[по мотивам старого поста в ЖЖ А. Томсинского; текст я творчески скопипастил, а картинки самостоятельно наловил по энторнетам]

В Индонезии, в Историческом музее Джакарты (Museum Fatahilah Jakarta) есть известная пушка под названием Si Jagur.
Пушка эта была изготовлена в 16 в португальцами в Макао, и доставлена в Малакку, чтобы защитить там португальский форт. После взятия Малакки голландцами в 1641 году перевезена в Батавию (современная Джакарта). Там она стояла на бастионе старого замка, контролируя гавань, пока замок не был разрушен в 1809 году. Длина орудия - 3.84 м, внутренний диаметр выходного отверстия дула - 38 см. "Фигура" (mano in fica) на конце - 41 см в длину и примерно 60 см в обхвате.

Пушка имеет надпись “EX ME IPSA RENATA SUM” (типа - "из себя самой [я] возродилась") — намёк на то, что она перелита из более старой, но по некоторым данным, она отлита аж из 16 маленьких пушек: 3,5 тонны железа. Оно хуже бронзы для этой цели, но намного дешевле. В эксплуатации пушки практически не отличаются, кроме одного неприятного аспекта. Перед тем как разрушиться от усталости металла, медные и бронзовые орудия дают заметные трещины и деформации, предупреждая расчет, что пора прекращать стрельбу. Причем в таком растресканном состоянии держатся ещё несколько выстрелов. А вот железные (чугунные) взрываются без предупреждения. Поэтому артилеристы их и не любили. А стреляют одинаково и ресурс ствола тоже практически одинаковый.

Местная легенда утверждает, что никто пушку не отливал, в неё превратился здешний министр (по имени Kyai Setomo), которому король западно-яванского царства Сунда, увидевший как-то плохой сон, приказал найти, под страхом смерти, какое-нибудь вундерваффе. Вместо поисков министр заперся с женой у себя дома, помедитировал, а через несколько дней там нашли две пушки.
Потом король центральной Явы (в яванском предании, разумеется, всё происходит в пределах острова - ни Малакка, ни, тем более, португальцы, не упоминаются) увёз обе пушки в свою столицу, Соло. Но пушка-муж не захотел оставаться на чужбине и смылся, так что его обнаружили как-то утром у ворот замка в Батавии. Возможно, после этого случая и появилась на пушке фига :) А пушка-жена (по имени Setomi, или Nyai Setomi) осталась в одиночестве в Суракарте, периодически на ней проступают слёзы, прям как на иконах. Есть поверье, что когда супруги, наконец, встретятся, то слёзки эти отольются - наступит, вообще говоря, конец света.

Что касается жеста на конце пушки, то это индонезийский символ совместной жизни. Поэтому бесплодные женщины имели обычай раскладывать вокруг пушки цветы, а потом на неё садиться. Считается, что это верный способ скоро забеременеть. Из-за этого обстоятельства министра в орудийном облике и стали называть Kyai Jagur, то есть "Почтенный господин Ядрёный" (ядра тут ни при чём). В качестве борьбы с этими суевериями власти как-то убрали пушку в закрытое помещение музея, но теперь она снова стоит на индонезийском солнышке.
На старых фотографиях видно, что казённый конец пушки обставлен миниатюрными бумажными зонтиками (видимо, в знак почтения к министерскому рангу орудия).

слишком много прекрасного