Для совершения аутоптического действа, описанного в Большом Парижском папирусе (PGM, IV, 930-1114), необходимо провести три дня в ритуальной чистоте, а затем взять плоские доски из Библоса, положить их крест-накрест, накрыть накидкой, на нее поставить светильник под названием "Ахи", видимо, хорошо известный автору, но совершенно неизвестный нам, и намазать его жиром черного барана.
читать дальшеЛюбопытно, что этот баран должен не только откармливаться особым образом, но и быть рожденным при особых (вновь не ясно, каких) условиях. Кроме того, нужно заранее приготовиться к сеансу, облачившись на восходе солнца в пророческую одежду, обув сандалии из листьев кокосовой пальмы, увенчав свою голову ветвью маслины и прочитав молитву:
"Радуйтесь, змей и цветущий лев, физические начала огня, радуйтесь, белая вода, и высоколиственное дерево, и медовый лотос, источающий золотой киамон, и ты, изрыгающий из чистых уст дневную пену, скарабей, ведущий круг сеятельного огня, самородный, ибо ты - двусложный, АЭ, и ты - первоявленный, склонись ко мне, молю, ибо я изрекаю мистические символы: и-ю-и-о-э Мармарауот Лаилам сумарта, помилуй меня, праотец, и дай мне в спутники могущество. Будь со мной, господи, и прислушайся ко мне через ту аутопсию, которую я совершаю в сей день, и открой мне то, о чем прошу тебя, через аутоптическую лихномантию, которую я совершаю в сей день".
Затем, через какое-то время, маг начинает сам сеанс, произнося ту же молитву, после чего переходит к следующему этапу, обозначаемому специальным термином - "фотагогия" - приведение света. Увенчав свою голову той же ветвью, встав в той же одежде напротив светильника, зажмурившись, он 7 раз повторяет молитву:
"Призываю тебя, бога живого, огненного светоча, родителя невидимого света Иаэль, дай мне твое могущество, и войди в этот огонь, и вдохни в него божественный дух, и покажи мне твою мощь и раскроется мне дом бога-вседержителя Альбалаль, что в свете этом, и родится свет - ширина, глубина, толщина, высота, сияние - и изольет сияние тот, что сверху, господь Буэль Фта Фта Фтаэль Фтаабан Баинхооох, вот-вот, уже-уже, быстро-быстро".
Окончив молитву, он, открыв глаза, должен увидеть свет, имеющий вид свода.
Впрочем, автор руководства отмечает, что нередко после этой молитвы, наоборот, наступает полная темнота. В этом случае нужно прибегнуть к заклинанию, обозначаемому как logos katochos tou photos (молитва, удерживающая свет):
"Заклинаю тебя, священный свет, священное сияние - ширина, глубина, толщина, высота, сияние - священными именами: Иао Саваоф Арбафиао сесенгенбарфарангес абланатханалба акраммахамари аи иао акс акс инакс. Пребудь со мной в этот час, пока я не принужу бога и не узнаю того, чего хочу."
