""высшей ступенью магических действий является "аутопсия" - контакт с божеством, во время которого маг может его видеть. Аутоптический действа наиболее подробно описываются, состоят из наибольшего количества частей и дают максимальный результат. Видимо здесь магия ближе всего подходила к мистериальному египетскому культу. ...в аутопсиях можно различить два основных варианта: один - осуществляемый с помощью воды - лекано- или фиало-мантия, где маг видит, собственно говоря изображение бога - как в праксисе составленном магом Нефотом для царя Псамметиха (PGM, IV, 153-285) или в другом, называемом Afrodites fialomanteion (PGM, IV, 3209-3254); второе - это явление божества с помощью огня светильников, где он является в максимально адекватной форме. Наиболее яркие примеры такого рода действ мы находим в Лейденском папирусе (PGM XIII, 1 sqq.) и в Большом парижском папирусе (PGM, IV, 930-1114)""
читать дальше
Собственно, лекана - это плоская чаша с двумя ручками и крышкой для хранения масла или других жидкостей, вот такая:
Фиал - просто миска ( сосуды такой формы служили для питья). Чаще всего они были металлические, в том числе и бронзовые, как этот фиал из Берлинского музея, подобным которому и предлагается воспользоваться далее. Но чаще их изготавливали из драгоценных металлов; употреблялись и керамические фиалы.
""Aphrodites phialomanteion дает самый краткий вариант аутоптического действа. Для его совершения необходимо провести в святости 7 дней, и очистившись "известным способом", взять медную чашу, написать на дне черной смирной: "эйох хифа, елампсэр дзэлаеэиоуо", под дном снаружи: "Тахиэль, хтониэ, я буду действовать", на ободке снаружи сверху: "иерми, фило с ерикома деркомалок гаулэ Афиэль я спрашиваю", и навощить белым воском.
Затем чаша наполняется маслом и чистой речной водой и ставится на пол между колен. Пристально глядя в сосуд трижды читают молитву:
"призываю тебя, мать и госпожа девушек, Илаоут обрие лоух тлор, прийди, свет священный, и дай ответ, показав прекрасную свою форму".
После этого в сосуде должна появиться Афродита. Когда она появится, произносится следующее заклинание:
"Радуйся, богиня многославная Илараоух. И если поможешь мне, протяни свою руку".
Если действо не получается, призывающий должен прибегнуть к усиливающему заклинанию:
"Призываю Илаоух, родившую Гимер, Гор и благих ваших Харит, призываю и рожденную Зевсом Природу всех [вещей], двуформную, лишенную частей, быструю пенноцветную Афродиту, покажи мне прекрасный твой свет и прекрасный твой лик госпожи Илаоух. Заклинаю тебя, дарящая огненные дары, елгинал, и великие имена: обриэтих, кердиноухилэпсин ниоу наунин иоутоу тригкс, татиоут гертиат, гергерис, гергериэ тейти... ойсиа ей ей ао эу аао иоаиаио сотоу берброи, актероборе, гериэ иэоуа, приведи ко мне свет и прекрасный твой лик и истинную фиаломантию, огнесветящую, исторгающую огонь с обоих сторон, екэстасихтон ио ио фт айе тоутой фаефи. Делай."
После этого Афродита поможет в том, что хочет призывающий. Несмотря на краткость процедуры, заметим, что маг не торопится с совершением действа, готовясь к нему в течение недели. Показательно указание на очищение "известным способом": здесь очевидно подразумевается знание магом элементарных процедур. Можно добавить, что специальные знания требуются и для правильного произнесения "варварских имен". Характерно и наличие молитвы, усиливающей действие.
В случае же с леканомантией, которую Нефот рекомендует царю Псамметиху, мы сталкиваемся с намного более отточенной процедурой (PGM, IV, 153-285). И достигаемый результат оправдывает ее сложность:
"Ты будешь совершать скепсис с помощью аутоптического блюдца в какой пожелаешь день или ночь, в каком пожелаешь месте, видя бога в воде и получая глас от бога в стихах, каких пожелаешь. Ты увидишь и космодержца, а может быть и еще кто-то появится, он сообщит тебе и о других, о которых ты спросишь".
В третий день после новолуния на восходе солнца в сопровождении мистагога нужно взойти на самую высокую крышу и постелить на землю чистое полотно, увенчаться черным плющем и дождаться пятого часа пополудни. Совершающий систасис с Гелиосом ложится обнаженным на полотно, а мистагог завязывает глаза ему черной повязкой и обряжает как покойника. После этого он начинает молитву, обращенную к Тифону с просьбой воскресить его, мертвого, и дать ему силу противостоять богам, аргументируя это вполне в духе египетской "Книги мертвых" тем, что некогда он помогал Тифону в его борьбе:
"Сильный Тифон, скипетродержец верхней державы скипетра и господин, боже богов, владыка абераментоу, колебатель тьмы, громоводец, летящий как буря, сверкающий, как молния в ночи, хладногорячедыханный, камнеколебатель, сотрясатель стен, потрясатель бездны, Иоербэт ау тауи мэниз. Я тот, кто вместе с тобой перевернул всю вселенную и нашел великого Осириса, которого связанным привел к тебе. Я тот, кто с тобой сражался с богами (другие: против богов). Я тот, кто запер двойные скрижали неба и укротил невыносимого для взора змея, усмирил море, потоки, истоки рек, до тех пор, пока ты не стал господствовать над этой вот державой скипетра. Твой солдат, я был побежден богами, я бросился стремглав из-за пустого гнева.
