Матузова В. И. Назарова Е. Л. Местные ленники в Пруссии и Ливонии в начале 14 в. (проблема заимствования или параллельного развития?) // Lituanistica, 1997, № 3 (31), С. 35-41...
конспективноСогласно старой, в основе своей немецкой историографии:
Местные (из прибалтийских племён) ленники ландесгерров не были генетически связаны с немногочисленной землевладельческой знатью прежней, ”докрестоносной” эпохи. Эта группа появляется во второй половине 13 – нач 14 в из-за настоятельной потребности власти в служилых людях [сравнить – период ”без пилигримов” в 1260-1304 гг]. Владения получали согласно ”ограниченному” феодальному праву (относится прежде всего к Ливонии). Пруссия опережала Ливонию в развитии, что и отразилось на разнице положения этой группы в двух регионах.
С. 36 Однако - ””Конкретный анализ письм и археологических источников позволяет говорить о том, что к началу завоевания процесс становления феод отношений в Восточноприбалтийском регионе достиг такой стадии, когда уже сложился достаточно большой слой землевладельцев как знатного, так и незнатного происхождения. Именно они обладали реальной политической и экономической властью, начиная от сельской общины и кончая административно-территориальными и раннегосударственными образованиями. Различия в уровне социально-экономического развития в разных частях региона были несущественными. Нет … оснований говорить об … опережении в развитии прусского общества.
С. 37 Включение местных землевладельцев в систему складывавшегося немецкого землевладения определялось тем, что они выполняли обязанности, ””по разным причинам не исполнявшиеся немецкими вассалами: военная служба в качестве командиров крестьянских вспомогательных отрядов, пограничная служба в глухих, удалённых от центра местах, курьерско-почтовая и переводческая службы … мобилизация соплеменников на строительные работы по возведению или реконструкции крепостей и т. п. Немецкие феодалы или не годились для таких служб, или отказывались выполнять их, как непрестижные.
...судя по жалованным грамотам, местные ленники в Ливонии появились уже в первое десятилетие 13 в … за 20 лет до начала завоевания Орденом Пруссии. Грамоты дают возможность проследить непосредственную преемственность между землевладельцами донемецкого времени и ленниками Ордена в последующие века.
В Ливонии две ведущие политические силы – рижское архиепископство и Ливонский Орден, уже со второй половины 13 в начали между собой вооруженную борьбу за гегемонию. Кроме того, фактически не прекращались пограничные конфликты на ливонско-русской границе. Ливонский Орден был втянут и в войну с литовцами - либо участвовал в завоевании литовских земель, либо отражал нападения их отрядов. Поэтому ливонским ландесгеррам были остро необходимы дополнительные силы, которые и образовали основной слой средних и мелких (в подавляющем большинстве немецких) ленников. В Северной Эстонии (владения датской короны) среди феодалов вообще преобладали ленники короля. Соответственно и потребность немецкого служилого слоя в земельных владениях в Ливонии постоянно возрастала. К середине 14 века возникла ситуация, когда свободных удобных для эксплуатации земель, которые можно было бы раздавать в лены, уже не осталось.
38 Под угрозой оказалось землевладение местных ленников. Поэтому ливонские ландесгерры были вынуждены выступать в роли защитников землевладения нужных им латышских и эстонских ленников. Однако рост владений (местных ленников) был практически невозможен. Известные нам ленные грамоты только подтверждали права на уже ранее принадлежавшие лены. Новые пожалования имели минимальные размеры. Латышские и эстонские ленники были частично вытеснены на неудобные земли.
Сохраняя постоянно вооруженную группу автохтонного населения, ливонские ланндесгерры шли на риск. В 1309 – группа куршских ленников выступила против Ордена вместе с литовцами. Во время восстания 1343-1345 гг именно ленники-эстонцы, скорее всего, встали во главе восставших. Но в конечном итоге измена части местных ленников не являлась роковой.
По-другому складывалась ситуация в Пруссии, где был лишь один ландесгерр, Немецкий (Тевтонский) Орден, гораздо более мощный в военном отношении. Настоятельной необходимости снабжать пришлых рыцарей землёй не было. В структуре феодального землевладения доля немецких ленников была меньше, чем в Ливонии, что позволяло дополнительно наделять землёй ленников-пруссов, на которых возлагали и ряд обязанностей, выполнявшихся в Ливонии немецкими ленниками. Минимальный лен в два гака часто встречался и здесь (как и в Ливонии), но имели место пожалования пруссам и гораздо бОльших земельных владений. Это способствовало росту собственности пруссов-земледержателей и их количества, делало их слой менее замкнутым; вместе с тем росла и опасность в случае их нелояльности.