Это гарантирует успех и можно переходить к следующей процедуре - logos theagogos (молитва, приводящая бога), совершаемой уже с открытыми глазами. Трижды читается молитва:
"Призываю тебя, величайший бог, господин Гор Гарпократ Алкиб Гарсамосис иоаи дагеннут рарахарай Абраиаот, все освещающего и изливающего сияние на весь космос, боже богов, благодетеля правящего, Благого священного Демона, имя которому Гарбатханопс; войди, явись мне, господь, ибо я призываю, как призывают тебя три кинокефала, которые символическим образом произносят твое святое имя а е-е э-э-э и-и-и-и о-о-о-о-о ю-ю-ю-ю-ю-ю о-о-о-о-о-о-о. (говори,как кинокефал). Войди, явись мне, господи, ибо я произношу твои величайшие имена: барбараи барбараот аремпсус пертаомэх, сидящий во главе космоса и судящий все, облаченный в круг истины и веры, войди, явись мне, господи, имя мне - Балсамэс; войди, явись мне, господи, великоименный, к которому все мы стремимся, имя тебе - Балфаннэтралфай; разбивающий камни и движущий имена богов, войди, явись мне, господи, имеющий силу и мощь в огне сесенген барфарангэс, сидящий внутри семи полюсов а-е-э-и-о-ю-о, имеющий на голове золотой венок, а в руке своей - лозу Памяти, которой ты отправляешь посланцами богов, имя тебе: Барбариэль Барбараиэль бог Барбараэль Бэль Буэль. Войди, господи, и присоединись ко мне священным своим голосом, чтобы я услышал ясно и неложно о своем деле". ""
[Кинокефалы или киноцефалы (греч. ) - псоглавцы, люди с собачьими головами. Рассказы о народе псоглавцев встречаются у Гесиода, Геродота, Ктесия, Мегасфена, Плиния Старшего и др. Согласно им, кинокефалы жили в Индии, Ливии, Эфиопии и Скифии. Однако в данном случае имеются в виду вовсе не люди, а павианы -собакоголовые обезьяны, распространенные в Египте. По Плинию, "gens Menisminorum" в Эфиопии держала стада кинокефалов, питаясь их молоком; у Элиана они описываются черными, волосатыми, с головой и зубами собаки и острыми когтями. При Птолемеях упоминаются ученые кинокефалы, пляшущие и играющие на флейте и т. п. В египетском культе павианы-кинокефалы играют значительную роль: они посвящены Луне, являясь ее символом; их почитают в Гермополе, где найдены их мумии; они посвящены Гермесу-Тоту, который сам изображался кинокефалом; в изображениях посмертного суда над покойником кинокефал управляет весами.]
""Здесь, как и в фиаломантии Афродиты, учитывается возможное затруднение, в случае которого рекомендуется прибегнуть к ссылке на божественный авторитет:
"Приказывает тебе великий живой бог, который - в эонах эонов, сотрясающий, гремящий, стяжавший всякую душу и рождение: Иао аои оиа аио; войди, явись мне, господи, радостный, благосклонный, кроткий, славный, незлобный, ибо я заклинаю тебя господом Иао аои оиа."
В результате этой молитвы все становится безмерным и величайшим сиянием, светильник же становится невидимым. Посреди этого сияния на троне, поднимаемом руками двух ангелов, окруженных двенадцатью лучами, сидит бог, сам излучая свет, протянув правую руку в приветствии, а в левой держа бич.
Затем, прежде, чем задавать вопросы, маг зажимает в кулаке камешек и наступает левой пяткой на большой палец правой ноги, как бы фиксируя присутствие божества, и читает молитву:
"Господи, радуйся, боже богов, благодетель, Гор Гарпократ Алкиб Гарсамосис Иао аи Дагеннут рарахараи Абраиао, возносят хвалу тебе Горы, на которых ты ездишь, как на конях, восхваляют тебя Славы в эонах, господи".
После этого маг получает оракул, из-за которого и предпринимался данный сеанс, и переходит к процедурам завершения праксиса, состоящим из аполисиса бога и аполисиса сияния. Маг зажмуривается, выбрасывает камешек, снимает с головы венок, снимает пятку с ноги и трижды говорит:
"Благословляю тебя, господи, Баинхооох, подлинный Балсамес, удались, удались, господи, в собственные небеса, в собственные царства, сохрани меня здоровым, невредимым, неустрашенным, прислушивайся ко мне во время моей жизни".
В результате этого бог должен покинуть место действия, а маг завершает праксис, удаляя сияние:
"хоо-хоо-охоох удались, священное сиянье, удались прекрасный и священный свет высочайшего бога".
