понедельник, 10 декабря 2012
В 1248 году Батый спас Европу
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Ну, или Шибан спас Европу и Батыя. Как посмотреть. (И - нет, со схемой Гумилёва я не согласен, если что)
Интересно было бы знать, какую роль Гуюк отводил в планах своей кампании Александру с Андреем? Наступление "в Ливонию и Пруссию"?
Рыкин: ""Намереваясь выступить в поход на своего соперника, Гÿйÿк собрал огромную армию. Но его замыслы далеко не ограничивались разгромом Бату. Было решено продолжить завоевания на западе, прерванные после смерти Öгöдэй-хагана. Плано Карпини замечает: “Одно войско, как нам говорили, должно вступить через Венгрию, другое - через Польшу; придут же они с тем, чтобы сражаться беспрерывно 18 лет... Еще надо знать, что Император (т. е. хаган. – П. Р.) собственными устами сказал, что желает послать свое войско в Ливонию и Пруссию”. Гÿйÿк приступил к сбору армии еще до начала своего правления. Эльджигидэй-нойана, своего верного сторонника, он с авангардом этой армии отправил в монгольские владения на Переднем Востоке. Наконец, в начале 1248 г. Гÿйÿк сам выступил в поход. Об истинной причине данного предприятия не сообщалось, хаган мотивировал его желанием вылечить болезнь, которой он страдал, воздухом и водой р. Имиля, находившейся по пути на запад.
Где-то в это время, наверное, к нему и прибыли русские князья.""
читать дальше
""...выгоду создавшегося положения оценил князь Андрей Ярославич, младший брат Александра. Он решил сыграть на противоречиях между монгольскими правителями и получить великий стол в обход дяди и старшего брата. В 1247 г. “князь Андрей Ярославичь, внук Всеволожь, правнук Юрья Долгорукаго, праправнук Владимера Маномаха, поиде во Орду ко царю Батыю; он же приат его с честию”. Александру, чтобы защитить свои права, пришлось также поехать в ставку Бату. Последний “почтив” братьев, но “посла я к Каневичем”. Нарушить обычай и лишить престола Святослава Всеволодовича хан не посмел. Столь серьезные дела, как изменение порядка управления на зависимых территориях, решались в Каракоруме.""
""В Лаврентьевской летописи мы читаем: “Приказаша Олександрови Кыев и всю Русьскую землю, а Андреи седе в Володимери на столе”. Это событие и станет предметом нашего исследования.
Интересно отметить, что в историографии оно оценивалось с полярно противоположных позиций. Если Н. М. Карамзин видел причину раздела русских земель в том, что хаган “был доволен” приездом братьев-Ярославичей, а В. Л. Егоров даже считает, что “за всю историю русско-ордынских отношений... не было более удачного результата, которого добились сразу два князя при минимальных материальных затратах и политических уступках”, то В. Т. Пашуто (и присоединившийся к нему Дж. Феннел) связывал решение каракорумского правительства с желанием ослабить русских князей и “подорвать влияние Батыя на Руси”.
Существовали и иные мнения. С. М. Соловьев ссылался на существование некоего завещания великого князя Ярослава, по которому Александр из владений отца получал Киев, а Андрей - Владимир. Но в летописи приведено прямое известие о том, что Святослав Всеволодович, сев на владимирский стол, “сыновци свои посади по городом, яко же бе им отец оурядил Ярослав”. Так что завещание Ярослава заключалось совсем в другом. Весьма шатко и предположение А. Н. Насонова о добровольном отказе Александра Ярославича от великого княжения в связи с признанием прав на него своего дяди Святослава Всеволодовича. По сведениям В. Н. Татищева, в Орде между братьями “многу стязанию бывшу”, что ставит под сомнение возможность такого великодушного поступка со стороны русского князя.""
