Неудачливый претендент на корону Литвы и вообще-то охулки на руку не клал - брал своё добро (выражаясь словами Мольера) там, где его находил.
""
Низложение императора Фридриха II папой Иннокентием IV в 1245 году вызвало серьёзный кризис в Священной Римской империи, несколько последующих десятилетий несколько человек было выбраны как Rex Romanorum, но ни один из них не был реальным правителем империи. В условиях такого междуцарствия Пршемысл Отакар, сын Вацлава I, в 1250 году захватывает находящиеся без правителя герцогства Австрию и Штирию, и провозглашает себя герцогом через год.
В 1253 году после смерти своего отца Пршемысл Отакар становится королём Богемии. Такое усиление вызывает ответную реакцию короля Венгрии Белы IV, который попытался захватить Штирию с Австрией, но был отбит в 1260 году в битве при Крессенбрунне. В 1268 году Пршемысл Отакар II подписывает договор о наследовании герцогства Каринтия с последним корутанским князем Ульриком III из Спанхеймов, включая Крайну и Истрию. С высоты такой мощи он претендует на имперскую корону, однако другие князья, подозрительно относясь к такому быстрому росту, в сентябре 1273 года избирают императором Рудольфа I Габсбурга.""
отсюдаоттуда же карта его владений и приобретений в Средней Европе (впечатляющая коллекция):
""Пржемысл Отакар был вторым сыном чешского короля Вацлава I и Кунигунды Швабской, внучки императора Фридриха I Барбароссы. После смерти своего старшего брата Владислава в 1247 году Пржемысл Отакар стал единственным наследником чешского престола.
При жизни отца Отакар управлял Моравией, а в 1248 году недовольные чешские аристократы предложили молодому принцу возглавить восстание против своего отца и получить корону чешского королевства. Вацлав I, однако, смог сдержать честолюбие своего сына и на короткое время даже посадил его в тюрьму. После освобождения активность Пржемысла Отакара II направилась в новое русло: в сторону Австрии.
После прекращения в 1246 году династии Бабенбергов в Австрии на несколько лет воцарилась анархия. Многочисленные претенденты на престол не пользовались популярностью у австрийского дворянства, попытки императора Фридриха II подчинить себе герцогство также провалились. Ситуацией воспользовались соседние государства — Чехия, Венгрия, Бавария, которые попытались отторгнуть часть приграничных территорий и периодически разоряли австрийские земли. В 1250 году желая урегулировать вопрос престолонаследия, австрийские дворяне избрали герцогом Австрии Пржемысла Отакара II. Отакар полагал, что имеет некоторые династические права на австрийский престол, поскольку Гертруда, племянница последнего австрийского герцога, была первый раз замужем за его братом Владиславом, умершим в 1247 году.
Отакар II вступил в Вену и в феврале 1252 года женился на пожилой уже Маргарите Бабенберг, старшей сестре последнего австрийского герцога и вдове германского короля Генриха VII из династии Штауфенов. Однако Гертруда, племянница Маргариты, также имеющая права на австрийский престол, вышла в это же время (1252 год) замуж за Романа, сына князя Даниила Галицкого, поддерживаемого венгерским королём. В результате началась длительная война за престол между Чехией и Венгрией. Войска Даниила Галицкого, отца Романа, вторглись в Чехию, а венгерская армия в Штирию. Пржемысл Отакар II был разбит у Опавы, однако Даниил Галицкий сам вскоре вышел из войны. В 1254 году между Чехией и Венгрией был заключён мирный договор, предусматривающий признание Отакара II герцогом Австрии и передающий Штирию Венгрии.
В 1253 году после смерти своего отца Пржемысл Отакар II взошёл на чешский престол. Воспользовавшись установлением мира с Венгрией, король в 1254 году предпринял по предложению папы римского крестовый поход на язычников Пруссии. Во время похода в январе 1255 года Отакар и Великий магистр Тевтонского ордена Поппо фон Остерна заложили орденскую крепость Кёнигсберг в нижнем течении реки Преголи. Установленные Отакаром дружеские отношения между Чехией и Орденским государством существовали вплоть до середины XV века.
