Римская тога в I в. до н.э. имела, судя по всему, два "типоразмера"
читать дальшеI. "малая", традиционная тога (наилучший пример - бронзовая статуя некоего Avle Meteli, или "Оратора" из Этрурии, примерно начала I вв. до н.э.)
II. и "большая", возникшая как раз на протяжении этого века (в качестве примеров можно посмотреть тоги на "Алтаре Мира"):
www.civilization.org.uk/wp-content/uploads/2012...
и три основных способа ношения (не считая всяких там капите велатио и цинктусов габинусов):
1. со свободной правой рукой
2. правая рука (и правое плечо) закрыты
3. та часть, которой окутывается правое плечо, опущена от пояса вниз, образуя складку-"синус"
Подробнее я опишу и проиллюстрирую всё это ниже, а пока - основные элементы драпировки тоги. Они показаны на примере "большой" тоги, поскольку "малая" некоторых элементов не имела вовсе, а другие были слабо выражены.
На картинке пронумерованы:
1. Lacinia - край, пола, кончик. Вторая лациния свисала, соответственно, сзади, с левого плеча, до того же уровня, как и передняя
2. Sinus - изгиб, складка. Синусом считается всё, что свисает с плеча и до самого низа.
3. Это, собственно, тоже синус. Его можно накинуть на плечо; им можно покрыть голову; в нём можно носить всякие вещи, как позже носили за пазухой или в карманах. В синус (а не в руку) воспитанный римлянин принимает то, что ему дают (например, зарплату ).
4. Praecinctura, или balteus - опоясывание/оборачивание, или попросту "пояс"
5. Umbo - шишка, выпуклость
Теперь о форме тоги. Большинство исследователей полагали, что она была близка полукругу или полуэллипсу
А потом вдруг - внезапно - в имперское время превратилась в полный эллипс или что-то вроде того
Я же считаю, что она с самого начала имела форму эллипса или прямоугольника со скруглёнными углами, просто в ранние периоды её складывали ровно вдвое (по продольной оси) и так драпировались. Почему я так считаю? Согласно античной традиции (и этимологи), в древнейшие времена тогу применяли как одежду днём и как покрывало/одеяло (togare - покрывать) ночью. Укрываться "шалькой"-полуэллипсом, по меньшей мере, неудобно. Кроме того (как я писал в посте о плащах) точно так же - сложенными вдвое - носили и сагум, и хламиду/лацерну. Кстати, древние сближали тогу с хламидой и даже производили от неё: Артемидор, "Сонник" (Перевод И. А. Левинской), Книга II, 3читать дальше: ""То же самое относится и к римской одежде, которую называют тебенном по имени аркадянина Темена, который первый так надел свою хламиду, когда приплыл в Ионийский залив и был принят местными жителями; научившись от него, они сами стали одеваться так же и назвали эту одежду темением по имени Темена, а со временем название исказилось, и она стала называться тебенном."" Собственно, по общим очертаниям ранняя тога близка к македонской полукруглой хламиде (которая также, на мой взгляд, имела форму сложенного вдвое эллипса).
Ну и, наконец, не нужно искать объяснения - отчего это полуэллипс вдруг превратился в эллипс? Он не превратился, его просто развернули. (В общем, это моя личная теория, и на неё есть что возразить, но это уже совсем другая история )
Напоминаю, на всякий случай, как это всё наматывалось на живого человека(кому нужно словесное описание - Кнабе в помощь), а кому нужно словесное описание - Кнабе в помощь: ""Тогу брали обеими руками за прямой край, делили его примерно на три части и клали на левое плечо так, что первая треть свешивалась вперед... Вторая треть плотно укрывала спину, проходила под правую руку так, что ткань свисала вдоль правого бока... образуя так называемый синус, и протягивали оставшуюся, последнюю треть снова на левое плечо..., забросив конец за спину""
Малая тога - генезис
Тога VI-IV веков до н.э. была совсем маленькой, лацинии не достигали колен, умбона не было вовсе (почему, объясню позже), второго (внешнего) синуса тоже не наблюдается.
Когда начали применять способ ношения №2 (с обёрнутым правым плечом), я сказать затрудняюсь - возможно, уже в III веке до н.э. или раньше, во II - уже наверняка.
