоторых татарских обычаев у русских.
Вот бы что найти:
Thomas T. Allsen: Mongol imperialism: the policies of the Grand Qan Möngke in China, Russia, and the Islamic lands, 1251-9. xvii, 278 pp. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1987.
[полны чудес глубины энторнета! Мало того, что нашел в библотеке Ихтика, так еще там же обрёл электрический перевод
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
читать дальшеannales.info/balt/small/tallinn.htm
Шаскольский И.П.
Древний Таллинн на путях между Западом и Востоком
Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие. М., «Наука», 1992.
annales.info/rus/novgorod/dogovor.htm
А. Л. Хорошкевич.
О происхождении текста древнейших новгородско-готландско-немецких договоров конца XII и середины XIII в.
Новгородский исторический сборник, вып. 6(16), СПб., 1997 г.
Было? не было? Надо всё же подборку либо тэг организовать уже.
annales.info/balt/small/sh13_15.htm
Дорошенко В.В.
К истории сельскохозяйственного производства в феодальной Прибалтике (XIII—XV вв.)
Известия Академии наук Латвийской ССР, № 10 (75), 1953.
Одной из житниц средневековой Ливонии были эстонские земли — Харью и Вирумаа. Уже в XIII веке Генрих Латыш выделял Виронию как «плодородную и красивую страну, замечательную равнинами полей», и подчеркивал многолюдие деревень в Гаррии.66) В конце того же столетия рыцари ордена, только что закончившие подчинение Курземе, получали для содержания хлеб с эстонского севера.67) С другой стороны, еще и в XVI веке хронист Руссов называл Эстонию «самой важной и лучшей частью покоренной страны» и рассказывал о тысячах ластов ржи, отправляемой ревельскими купцами в Любек или Голландию.68) Повидимому, благоприятные условия для производства зерна явились одной из причин особенного усиления феодальной эксплуатации, а также раннего роста крупного барщинного хозяйства в этих районах.
Урожаи хлебов в Ливонии были низкими и, кроме того, неустойчивыми. Как отмечается в хрониках и сохранившихся актах, посевы нередко гибли вследствие заморозков, засухи или же ливней. Большие неурожаи и в связи с этим дороговизна, голод, повышенная смертность людей и т.п. неоднократно отмечены, например, для 30-х годов XV века.69) Урожай примерно «сам-третий» следует считать обычным, если учесть данные на этот счет более позднего времени. По документам XVI столетия, даже в господском хозяйстве урожай в «сам-три» или «сам-четыре» считался нормальным.70)
...
Некоторое представление о составе и количестве хозяйственной утвари на одном крестьянском дворе дает грамота, составленная по случаю [35] наезда кулдигского комтура на одну из деревень курземского епископа в конце XIV века. У поселянина Лембита, человека, несомненно, зажиточного, люди комтура отняли (не считая зерна, скота, птицы и других припасов) 2 пары сошных лемехов (hackyseren), 6 кос (victen), 6 топоров, 16 подков, 2 седла, посуду, несколько пар одежды и кусков полотна, пряжу, мешки. Другие крестьяне этой деревни лишились мотыг (ligones) и ножей, обуви и прочей утвари (UB I, 603).
annales.info/other/klimat/klimat.htm
Андрей Сергеевич Монин
Юрий Александрович Шишков
ИСТОРИЯ КЛИМАТА.
Гидрометеоиздат, Л., 1979.
Глава 10. Голоцен
annales.info/balt/vostlatv/index.htm
Э. С. Мугуревич
Восточная Латвия и соседние земли в X—XIII вв.
Экономические связи с Русью и другими территориями. Пути сообщения
Рига, Издательство «Зинатне», 1965
Талава и др.