В своих владениях король проводил политику централизации, опираясь на церковь и города, которым он предоставлял широкие привилегии. Это вызвало возникновение аристократической оппозиции режиму Отакара II. Однако первое время королю удавалось сдерживать оппозиционные настроения (так в 1265 году он приказал разрушить все баронские замки, построенные без королевской санкции) и с успехом заниматься расширением своего государства.
В 1260 году сословия Штирии восстали против венгерской власти, чем воспользовался Пршемысл Отакар II, разбивший армию венгров при Крессенбрунне и присоединивший саму Штирию к своим владениям.
В 1266 году король завладел графством Эгер (Хеб) на крайнем западе Чехии.
В 1269 году после смерти герцога Каринтии и Крайны Ульриха III, завещавшего свои владения Отакару, последний стал правителем этих герцогств.
В 1272 году король был назначен генерал-капитаном Фриули, что сделало его фактическим правителем Аквилейского патриархата и Истрии. В результате в начале 1270-х годов территория государства Пржемысла Отакара II стала охватывать огромную территорию от Судет до Адриатики.""
отсюдаannals.xlegio.ru/balt/small/ottakar.htmКовалев В.Н. Балтийские земли в политике короля Чехии Пршемысла Оттакара II (Крестовые походы в Пруссию в освещении анналов и хроник XIII—XIV вв.) // Вестник МГУ. История. 1998, № 6.
читать ""...
Крепость, построенная братьями в месте, указанном Пршемыслом, сыграла важную роль в истории Ордена. Одна из немногих она устояла в страшных испытаниях второго большого восстания прусских племен в 1260—1273 гг., когда владычеству Ордена на завоеванных ранее землях едва не пришел конец. Пршемысл, ставший к тому времени королем (на его коронации присутствовали двое епископов из Пруссии32)), не остался в стороне от развернувшейся борьбы и зимой 1267/68 гг. вновь пришел на помощь Ордену. В ту пору он был самым могущественным правителем Центральной Европы. После разгрома в 1260 г. под Крессенбрунном венгерского короля Белы IV и его союзников в руках Пршемысла оказалась вся Штирия. В том отчаянном положении, в котором находился Тевтонский орден в 1260-е годы, помощь столь сильного союзника представлялась неоценимой.
Активная проповедь нового крестового похода против балтийских язычников началась еще до восстания самих пруссов, сразу же после сокрушительного поражения, нанесенного литовцами войску крестоносцев у озера Дурбе (13 июля 1260 г.). 9 сентября того же года папа Александр IV отправил из Субиако сразу шесть посланий. Одно из них было адресовано Пршемыслу II. Папа просил его не чинить препятствий доминиканцам и францисканцам в проповеди на его землях крестового похода.33) Аналогичное послание предназначалось маркграфу Бранденбургскому.34) Четыре других письма были адресованы разного звания духовным лицам, а также самим францисканцам и доминиканцам.35) Проповедь оказалась более чем своевременной, так как вскоре после дня Св. апостола Матвея (20 сентября) началось «второе отступничество пруссов, которое длилось пятнадцать лет» (Петр Дусбургский).36) Спустя неполных четыре года новый папа Урбан IV обратился к чешскому королю, увещевая его сразиться с русскими «схизматиками» и литовцами, которые «вместе с татарами» угрожают Польше и Пруссии. При этом папа разрешал Пршемыслу оставить себе завоеванные у врага земли.37) [105]
Однако лишь спустя три года Пршемысл начал подготовку к выступлению в Пруссию. В первую очередь он заключил договор с Орденом (19 сентября 1267 г.), в котором признавал верховенство братьев на ранее занятых теми прусских территориях, а те, в свою очередь, обещали по мере сил помогать королю при овладении Галиндией, Ятвягией и Литвой.38) 1 ноября 1267 г. пражский епископ Иоанн предписал, чтобы средства, собранные и завещанные верующими ради спасения души в помощь Святой земле, были под угрозой отлучения переданы Тевтонскому ордену.39)