Это - вотивная статуэтка, широко датируемая III-II вв. до н.э. Статуэтка этрусская, как и предыдущая (этруски, как и римляне, были „генс тогатус“). А ниже - бронзовая статуэтка уже II в. до н.э. (скорее уже римская, хотя она продолжает стилистически традицию этрусских бронз) - как видно, тога "подросла", лацинии уже свисают ниже колен, но всё ещё не достигают нижнего края синуса.
Собственно, появление внешнего синуса и способа ношения №3 можно связать с неистовым Гаем Гракхом (последняя четверть II в. до н.э.), который освобождал от тоги правую руку для того, чтобы во время выступлений использовать более экспрессивную жестикуляцию (Плутарх: "… выступая с речами, Тиберий [Гракх] скромно стоял на месте, а [его брат] Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать по ораторскому возвышению и срывать с плеча тогу...". Сорвать тогу можно только с правого плеча (если оно покрыто). При этом "сорванная" часть будет свисать под правой рукой - вот вам и второй синус. Такой синус на "малой" тоге можно увидеть, кажется, лишь на одном изображении - среди рельефов "Алтаря Домиция Агенобарба", того же времени, что и статуя "Оратора" (начало I в. до н.э.) Обратите внимание на сидящего слева, на табурете квирита.
Умбонов нет и здесь. Судя по всему, хорошим тоном считалось, чтобы передняя лациния была вровень с синусом, но не более (чтобы не торчала из-под нижнего края синуса) - это хорошо видно на статуе "Оратора"
Заднюю лацинию на той же статуе можно посмотреть здесь.
commons.wikimedia.org/wiki/File:Arringatore_10....
Она несколько короче - это позволяет предположить, что подгонка тоги по росту осуществлялась за счёт изменения длины задней лацинии.
Вот это и есть в законченном виде "малая"тога. Нигде ничего не торчит и не болтается, складок немного, прецинктура наискось пересекает грудь посередине. Для того, чтобы окутать правую руку, тогу нужно развернуть и передрапировать, высвободив нужный объём ткани. Такую тогу, судя по всему, носят либо по способу №1, либо №2. А вот для каких ситуаций приличны эти способы - я точно сказать не могу. Сдаётся мне, что №2 - более официальная, что ли, манера, особенно пристойная в ситуации присутствия начальства (по аналогии - греческие мальчики прятали руки под плащом при старших). Позднее эта манера популярна в провинциальных, заштатных городах и городках. А драпировка со свободной правой рукой, возможно, более характерна для власть имущих. Кроме того, она удобнее, разумеется, во всех ситуациях, где требуется какое-нибудь действие.
Такую тогу вплоть до августова времени носило большинство граждан. Да и позднее квириты невысокого достатка одевались подобным образом. Вот, например, помпейская фреска, где изображена сценка на помпейском форуме (вторая половина I в. н.э.). Посредине горожанин в тоге. Справа и слева - прохожие в греческих паллиях (может, вольноотпущенники, может - понаехали, а может - им просто так удобнее).
В исследовательской литературе "малую" тогу обычно называют toga exigua или toga restricta. Это не значит, что сами римляне применяли такие термины. Словосочетания эти чисто описательные, оба они употреблены, кажется, по одному-единственному разу - первый у Горация, второй у Светония.
цитаты– Horatius Epistulae 1.19.13.:
"...Если б кто-нибудь, дикий, пытался представить Катона
Взором суровым, ногой необутой и тогой короткой,
Разве явил бы он тем и характер и доблесть Катона?:
...siquis voltu torvo ferus et pede nudo
exiguaeque togae simulet textore Catonem,
virtutemne repraesentet moresque Catonis?
Светоний: Август, 73 – «В простоте его обстановки и утвари можно убедиться и теперь... Одежду надевал только домашнего изготовления, сработанную сестрой, женой, дочерью или внучками; тогу носил ни тесную, ни просторную, полосу на ней ни широкую, ни узкую..."
"Instrumenti eius et supellectilis parsimonia apparet etiam nunc residuis ... Veste non temere alia quam domestica usus est, ab sorore et uxore et filia neptibusque confecta; togis neque restrictis neque fusis, clavo nec lato nec angusto..."
