Становление Европы. Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. 950-1350 гг.
Автор: Бартлетт Р.
Издательство: РОССПЭН
Год: 2007
Bartlett R. The Making of Europe. Conquest, Colonization and Cultural Change 950-1350. Princeton: Princeton University Press, 1993. Здесь красноречиво описан тип аристократов и купцов, которые процветали в этой приграничной стране (Ливонии, Прибалтике), - воинственных, смелых, гордых, амбициозных, безжалостных и легко приспосабливающихся к обстоятельствам. (Урбан)
Хорошая, годная книжка, ИМХО. Я к ней ещё буду возвращаться.
Пока:Пока:
Бартлетт – замечательно охарактеризована тесная взаимосвязь экспансии религиозной, культурной, экономической и ”квазинациональной” (нацеленной на фрмирование сословно-национальной, сеньориальной надстройки во вновь захваченных областях). Особенно хорошо это показано на примере Ирландии: ”Иметь иные социальные модели означало не являться частью Церкви”.
””Английские отцы церкви поносили ирландские нравы. Не менее критично оказались настроены и те иноземные воины и духовенство, которые в 70-80-х годах XII века обзаводились в Ирландии земельной собственностью. Эти сторонние наблюдатели и захватчики проявили замечательное искусство умолчания. По сути англо-нормандские походы на Ирландию в XII веке, выражаясь словами одного источника того времени, были движимы жаждой «земли либо денег, лошадей, доспехов или боевых коней, золота или серебра...», но проанглийские авторы, в попытке дать иное обоснование, преуспели в некой «демонстрации религиозного чувства» и рисуют ирландцев, выражаясь словами св. Бернара, «христианами только на словах, а по сути — язычниками».
””Определение обособленности и принадлежности к чуждому миру для западноевропейских идеологов XII века включало не только сопоставление по линии христианин-нехристианин, но также по линии цивилизация-варварство, причем два этих критерия зачастую дополняли и усиливали друг друга. Валлийцы были «грубые и необузданные» и следовательно, «исповедовали веру в Христа только на словах, а в реальной жизни и своих обычаях его отрицали». К русским, которые «исповедуют Христа только на словах, а на деле его отрицают», отношение было такое же, как к другим «примитивным славянам» и «диким народам нецивилизованного варварства». Все это заставляет думать, что одной приверженности латинскому церковному обряду и подчинения Риму еще было недостаточно для того, чтобы считаться полноправным членом христианского сообщества (ecclesia). Завоевывая окружающие и отличные от них государства, жители франкской Европы обнаруживали там и нехристиан (как в Восточной Европе и Средиземноморье), и местные разновидности христианской веры (как в кельтских странах). И если они не видели в христианских государствах сходства со своими социальными и правовыми институтами, то их естественной реакцией было относиться к обоим этим явлениям как к одинаково чуждым.””
Вот это очень интересно, особенно общие рассуждения о ”маргинальных предприятиях” в ходе общего колонизационного движения: ””...установление власти завоевателей, примером которому могут служить Бранденбург и Ольстер. Происхождение того и другого обычно связывают с могущественными фигурами их основателей, однако их следует рассматривать в общем контексте пограничных завоеваний и колонизации. Колониальные экспедиции часто носят характер цепной реакции. Они сплачивают воедино неустойчивые и агрессивные элементы в тот момент, когда все рассчитывают на выигрыш — и некоторые его получают. Обычным делом являются «отщепенческие» экспедиции наподобие высадки Кортеса в Мексике в XVI веке. Англо-нормандское владение Ольстер было образовано как раз в результате такого «осколочного» самодеятельного похода. Зимой 1176—1177 годов, в начале англо-нормандского вторжения в Ирландию, в дублинском гарнизоне, судя по всему, зародилось брожение и пошли разговоры о медлительности и нерешительности командования. В этот момент самые активные и недовольные бойцы гарнизона получили возможность действовать. Зачинщиком выступил Джон де Курси, выходец из англо-нормандского баронского рода (и дальний родственник Роберта Рудланского). В разгар зимы возглавляемый им отряд из 22 рыцарей и 300 пехотинцев выступил на север вдоль побережья Ирландского моря. Целью безрассудной вылазки Джона де Курси был Улад, или Улидия — восточная часть провинции Ольстер. Здесь уже какое-то время вели борьбу за господство несколько ирландских королей. Джон и его небольшой отряд сумели разбить местного царька Рори Макданлеви и в первом же бою захватить Даунпатрик, который стал его опорным пунктом для создания собственного княжества. На протяжении всего периода между первыми завоеваниями 1177 года и его драматической гибелью от рук англо-нормандских соперников в 1205 году Джон де Курси сохранял свою власть над Ольстером благодаря постоянным войнам, строительству замков и формированию целого слоя собственных вассалов. <...> К 1205 году, когда Джон де Курси был свергнут, он сумел создать в Ирландии территориальную единицу нового типа - владение, который надолго пережило его самого.””
@темы:
книги,
для себя,
Бартлетт,
Раковорская битва