Всё это сказывалось в формулах земельных пожалований в ленных грамотах.
39 Грамоты обычно подтверждали права ленника, обязанности фиксировались далеко не всегда. Пожалование лена могло и не сопровождаться составлением грамоты, а просто фиксировалось в поземельном реестре для определённой административно-территориальной единицы: пример – Эстляндский список Датской поземельной книги 40-х гг 13 в.
В Пруссии [чаще? обычно?] особо оговаривались условия, на которых давалось пожалование , оговаривались обязанности ленника. Помимо прав на десятину и барщину. Нередко подтверждалось право низшей юрисдикции над крестьянами, а иногда и ”большого суда” (в Ливонии в 14 в право ”большого суда” имели исключиткльно немецкие ленники Северной Эстонии)
Ленные грамоты вышеописанного типа появились в Пруссии после восстания 60-70х гг 13 в, в ходе которых прусская знать разделилась. Орден начал активно награждать свих верных сторонников [в том числе и за счёт проигравшей стороны, надо полагать]. Военно-политические условия способствовали тому, что на протяжении перв половины 14 в такая развёрнутая форма пожалования закрепилась в делопроизводстве. Отмечалась зачастую и возможность увеличения пожалования в случае участия в войне с литовцами.
Общие правила в Ливонии и Пруссии - передача лена по мужской линии, возможность продажи, обмена. Сдачи в аренду, право использовать труд зависимого крестьянства. Но последнее право в Ливонии 14 в практически не подкреплялось пожалованиями земли вместе с людьми; в Пруссии упоминания о пожалованиях земли с деревней и крестьянами – довольно часто.*
В Ливонии местные и немецкие ленники в начале 14 в имели, в целом, одинаковые землевладельческие права.
40 Местным ленникам разрешалось наследование по женской линии, согласно местному праву (немецкие ленники в это же время такого права не имели). Но в промежутке между второй четвертью 14 и началом 15 в местными ленниками это право было утрачено. Как раз на рубеже первой и второй четвертей 14 в в Ливонии появляются нормы ливонского рыцарского права [не совсем понятно употребление слова ”появится” по отношению к этим нормам – как же ранее регулировались отношения между немецкими ленниками?] . Всё это, а также экономическое противостояние делали практически невозможным смешение местных ленников с немецкими. В 13 и в начале 14 в такие переходы ещё имели место; позже в источниках зафиксированы лишь единичные случаи. Т. Обр., в Ливонии в течение 14 века начинается реальная потеря латышскими и эстонскими ленниками их землевладельческих прав, а грань между ними и немецкими вассалами становится практически непреодолимой. Это позволило с конца 15 в (развитие мызного хозяйства) немецким феодалам претендовать не только на владения, но и на личную зависимость бывших местных землевладельцев.
В Пруссии большинство пруссов получало землю по местному праву; согласно Кишпоркскому/Христбургскому договору 1249 г права наследования по женской линии они не имели. Но с конца 13 – начала 14 в Орден начал жаловать землю пруссам по Кульмскому праву, которое было и основным правовым установлением для свободного немецкого населения [ниже: ”с начала 14 в всё больше пожалований пруссам давалось по Кульмскому праву...” - то есть, видимо, это не сразу стало правилом и даже широкой практикой]. Составленное на основе фламандского права, оно допускало наследование и по женской линии – таким образом, прусские местные землевладельцы, в отличие от ливонских, получали возможность расширить свои владения и землевладельческие права. Это был существенный шаг к слиянию и ассимиляции.
Таким образом, при наличии сходных явлений, в Пруссии и Ливонии в первой половине 14 в складываются специфические
41 социально-политические и экономические условия. Следствием этого были и различные судьбы слоя землевладельцев из местного населения.
_______________________________________________________
* Однако ср.: ""Наконец, вопросы имущественных правоотношений у пруссов получили отражение и в Христбургском договоре. Пруссам гарантировались свобода приобретения любого имущества, полная свобода распоряжения движимым имуществом. Недвижимым имуществом пруссы также могли распоряжаться свободно в пользу равных себе пруссов, немцев и поморян, при условии, что ордену будет представлено достаточное поручительство в отношении подлежащей продаже вещи, а продавец не убежит к язычникам или иным врагам ордена. Кроме того, неофиты обещали не отбирать имущество у других неофитов иначе как по закону. В немногочисленных грамотах, пожалованных в рассматриваемый период отдельным прусским нобилям, говорится о передаче им земель с деревнями «в вечное и свободное владение», благодаря чему такие пруссы также становились вассалами ордена.
...
Вопросы наследственного права в прусских источниках решаются по-разному в зависимости от статуса наследодателя и наследников. Статья 10 КГ, адресованная прежде всего немцам, говорит о введении в крае наследования по фламандскому праву (hereditas flamyngicale). Это право было менее казуистичным, чем Магдебургское, в его положениях прослеживается более абстрактное представление об имуществе как совокупности обезличенных вещей. Оно было и более благоприятным для женщин: наследственные права супругов объявлялись равными, и в случае открытия наследства половину наследственной массы получал переживший супруг, а другую половину – дети. Введение фламандского права было типично для восточной немецкой колонизации в XII–XIII вв. Первопричиной его был значительный наплыв выходцев из Нидерландов в Восточную Европу. В параграфе подробно рассмотрен вопрос о содержании фламандского права и соотношении его с соответствующими нормами Магдебургского. Знакомство ордена с фламандскими обычаями могло произойти как непосредственно в Нидерландах, где у него были владения, так и в одной из многочисленных фламандских колоний в Восточной Европе. В диссертации сделана попытка определить область, где возникли описанные обычаи. Вероятно, их родиной была не только провинция Фюрнес, как считалось ранее, а более обширная область в полосе, протянувшейся с юго-запада на север Южных Нидерландов (север Артуа, Турнэ, Фландрия, север Брабанта). Важна еще одна особенность этих обычаев: в рассматриваемом регионе Нидерландов не было четкого противопоставления городского права земскому. Доминировавшие в этих землях города обычно воспринимали основные черты обычаев, вырабатывали официальную их редакцию и формировали дальнейшую практику их применения. В Кульмском праве граница между городским и земским правом также была достаточно расплывчатой. Вводя в Пруссии фламандское наследственное право, орден, по-видимому, учитывал не только наплыв в край фламандцев, но и специфику заселения в условиях военной экспедиции, чреватого значительным риском для колонистов. Описанный порядок наследования уменьшал вероятность появления выморочных наделов, невыгодных для суверена с фискальной точки зрения.
...
Еще одна категория жителей, чей статус получил отражение в анализируемых памятниках, – местное прусское население. Основным источником, определившим его правовое положение, стал Христбургский договор. Как уже упоминалось, он юридически закреплял свободу крещеных пруссов и предоставлял им довольно широкие имущественные права. Договор содержал ряд важных предписаний, касающихся соблюдения христианских брачно-семейных норм и воспрещал прежние обычаи (многоженство, продажу жен, переход купленной отцом жены к сыну после его смерти, обычай брать в жены мачеху, жену брата, женщин до 4-й степени кровного родства или свойства без разрешения церковных властей, обычай убивать и отвергать своих детей или позволять это другим).
В 1260 г. началось новое восстание пруссов (продолжавшееся до 1273 г.), в котором не участвовали только Кульмская земля и Помезания. Орден счел, что в связи с восстанием пруссы потеряли предоставленные им ранее привилегии и отныне он вправе в индивидуальном порядке решать вопрос о статусе и правах отдельных пруссов. Кульмская земля и Помезания не были затронуты восстанием, и им был сохранен привилегированный статус. Прусские привилегии имели основное значение для Помезании и нескольких смежных областей с компактным прусским населением. Жившие там пруссы имели личную свободу, право на ограниченное самоуправление под началом сельского старосты и привилегии в области наследственного права (члены семей, не призываемые обычно к наследованию, могли сохранить за собою доставшееся им имущество при условии уплаты властям специального налога). Именно в Помезании был составлен свод обычного права пруссов, известный под названием Помезанской правды и отражающий статус коренных жителей этой земли. В остальных землях пруссы не имели привилегированного статуса. Основная часть их оказалась в положении лично зависимых крестьян, которые несли тяжелые и юридически, как правило, не ограниченные повинности в пользу ордена и епископов (барщина, оброк, строительство замков, военная служба и др.)."" (отсюда)
Выводы М. и Н. о широких правах пруссов повторяются вот здесь, например
www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=32366...
и тоже без учёта того, что после восстания подавляющая часть пруссов была этих прав лишена.
_______________________________________________________
Из литературы - Paravicini W. (Паравичини) – о крестовых походах в Пруссию, 1989
Ага, вот он
www.histsem.uni-kiel.de/de/personalverzeichnis/...
А вот упоминавшийся труд
Paravicini W. Preussenreisen des europaischen Adels. Bd. I-II / Прусские походы европейской знати
Год: 1989, 1995
Издательство: Jan Thorbecke Verlag Sigmaringen
Первая часть.
daten.digitale-sammlungen.de/~db/0002/bsb000263...
Beihefte der Francia
Herausgegeben vom Deutschen Historischen Institut Paris
Band 17/1
Die Preußenreisen des europäischen Adels
von Werner Paravicini
Teil 1
Inhaltsverzeichnis
Dank
Kapitel I
Einführung
Kapitel II
Anfang und Ende
Kapitel III
Teilnehmer: geographisch
1. Das Reich deutscher Zunge
2. Das Reichsromania
3. Frankreich
4. Italien
5. Die iberische Halbinsel
6. Skandinavien
7. England
8. Schottland
9. Polen
Kapitel IV
Teilnehmer: Stand, Alter, Familien, Zahl
1. Stand
2. Alter
3. Familien
4. Zahl
Kapitel V
Hin und Zurück
1. Der Seeweg
2. Die Landwege
3. Jenseits von Preußen
4. Vor dem Aufbruch
5. Unterwegs
6. Die Gefahren des Weges
7. Reisegeschwindigkeit und Reisedauer
Kapitel V
In Preußen
1. Marienburg, Danzig, Elbing, Thorn
2. Königsberg
3. Die Königsberger 'Saison'
4. Freund und Feind
5. Der Ehrentisch
6. Gedächtnis
Verzeichnis der Tabellen
Abkürzungen
Literaturverzeichnis zu Band I
Пруссия и только Пруссия. Вместо второй части ерунда какая-то...
Примерно на ту же тему - из Урбана (Урбан Вильям Тевтонский орден 2003 г. (перевод - Румянцев П.), Глава 12: Финал в Ливонии, § 1. Ливонская война):(Урбан Вильям Тевтонский орден 2003 г. (перевод - Румянцев П.), Глава 12: Финал в Ливонии, § 1. Ливонская война):www.e-reading.co.uk/chapter.php/58773/108/Urban...
""...
Часто ошибочно считают, что крестоносцы обратили в крепостное рабство местное население сразу же после завоевания в XIII веке. В действительности же большинство местных крестьян оставались лично свободными до начала XV века, когда ряд общественных процессов начал снижать их статус до статуса крепостных. Возможно, самую важную роль в этой социальной революции играло уменьшающееся значение местных войск во время войны. Пока вражеские войска вторгались на территорию страны, как это постоянно происходило в XIII и XIV веках, ливонскому магистру приходилось полагаться на помощь местного ополчения для защиты замков и в открытых сражениях. Но как только Ливонский орден смог построить эффективную оборонительную систему, функции ополчения изменились, сведясь к строительству укреплений и подвозу припасов. Следующим важным изменением было развитие денежной экономики. У местного населения никогда не было денег, а уровень их жизни был просто жалким. Но даже при таком раскладе их оброк зерном всегда оценивался в денежном эквиваленте, и им часто приходилось занимать деньги в неурожайные годы. Попадая в долговую яму, они теряли свой прежний статус. Кроме того, в поместьях в качестве крепостных часто селили пленников. Так как число свободных крестьян постоянно уменьшалось, их уже невозможно было привлекать в пограничные районы, откуда литовцы и русские постоянно уводили рабочую силу. В результате этого владельцы поместий предпочитали заменять угнанных свободных крестьян крепостными. Вероятно также, что безземельные сыновья свободных крестьян соглашались работать на крепостнических условиях, оставаясь свободными, и со временем они смешивались с крепостными либо через браки, либо через «потерю статуса».
...""
Матузова В. И. Назарова Е. Л. Местные ленники в Пруссии и Ливонии... 1997
Матузова В. И. Назарова Е. Л. Местные ленники в Пруссии и Ливонии в начале 14 в. (проблема заимствования или параллельного развития?) // Lituanistica, 1997, № 3 (31), С. 35-41...
конспективно
Примерно на ту же тему - из Урбана (Урбан Вильям Тевтонский орден 2003 г. (перевод - Румянцев П.), Глава 12: Финал в Ливонии, § 1. Ливонская война):
конспективно
Примерно на ту же тему - из Урбана (Урбан Вильям Тевтонский орден 2003 г. (перевод - Румянцев П.), Глава 12: Финал в Ливонии, § 1. Ливонская война):