Вскоре поход состоялся, но оказался непродолжительным. По грамотам можно проследить, что 11 декабря 1267 г. Пршемысл еще находился в Праге, а к 16 февраля 1268 г. он уже вернулся туда.40) Впрочем, удивляет не это, так как Пршемыслу вообще не было свойственно подолгу задерживаться на одном месте. Интереснее другое: чешские повествовательные источники — как современные Пршемыслу II анналы, так и хроники эпохи Карла IV — почему-то умалчивают об этом походе. Составитель Пражских анналов находит более важным под 1268 г. отметить, что «предписал король Отакар выкопать в отдельных селениях ямы, в этих ямах поместить гуся или поросенка для ловли волков. И в этот же год предписал он обновить весы и меры и помечать их его знаком, чего прежде не бывало».41) Значимость подобных мероприятий, разумеется, сомнению не подлежит, но отсутствие упоминания о походе против язычников все же вызывает недоумение. Молчание чешских анналов и хроник объясняется, по-видимому, тем, что поход не принес Пршемыслу новых лавров, окончившись практически ничем. Король, вероятно, сам не хотел, чтобы анналисты писали о его безрезультатном предприятии. Однако имеются другие сообщения о его выступлении на помощь Ордену. В отличие от чешских, австрийские и другие южнонемецкие памятники, авторы которых после падения Пршемысла не были склонны чрезмерно возвеличивать своего былого правителя, содержат краткие известия об этом. Так, Цвельтенские анналы откровенно сообщают: «Король Отокар, созвав благородных людей Богемии, Моравии, Австрии и Штирии в поход, двинулся против Пруссии, где, однако, ничего достойного не совершил».42) Каринтийский хронист XIV в. Иоганн Виктрингский отмечает: «В год Господень 1267 Оттокар идет в Пруссию, но из-за разлившихся [106] вод, которые в тот год не замерзли, возвращается. Однако для отражения нападений язычников он строит крепкий замок, который зовется Королевской Горой, и передает его братьям».43) Иоганн смешивает (что по прошествии столь долгого времени неудивительно) события двух походов: 1254/55 и 1267/68 гг. Что же касается сообщения о разлившихся и незамерзавших водах, то стоит вспомнить, что впоследствии именно теплая зима и незамерзавшие воды постоянно мешали сразиться с литовцами Карлу IV.44) Невозможность вести в теплую зиму военные действия в болотистых землях Пруссии и Литвы сомнений не вызывает, но в данном случае, король имел, кажется, и другие, не менее веские основания для возвращения на родину.
Некоторые исследователи полагают, что у Пршемысла были в ту пору далеко идущие планы: создать свое государство на территории Литвы, а также преобразовать Оломоуцкое епископство в архиепископство с распространением его юрисдикции на новые земли в Прибалтике.45) Вопросу о повышении ранга Оломоуцкого епископства уделил в свое время особое внимание Я. Голл, оценивший его как первостепенный в тогдашней политике Пршемысла II по отношению к Тевтонскому ордену.46) В XIII в. Чехия и Моравия в церковном отношении подлежали юрисдикции майнцского архиепископа. Стремясь к повышению статуса своего королевства, Пршемысл хотел основать собственное архиепископство. Как уже отмечалось, оломоуцкий епископ Бруно Шауэнбургский был его другом и советником. В 1267 г. король обращается к папе Клименту IV (1265—1268) с просьбой преобразовать оломоуцкое епископство в архиепископство для Галиндии, Ятвягии и Литвы, ссылаясь при этом на то, что в свое время (при Мефодии) архиепископство в Моравии уже существовало.47) Ответ Климента был дан в Витербо 20 января 1268 г. Папа отказал королю в его просьбе.48) О настроениях папы король наверняка узнал через своих агентов еще раньше, чем получил официальное послание, содержание которого должно было сильно разочаровать его и, как следствие, вызвать утрату интереса к походу. И это несмотря на то, что в остальном папа предоставлял Пршемыслу [107] довольно широкие полномочия, в частности — право основать в завоеванных землях новую митрополию и восстановить королевский престол в Литве, павший после гибели Миндовга.49)
