www.hellenica.de/Griechenland/Geo/Phalassarna.h...
[Местонахождение.]

ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1343700495
Хаджидаки Э. Критское эллинистическое пиратство. // Вестник древней истории. 1992 г. № 2. С. 154—161. Перевод А. И. Иванчика.
[Очерк истории эллинистического пиратства и кратко - о раскопках Фаласарны.]
выдержки

mediterranee.revues.org/1892?lang=fr
Nicolas Carayon, Le cothon ou port artificiel creusé. Essai de définition | Defining the cothon or artificially dug harbour
[Статья на французском - рассматривается в ряду закрытых гаваней (котонов) Карфагена, Махдии, Мотии и нек. др. (можно скачать пэдээфку)]

seecrete.com/drevniy-gorod-falasarna/
[Тур. реклама - перевод стрёмный, но картинки и кое-какой фактаж.]

План раскопок


Реконструкция - похоже, довольно приблизительная, "рабочая" либо "творческая" (масса несовпадений с планом раскопок).


Одна из башен фаласарнских укреплений (реконструкция)


Рельеф на стеле с договором между Фаласарной и Полирренией (начало III в. до н.э.). Справа - Артемида-Диктинна, символизирующая Полиррению; слева - богиня-олицетворение Фаласарны (Бритомартис?), за её спиной - нос корабля. Он сходен с кораблями, изображенными на карфагенских монетах и рельефах (особенно - монета Гасдрубала Барки битая в Испании между 228 и 221 гг до н.э.; согласно Коннолли, это - квинквирема). Похоже, суда такого обликаа продолжали применяться до конца III века до н.э. Какие изменения они претерпели на протяжении следующих полутора веков - сказать трудно; но вряд ли принципиальные, учитывая консерватизм античных технологий и отсутствие за это время значительных изменений в военно-морской тактике и в боевых задачах критского флота. Разве что дизайн акростоля поменялся.

Согласно схеме Питасси (Roman Warships, Appendix I, таблица на стр. 177) квинквиремы, возникнув во второй четверти III веке до н.э., благополучно доживают до середины I в. н.э., после чего в течении полувека их значение сходит на нет. Только это я, наверное, мимо кассы, поскольку:
А) я не уточнял, согласен ли Питасси с Коннолли в том, что приведённый типаж на карфагенских монетах - именно квинквирема. В принципе-то, рядность вёсел могла и не влиять принципиально на общий вид носовой части судна.
Б) Да и зачем они пиратам, квинквиремы-то? Вряд ли их можно было ввести в Фаласарнскую гавань полтора метра глубиной... Там сподручнее как раз какие-нибудь, прости господи, гемиолии.
______________________
читать дальше