moscowia.su/raboty-konkursa-nasledie-predkov-mo...
Кобринь Юлия Михайловна
Золотоордынские дани и повинности в XIV – XVI вв. // журнал «Русская история» № 3-4 (11-12) 2010

читать дальше

@темы: Пётр царевич Ордынский, Кобринь

Комментарии
13.02.2013 в 12:07

1. Денежные и натуральные повинности населения Русской земли

«Соха» вовсе не была единственной мерой обложения, а «выход» - единственным видом вассальных обязательств Руси перед Ордой. Историки насчитывают 14 видов «ордынских тягостей»: собственно «выход» («царёва дань», «дань десятинная»), налог непосредственно монгольскому хану («поплужное», «харадж»), торговые сборы («мыт», «тамга»), извозные повинности («ям»); взносы на содержание монгольских послов («корм и питье» - «сусун и улуф», «гостевая пошлина» - «конак»), чрезвычайный налог - «запросы», особая пошлина: « царева пошлина, царицына, князей, рядцев дороги посла», «дары» и «почестья» - подарки, к нерегулярным ордынским тягостям относилась также обязанность по поведению хана «рать собирати, где восхочем воевати» и ханская «ловита» (охота).

Извозные повинности - «ям» или «ямская повинность». «Ям» встречается в ярлыке хана Менгу-Тимура российским митрополитам, выдан между 1270 и 1276 гг. данная повинность по-видимому, не сразу стала натуральной. В ярлыке «ям» значит вид дани. Но татарские ханы ввели и «ям» как повинность по­ставлять лошадей татарским послам и чиновникам. В какой мере «ям» был новостью для Руси XIII в. - решить не так просто. Киевские князья тоже нуждались в средствах сообще­ния, и у нас есть ранние известия о них. Так, под 984 г. лето­писец говорит о радимичах, что «они платят дань Руси, по­воз везут, и до сего дне». В Новгородской летописи под 1209 г. летописец, перечисляя обвинения, предъявленные восставшей новгородской массой посаднику Дмитру, как известно, стороннику владимиро-суздальского князя Всеволода Б.Г., очень заинтересованного в по­стоянных сношениях, а следовательно - и средствах сообще­ния с Новгородом, между прочим указывает: «повелеша... по купцем виру дикую и повозы возити и все зло». Совершенно очевидно, что под повозом разумеется повинность поставки средств передвижения. Корм, проводники и подводы в древнейших наших актах являлись сбытыми повинностями населения. Отвечают за исполнение этих повинностей мирские двинские власти - посадники, скотники, старосты. Но, конечно, это еще не было «ямской гоньбой», т. е. организованной системой сообщения, где заранее заготовлялись подводы для нужд проезжающих, хотя бы только по государственным надобностям. Татары нуждались в средствах сообщения и естествен­но должны были обратить большое внимание на ту сторону дела. Нет оснований сомневаться в том, что татарская власть, очень заинтересованная в улучшении средств сообщения к по­коренной стране, внесла в их организацию и нечто свое. Но было бы ошибкой думать, что до татар русские земли не имели средств сообщения между собой и тем более внутри княжений. Этому допущению противоречили бы все известные нам факты. Мелихов Г.В. считает, что натуральная повинность - снабжения местного населения средствами передвижения служивого люда, существовавшая еще в домонгольской Руси называлась «повозом». Следовательно, произошла эволюцию «повоза» в «ямскую повинность».

В ярлыках Токтамыша и Тимур- Кутлуга указаны следующие повинности и налоги: выставление «повод, корму». «Скотов их в подводы да не забирают; постой да не ставят; кормов и содержания не требуют», «со скота их не берут подвод, неназначают постоя и не требуют с них ни пойла ни корма», в ярлыке Тимур – Кутлуга. Эти повинности вводились для обеспечения перевозок. Хотя Н.И. Веселовский ошибочно считал, что «подвода» означала обязанность подводить верховую лошадь.

«Дары и почестья» - подарки, которые были очень обременительными. Они отсылались в Орду или передавались на месте «царевым послам», «царевичам», баскакам. Подарки посылались очень часто, буквально по всякому поводу: «поминки», «памятное», «становое», «мимоездное».