Интересы Пршемысла и Ордена не совпадали. «Полномочия» Пршемысла, дарованные ему Святым престолом, считавшим себя вправе по собственной воле распоряжаться землями «неверных», были достаточно неопределенными. Более того, чреватое различными превратностями завоевание Литвы было совершенно не нужно Пршемыслу. Вряд ли оно вообще было возможно. Попытки Тевтонского ордена подчинить литовское княжество, предпринимавшиеся на протяжении всего XIV в., как известно, успехом не увенчались. Не следует забывать, что в то время еще не была усмирена восставшая Пруссия, так что поход Пршемысла должен был, скорее всего, явиться одной из карательных акций — в стране, в отношении которой любые территориальные претензии со стороны чешского короля заведомо исключались, тем более что братья подписали с ним соответствующий договор (см. выше). Между тем Пршемысл Оттакар II был трезвым политиком. Совершая подвиги во имя веры и церкви, он не забывал о нуждах своего королевства и прочих подвластных ему земель. Основные его интересы были там. Ему не были, разумеется, чужды ни жажда славы, ни рыцарская доблесть, ни христианское рвение. Но славы он уже достиг, а в его рыцарственности и благочестии сомневаться не приходилось. Проявить себя достойным правителем и добрым христианином можно было не только с мечом в руке. Хорошо известна деятельность Пршемысла по основанию новых городов, замков, церквей и монастырей, в которой он за отведенную ему четверть века самостоятельного правления весьма преуспел.50)
От прусских дел должна была отвлекать Пршемысла и ситуация в Немецком королевстве, которое переживало фактическое безвластие. В 1257 г. было избрано сразу два короля — испанец и англичанин, с которыми никто не считался. Сын Конрада IV и внук Фридриха II, последний представитель «змеиного рода Штауфенов» (как называли их римские папы) Конрадин готовился к выступлению в Италию, чтобы отвоевать владения своих отца и деда, «пожалованные» папой брату французского короля Карлу Анжуйскому. Как неудача, так и успех Конрадина могли сильно повлиять на положение дел в империи. Достаточно сказать, что вместе с последним Штауфеном уходил юный Фридрих Баденский — последний законный претендент на отошедшее Пршемыслу «Бабенбергское [108] наследство». В любом случае в 1268 г. перед чешским королем открывались новые возможности для политических маневров и комбинаций. 4 декабря того же года бездетный герцог Каринтии и владетель Крайны Ульрих, приходившийся Пршемыслу двоюродным братом, назовет того наследником своих земель (Ульрих умер 27 октября 1269 г.).51) Вскоре в руки Пршемысла попадет небольшая область в Северной Италии — Порденоне, и его власть распространится вплоть до Адриатики.
Как участие Пршемысла в борьбе с язычниками на стороне Тевтонского ордена, так и причины, по которым он от этого участия отказывался, показывают, насколько сильно правитель Чехии был вовлечен в немецкие дела, стремясь играть в Германии того времени ведущую роль. Заботясь о своем королевстве, Пршемысл вовсе не стремился к разрыву сложившихся отношений с империей, хотя в условиях «interregnum» добиться этого было бы нетрудно. Напротив, он активно использовал те (возможно, мнимые) преимущества, которые давало ему нахождение Чехии в составе империи. Именно империя как фактор политической жизни Центральной Европы определяла его устремления и поступки. Другим важным фактором являлось папство. Свои политические инициативы Пршемысл стремился освятить авторитетом Святого престола. Проявляя качества незаурядного политика, Пршемысл, однако, постоянно находился в жестко заданной его предшественникам системе координат и не выказывал особого стремления из нее выйти. Возможно, в этом проявился свойственный ему реализм, возможно — личные склонности, а быть может, и своеобразный центральноевропейский «провинциализм» его мышления, неспособность, по словам Й. Яначека, подняться над «порочным кругом центральноевропейской политики».52)
Каковы бы ни были результаты походов Пршемысла II в Пруссию, польза от них для Тевтонского ордена очевидна. Выступление чешского короля в 1267/68 г. явилось одной из многочисленных акций светских правителей, приходивших на помощь Ордену в трудное для него время, и оказало братьям моральную поддержку в истребительной войне, которая велась в те годы на земле пруссов.53) [109]
...