annales.info/balt/vostlatv/04.htm
Дорога, связывавшая Кокнесе, Алуксне и Псков. Из Кокнесе территорию латгалов, по-видимому, пересекала еще одна дорога в северо-восточном направлении на Псков. Сведения письменных источников о ней скудны. Однако даже по ним можно примерно наметить основное ее направление. Очевидно, летом 1219 г. латгалы из Кокнесе отправляются в поход против Пскова, а осенью псковичи в отместку грабят кокнесские деревни. Зимой 1221 г. кокнесцы отправляются навстречу возвращающимся из похода литовцам по дороге в направлении Пскова (versus Plescekowe itinere); стычка произошла на узкой дороге (via stricta).69)
Отдельные участки пути Кокнесе — Псков упоминаются также в письменных источниках более позднего времени. В 1492 г. отмечается Берзаунская дорога (Berzonschen weg),70) а к 1522 г. относится указание о том, что ее необходимо ремонтировать и починить мост через речку Берзауне.71) Во время Ливонской войны русское войско в августе 1577 г. отправляется из Цесвайне через Берзауне и Калснаву и достигает Кокнесе.72) На карте Цесисского уезда конца XVIII в., составленной Меллином, нанесена дорога от Кокнесе до Берзауне и далее до Цесвайне, имевшая такое же значение, как дорога вдоль Даугавы; у озера Одзес дорога Кокнесе — Псков соединялась с Аугшземской дорогой, пересекавшей Даугаву у Селпилса. Герман Вартбергский, описывая нападение Кейстута в 1375 г., указывал, что войско шло из Локстене в Берзауне.73) Поэтому неудивительно, что в документах XVII в. упоминается Селпилсская дорога (Selborgschen wege) на правом берегу Даугавы.74) На упомянутой выше карте нанесена дорога из Селпилса через Даугаву мимо Стукмани, пересекающая у озера Одзес дорогу из Кокнесе. Таким образом, продолжение Аугшземской дороги пересекает Даугаву у Селпилса — Олинькалнса и дальше продолжается в направлении Кокнесе — Эргли — Цесис или Кокнесе — Цесвайне — Алуксне — Псков.
Конкретная привязка дороги к отдельным географическим пунктам на ее протяжении весьма затруднительна. Привозные предметы эпохи раннего феодализма, по местам находки которых можно было судить о трассе дороги, вероятно, поступали как по ней, так и по реке Айвиексте. О том, что упомянутая сухопутная дорога является одной из наиболее древних, свидетельствуют находки раковин каури в погребениях VIII в. в Мадоне. Однако только начиная с XI в. дорога Кокнесе — Алуксне становится оживленным торговым путем (находки весов и гирек в Мадоне, битрапецоидные и ребристые цилиндрические стеклянные бусы в Марциене, Тирзе, меч в Сайкаве).75) В XII—XIII вв. сношения по этому пути становятся еще более интенсивными (весы и гирьки в Савиене, Виесиенас Межаре, Лубанас Личагалсе, серебряные слитки в Калснаве, Литенес Подниеки, раковины каури и стеклянные бусы в Калснаве, Берзауне, Мадоне, Дзелзавас Стругукалнсе, Галгаускас Тицены, Гулбене, Стамериене, Зелтыню Озоли и др., пряслица из розового шифера в Марциенас Олини, Галгаускас Тицены, крестики с эмалью и утолщенными концами в Калснавас Дактыни, Лубанас Личагалсе, Галгаускас Тицены и Лиезере). О восточнославянском влиянии свидетельствует браслет с завязанными концами, найденный в Гростоне и на городище в Галгаускас Кропе (табл. XXIV : 9), о связях с северо-западными областями Руси — лошадки с подвесками в Вецгулбене и в Балву Айзэзери.
На карте Меллина трасса дороги Кокнесе — Псков нанесена через Мадону, Гулбене и соединяется у Алуксне с дорогой Рига — Псков. Надо [106] полагать, что на дороге из Кокнесе в Псков лежала Алуксне. За Берзауне эта дорога намечается рядом городищ — Аронаскалнс у Бренцены, Цесвайнское, Кропское, Лаздукалнс у Бломе, Белявское и, наконец, Темплякалнс в Алуксне.
annales.info/balt/small/pavulan.htm
Павулан В.В. (Рига)
Хозяйственное и политическое значение даугавского торгового пути в XIII—XVII вв.
Экономические связи Прибалтики с Россией. Рига, 1968.
annales.info/balt/small/rigatorg.htm
Муравская Е.
Торговые связи Риги с Полоцком, Витебском и Смоленском в XIII—XIV вв.
Известия Академии Наук Латвийской ССР
№ 2 (163), 1961 г. Рига.
по Полоцку и Смоленску кое-что
@темы: история, книги, Пётр царевич Ордынский, бороться и искать, Веселовский Н. И., Allsen, навалразбор, Раковорская битва