Возникновение "большой тоги"
Большая (просторная) тога, или toga fusa (термин взят, опять-таки, из Светония) визуально отличалась прежде всего тем, что лацинии почти достигали земли, откровенно свисая ниже синуса. Тут нужно добавить, что на конце каждой лацинии был прикреплён довольно длинный шнурок (около 25 см), завязанный в одну или две петельки
Для чего нужны были эти атавизмы - я не знаю. Так вот, к концу I в. до н.э. эти шнурки уже касались земли (в I в. до н.э. земли касались уже собственно лацинии, а шнурки по ней волочились, и в спешке немудрено было наступить на них и навернуться - Светоний: Калигула, 35, 3). Сам синус тоже стал немного длиннее - теперь он спускается почти до щиколотки.
Кроме того, для того, чтобы подогнать такую тогу по росту, передняя лациния подтягивалась вверх. Для этого часть её выбиралась наружу на груди, поверх прецинктуры. Так, собственно, и появился умбон. В I в. до н.э. он ещё был довольно скромным
Ну, и последняя особенность - внешний синус теперь не подворачивали, он так и свисал справа до бедра (впоследствии, в конце I в. н.э. он достиг колена). Его было легко накинуть на плечо или на голову; правую руку он при этом оставлял довольно свободной. Соответственно, носили эту тогу способами №2 или №3.
Появление большой тоги следует отнести, по-видимому, к сулланскому времени - периоду после 90-х годов до н.э. , а ещё вероятнее – ко времени демонтажа сулланской системы, т.е. к 70-м – 60-м гг. до н.э. (рельеф алтаря Агенобарба ок 100 до и бронзовый «Оратор» - 90-е гг до демонстрируют малую тогу, причём у лиц, облечённых властью и в официальных ситуациях) Сперва, видимо, была молодёжная мода 70-х – 60-х гг до нашей эры (отзыв Суллы и свидетельство Светония о Цезаре; слова Цицерона о сторонниках Катилины), которая приветствовала всяческие излишества, в том числе и «паруса вместо тог». Возможно, в разработке и популяризации большой тоги приняло участие и старшее поколение в лице наиболее выдающихся и свободомыслящих эстетов. Например, к этому мог быть причастен Гортензий, о котором известно, как много внимания он уделял укладке и сохранению складок на тоге (Макробий Sat. III, 13, 4; Валерий Максим VIII, 10, 2). Между тем малая тога почти не даёт возможности для таких искусственных манипуляций.
Ко времени Цезаря, по-видимому, большая тога стала обычной среди истеблишмента (иначе Август наверняка не решился бы показываться в ней в официальных ситуациях - между тем на рельефах Алтаря Мира и сам Август, и почти все его спутники - одеты в "большие" тоги. Не исключено, что большую тогу предпочитал и сам Цезарь, во всяком случае его манера ношения выделялась именно тем, что тога "волочилась": Макробий, «Сатурналии», II, 3. [(9) Так и на Цезаря скалила свои зубы язвительность Цицерона. Ведь спрошенный впервые после победы Цезаря, почему он ошибся в выборе партии, ответил: «Меня обмануло ношение [тоги]», - подшутив над Цезарем, который так окутывался тогой, что ходил как бы обессилевший, волоча край, так что Сулла, будто провидец, сказал Помпею: «Берегись этого мальчика, плохо накинувшего [тогу]».
"In Caesarem quoque mordacitas Ciceronis dentes suos strinxit. Nam primum post victoriam Caesaris interrogatus, cur in electione partis errasset, respondit: Praecinctura me decepit, iocatus in Caesarem, qui ita toga praecingebatur ut trahendo laciniam velut mollis incederet, adeo ut Sylla tamquam providus dixerit Pompeio: Cave tibi illum puerum male praecinctum. "
Цезарь низко опускал и слабо затягивал прецинктуру; кроме того - лациния волочилась по земле. Это, как я показал выше, признаки большой тоги; Цезарь вообще любил пышность и предпочитал, например, чрезвычайно широкие туники.
Кто какие фасоны предпочитал? "Малая", узкая тога в быту была и оставалась знаком приверженности традициям - приверженности естественной или напускной. Её демонстративно носил Катон (ещё и тунику под неё не надевал). Вроде бы узкую тогу предпочитал Агриппа. Такой фасон, как я уже говорил, предпочитали в глубинке - при этом окутывали правую руку (так часто изображены граждане заштатных италийских городков на погребальных или торжественных статуях и рельефах). Вообще, малая тога была символом скромности, Гораций, говоря "arta decet sanum comitem toga/Узкая тога прилична клиенту разумному" (Послания I, XVIII, 30) - скорее всего, приводит широко известную поговорку. Здесь artus (от arceo - "заключать, ограничивать") означает "тесный, плотно облегающий, стеснительный" - и может означать как "малую" тогу вообще. так и манеру её ношения с окутанным правым плечом. "Комит" - это лицо, входящее в comitatus (эскорт, свиту) важной персоны; спутник (в подавляющем большинстве они и были клиентами этой персоны).