1) Истории Чехии в правление Пршемысла Оттакара II посвящена обширная литература. Отметим следующие работы: Novotný V. České dějiny. D. I. С. 4; Rozmach České moci za Přemysla Otakara II. Praha, 1937; Žemlicka J. Stoleti posledních Přemyslovců. Praha, 1986; Kuthan J. Přemysl Otakar II. Kral železný a zlatý, kral zakladatel a mecenáš. Vimperk, 1993.
2) Goll J. Přemysla Otakara II. druhá výprava křižová a plán povýsiti biskupstvi olomoucké na arcibiskupstvi // Časopis Matice Moravské. 15. 1891. S. 102-136; Eiusdem. König Ottokars II. zweiter Kreuzzug // Mitteilungen des Instituts für österreichische Geschichtsforschung. 23. 1902. S. 236+239.
3) Novotný V. Op. cit.
4) Ясинский А.Н. Содействие чехов успехам германизации на берегах Балтийского моря. Юрьев, 1898.
5) О Тевтонском ордене и завоевании Пруссии см.: Ewald A.L. Die Eroberung Preußens durch die Deutschen. Bd. 1-3. 1872—1884; Tunder M. Der Deutsche Orden im Werden, Wachsen und Winken bis 1400 mit einem Abriß der Geschichte des Ordens von 1400 bis zur neusten Zeit. Wien, 1955; Boockmann H. Der Deutsche Orden: Zwölf Kapitel aus seiner Geschichte. München, 1981; Górski K. Zakon Krzyžacki a powstanie państwa pruskiego. Wroclaw etc., 1977; Biskup M., Labuda G. Dzieje Zákonu Krzyžackiego w Prusach. Gdańsk, 1986; Пашуmo B.T. Борьба прусского народа за независимость (до конца XIII в.) // История СССР. 1958. № 6.
6) Szymczak J. Przemysł Ottokar II, król czeski. Studium historyczno-genealogiczne // Prace komisji historii. IX. Bydgoskie Towarzystwo Naukowe. Seria C. N 16. Warszawa—Poznán, 1975. S. 76.
7) Codex diplomaticus et epistolaris regni Bohemiae (далее — CDB). T.V. Fasc I. Pragae, 1974. N 20. P. 57-58.
8) Preußsches Urkundenbuch (далее — PU). Bd.I.l. N 294. S. 219.
9) Кулаков В.И. Древности пруссов. VI—XIII вв. M., 1990. С. 44.
10) Biskup М., Labuda G. Op. cit. S. 151.
11) Momimenta Germaniae Historica (далее — MGH). Scriptores. T. 9. Hannoverae. 1851. P. 175.
12) Ibid. Р. 181-182.
13) PU. Bd.I.l. N 305. S. 227-228; CDB. T.V. Fasc.I. N 39. P. 81-83.
14) Die ältere Chronik von Oliva und die Schrifttaffeln von Oliva. Einleitung // Scriptores rerum prussicarum (далее — SRP). T.I. Leipzig, 1861. S. 643-668.
15) Dąbrowski J. Dawne dziejopisarstwo polskie (do roku 1480). Wrocław, 1964. S. 170.
16) Источники дают различное написание второго имени Пршемысла II.
17) SRP. T.I. S. 684-685. Еще одно современное известие о походе Пршемысла содержится в недавно открытом памятнике «Descriptio terrarum» (см.: Чекин Л.С. «Описание земель», анонимный географический трактат второй половины XIII в. // Средние века. M., 1993. Вып. 56. С. 203-225).
