Гиппиус А. А. Скандинавский след в истории новгородского боярства (в развитие гипотезы А. А. Молчанова о происхождении посадничьего рода Гюрятиничей-Роговичей) // … читать дальшевыводит (вслед за Молчановым) целый ряд важных политических фигур Новгорода 12 – 13 вв от ярла Ладоги Рёгнвальда Ульвссона, двоюродного брата (по матери) Ингигерд, дочери шведского конунга Олава Шётконунга, жены Ярослава Мудрого. Далее он упоминает, что к этому разветвлённому клану мог принадлежать и Михаил Фёдорович (подробнее об этом – у Мусина А. Е. - К истории некоторых боярских родов Великого Новгорода // Новгород и Новгородская земля: история и археология. Вып. 16, 2002, стр. 82-92)
Гиппиус гипотетически возводит к ярлу Рёгнвальду также и боярский клан Михалковичей (!) - ”Мирославичи и Михалковичи – две ветви рода ”Рогволодовичей”... Мирослав и Михалко (”первый” - выстроивший ц-вь арх. Михаила на прусской улице – Э.) вполне могли быть родными братьями, сыновьями Гюряты Роговича””. Знаменательно, что и ”Роговичи”, и Михалковичи выдавали дочерей замуж за князей; Гиппиус считает, что тут играли роль их знатные скандинавские предки. Кстати, интересно, что Ярослав Ярославич также женился в Новгороде; можно предположить, что таким образом он постарался скрепить родством союз с кланом (или группой кланов - Гиппиус отмечает, что, скорее всего, "клан Рогволодовичей" утратил внутреннее единство в 12 веке) к которому принадлежал, в том числе, и Михаил Фёдорович (стр. 104, прим. 9), а также и Семён Михайлович, умерший в 1288.
Далее – ещё и Мирошкиничи.
Рёгнвальд Ульвссон имел двух сыновей, это Ульв (воевода Улеб) и Эйлив (наследник отца - правитель Ладоги - по сагам). От Эйлива – Рог(волод) (фигура предположительная, не упоминается), от него Гюрята Рогович (посадничал в начале 12 в), от него Мирослав (Яков?) Гюрятинич (1126-1128, 1135-1136) и (очень предположительно) Михалка "первый" (предположительно Гюрятинич#), от Мирослава Якун Мирославич (1136-1141, ) и Прокопья (Мирославич)# (и Гюргий Мирославич?#), от Якуна Мирославича Дмитр Якунич и (предположитеьно) Константин (предположительно Якунич), от Дмитра Якунича Иванко Дмитрович
## От Прокопьи и Гюргия Мирославичей, соответственно, Гюргий Прокопьич и Ивор Гюргеви, Мирославли внуки
Рёгнвальд Ульвссон ярл Вестеръётланда, по одной из версий, мог быть родоначальником следующий шведской династии - отцом Стейнкиля Рёгнвальдссона (??? от второго брака - с Астрид?) (см. также здесь; и ещё). Мало этого - женой его (или одной из жён?) была (?) старшая сестра Олафа Святого.
Мда, тёмная история.
Как бы там оно ни было с последними Инглингами и со Стейнкилем, мне представляется, что для русских князей важнее было родство "Рогволодовичей" по женской линии с Рюриковичами/Ярославичами (они происходили от двух родных сестер или же от тётки и племянницы - дочери родной сестры первой).
Грот Л. Мифические и реальные шведы на Севере России: взгляд из шведской истории // Шведы и Русский Север. Историко-культурные связи (к 210-летию А.Л.Витберга): Материалы научного симпозиума. Киров, 1997. С. 159.
Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI века): (Тексты, перевод, комментарий). М., 1994. С. 153-161.
Кстати же - о распространении в Новгороде имени Олух/Олухно (=Олав/Олаф) и культе св. Олава.
