
И всё же:
читать дальшеНе была ли Ксения, дочь Юрия Михайловича, внучкой посадника Михаила Фёдоровича? Реферативная сводка дат и фактов. ”Сын посадничий” был отправлен во главе посольства (с лучшими боярами) к Ярославу Ярославичу в Тверь (после изгнания из Новгорода Дмитрия Александровича) с тем, чтобы пригласить Ярослава на княжение. М.Ф. стал посадником в 1257 (1258?) (уже зрелый возраст, надо полагать); его сын едет во главе посольства в 1264; брак князя с дочерью Юрия Михайловича – 1265. Гадалова достаточно осторожно предполагает, что на момент свадьбы Ксении было не более 18-20 лет, "вряд ли менее" (а, собственно, почему вряд ли??? - Э.; ящетаю, предполагаемый возраст можно снижать вплоть до 14, а то и до канонических 12 лет – хотя последнее уже на грани правдоподобия), следовательно (по Гадаловой), она родилась около 1245-1247 гг (думаю, всё же немного позднее). Ярославу в год свадьбы – около 35-40 (проблема старших сыновей – пробыли в татарском плену после гибели матери 6 лет, после возвращения потомства у них не было о браках ничего не известно (?), умерли молодыми). К 1268 г. Ксения уже имеет двух дочерей. В 1270, провожая Ярослава в Орду, Ксения ждала третьего ребёнка. В браке состояла неполных 7 лет. Пасынок Михаил умер, вероятно, в промежутке между отъездом его отца Ярослава и прибытием его тела в Тверь. Зима 1271/72 – рождение Михаила. Последнее упоминание Святослава Ярославича в ранних источниках – 1282 г. Тот же год, 15 октября – старшая дочь выдана замуж за Юрия Львовича Волынского (около 16 лет), скончалась в 1286 г., родив сыновей Михаила и Андрея. Сын Ксении Михаил Ярославич женился на ростовской княжне Анне на 23 году жизни, 8 ноября 1294. 1298 – пожар княжеского терема в Твери – Ксения, вероятно, уже в монастыре. 1312 год – смерть. Если по Гадаловой – то в 65-67 лет.
О брачных возрастах:
www.drevnyaya.ru/vyp/2011_3/part.pdf
Кучкин В. А. Демография московских Рюриковичей
65
возраст женихов для колен 1-4 это в ср. 17,25; для колен 4-8 - 22,18; для
невестам в 14 - перв пол 15 вв было 13-15 лет
В общем, не было бы ничего странного, если бы Михаил Фёдорович принадлежал, условно говоря, к поколению, предшествующему поколению князя Ярослава Ярославича (род. ок. 1230) – которому около 25-30 во время событий 1257, когда М. Ф. уже достоин занять пост новгородского посадника (и некоторое время является наместником в Ладоге). Тогда предположительный сын Михаила (Юрий) принадлежит к одному поколению с князем, дочь же Юрия и предположительная внучка Михаила Фёдоровича, Ксения, – с очевидностью годится Ярославу Ярославичу в дочери.
Михаилу Фёдоровичу приписывают сына Семёна (Смен Михайлов, ум. 16 июня 1287 г, новгородский посадник в 1280—1286 гг.) и внука Матвея Семёновича. Об этом:
Янин В. Л. Новгородские акты XII—XV вв. Хронологический комментарий. — М.: Наука, 1990. — стр. 17 - "особая Славенская группировка"

Есть сомнительное, ничем не обоснованное отождествление отца Ксении (Юрия Михайловича) с Юрием Мишиничем, посадником конца 13 - начала 14 в. (упомянуто у Половцова). Да он и по возрасту не подходит.
(Хрусталёв, 2, стр. 164-165 Со ссылками на Янина) Михаил Фёдорович – с одной стороны, представитель ”партии войны” (??? - Янин ?); с другой - ”сторонник великокняжеского суверенитета над Новгородом”, инициатор приглашения Ярослава Ярославича и автор ”нового формуляра докончальной грамоты с князем”. Видимо, был важным связующим звеном между Новгородом и Ярославом, очень значимым не только как должностное лицо, но и как личность. События, последовавшие в 69-70-м (?) годах, весьма вероятно, во многом обусловлены его смертью – т. обр., битва повлияла на дальнейшую историю взаимоотношения Новгорода с Великим князем. Возможно, возглавлял посольство в Норвегию 1251/52 г (Шаскольский )
Ещё соображение. Ввиду этой гипотезы яснее становится позиция Ярослава Ярославича после раковорского поражения. Его фраза о том, что погибли "братья моя" - не пустой звук. И гневается он отнюдь не на "поджигателей войны", а на тех, кто спешил примириться с немцами, не предоставив князю возможности отомсить за смерть родственника. Князь не хочет мира (в том числе и по личным причинам) - а новгородцы хотят.
И ещё. В 1254 Ярослав бежит в Ладогу. Быть может, Михаил там к тому времени уже посадничал. Тогда они вообще старые знакомые.
@темы: Новгород, Хрусталёв, Кучкин, Янин, Михаил Фёдорович, Раковорская битва