В этой процедуре, как и большинстве других, маг обращается к некоему высшему божеству для того, чтобы заставить более низкого бога прийти для дачи оракула. Но здесь статус обоих более четко очерчен. Призываемый бог - Гор Гарпократ Алкиб Гарсамосис и т.д., хотя и назван величайшим, тесно связан с космосом. Он "сидит во главе космоса и судит все", он - "благодетель правящий", "изливающий сияние на весь космос". Его эпитет "бог богов" (фактически то же, что "царь демонов" иудейской апокалиптики), тоже указывает на принадлежность к миру, как и имя Барбариэль (примечательное слияние греческого и еврейского понятий), т.е. "бог варваров", особенно, если учесть иудейский характер более высокого божества. Последний носит имена: Иаэль, видимо означающее "бог Иао", где "Иао" - устойчивое для античной оккультной литературы искажение еврейского IEVE; Иао; Саваоф, т.е.
имена Бога Ветхого Завета, и награждается соответствующим библейским эпитетом "бог живой". Свет, который он рождает, назван невидимым, в отличие от космического света Гора-Гарпократа. Фактически, мы видим здесь изображение трансцендентного божества, хотя, конечно, и не в философском, метафизическом обрамлении, но в религиозном, гностическом (правда, без приписания злой природы космическому божеству), безусловно находившее отклик у неоплатоников, обнаруживавших его в таких текстах, несмотря на наличие собственных, классически греческих корней для образа "неведомого бога".""
""Особенностью наших папирусов, которые, как мы говорили, являются рабочими книгами магов, является то, что далеко не каждый праксис описывается полностью. Весьма часто появляются ссылки, указывающие, что автором папируса подразумевается наличие у читателя неких элементарных знаний, а также ссылки на другие части того же папируса. Поэтому для рассказа об этапах магической процедуры приходится прибегать к реконструкции. Необходимым предварительным этапом праксиса является соблюдение его учасниками магической чистоты, которую необходимо соблюдать в течение 3-7 дней. Для многих видов действ нужно выбрать специальное место. Это может быть дом, в котором никто не умерал в течение какого-то времени, с дверью обращенной на восток, это может быть открытое место или крыша дома, храм или просто очищенный участок - topos katharos, adyton. Оборудование места для праксиса в каждом случае свое. В выше приведенном тексте оно представляло собой приготовление светильника Ахи, создание креста из досок и так далее. В особенно сложных процедурах необходимо приготовление и освящение одежды и, как мы видели, жертвы. Довольно часто выбирается время проведения сеанса с разной точностью и по разным критериям. Здесь, конечно, астрология является для магии вспомогательной наукой. Наконец, мы можем обратиться к компонентам самого праксиса. ""
""Наиболее важной частью большинства процедур является молитва, содержащая основную просьбу, более или менее богато снабженную эпитетами божеств, к которым обращается маг. По мере усложнения процедуры, увеличивается количество молитв и содержащихся в них эпитетов. Сами эти эпитеты весьма разнообразны. Это традиционные имена богов, в основном египетских и греческих, и библейских персонажей .
Затем - вполне осмысленные эпитеты, количество которых в приведенных нами текстах весьма внушительно.
Затем, так сказать, полуосмысленные имена - искаженные эпитеты богов, а иногда и целые фразы, превратившиеся в эпитеты, как, например Илараоух (PGM, IV, 3224: от hilara - "веселая"), Мармарауот (PGM, IV, 224: искаженное арамейское "господин господ"), сумарта (PGM, IV, 947: искаженное арамейское "обереги меня"), Барфарангес (PGM, IV, 981: от названия магического растения baaras pharagges, сходного с мандрагорой, которое, по словам Иосифа Флавия (De bell. Iud., VII, 6, 3), растет на севере от Махерона), Балсамэс (PGM, IV, 1019, 1061: искаженное арамейское Баал шеш - "солнечный бог") и др.
Далее, вовсе лишенные смысла звукоподражательные имена, ритмические вариации на тему "аххор" или "иао", палиндромы, как "абланатханалба" или слова имеющие лишь числовое значение, как Bainchoooch , сумма числовых значений букв которого (2+1+10+50+600+800+800+800+600) составляет 3663 - число, использующееся в одной из магических процедур (PGM, IV, 937).