Большая тога в момент появления была символом вызова, сознательного эпатажа. Огромные тоги, по свидетельству Цицерона, предпочитали катилинарии (а вернее, те круги молодёжи, из которых Катилина охотно вербовал приспешников). Нравилась большая тога, по-видимому, и всяческим нуворишам. Достаточно взглянуть на рельеф с памятника Марка Вергилия Эврисака, булочника-миллионера (конец века). Справа для контраста я поместил другую пару немного более раннего времени - представители, так сказать, среднего класса, похороненные возле Статилиевой дороги
Но, по видимому, к 40-30 годам большая тога вызывала нарекания лишь в частной жизни. В официальных ситуациях она подчёркивала не стремление к роскоши частного человека, а величие римского народа и его магистратов. Поэтому в официальных ситуациях у истеблишмента большая тога всячески приветствуется. Здесь скандально смотрелась, наоборот, малая тога Катона.
Август, этот виртуоз манёвра и компромисса, в частной жизни "тогу носил ни тесную, ни просторную, полосу на ней ни широкую, ни узкую". Это было не просто личное предпочтение, это была политическая позиция. Этим он лишний раз подчёркивал, что не принадлежит вполне ни к одной партии - ни к ретроградам-республиканцам, ни к радикалам-монархистам. Другим способом демонстрировал своё положение "над партиями" Меценат - он вообще предпочитал тоге греческий паллий. За это многие моралисты горячо осуждали его (особенно впоследствии); но Август, видимо, смотрел на это сквозь пальцы, а на прочих Меценату было плевать.
цитатаСенека (Ep. 114. 4f): ""(4) Как жил Меценат, известно настолько хорошо, что мне нет нужды здесь об этом рассказывать: как он разгуливал, каким был щеголем (delicatus), как хотел, чтобы на него смотрели, как не желал прятать свои пороки. Так что же? Разве речь его не была такой же вольной и распоясанной, как он сам? (non oratio eius aeque soluta est quam ipse discinctus?) Разве его слова — под стать его одежде (cultus), слугам, дому, жене — не должны были больше всего удивлять? Он был бы человеком большого дарования, если бы повел его правильным путем, если б не избегал быть понятным, если бы знал границы хотя бы в речи. Его красноречие — ты увидишь сам — это красноречие пьяного, темное, беспутное и беззаконное. Есть ли что позорнее? [Меценат, «О моем образе жизни»] (5) «По реке вдоль берегов, что лесами курчавятся, взгляни, как челны взбороздили русло, как, вспенивши мели, сад заставляют назад отбегать». Или это: «Завитки кудрявой женщины голубит губами, — начинает, вздыхая, — так закинув усталую голову, безумствуют леса владыки». — «Неисправимая шайка: на пирах они роются жадно, за бутылкой обыскивают домы, и надежда их требует смерти». — «Гений, который свой праздник едва ли заметит, нити тонкого воска, и гремучая мельница, — а очаг украшают жена или мать». — (6) Разве не сразу по прочтении ты увидишь, что это тот самый, кто всегда расхаживал по Риму в неподпоясанной тунике (solutis tunicis) (даже когда он замещал отсутствовавшего Цезаря, пароль получали от распоясанного полководца (a discincto))? тот, кто и на суде, и на ораторском возвышенье, и на любой сходке появлялся с закутанной в плащ головой, оставляя открытыми только оба уха (pallio velaretur caput exclusis utrimque auribus), наподобье богатых беглецов в мимах? тот, кто в разгар гражданской войны, когда город был в страхе и все вооружились, ходил по улицам в сопровожденье двух скопцов — больше мужчин, чем он сам? кто тысячу раз женился — и брал ту же самую жену? (7) Эти слова, так беззаконно соединенные, так небрежно расставленные, употребленные вопреки общепринятому смыслу, свидетельствуют о нравах не менее невиданных, извращенных и странных. Больше всего его хвалят за незлобивость: он не касался меча, не проливал крови, и если чем и выставлял напоказ свое могущество, так только вольностью нравов. Но он сам подпортил эту свою славу затейливостью чудовищных речей. (8) По ним видно, что он был изнежен, а не кроток. Это станет ясно любому, кто увидит его кудрявый слог, и перевернутые слова, и мысли, нередко величавые, но теряющие силу еще прежде, чем высказаны до конца.""