""Некоторые историки (В. Т. Пашуто, Л. Н. Гумилев, В. Л. Егоров) относили время раздела великого княжения между братьями к периоду регентства ханши Огул Каймыш, начавшемуся после смерти Гÿйÿк-хагана в апреле 1248 г. Противоречия среди исследователей объясняются отсутствием точной хронологии поездки князей в Монголию. Летопись датирует начало их путешествия ко двору монгольского хагана 1247 г., а возвращение на Русь относит к 1249 г. Для нас вопрос о том, кто же все-таки произвел раздел Руси - Гÿйÿк или его вдова - не является принципиальным, однако можно привести два соображения в пользу “гÿйÿковской” точки зрения. Во-первых, мы уже говорили о том, что такие важные решения обычно принимались только хаганом. За его отсутствием решающее слово принадлежало Бату-хану, являвшемуся в период обоих междуцарствий (1241 – 1246 и 1248 – 1251 гг.) фактическим правителем империи. Во-вторых, именно при Гÿйÿке были сделаны еще две попытки установить двоевластие в зависимых странах. Речь идет о Грузии и Иконийском султанате.
В 1245 г., после смерти грузинской царицы Русудан, на престол Грузии претендовали сын покойной, Давид Нарин, и его двоюродный брат, Давид Улу. Последний был сыном старшего брата Русудан, царя Георгия IV Лаша (1213 – 1222). Оба царевича приехали в ставку Гÿйÿка, и тот разделил между ними их владения. Давид Нарин под именем Давида VI сел на западе Грузии. Он должен был подчиняться своему кузену Давиду VII Улу, которому отошла восточная часть страны, Кахети, со столицей в Тифлисе.
Приблизительно в то же время подобным образом был разделен Иконийский султанат (Рум). В 1245 г. скончался султан Гийас ад-Дин Кай-Хусрау II. Между его сыновьями 'Изз ад-Дином Кай-Ка'усом и Рукн ад-Дином Кылыч-Арсланом началась борьба за власть. В конце концов оба решили вынести свой спор на рассмотрение хагана. После некоторых колебаний Гÿйÿк разделил султанат между братьями. Земли к западу от реки Кызыл-Ырмак были предоставлены старшему брату, 'Изз ад-Дину, а восточная часть султаната - младшему, Рукн ад-Дину. Верховная власть принадлежала последнему.""
""Начавшаяся борьба между Джöчидами и домом Öгöдэя воспрепятствовала скорому возвращению Ярославичей на Русь. Лишь в 1249 г. они прибыли в родные пределы. Решением Гуйука не были довольны ни Александр, не получивший владимирский стол, ни Андрей, вынужденный делить власть с братом. Александр Ярославич даже не захотел поехать в ставший к этому времени провинциальным Киев, а остался в Новгороде. А князь Андрей, выгнав из Владимира дядю и вокняжившись, в 1250 г. женился на дочери Даниила Романовича Галицкого и заключил с ним союз, предположительно имевший антимонгольскую направленность. В Монголии между тем после трехлетней борьбы в июле 1251 г. хаганом был провозглашен Мöнкэ, протеже Бату. Началась расправа со всеми, кто поддерживал Öгэдэевичей. По образному выражению Г. Е. Грумм-Гржимайло, “приверженцев князей Угöдэевой ветви искали на всем протяжении Монголии от Желтой реки до Отрара и Енисея, и много при этом погибло достойных людей, с которыми их недруги искали лишь случая свести личные счеты”. Воспользовавшись “сменой курса”, Александр Ярославич поехал в 1252 г. в Орду с жалобой на брата. В. Н. Татищев пишет : “И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна”. Наиболее серьезным обвинением в адрес Андрея была жалоба на неполную выплату им каких-то налогов хану. Этого было достаточно: Бату отправил на Русь отряд под командованием темника Неврюя. Андрей не сумел организовать оборону и бежал из Владимира в Швецию, а монголы “россунушася по земли... и много зла створше отидоша”. Ярлык на великое княжение Бату-хан вручил Александру Ярославичу.""
@темы:
история,
выписки,
Пётр царевич Ордынский,
Рыкин,
1252,
вернуться