И, наконец, встречавшиеся в приведенных текстах 7 гласных.
Кроме основной молитвы выделяются и молитвы вспомогательного характера - для введения нового этапа праксиса, для стимулирования текущего сеанса (здесь встречаются наиболее грубые обращения к богам - угрозы разгласить их таинства, или наслать на них более сильного демона, а то и высшего бога).
Особое место занимает процедура аполисиса, которая в PGM обычно является методом плавного завершения сеанса, но может быть и экстренной мерой.
Другой важный компонент большинства магических процедур - принесение разного рода жертв - в основном возлияний и воскурений. Он может появляться в любой момент - в самом начале сеанса, в его конце, перед молитвой или после нее, может идти параллельно с чтением. Если речь идет о праксисах, связанных с вызыванием божества, то важнейшим этапом является сам акт общения. Однако, он в большинстве случаев не зависит от мага, и поэтому мы располагаем незначительным числом его описаний.
В заключение скажем о словаре PGM. Устойчивое употребление таких терминов как
praxis - действо,
logos, stele - разные формы молитв,
systasis, synousia - контакт с богом,
autoptos - характеристика контакта с богом, показывающая, что его можно видеть,
photagogia - процедура приведения сияния, предваряющего контакт с богом,
apolusis - процедура завершающая сеанс,
philtrokatadesmos - процедура любовной магии,
botanearsis - обряд собирания трав,
kataprosis - одержимость,
phialomanteia - гадание по блюду,
lychnomanteia - гадание с помощью светильника,
и других, показывает весьма разработанный технический язык, позволяющий достаточно точно описывать действия магического искусства, который является солидным заделом для той дальнейшей разработки, которую предпримут в этой области поздние неоплатоники. К этой же категории мы бы отнесли и специальные знаки, использующиеся для замены часто встречающихся терминов:
солнце, луна, имя, такой-то и множество (около 50) других. Таким образом, мы можем говорить о систематизированности магии папирусов на утилитарном уровне не менее обоснованно, чем о синкретизме на уровне идей и элементов.
Разработанность технической стороны дела в магических папирусах оказалась настолько высокой, что неоплатоники, восприняв часть их магических процедур, фактически ничего не меняли в этой сфере, сконцентрировавшись больше на доктринальных вопросах. Заключая анализ магических папирусов, мы хотим обратиться к проблеме взаимоотношений между магической литературой и
более широкой литературной средой, продемонстрировав существование связей между профессиональной литературой и литературой среднего слоя, к которой представители элитарной культуры начинали обращаться все чаще и чаще.
Прежде всего отметим использование авторами магических папирусов весьма обширной литературы разного содержания, часть которой выходила далеко за пределы интересов одних лишь магов. Так, в известных нам папирусах цитируются два сочинения Гермеса - надпись Гермеса Трисмегиста в Гелиополисе (PGM, IV, 884 sq) и книга, называемая "Крыло" (PGM, XIII, 14 sqq);
"Воспоминания" Евена (PGM, XIII, 964); ряд книг, подписанных именем Моисея - Archaggelike (PGM, XIII, 970), "Диадема" (PGM, VII, 620), "Ключ" (PGM, XIII, 21, 33, 36, 60, 229, 384, 432, 738), "Монада" (PGM, XIII, 3, 230, 344, 731, 734); Parastichis Орфея (PGM, XIII, 933) и безымянные Orphika (PGM, XIII, 947); а также "Закон" (PGM, XII, 975) и "Священная книга" (PGM, III, 424, 439 sq), автор которых не указан.
Для некоторых цитируемых сочинений указан лишь автор: Зороастр (PGM, XII, 967), Манефон (PGM, XIII, 23), Пирр (PGM, XIII, 968),
Эпафродит (PGM, IV, 2430 sq).
