Вот вам сценка из "древнеримского быта": на вилле загорелась сажа в дымоходе кухонной печи. Вопрос - может такое быть? Я и сам некоторое время назад затруднялся на него ответить. Теперь отвечаю: глубокоуважаемый автор, Вы с полным правом можете открывать свой шкафчик с йадами: фол! Дымоходов не было
Кое-что про древнеримские печи. Материалы взяты в основном у Сергеенко.
читать дальшеВ античной Италии топили по черному: дым выходил из устья печи, без дымохода. В сельских домах для обогрева и приготовления пищи (даже для выпекания хлеба) использовался совершенно открытый очаг, как в хижине бедняка Симила:
""...Тело с трудом оторвал от убогой, низкой постели,
Начал неверной рукой в темноте расслабляющей шарить,
Чтобы очаг отыскать. Вот его он находит, ударясь:
Хоть прогорели дрова, но дымок еще струйкой тянулся
И под сизой золой таился жар темно-алый.
К тлеющим углям светильник Симил, наклонившись, подносит,
Вытянув прежде иглой фитиля подсохшего паклю,
Частым дыханьем огонь в очаге оживляет уснувший.
...
...велит хозяин топлива бросить
Больше в очаг и согреть на огне холодную воду.
...
Чистый Церерин помол... на гладкую доску
Ссыпав кучкой, Симил наливает теплую воду.
Чтобы смешалась мука с добавляемой влагой, он месит
Твердые теста комки, постепенно водой их смягчая,
Соль подсыпает порой, а потом готовое тесто
Вверх поднимает, и в круг широкий ладонями плющит,
И намечает на нем продольные равные ломти.
После несет к очагу, где Скибала расчистила место,
Глиняной миской поверх накрывает, присыпав углями.""
В теплое время года (оно продолжается в Италии долго) в сельских домах пищу готовили во дворе, где поблизости от водоема (бассейна, цистерны, колодца) складывали очаг или ставили переносную жаровню. Около очага сколачивали стол, на котором лежали продукты, стояла посуда и за которым, по всей вероятности, и обедали. Атрий, прямой наследник деревенского двора, в течение долгого времени сохранял сходное устройство. Под проемом в крыше (он назывался комплювием) устроен был неглубокий водоем (имплювий), куда с четырех обращенных внутрь скатов проема сбегала дождевая вода. Ею очень дорожили: индивидуальных водопроводов еще не было, копать колодцы было делом трудным, ходить к реке или источнику не всегда легко и удобно. Дождевая вода сама давалась в руки, следовало только собрать и сберечь ее. Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом; ее черпали оттуда через отверстие, которое обделывали в виде невысокого круглого колодца. Имелся еще сток: через него спускали на улицу грязную и застоявшуюся воду. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу. Cтены атрия чернели от копоти - отсюда и его название (atrium, от лат. ater - темный, черный). В позднереспубликанское и имперское время очаг из атрия уже чаще всего убирали - коптить изысканную мебель, фрески и другие украшения было ни к чему. Обогревали первый этаж теперь с помощью гипокауста (см. ниже)
И стол, который мы видели во дворе, также остался в атрии. Это был картибул – стол "с каменной
четырехугольной продолговатой доской на одной колонке", по описанию
Варрона (1. 1. V. 125), который вспоминал, что мальчиком еще видел его во многих римских домах.
Судя по Помпеям и Геркулануму, в провинции картибул продолжал оставаться в атрии еще долгое время спустя На картибуле и вокруг него, по словам того же Варрона, стояла бронзовая посуда - котлы, блюда и тому подобное (когда очаг был еще в атрии, такое размещение утвари было опрадано повседневной практикой). Эти тяжеловесные предметы нуждались в прочном основании, поэтому стол делали из камня, либо снабжали каменными стойками и перекрывали их толстой деревянной столешницей.
Атрий в вилле Сан-Марко в Стабиях; в центре бассейн-имплювий
Атриум с имплювием в "Доме с деревянной перегородкой", Геркуланум: здесь хорошо видны все упомянутые элементы : напротив входа в атриум стоит мраморный стол-картибул; за ним имплювий, над которым располагается отверстие в крыше; за имплювием - колодец с металлической решеткой на нем. На заднем плане - двери в боковые помещения. Этот дом был сооружен ещё во времена самнитов и в эпоху Октавиана Августа подвергся перепланировке — был построен второй этаж с отдельными квартирами, предназначенными для сдачи в аренду, а помещения первого этажа были переоборудованы под торговые лавки. Наиболее примечательными являются фасад дома и просторный атриум с имплювием посредине.