Ещё кое-что о гипотетическом предке: Казанский В. О. Рёгнвальд Ульвссон: должность ярла в Швеции в начале XI в. // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. Сборник статей под ред. Е. Н. Носова, С. В. Белецкого, М.: Ломоносовъ, 2010
ещё отсюда:
""Ранее не исследованному вопросу о причинах появления Рёгнвальда в Ладоге был посвящен доклад В.О.Казанского и Д.А.Мачинского на международной конференции в Пскове (26). Могущественный ярл Рёгнвальд и его жена Ингибьёрг, сестра норвежского конунга Олава Трюггвасона, легко променяли христианизированный и выгодно расположенный Вестеръётланд на более отдаленную Ладогу, в окрестностях которой еще жили язычники. На первый взгляд, это было бегство от гнева Олава Шётконунга (27), но, возможно, причина гораздо глубже. В первом издании «Круга Земного» (28) есть главы, не вошедшие в более поздние издания, в том числе и в русский перевод (29). Одна из них содержит сообщение о том, что Рёгнвальд, ярл Вестеръётланда, в то время, когда против Олава Трюггвасона был создан союз трех владык, посватался к его сестре Ингибьёрг. Она поставила условием брака не только принятие христианства Рёгнвальдом, но и христианизацию всего Вестеръётланда, что и было сделано (30). Таким образом, Рёгнвальд и Ингибьёрг выступали как сторонники Олава Трюггвасона, его политики христианизации и, естественно, продолжения давних и прочных связей с Северной Русью.
Особое место занимает вопрос о распространении в середине и второй половине XI в. христианства в Швеции и о роли русской церкви в этом процессе. Распространение киевского православия за пределы Руси не являлось предметом специального изучения (31). Финляндский историк М.Дрейер говорит о распространении в середине XI в. православной веры вместе с русской торговлей через южную Финляндию и Аландские острова на запад до Сигтуны, где шведский конунг Эмунд Слемме поставил придворным епископом Осмунда, посвященного в сан в 1054 г. «в стране полян», то есть в Киеве (32).
Археологи отмечают «своеобразие католической Скандинавии», где найденные кресты-подвески хотя и уступают по численности таким находкам на Руси, но все же исчисляются десятками. Появившись в Скандинавии уже в X в., кресты-подвески распространяются здесь примерно до конца XII в. С учетом определенных параметров сравнения степень распространения крестов в Скандинавии, особенно в Швеции, сопоставима со странами православной культуры (33).
Очень интересны приводимые Е.А.Мельниковой наблюдения А. Шёберга по поводу встречающихся в Швеции на рунических камнях первой половины — середины XI в. крестов как элементов орнамента, среди которых нередок и греческий (вписанный в круг), считающийся заимствованным из Византии. А. Шёберг полагает, что наиболее распространенная на упландских памятниках формула «Бог да поможет его душе и Божья матерь» возникла под влиянием православия (34).
Продолжает эту тему статья В.О.Казанского и Д.А.Мачинского (35), где подробно рассмотрена существующая в русской историографии гипотеза о происхождении шведского короля Стенкиля, сына упомянутого выше ярла Рёгнвальда (36), роли Стенкиля и его династии в процессе христианизации Швеции.
После изгнания с трона короля Хальстейна, сына Стенкиля, шведами был призван некий Анунд, находившийся в то время на Руси (сведения о прибытии Анунда с Руси содержатся только у Адама Бременского). Так, Ф.А.Браун отмечал, что Анунд и Ингвар Путешественник были братьями из упландской династии, уехавшими на Русь во время междоусобной борьбы в Швеции. Ингвар погиб (37), а Анунд оставался на Руси, пока его не призвали в Швецию (38). Инги, сын Стенкиля (некоторые зарубежные исследователи полагают, что Анунд идентичен Инги, брату Хальстейна и сыну Стенкиля), был изгнан на три года с шведского трона за отмену языческих законов. Вернувшись на престол, он на государственном уровне продолжил уже бесповоротную христианизацию страны. В 1095 г. Инги выдал свою дочь Кристину замуж за новгородского князя Мстислава, сына Мономаха (39). Если учесть особые связи Мстислава с Ладогой (например, строительство там каменной крепости в 1114г.), становится весьма вероятным, что этим браком решались спорные проблемы владения Ладогой и вновь определялся ее особый статус в составе Новгородской земли (40).
Признавая необходимость дополнительных изысканий в вопросах о происхождении династии Стенкиля (Ю.В.Коновалов (41), например, считает Рёгнвальда сыном Сфанды, близкой родственницы Сигрид Гордой, и Улеба (Ульва), князя Ладоги и Новгорода) и о православном прозелитизме, тем не менее представляется возможным говорить о существовании в XI в. интенсивных связей между Северной Русью и Швецией и о взаимном влиянии на процессы христианизации, практически одновременно начавшиеся в обеих странах.
...""
25 Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги... С. 159-160.
26 Казанский В.О., Мачинский Д.А. К предыстории Ладожского ярлства // Русь и Скандинавия: Материалы международной научной конференции. Псков, 1999 (в печати).
