Горский А. А. К вопросу об этапах складывания республиканского строя в Новгороде // Норна у источника Судьбы: Сборник статей в честь Елены Александровны Мельниковой. Т.Н. Джаксон, В.Я. Петрухин и др (редакторы). М., «Индрик», 2001 (стр. 70-75 )
читать дальшеСпоры о датировке 3-го соглашения Ярослава Ярославича с Новгородом – 1268 (Черепнин ”Русские феодальные архивы...” Т. 1, стр. 264-265; Янин ”Новгородские акты...”, стр. 148-149) или 1269 годы (например, Зимин - ”О хронологии договорных грамот Великого Новгорода с князьями..., стр. 304-306). ”В 1268 г. Ярослав разгневался на новгородцев за поход к Раковору; с большим трудом посольству во главе с епископом удалось склонить его к миру” (насчёт ”розратилися”; Горский оригинален тут тем, что к вопросу ”гнева за поход” сводит всю суть конфликта Новгорода с князем). О датировке событий наиболее напряжённого конфликта новгородцев с Ярославом Ярославичем (с участием Василия Костромского и митрополита) – стр. 75-76 – прим. 22 на стр. 75: ”В историографии при рассказе об этих событиях долгое время фигурировала дата 1270 г. (и соответственно датировался и договор). Но поскольку 6778 г. в НПЛ – ультрамаровский, речь идёт о происходящем в 1269 г. (см.: Янин В. Л. Новгородские посадники. (1962) Стр. 156).” Относительно двух конкурирующих датировок - Горскому представляется более вероятной вторая (1269). Стр. 77 - ”Итак, к событиям 1269 года следует относить важную уступку великого князя Новгороду – Ярослав Ярославич обязался ”без посадника суда не судити”, и эта норма впоследствии сохранялась во всех докончаниях Новгорода с великими князьями... … к 60-м годам, то есть ко времени княжения Ярослава, относится появление печатей новгородских тиунов, связанных с организацией торгового суда: первым тысяцким, чьё имя упоминается на печатях новгородских тиунов, является предшественник Ратибора Кондрат, занимавший эту должность в 1265-1268 гг. (...) Можно предположить, что, когда после правления ”сильной руки” в лице Александра Невского новгородская знать получила более ”мягкого” князя, ей удалось добиться двух существенных ограничений княжеских судебных прерогатив – сначала перераспределения (далее стр. 78) юрисдикции в пользу торгового суда (происходившего без участия князя), а затем запрета князю осуществлять судебные функции помимо смесного суда с посадником.”
До конфликта 1269 года (такой можно сделать предварительный вывод) новые (послеалександровские) отношения между князем и Новгородом держались на системе межличностных соглашений и взаимных негласных уступок. Посадник (а, возможно, вместе с ним и тысяцкий) прикрывал ”вины” князя перед Новгородом. А тот, в свою очередь, не вступался в узурпированные новгородской администрацией явочным порядком княжеские судебные прерогативы (торговый суд). ”Стремление обеих сторон к независимости в политических акциях”, отмеченное Яниным (”Новгородские акты...”, стр. 143), я склонен объяснять как раз наличием значительного взаимного доверия, тем более что и сам исследователь отмечает, что ”на первых порах между Ярославом и Новгородом не возникало каких-либо конфликтных ситуаций, способных вести к разрыву отношений...”.
После внезапной гибели посадника и тысяцкого под Раковором эта ”персональная” система рухнула, и восстановить её Ярославу по своему желанию (Ратибор Клуксович) не удалось. Дальнейшие отношения пришлось регулировать в письменном договоре, причем результат был не в пользу князя: расширение новгородских судебных полномочий отныне было зафиксировано как жёсткая норма.
Стр. 78 - ”Таким образом, к середине – второй половине 60-х гг. XIII в., времени княжения Ярослава Ярославича, следует отнести важный этап в становлении республиканского устройства Новгорода.”
@темы:
выписки,
Новгород,
Горский,
Раковорская битва