Чрезвычайно интересными являются списки султанских подарков, которые отправлялись из Египта к Берке – хану в Золотую Орду. Эти дипломатические отношения выросли на почве длительной борьбы Берке – хана с Хулагу и Абагой. Египет кровно был заинтересован в росте и благополучии далекого от него Улуса Джучи – при условии, конечно, продолжающейся и даже усиливающейся вражды с хулагидским Ираном. Вот почему основной задачей внешней политики мамлюкского Египта и являлось – всячески поддерживать, а если можно, и усиливать эту вражду. На этой почве и возникали частые обмены послами между Бейбарсом и Берке – ханом. По словам египетского хроноиста XIV. Рукн – ад – дина Бейбарса, султан «изготовил для Берке в подарок всяческие прекрасные вещи: писание священное, разноцветные подушки и ковры для молитвы; венецианские материи и леватские платья; ковры из кож с навесами и из шкур; мечи калджурские с насечками; позолоченные булавы; франские шлемы и позолоченные латы; крытые фонари; шандалы; светильники двойные плакированными подставками; седла хорезмские; уздечки – все это с инкрустацией из золота и серебра; копья комышевые и дротики; стрелы в ящиках; позолоченные лампады на серебряных позолоченных цепочках; черных служителей и прислужниц – поварих; быстроногих арабских коней и нубийских верблюдов; обезьян, попугаев и разные другие предметы. Арабский историк ал – Муфаддаль к этому списку прибавляет еще: ослов египетских, жирафа, изделия фабрики золотого шитья. Из этого следует, что количество подарков было огромным, а их стоимость являлась также немалой.

Базилевич К.В. подробно описывает состав «поминок». Доставление поминок было необходимым. Поскольку первое место в политической жизни ханств играла родо-феодальная знать. Например, в Крыму первое место занимал род Шарин и хотя он считался вассалом ханов Гиреев, но в действительности поступали иногда совершенно независимо от своего сюзерена. Они даже располагали своими собственными вооруженными силами. Главой рода Ширинов был Эминек, который после смерти Хаджи_гирея по существу распоряжался ханским престолом и играл руководящую роль в дворцовых переворотах этого периода. Иван III принужден был гораздо больше считаться с позицией Эминека, чем с калгой и сыновьями Минглы-Гирея. Договор о союзе был заключен Иваном III не только с Менглы-Гиреем, но и с Эминеком, без согласия которого он в значительной степени потерял бы практическое значение. Еще в 1474 г., заключив шерть с Менглы-Гиреем, Иван III особенно настаивал на том, чтобы вместе с ханом шертовал Эминек. Московский посол в случае необходимости должен был дать по «сорок соболей», если мало – то, по два «сорока соболей». Деньги по-видимому посылались в крайних случаях. Обычно они состояли из мехов ( соболя, горностая, куницы, белка, рысь) и мехового платья, шелковых тканей, рыбьего зуба, пансырей, серебряных судов, ловчих птиц (кречетов). Одним из самых желанных видов «поминок» являлись именно кречеты, сокола и ястребы, нужные для ханской охоты. Особенно ценились кречеты пригодные для ловли лебедей. По-видимому, этот вид охоты был еще новым в Крыму, так как вместе с кречетами и соколами Менглы – Гирей просил прислать и сокольника для обучения его сокольников. В. Рубрук в своем произведении также подтверждает использование птиц в охоте: «У них есть в большом количестве соколы, кречеты и аисты(?); всех их они носят на правой руке и надевают всегда соколу на шею небольшой ремнь, который весит у него до середины груди. При помощи этого ремня они наклоняют левой рукой голову и грудь сокола, когда выпускаю его на добычу, чтобы он не получал встречных ударов от ветра или не уносился ввысь». Встречены указания на присылки серебряных судов. В 1495 г. Менглы – Гирей попросил великого князя прислать ему серебряные чары «доброго дела» в два ведра с наливками соответствующего размера. Из других предметов высоко ценились пансыри, не пробивавшиеся стрелой, частые просьбы об их присылке исходили не только от Менглы-Гирея, но и от царевичей. В виде единоличного случая следует отметить просьбу Менглы - Гирея о присылке ему музыкальных инструментов: пяти «трубленых труб», трех больших и двух тонких. Таким образом, ассортимент «поминок» был разнообразным. В Москве велся точный учет лицам, которым следовало отправлять «поминки» посылались важнейшим уланам и князьям. Эти поминки назывались «девятами» (из татарского обычия, подносить дары хану состоящие из девяти различных предметов). Поминки представляли собой одно из важнейших средств воздействия на монгольскую знать, которыми пользовались князья. Эта была не обязательная дань, а награждение за услуги в пользу князей.
13.02.2013 в 12:08