27 Сага об Олаве Святом. Гл. ХС1П. С. 234-235.
28 НеimsKringla / Utg.. аv Johan Peringskjöld. Stockholm, 1697.
29 Снорри Стурлусон. Круг Земной.
30 НеimsKringla. S. 350-353. Текст аналогичного содержания есть в «Книге с Плоского острова»: Flateyjarbok I-III. Christiania, 1860-1868. Вd I. S. 332, 370.
31 См.: Некрасов Г.А. Тысяча лет... С. 26.
32 Дрейер М. Новый взгляд на историю Финляндии ХI-ХIII вв. // Сканд. сб. 1986. Вып. XXX. С. 73-84; см. также: Мельникова Е.А. Русско-скандинавские взаимосвязи в процессе христианизации: (IХ-ХIII вв.) // ДГ. 1987. М., 1989. С. 260-268.
33 Лесман Ю.М. Несколько замечаний о находках крестов-подвесок в Скандинавии // Ладога и Северная Русь. Чтения, посвященные памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21-22 декабря 1995 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1995. С. 45-47.
34 Мельникова Е.А. Русско-скандинавские взаимосвязи... С. 264, примеч.
35 Казанский В.О., Мачинский Д.А. «Ладожская династия» христианизировала Швецию? //Ладога и Северная Европа. Вторые чтения, посвященные памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 22-23 декабря 1996 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1996. С.62-67.
36 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. Т. 1. С. 205; Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 98; Мачинский Д.А., МачпнскаяА.Д. Северная Русь, Русский Север и Старая Ладога в VIII-ХI вв.// Культура Русского Севера. Л., 1988. С. 44-58; Коновалов Ю.В. Русско-скандинавские связи середины IX — середины XI вв. // Историческая генеалогия. Екатеринбург; Париж, 1995. Вып.5. С. 56.
37 Мельникова Е.А. Экспедиция Ингвара Путешественника на восток и поход русских на Византию в 1043 г. // Сканд. сб. 1976. Вып. XXI. С. 74-87.
38 Свердлов М.Б. Известия о русско-скандинавских связях в хронике Адама Бременского // Сканд. сб. 1967. Вып. XII. С. 276.
39 Казанский В.О., Мачинский Д.А. «Ладожская династия»... С. 65.
40 Мачинская А.Д., Мачинский Д.А. Некоторые летописные известия в «Истории Российской» В.Н.Татищева и Ладога IX-XI вв. // Ладога и Северная Русь. Чтения, посвященные памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21-22 декабря 1995 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1995. С. 4-7.
читать дальше
Гиппиус гипотетически возводит к ярлу Рёгнвальду также и боярский клан Михалковичей (!) - ”Мирославичи и Михалковичи – две ветви рода ”Рогволодовичей”... Мирослав и Михалко (”первый” - выстроивший ц-вь арх. Михаила на прусской улице – Э.) вполне могли быть родными братьями, сыновьями Гюряты Роговича””. Знаменательно, что и ”Роговичи”, и Михалковичи выдавали дочерей замуж за князей; Гиппиус считает, что тут играли роль их знатные скандинавские предки. Кстати, интересно, что Ярослав Ярославич также женился в Новгороде; можно предположить, что таким образом он постарался скрепить родством союз с кланом (или группой кланов - Гиппиус отмечает, что, скорее всего, "клан Рогволодовичей" утратил внутреннее единство в 12 веке) к которому принадлежал, в том числе, и Михаил Фёдорович (стр. 104, прим. 9), а также и Семён Михайлович, умерший в 1288.
Далее – ещё и Мирошкиничи.
Рёгнвальд Ульвссон имел двух сыновей, это Ульв (воевода Улеб) и Эйлив (наследник отца - правитель Ладоги - по сагам). От Эйлива – Рог(волод) (фигура предположительная, не упоминается), от него Гюрята Рогович (посадничал в начале 12 в), от него Мирослав (Яков?) Гюрятинич (1126-1128, 1135-1136) и (очень предположительно) Михалка "первый" (предположительно Гюрятинич#), от Мирослава Якун Мирославич (1136-1141, ) и Прокопья (Мирославич)# (и Гюргий Мирославич?#), от Якуна Мирославича Дмитр Якунич и (предположитеьно) Константин (предположительно Якунич), от Дмитра Якунича Иванко Дмитрович
## От Прокопьи и Гюргия Мирославичей, соответственно, Гюргий Прокопьич и Ивор Гюргеви, Мирославли внуки
Рёгнвальд Ульвссон ярл Вестеръётланда, по одной из версий, мог быть родоначальником следующий шведской династии - отцом Стейнкиля Рёгнвальдссона (??? от второго брака - с Астрид?) (см. также здесь; и ещё). Мало этого - женой его (или одной из жён?) была (?) старшая сестра Олафа Святого.