Позже в богатых домах очаг (иногда) приобретал форму «открытого камина» - над ним появилась труба для вывода дыма с конусообразным раструбом для его улавливания. Однако свой привычный облик камин приобрел не сразу: пристраивать его к стене научились гораздо позже. В Древнем Риме в конструкции камина использовались специальные балки, поддерживающие трубу и не связанные со стенами дома. Вот как описывал древнеримские "полукамины" Андрео Палладио, зодчий эпохи Возрождения, в своем трактате об архитектуре и традициях античности: «Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Строились на середине камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым».
Но такие камины располагались в «парадных» помещениях и не использовались для хозяйственных нужд. А печи в городских условиях, как и в хозяйствах на виллах, приобрели специализацию: были специальные кухонные плиты, печи для отапливания (гипокаусты) и т.д.
В античном мире было принято располагать кухню рядом с ванной, чтобы рационально использовать тепло печи — не только для приготовления пищи, но и для нагрева помывочного помещения. Вход же на кухню делали отдельным, не из дома, а со двора, чтобы рабы, обслуживающие римских патрициев, не попадались лишний раз на глаза господам. (и чтобы не вдыхать дым, который из устья печи весь выходил на кухню)
Древнеримская кухонная печь (Помпеи)
Но то в богатых домах. А малосостоятельные граждане Римской империи не всегда могли себе позволить собственную кухню в доме: многим из них приходилось готовить пищу на больших общественных кухнях. Зато и дымом они также не дышали.
Пищу готовили в бронзовых сосудах, ставя их на железные решетки, которые укладывались на верхней, как мы сказали бы сегодня, варочной поверхности печи. Вид и форма античной кухонной посуды говорят о том, что пищу чаще всего варили, используя для этого некие прототипы нынешних кастрюль
Посуда на плите (Помпеи)
Римляне знали отопление горячим воздухом, но устраивали его только в банях, в отдельных комнатах своих усадеб и, во всяком случае, проводили его не выше первого этажа. Устраивали отопление таким образом: возле помещения, которое желали отапливать, складывали в земле круглую или четырехугольную печь со сводом. Над землей выдавался обычно только ее верх; тепло от этой печи шло по каналу, проведенному от нее в подполье обогреваемого помещения. Подполье устраивали особым образом: на четырехугольные столбики клались кирпичные плиты (столбики отстояли один от другого на 25-30 см, подполье было не выше 1 м). Сверху укладывали слой известкового раствора, и поверх керамической подсыпки заливали все цементом и затем уже настилали верхний пол из мраморных плит или мозаики. Такой пол медленно прогревался, долго сохранял тепло, не обжигал ног и не трескался от жара.
Обогревали и стены. Между стеной и ее облицовкой прокладывали трубы, сложенные из полых кафлей высотой 20-30 см, шириной 8-12 см, с отверстиями в боковых сторонах. Кафли прикреплялись к стене железными крюками. Трубы эти сообщались непосредственно с подпольем; горячий воздух поднимался по ним и прогревал стены, в которых делали еще душники, чтобы впускать этот воздух прямо в комнату. Иногда всю стену превращали в своеобразную обогревательную трубу: ее облицовывали особыми "плитами с сосками" (tegulae mammatae), у которых на каждом углу было по выступу, похожему на сосок. Между этими плитами и стеной оставалось пространство, по которому шел горячий воздух.
Жильцы верхних этажей обогревали свои комнаты отопительными приборами, несколько напоминающими огромные самовары (тем более, что в них кипятилась и вода), или простыми жаровнями вроде кавказских мангалов, бронзовыми или медными, часто очень красивыми, но император Юлиан, однако, чуть не умер в Лютеции, угорев от такой жаровни. В жаровнях жгли специальный бездымный уголь (древесный, разумеется); император пострадал из-за того, что в его комнате, недавно оштукатуренной, стены от нагревания интенсивно выделяли известковые испарения. Также могли жечь в жаровнях, скажем, косточки оливок (отходы маслодавильных прессов), как это делалось позже в средневековой Испании; это топливо также не дает дыма. Освещались комнаты светильниками и свечами. Достаточно было неосторожного движения, толчка, резкого жеста - и дерево занималось от просыпавшихся углей, от разлившегося и вспыхнувшего масла, горевшего в светильнике. И потушить его было нечем: воды в доме (на его верхних этажах) не было.
Труба (вместо "Второго послания Педанта").
Вот вам сценка из "древнеримского быта": на вилле загорелась сажа в дымоходе кухонной печи. Вопрос - может такое быть? Я и сам некоторое время назад затруднялся на него ответить. Теперь отвечаю: глубокоуважаемый автор, Вы с полным правом можете открывать свой шкафчик с йадами: фол! Дымоходов не было
Кое-что про древнеримские печи. Материалы взяты в основном у Сергеенко.
читать дальше
Кое-что про древнеримские печи. Материалы взяты в основном у Сергеенко.
читать дальше