Состав поминок встречается и в посольских книгах по связям России с Крымом: «послал князь велики царю менглы-Гирею соболь черн; а двема женам царевым по корабельнику. А брату цареву соболь черн. А царевым детям по золотому» (1486 г.). При Иване III и Василии III в отношениях как с Востоком, та и с Западом самым обычным поминком считались «корабельники» - золотые монеты, у которых на реверсе была чеканка с изображением корабля.

Что же говорить о приезде князей в Орду. Вот, пример, когда умер хан Гуюк и новая великая ханша Огул-Гамиш потребовала у Батыя приезда в Каракоум братьев Александра и Андрея Ярославичей, русские князья решили не пренебрегать этим вызовом. С князьями ехали их воеводы, советники, толмачи, переводчики с монгольского, арабского, латинского, греческого, а также необходимая в дороге княжеская челядь. С собой надлежало взять кроме зимней и летней одежды огромные запасы всевозможного продовольствия, включая лук, чеснок и укроп от цинги, а главное, побольше денег, драгоценностей и мехов на подарки ханам, их женам и прочим приспешникам как в главных ставках монголов, та и на их пути. Подарки были необходимы. Если монголы их не получали или получали мало, то они низко ценили и подносителей, считают их как бы ни во что. И если подносители хотят хорошо обделать свои дела, то им следует давать больше. Так, например, Лаврентьевская летопись сообщает под 1256 годом: «князь же Борис поеха в Татары дары давъ и приеха в отчину свою с честью».

Плано Карпини сообщает: «И хотя мы дали ему (хану) очень много, но ему этого показалось недостаточно, и через третьих лиц он попросил больше, обещая, что, если мы исполним его просьбу, он прикажет проводить нас с почетом; нам надлежало согласиться на это, раз мы хотели остаться в живых и привести к надлежащему осуществлению приказ Господина Папы. После этого нам дали лошадей и трех татар, которые были десятниками, а один – человек Бату, чтобы отвезти нас с возможною поспешностью к вышеназванному вождю».

«Въ 1412 году, Василий ездил въ орду, поклонился новому хану Джелаледдину, принес ему выходъ, одарил вельможъ (( 16 сороков черных соболей, 29 поставов немецкого сукна, драгоценную шубу соболью, сабли булатные), и хан утвердил за московскимъ князенемъ великое княжение, тогда, как перед темъ намеривался было отдать его изгнанному нижегородскому князю».

Известны подарки, которые отсылались Иваном III Менглы – Гирею: в 1486 году Иоанн послал царю три шубы – рысью, кунью и бельчью, - три соболя и корабейник, жене, его брату, калге Ямгурчею, по корабеьнику, а детям по червонцу. За то и сам хотел даров: узнав, что царица Нурсалтан достала славную Тохтамышеву жемчужину(которую, может быть, сей хан похитил в Москве при Дмитрии Донском), он неотступно требовал ее в письмах и наконец получил от царицы.(«отдарок»).

Известны подарки казанским ханам в виде земельных пожалований. Например, в 1497 году Иван III подарил Магмеду – Аминю в поместье Каширу, Серпухов и Хотунь. Сие происшествие могло обеспокоить Нурсалтан, жену Менглы-Гирееву: Иоанн дал ей знать о том в самых ласковых выражениях, уверяя, что Казань всегда будет собственностью ее рода. Благодаря великого князя, она уведомляла его о возвращении из Мекки и намерении ехать в Россию для свидания с сыновьями. Менглы-Гирей прислал Иоанну в дар яхонтовый перстень Магомета II.

У подарков существовала обратная сторона – «отдарок». За сохранение княжеского статуса и власти («подарок») ханы предполагали взамен лояльное отношение со стороны русских князей: богатые дары, уважение к их религиозным обычаям и т. д. («отдарок»).