Мда, тёмная история.
Как бы там оно ни было с последними Инглингами и со Стейнкилем, мне представляется, что для русских князей важнее было родство "Рогволодовичей" по женской линии с Рюриковичами/Ярославичами (они происходили от двух родных сестер или же от тётки и племянницы - дочери родной сестры первой).
Грот Л. Мифические и реальные шведы на Севере России: взгляд из шведской истории // Шведы и Русский Север. Историко-культурные связи (к 210-летию А.Л.Витберга): Материалы научного симпозиума. Киров, 1997. С. 159.
Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI века): (Тексты, перевод, комментарий). М., 1994. С. 153-161.
Кстати же - о распространении в Новгороде имени Олух/Олухно (=Олав/Олаф) и культе св. Олава.
Ещё кое-что о гипотетическом предке: Казанский В. О. Рёгнвальд Ульвссон: должность ярла в Швеции в начале XI в. // Краеугольный камень. Археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. Сборник статей под ред. Е. Н. Носова, С. В. Белецкого, М.: Ломоносовъ, 2010
ещё отсюда:
""Ранее не исследованному вопросу о причинах появления Рёгнвальда в Ладоге был посвящен доклад В.О.Казанского и Д.А.Мачинского на международной конференции в Пскове (26). Могущественный ярл Рёгнвальд и его жена Ингибьёрг, сестра норвежского конунга Олава Трюггвасона, легко променяли христианизированный и выгодно расположенный Вестеръётланд на более отдаленную Ладогу, в окрестностях которой еще жили язычники. На первый взгляд, это было бегство от гнева Олава Шётконунга (27), но, возможно, причина гораздо глубже. В первом издании «Круга Земного» (28) есть главы, не вошедшие в более поздние издания, в том числе и в русский перевод (29). Одна из них содержит сообщение о том, что Рёгнвальд, ярл Вестеръётланда, в то время, когда против Олава Трюггвасона был создан союз трех владык, посватался к его сестре Ингибьёрг. Она поставила условием брака не только принятие христианства Рёгнвальдом, но и христианизацию всего Вестеръётланда, что и было сделано (30). Таким образом, Рёгнвальд и Ингибьёрг выступали как сторонники Олава Трюггвасона, его политики христианизации и, естественно, продолжения давних и прочных связей с Северной Русью.
Особое место занимает вопрос о распространении в середине и второй половине XI в. христианства в Швеции и о роли русской церкви в этом процессе. Распространение киевского православия за пределы Руси не являлось предметом специального изучения (31). Финляндский историк М.Дрейер говорит о распространении в середине XI в. православной веры вместе с русской торговлей через южную Финляндию и Аландские острова на запад до Сигтуны, где шведский конунг Эмунд Слемме поставил придворным епископом Осмунда, посвященного в сан в 1054 г. «в стране полян», то есть в Киеве (32).
Археологи отмечают «своеобразие католической Скандинавии», где найденные кресты-подвески хотя и уступают по численности таким находкам на Руси, но все же исчисляются десятками. Появившись в Скандинавии уже в X в., кресты-подвески распространяются здесь примерно до конца XII в. С учетом определенных параметров сравнения степень распространения крестов в Скандинавии, особенно в Швеции, сопоставима со странами православной культуры (33).
Очень интересны приводимые Е.А.Мельниковой наблюдения А. Шёберга по поводу встречающихся в Швеции на рунических камнях первой половины — середины XI в. крестов как элементов орнамента, среди которых нередок и греческий (вписанный в круг), считающийся заимствованным из Византии. А. Шёберг полагает, что наиболее распространенная на упландских памятниках формула «Бог да поможет его душе и Божья матерь» возникла под влиянием православия (34).
Продолжает эту тему статья В.О.Казанского и Д.А.Мачинского (35), где подробно рассмотрена существующая в русской историографии гипотеза о происхождении шведского короля Стенкиля, сына упомянутого выше ярла Рёгнвальда (36), роли Стенкиля и его династии в процессе христианизации Швеции.