Не исключено, что за рядом имен, упоминаемых в папирусах, также скрываются использовавшиеся магами сочинения. Имен этих немало:
Агафокл (PGM, XII, 107),
Аполлобек (PGM, XII, 121),
Астрампсук (PGM, VIII, 1),
Аполлоний Тианский (PGM, XIX a, 1),
Гиер (PGM, XIII, 954),
Гемерий (PGM, XII, 96),
Дардан (PGM, IV, 1716),
Демокрит (PGM, VII, 167, 795; XII, 351),
Зминий Тентерит (PGM, XII, 122),
Иаков (PGM, XXII b, 1),
Клавдиан (PGM, VII, 862),
Остан (PGM, XII, 122),
священный писец Офе (PGM, XIII, 959),
Пахрат (PGM, IV, 2445 sqq),
пророк из Гелиополиса, Пибех (PGM, IV, 3007),
Питис (PGM, IV, 1928, 2006, 2140),
Пифагор (PGM, VII, 795),
еще один священный писец-Пнуфис (PGM, I, 42, 52),
Соломон (PGM, IV, 850, 852, 3040) и
Урбик (PGM, XII, 316).
Из книг, цитирующихся в магических папирусах, нам, по другим источникам, известны надпись Гермеса, упоминаемая Ямвлихом (De Myst., I, 2); "Книга Зороастра", на которую ссылается автор "Апокрифа Иоанна" (XIX, 10); Arhaggelike Моисея, в которой автор гностического трактата "Происхождение мира" советует искать имена семи сил семи небес Хаоса; в том же трактате упоминаются также "Священная книга" и "Книга Соломона".
Очевидно, к тому же кругу литературы принадлежат еще три трактата, на которые даются ссылки в "Происхождении мира":
"Норея", содержащий демонические имена " Образ Имармены неба, который под Двенадцатью", описывающий "свершения и действия" семи добрых андрогинов и порожденных ими духов ; "Седьмой мир" Иералии пророка, содержащий описание шести Эонов между Огдоадой и Хаосом .
По другим источникам нам известен и ряд имен, авторитетных для магических папирусов.
Из "Апологии" Апулея мы узнаем о том, что Орфей,Пифагор и Остан пользовались славой магов (Apol., 27). Там же, перечисляя магов, Апулей упоминает Аполлобека и Дардана (ibid., 90), известных нам также из Плиния (NH, XXX, 9). У того же Плиния нередко
упоминаются Зороастр (ibid., XVIII, 200; XXXVII, 133, 150, 157, 159) и Остан (ibid., XXVIII, 5, 69, 256, 261; XXX, 14), упоминается также
Умбрик Младший (ibid., X, 19), возможно тождественный Урбику магических папирусов, а также Демокрит (ibid., XXIV, 160),
магический интерес которого свидетельствуется и Татианом (Adv. Hell., 17).
Пророк Битис (в PGM - Питис) в качестве одного из создателей магии, интерпретатора Гермеса и человека, знающего "имя бога, пронизывающее весь космос", фигурирует у Ямвлиха (De Myst., VIII, 5; X, 7). О Панкрате (в PGM - Пахрат) упоминает Лукиан (Philops., 32). В более общем виде можно отметить влияние Гомера (PGM, IV, 470-474) , орфической, околобиблейской (PGM, XIII, initio),
гностической, герметической , христианской (PGM, P 1-20) литературы, "Халдейских оракулов" и оракулов Аполлона Кларосского, приведенных у Порфирия. ""
Об античной магии, или как разговаривают кинокефалы (окончание)
Для совершения аутоптического действа, описанного в Большом Парижском папирусе (PGM, IV, 930-1114), необходимо провести три дня в ритуальной чистоте, а затем взять плоские доски из Библоса, положить их крест-накрест, накрыть накидкой, на нее поставить светильник под названием "Ахи", видимо, хорошо известный автору, но совершенно неизвестный нам, и намазать его жиром черного барана.
читать дальше
читать дальше