Как официальное лицо (например, в качестве понтифика) Август к 20-м годам до н.э. носит очень просторную тогу - внешний синус достигает колена, умбон явно больше, чем на рельефах Алтаря Мира
А в начале следующего века его понтификальная тога просто тонет в пышных складках, а лациния волочится по земле.
ancientrome.ru/art/artworken/img.htm?id=5951
В самом начале для простоты я написал о двух разновидностях тоги - малая и большая. Но точнее было бы сказать, что для самих римлян термин "малая тога" едва ли существовал. Была просто тога, и была большая, просторная тога (toga fusa), которая увеличивалась со временем. Граница между ними на практике, скорее всего, была довольно расплывчатой, с множеством переходных вариантов.
Кому и когда носить; toga muliebris
Носить тогу не имели права: неграждане; изгнанники; лица непочтенных профессий (ростовщики, актёры и вообще все имеющие отношение к шоу-бизнесу – гладиаторы, ланисты, возницы и т.п.), вольноотпущенники в первом поколении (дети вольноотпущенников римских граждан уже, как правило, получали гражданство). Не носили тогу, как правило, воины (рядовые граждане на время армейской службы одевали сагум; офицерский состав - сагум или палудаментум). Не знаю, как насчёт «латинских граждан» и тех народов, которые носили тогу в качестве национальной одежды наряду с римлянами (например, этруски). На одном рельефе уже начала 2 века н.э. гадатель-гаруспик (а они все были этрусками) носит специфическую, очень короткую тогу, даже короче туники, которая достигает колен (крайняя левая фигура) - не знаю, можно ли делать из этого выводы по этрускам в целом (я не исключаю того, что это вообще не тога, а паллий - но такая драпировка для паллия не характерна).
ancientrome.ru/art/artworken/img.htm?id=4694
И, кстати, есть ещё одна интересная статуэтка этрусского мальчика (с буллой), из Лувра, 2 или начало 1 в. до н.э. Он в очень маленькой, архаичной тоге (и, что нехарактерно для римлян - босиком)
Так что теория о специфической "этрусской тоге" кажется мне соблазнительной.
Строго обязательна была тога в официальных ситуациях – при сакральных и политических акциях (жертвоприношения, религиозные празднества, похороны, народные собрания, заседания правительственных органов, голосования, цирковые игры, судебные слушания и т.п.). Тога служила форменной одеждой при общении клиента с патроном, а позже – при императоском дворе (даже преторианцы несли там службу в тогах - Tacitus, Annals 16.27; Histories 1.38). Наконец, тога была похоронным одеянием римлянина (toga pulla – тёмная, с оторочкой-претекстой).
Свободные взрослые женщины тогу не носили – но это относится только к «классическому» времени. Римские историки и антикварии свидетельствовали, что некогда тога была всеобщей одеждой римлян без различия пола и возраста. Отголоском этого осталось ношение тоги претексты несовершеннолетними девочками-дочерьми граждан (судя по изображениям, эта практика характерна для позднереспубликанского и августова времени; но даже и тогда, возможно, она была уместна не всегда или принята не всеми). Девочки-togati, в отличие от мальчиков, не носили с тогой буллы. Внизу слева - девочка с изваяний (погребального?) середины века; справа - маленький Гней Домиций Агенобарб и его сестра Домиция на рельефах Алтаря Мира. Оба ребёнка в маленьких тогах (togula), у Агенобарба на шее булла, у Домиции - украшение с подвеской в виде полумесяца.
Сложнее сказать, в чём причина того, что тогу (правда, специфической расцветки и на голое тело) носили кладбищенские проститутки. Возможно, это связано с их первоначальными культовыми функциями или сакральным посвящением. Но точно так же должны были носить тогу женщины, публично обесчещенные (например, разведённые по обвинению в прелюбодеянии). toga muliebris (Cicero, Philippic. 2.18.44.)
Расцветка и praetextum
Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов; она же - toga virilis, toga libera — тога, которую надевал молодой римлянин в знак совершеннолетия.
Toga candida — претендент на магистратуру во время выборной кампании носил специально отбелённую (по некоторым сведениям, мелом) тогу - отсюда слово «кандидат».
Toga sordida - "грязная", серовато-белого или светло-серого цвета, из неотбеленной грубой шерсти. Сордида часто применялась в тех же ситуациях, что и toga pulla
Toga pulla — такую тогу, различных оттенков серого цвета, носили скорбящие. Едва ли она была чёрной; но возможно, приближалась к этому цвету. Toga pulla praetexta (тёмная с оторочкой) была погребальным одеянием мертвеца.
Trabea — тога, по Сервию, пурпурного и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и всадники во время transvectio. На Алтаре Мира в пурпурных трабеях с широкой красной оторочкой изображены авгуры.
[Ниже - Алтарь Мира, северная процессия, 1 - тога претекста; 2-4 -авгуры в трабеях (3 - капите велатио), 5 - тога пура]
Toga picta — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были вышиты сцены из римской истории(?). Вообще говоря, эти одеяния (вместе с прилагавшимися tunicae palmatae) принадлежали исключительно Юпитеру и хранились в его храме на Капитолии. Полководец, получивший право на триумф, занимал одежду у бога на то время, пока он изображал его (бога) в процессии.
Toga purpurea - На Алтаре Мира в пурпурной тоге изображён Август. Отчего его так выкрасили реконструкторы - не знаю. Возможно, он носил её как наследник Цезаря (которому сенат вотировал право постоянно использовать триумфальное одеяние). Август эту привилегию официально не унаследовал, но в 25 г. до н. э. ему было разрешено носить одеяние триумфатора в первый день года (Cass. Dio. 53. 26.5). На алтаре, правда, изображены не январские календы.
Toga praetexta — наследие царского режима, тога с цветной (как правило, пурпурной) полосой по краю. Претексту носили мальчики (и девочки) до совершеннолетия и магистраты. Исследователи долго спорили, где же была расположена полоса - по верхнему краю, по нижнему краю или по всему краю полотнища?. Недавняя реконструкция раскраски рельефов Алтаря Мира показала два варианта: полоса по верхнему краю и полоса по всему краю кругом. Ширина полосы, скорее всего, сообразовывалась с общественным положением (или с претензиями на него) хозяина тоги. По визуальному впечатлению, ширина оторочки варьировалась от одного до трёх пальцев. Лишь в одном случае (рельеф слева от входа, явно какой-то древний царь, возможно - Ромул) претекстум шириной в полную ладонь.
[Ниже - Алтарь Мира, северная процессия, 1-4 -претексты (2 - капите велатио, оторочка только по верхнему краю), 5 - ликтор, тога сордида(?)]
Как уже говорилось, претексту носили не только высшие римские магистраты, но и дети до совершеннолетия. Сперва, видимо, это были лишь царские дети, затем - дети элиты, наконец - дети всех граждан. Последними (во время второй пунической войны) в эту категорию были включены дети вольноотпущенников. В отличие от прочих детей, они носили на шее не золотую буллу, а кожаный мешочек. Булла носилась на широкой и длинной тесьме, причём тесьма эта также, как и претекстум, могла окрашиваться в пурпурный или красный цвет. Во всяком случае, такова она у детей из фамилии Августа на Алтаре Мира (возможно, у прочих граждан, а тем более у детей вольноотпущенников, эта деталь была поскромнее). Вот тот же фрагмент с маленьким Агенобарбом и Домицией, но уже в цвете
Интересно, что буллу, кроме насовершеннолетних носили ещё, если верить Макробию (Sat. I. 6. 7), триумфаторы, и тоже как защитный амулет: ""как претекста служит украшением магистратов, так булла украшает получивших триумф. При триумфе они носят ее на груди, поместив в буллу разные средства, которые они считали самыми сильнодействующими против зависти"".
Вывернутая тога
Вопрос о вывернутой тоге (у ответчика в суде). Какие стороны или части тоги считались внутренними/внешними или передними/задними столь уверенно, что их можно было вполне очевидно поменять местами? Тога не имела подкладки, была вся изготовлена (как обычно считается) из ткани одинакового вида и качества. Возможно, "вывернуть" - означало запахнуть тогу наоборот – так, чтобы, например, спускающаяся на спину через левое плечо треть (обычно внешняя) была скрыта; а свисающая впереди с того же левого плеча (обычно скрытая) – напротив, стала бы внешней. В качестве примера можно привести фигуру Сатурна на росписи в «доме Диоскуров», в Помпеях.