После изгнания с трона короля Хальстейна, сына Стенкиля, шведами был призван некий Анунд, находившийся в то время на Руси (сведения о прибытии Анунда с Руси содержатся только у Адама Бременского). Так, Ф.А.Браун отмечал, что Анунд и Ингвар Путешественник были братьями из упландской династии, уехавшими на Русь во время междоусобной борьбы в Швеции. Ингвар погиб (37), а Анунд оставался на Руси, пока его не призвали в Швецию (38). Инги, сын Стенкиля (некоторые зарубежные исследователи полагают, что Анунд идентичен Инги, брату Хальстейна и сыну Стенкиля), был изгнан на три года с шведского трона за отмену языческих законов. Вернувшись на престол, он на государственном уровне продолжил уже бесповоротную христианизацию страны. В 1095 г. Инги выдал свою дочь Кристину замуж за новгородского князя Мстислава, сына Мономаха (39). Если учесть особые связи Мстислава с Ладогой (например, строительство там каменной крепости в 1114г.), становится весьма вероятным, что этим браком решались спорные проблемы владения Ладогой и вновь определялся ее особый статус в составе Новгородской земли (40).
Признавая необходимость дополнительных изысканий в вопросах о происхождении династии Стенкиля (Ю.В.Коновалов (41), например, считает Рёгнвальда сыном Сфанды, близкой родственницы Сигрид Гордой, и Улеба (Ульва), князя Ладоги и Новгорода) и о православном прозелитизме, тем не менее представляется возможным говорить о существовании в XI в. интенсивных связей между Северной Русью и Швецией и о взаимном влиянии на процессы христианизации, практически одновременно начавшиеся в обеих странах.
...""
25 Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги... С. 159-160.
26 Казанский В.О., Мачинский Д.А. К предыстории Ладожского ярлства // Русь и Скандинавия: Материалы международной научной конференции. Псков, 1999 (в печати).
27 Сага об Олаве Святом. Гл. ХС1П. С. 234-235.
28 НеimsKringla / Utg.. аv Johan Peringskjöld. Stockholm, 1697.
29 Снорри Стурлусон. Круг Земной.
30 НеimsKringla. S. 350-353. Текст аналогичного содержания есть в «Книге с Плоского острова»: Flateyjarbok I-III. Christiania, 1860-1868. Вd I. S. 332, 370.
31 См.: Некрасов Г.А. Тысяча лет... С. 26.
32 Дрейер М. Новый взгляд на историю Финляндии ХI-ХIII вв. // Сканд. сб. 1986. Вып. XXX. С. 73-84; см. также: Мельникова Е.А. Русско-скандинавские взаимосвязи в процессе христианизации: (IХ-ХIII вв.) // ДГ. 1987. М., 1989. С. 260-268.
33 Лесман Ю.М. Несколько замечаний о находках крестов-подвесок в Скандинавии // Ладога и Северная Русь. Чтения, посвященные памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21-22 декабря 1995 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1995. С. 45-47.
34 Мельникова Е.А. Русско-скандинавские взаимосвязи... С. 264, примеч.
35 Казанский В.О., Мачинский Д.А. «Ладожская династия» христианизировала Швецию? //Ладога и Северная Европа. Вторые чтения, посвященные памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 22-23 декабря 1996 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1996. С.62-67.
36 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. Т. 1. С. 205; Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 98; Мачинский Д.А., МачпнскаяА.Д. Северная Русь, Русский Север и Старая Ладога в VIII-ХI вв.// Культура Русского Севера. Л., 1988. С. 44-58; Коновалов Ю.В. Русско-скандинавские связи середины IX — середины XI вв. // Историческая генеалогия. Екатеринбург; Париж, 1995. Вып.5. С. 56.
37 Мельникова Е.А. Экспедиция Ингвара Путешественника на восток и поход русских на Византию в 1043 г. // Сканд. сб. 1976. Вып. XXI. С. 74-87.
38 Свердлов М.Б. Известия о русско-скандинавских связях в хронике Адама Бременского // Сканд. сб. 1967. Вып. XII. С. 276.
39 Казанский В.О., Мачинский Д.А. «Ладожская династия»... С. 65.
40 Мачинская А.Д., Мачинский Д.А. Некоторые летописные известия в «Истории Российской» В.Н.Татищева и Ладога IX-XI вв. // Ладога и Северная Русь. Чтения, посвященные памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 21-22 декабря 1995 г.: Материалы к чтениям. СПб., 1995. С. 4-7.
читать дальше
@темы: Гиппиус, вернуться, Михаил Фёдорович, Раковорская битва