Андрей Олейников

Теория наррации О.М. Фрейденберг
и современная нарратология:
попытка сравнительного анализа
kogni.narod.ru/freiden.htm

«В античном понимании все «кажущееся» есть не голый мираж, а внешний аспект реально существующего, разновидность той же (говоря нашими, современными терминами) реальности… Антиномии бытия и небытия, добра и зла, истины и фикции получили в античности гносеологическое примирение в теории мимезиса. Мир имел «сущность» и «вид». Видом служил «образ». То, что он не складывался свободным вымыслом человека, а имел полное внешнее выражение подлинной сущности, подчиняло его «истине», делало аспектом ее и вместе с ней составляло единое неделимое целое». Художественный, «иллюзорный мимезис», по мысли Фрейденберг, является достижением более поздней эпохи: «Античность, впрочем, так и не выработала термина «иллюзии», который показал бы ее новые черты (у римлян «иллюзия» значит осмеяние, у греков ее заменяет «обман»); само воображение» еще долго понималось в конкретном смысле, как «отпечаток» в душе. См. Фрейденберг О.М. Образ и Понятие. // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978, С. 238.

kogni.narod.ru/op5.pdf

www.sno.pro1.ru/lib/freidenberg_mif_i_literatur...

www.sno.pro1.ru/lib/architectura/index.htm