18) CDB. T.V. Fasc.I. N 235. Р. 364-366.
19) О хронике Петра Дусбургского см.: Pollakówna М. Kronika Piotra z Dusburga. Wrocław etc., 1968; Матузова В.И. Идейно-теологическая основа «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М., 1984. С. 152-169; Она же. «Хроника земли Прусской» Петра из Дусбурга в культурно-историческом контексте // Балто-славянские исследования. 1985. M., 1985. С. 102-118; Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М., 1997. Пер. В.И. Матузовой. {хронику см. здесь}
20) Ср.: Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg // SRP. Т. 1. P. 90-91.
21) Ibid. Р. 90.
22) Ibid. Р. 91.
23) Ibidem.
24) Ibidem.
25) Ibid. P. 90.
26) Саксонское зерцало. M., 1985. С. 103. {См. здесь}
27) Fiala Z. Počátky české ucásti v kurfiřstkém sboru // Sborník historicky. VIII. Praha, 1961. S. 64.
28) Novotný V. České dějiny. D.I. С. 4. S. 37-39.
29) Moraw P. Von offener Verfassung zu gestalteten Verdichtung. München, 1989. S. 209; Novotný V. Op. cit. S. 43-44.
30) Novotný V. Op. cit. S. 44-46.
31) Kuthan J. Op. cit. S. 26.
32) MGH. Scriptores. Т. 9. Р. 178.
33) PU. Bd.1.2. Königsberg, 1909. N 111. S. 101-102.
34) Ibid. N 112. S. 102.
35) Ibid. N 110. S. 99; N 113-115. S. 102-104.
36) SRP. T.I. P. 99.
37) PU. Bd.1.2. N 222. S. 166-167.
38) Ibid. N 268. S. 192; CDB. T.V. Fasc. II. N 514. P. 60-61.
39) PU. BD.1.2. N 270. S. 192; CDB. T.V. Fasc. II. N 521. P. 68-69.
40) SRP.T.I. S. 114.
41) MGH. Scriptores. T. 9. P. 180.
42) Ibid. P. 656.
43) SRP.T.l. S. 252.
44) Karel IV. Vlástní životopis // Kroniky doby Karla IV. Praha, 1987. S. 30, 43; Beneš Krabice z Veitmile. Kronika pražského kostela // Ibid. S. 203, 222; František Pražský. Kronika // Ibid. S. 127.
45) Češi a Poláčci v minulosti. D.l. Praha, 1964. S. 77.
46) Goll J. Přemysla Otakara II. druhá výprava křižová a plán povýšiti biskupství olomoucké na arcibiskupstvi // Časopis Matice Moravské. 15, 1891. S. 102-136.
47) Ibid. S. 106.
48) PU. Bd.1.2. N 278. S. 196-197.
49) Ibid. N 278. S. 196-197; N 279. S. 197-198.
50) См.: Kuthan J. Op. cit.
51) SzymczakJ. Op. cit. S. 77-78.
52) Janáček J. Český stát a Evropa v XIII. století // Folia historica bohemica. 1. 1979. S. 32-33.
53) Следует отметить, что после второго похода Пршемысла крестовых походов в Пруссию не было вплоть до похода ландграфа Дитриха Мейсенского (1272 г.). Война между пруссами и братьями в это время носила характер взаимных набегов (Biskup М., Labuda G. Op. cit. S. 182).""В общем, если верить выкладкам Ковалёва, в 1267/68 гг. за спиной П. едва ли стоял Орден.
Опираясь на прожектёрские и малореальные планы папства, П. преследовал собственные интересы (учреждение архиепископства), в то время как папа планировал посредством военных сил П. завоевать Литву, а Орден стремился с помощью инспирированного папой похода П. переломить ход прусского восстания. В этой истории все пытались использовать друг друга, на деле стремясь достичь не те цели, которые прокламировались явно.