Другой предположительный вариант - одеть тогу "зеркально" перевёрнутой, как вот на этом рельефе с Алтаря Мира (левая фигура - возможно, это Ромул)
Как на изображении отличить тогу от другого плаща (прежде всего от паллия/гиматия)?
Вопрос не такой уж простой. Тогу с закутанным правым плечом иногда нелегко отличить от просторного, длинного паллия, драпированного сходным образом.
Прежде всего нужно обратить внимание на ноги (если они у статуи сохранились). В кальцеях (закрытых башмаках) - значит, это римлянин в тоге. В сандалиях (с прорезями и свободными пальцами ног) - несомненно, перед нами не тога. Тогу с сандалиями не носили никогда. Босиком в тоге римляне тоже не ходили (судя по некоторым изображениям, это делали этруски в III-II вв. до н.э.). В паллии можно было запросто ходить босиком.
Если ног на изображении нету (или их не разглядеть), нужно обратить внимание на пОлу одежды внизу с левой стороны фигуры (для смотрящего - с правой). У тоги почти всегда там будет лёгкий слегка изгибающийся подъём, формирующий плавную дугу от правой ноги к левой руке. У паллия же (часто, но не всегда) край одежды внизу относительно ровный, формирующий два чётких прямых угла, справа и слева. Кроме того, у паллия с левой стороны часто свисают края и углы прямоугольного полотнища. У тоги там ничего не бывает и быть не должно.
__________________
Цинктус габинус
Кофанов Л. Л. Инсигнии римских магистратов... Международная конференция «Проблемы исторического познания», Москва, 5—7 марта 1996 г. ИВИ РАН : ""Следует отметить, что в ранний период римской истории тога носилась не только во время мира, но и на войне. Однако во время военных действий края ее подбирали и обвязывали на поясе. Вот что об этом пишет Сервий: «ПО ГАБИНСКИ ОПОЯСАННОМУ — Gabinus cinctus — это тога, таким образом наброшенная на спину, что один ее конец, снова вытянутый из-за спины, опоясывает человека. Ведь древние латины, когда еще не имели доспехов, воевали в этом роде одежды — в подпоясанных тогах; именно отсюда и говорят, что военные подпоясались (то есть подготовились к сражению — п. а.). С другой стороны, при объявлении войны консул пользовался ею, потому что когда Габии, город в Кампании, был принесен в жертву, то война сразу же закончилась; именно тогда граждане, подпоясанные в свои тоги, обратились от алтарей к сражениям и одержали победу, отсюда берет начало этот обычай» [латыньServ. Ad Aen. VII. 612: «CINCTVQVE GABINO “Gabinus cinctus” est toga sic in tergum reiecta, ut una eius lacinia a tergo revocata hominem cingat. hoc autem vestimenti genere veteres Latini, cum necdum arma haberent, praecinctis togis bellabant: unde etiam milites in procinctu esse dicuntur. hoc rursus utebatur consul bella indicturus ideo quia, cum Gabii, Campaniae civitas, sacris operaretur, bellum subito evenit: tunc cives cincti togis suis ab aris ad bella profecti sunt et adepti victoriam: unde hic ortusmest mos».]""
Можно подумать, в те времена было что подворачивать... Вся-то тога была с одеяло. Для иллюстрации этого экзотического подворачивания используют один-единственный рисунок, да и тот происходит из "Ватиканского Вергилия" - роскошной иллюстрированной рукописи, созданной около 400 г. н.э.
"Форумно-боевая" драпировка
Во время драк на форуме римляне пользовались тогой как щитом, наматывая какую-то её часть на левую руку. Хейзи даёт какой-то не слишком вразумительный вариант
Как по мне - достаточно было просто достать из-за спины заднюю лицинию (протянув её сбоку из-под мышки левой руки) - и, соответственно, намотать.
___________
материалы - для служебного пользования
ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1267968500
капите велатио
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Genius_...
капите велатио тога вид сзади
commons.wikimedia.org/wiki/File:Roman_-_Genius_...