Воскреси, молю, твоего, умоляю, друга и не брось меня брошенным на земле, владыка богов аемина ебарот ерре торабе анимеа. Дай мне силу, молю, и дай мне ту милость, чтобы всякий раз, как кто-нибудь из этих богов вздумает меня осквернить, скорее, я бы увидел [их] оскверненными, наине басанаптату еапту мэнофаесмэ папту мэноф, аесимэ, трауапти, пеухрэ, трауара, птумэф, мурай, анхухафпта, мурса, арамей, Иао, аттарауи мэнокер, бороптумэт, ат тауи мэних хархара, пткмау, лалапса, трауи трауепс мамо фортуха, аеэйо иу оэоа, еаи аеэй ой иао аэй ай иао."
В результате этой молитвы происходит центральное событие систасиса:
"морской ястреб, набросившись, бьет тебя крылами, в образ твой, изображая тем самым, что он воскресил тебя".
После этого маг облачается в белые одежды и воскуряет по капле в земляной курительнице неразрезанный ливан, говоря следующее:
"Я удостоился систасиса с твоей священной формой, я получил силу от твоего священного имени, я получил от тебя истечение благ, господи, боже богов, владыка, демон аттуин тухтуи тауаинти, лао апато".
Результатом этой части процедуры является, по мнению Нефота, достижение "богоравной природы" и овладение аутоптической леканомантией и вызыванием мертвых. Благодаря этой процедуре систасиса с Гелиосом маг, видимо, навсегда приобретает способность с помощью несложных действий призывать богов или души мертвых для получения оракула, т.е. совершать собственно
леканомантию.
Ход леканомантии, благодаря нефотовским приготовлениям, оказывается проще вышеприведенной фиаломантии: нужно взять какой угодно медный сосуд, налить в него воды с маслом, и прочитать краткую молитву, включающую стобуквенное имя Тифона. И явившийся бог или душа умершего даст оракул на любую тему.
Процедура аполисиса, что особо подчеркивается Нефотом, сводится всего-навсего к повторению стобуквенного имени. Это действо столь же неторопливо, как и предыдущее. Хотя здесь и не требуется предварительных семидневных очистительных процедур, заметим, что магу приходится с восхода солнца до пяти часов находиться на крыше в ожидании; причем не известно, должен ли он просто ждать, или Нефот умалчивает о необходимых действиях, полагая, что Псамметиху, мудрость которого он подчеркивает в начале письма, это и так известно. Сам систасис не является аутоптическим - Тифона маг не видит. Видимо, это слишком мощное божество. Однако, благодаря систасису с Гелиосом, т.е. контакту с солнцем-Тифоном, достигается обретение богоравной природы: характерный для ментальности магов момент - это важное событие оказывается лишь промежуточным шагом на пути к вполне утилитарным целям. Прошедший через этот контакт получает возможность общаться с богами когда и как ему вздумается.
Таким образом, с точки зрения практической магии, Нефот оказывается автором своего рода рационализаторского предложения. В этом его профессионализм проявляется наиболее ярко, он искренне доволен, что нашел такой замечательный способ, и несколько раз это подчеркивает. Очевидно, что он хорошо знаком с обычными процедурами аутоптических действ. На его начитанность в данной теме указывает и приведенный им в скобках вариант в молитве, обращенной к Тифону. Вообще, весь текст в целом производит
впечатление сжатой и ясной деловой записки по конкретному вопросу, в котором автор хорошо разбирается. Но с наиболее совершенными процедурами мы сталкиваемся, когда речь заходит о световых аутоптических сеансах. ""
Об античной магии, или как разговаривают кинокефалы (продолжение)
""высшей ступенью магических действий является "аутопсия" - контакт с божеством, во время которого маг может его видеть. Аутоптический действа наиболее подробно описываются, состоят из наибольшего количества частей и дают максимальный результат. Видимо здесь магия ближе всего подходила к мистериальному египетскому культу. ...в аутопсиях можно различить два основных варианта: один - осуществляемый с помощью воды - лекано- или фиало-мантия, где маг видит, собственно говоря изображение бога - как в праксисе составленном магом Нефотом для царя Псамметиха (PGM, IV, 153-285) или в другом, называемом Afrodites fialomanteion (PGM, IV, 3209-3254); второе - это явление божества с помощью огня светильников, где он является в максимально адекватной форме. Наиболее яркие примеры такого рода действ мы находим в Лейденском папирусе (PGM XIII, 1 sqq.) и в Большом парижском папирусе (PGM, IV, 930-1114)""
читать дальше
читать дальше