Так, хан Узбек говорил в 1315 г. московскому князю Юрию Даниловичу: «оже ты даси выход болши князя Михаила Тферского, мы дадим великое княжение тобе». Когда же они видели отсутствие, хотя бы внешнее, расположенности к ним (например, несоблюдение их народных верований, согласно придворному этикету: очищение огнем, коленопреклонение и т. д.), следовало суровое наказание. Так погибли в Орде черниговские князья Михаил Всеволодович с боярином Федором.

В русско-одынских отношениях существовали ситуации наоборот. Интересен случай, когда за военную помощь в 1277 г. хан Менгу – Тимур «одарив» русских князей. То есть на этот раз в качестве «подарка» выступала военная помощь, а собственно материальный эквивалент фигурирует как «отдарок». Но обычно все же даром с русской стороны было некое материальное богатство, а ответным – ярлык, как своеобразная гарантия покровительства, с одной стороны, и самостоятельности в действиях с другой.

К политическим дарам можно отнести «покупку» Нижнего Новгорода в 1392 г. Василием Дмитриевичем. Великий князь «нача просити Новгорода Нижнего» у татар. Они удовлетворили его «просьбу»: «Безбожныи Татарове взяша и серебро многое и дары великие, и взя Нижнии Новгородъ златомъ и серебромъ, а не правдаю».

Восточные дипломаты в качестве «поминок» привозили в Москву дорогую одежду, ковры, ткани (шелк и бархат), перстни с самоцветами, драгоценные камни, породистых лошадей, расшитые золотом седла и уздечки.

В ярлыке Менгу-Тимура от 1267 г., который содержит перечень налогов и сборов, взимавшихся в пользу золотоордынской казны, и от уплаты которых освобождались служители православной церкви. Торговые сборы («мыт», «тамга»). Основной налог с городов назывался тамга. Как на монгольском, так и тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно – эмблему клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах.

Большую определенность «тамги» мы видим в Дж. Феннела, для которого тамга – таможенный налог, «очевидно, в форме процента на купеческий капитал».

Например, в Перми при Хулагу тамга являлась основным сбором в количестве примерно 0,4% от капитала. Тамга платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы облагались индивидуально; купцы среднего достатка объединялись в ассоциации, которые служили единицами налогообложения. Со временем тамга приняла форму налога на оборот товаров и собиралась как таможенная пошлина. В современном русском языке «таможня» происходит от слова «тамга». Взимался также и местный налог на товары - мыт. Русские ремесла, по-видимому, также подлежали налогообложению.

Сведения о тамгах мы находим, в частности, в новейшей литературе, посвещеный традиционному мировоззрению тюрков. «Единственной точки зрения на их не существует. Большинство исследователей связывают происхождение тамг у кочевых племен Центральной Азии с возникновением и развитием скотоводства(собственности на скот). Значение слова – клеймо. Все известные памятники, в той или иной степени, отразившие древнетюркскую историю и культуру, засвидетельствовали употребление тамг в качестве родовых и племенных знаков собственности».

В Новгороде требования «тамги» могли означать попытку пересчитать и\или поклеймить коней, сделав их тем самым собственностью рода монголов и их хана. Мы не знаем, должен ли был последовать за этим увод их в монгольское войско или нет, но, возможно предположить, что «тамгы» представляли собой одну из расшифровок номенклатуры требуемой десятины.

Тамга прочно вошла в обиход русских князей. В духовной грамоте великого князя Василия II Васильевича, датируемой 3 мая 1461 г. – 27 марта 1462 г., сообщается о тамге, доходы которой передавались наследникам. «А чтo моя тамга московская, и яз даю своему сыну Ивану треть тамги и со всеми пошлинами, а другую треть, княжу Володимерову, сыну своему Юрью да Ондрею Болшому по половинам, а третью треть даю сыну своему Борису да Ондрею Меншому по половинам. А ис тех изо всех трех третей дал есмь своей княгине половину тамги и всех пошлин до ее живота, а по ее животе ина отдаст им их жеребьи по сей духовной грамоте, как им написано».

Кроме постоянных «ордынских тягостей», монголо-татары, часто накладывали на Русь разнообразные чрезвычайные налоги. К их числу относятся, прежде всего «запросы», то есть единовременные требования ордынских ханов о присылке крупных сумм сверх установленной дани на военные расходы и другие цели. Эти «запросы» иногда были настолько большими, что разоряли население завоеванных стран.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии