Джон Х. Линд. Религиозно-политические предпосылки ”Рукописания короля свейского Магнуша” по шведским и русским источникам (перевод с англ. С. Л. Никольского) // Древнейшие государства на территории Восточной Европы 1999г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М., ”Восточная литература” РАН, 2001
226 “Этот фактор [
продвижение финнов-саволяйсет в новгородские владения] поставил под сомнение лояльность Новгороду местных карел. Карелы, проживавшие по обе стороны границы, разумеется, говорили на одном языке и имели общие традиции; к тому же в процессе освоения Севера они перемещались с места на место. Принадлежность конкретному государству, по существу, определялась тем, кому они платили налоги. Однако если на западе лояльность карел Швеции основывалась также на общем католическом вероисповедании, то восточные карелы не имели подобной связи с Новгородом, поскольку православная церковь незначительно продвинулась по пути их христианизации.”
Прим. ”44” на той же стр.: ”Утверждение в Лаврентьевской летописи, будто князь Ярослав Всеволодович крестил почти всех карел в 1227 г,
на самом деле является позднейшей вставкой в первоначальный текст летописи. Об анализе соответствующих летописных текстов см.: Lind J. H. De russiske krøniker som kilde til kontakter i Østersøområdet // Det 22. nordiske historikermøte. Oslo 13-18 august 1994. Raport I: Norden og Balticum / K. Tønnesson. Oslo, 1994. S. 42-46. “
На норвежскøм, штоле? читать дальшеВ статье характеризуется положение на 14-15 вв. Взгляд (сам себе историография, так-то!) не совпадает с общим направлением отечественной трактовки вопроса. Которая, надо сказать, представляется довольно обобщённой; "кареловеды" механически воспроизводят пассаж летописи про "множество корел, мало не все люди", но её текстологического анализа или критики я что-то не припомню. Тут нужно разбираться; но пока, в целом, Линд на меня производит впечатление этакого увлечённого контрарианца-ниспровергателя.
Статья содержит небезынтересные разысканиия о возможных русских и шведских источниках ”Рукописания...” (в частности, ”Хроника Висбю”, Готланд); характеристику ситуации основания Валаамского монастыря ("ефремовская" версия); любопытную концептуальную трактовку ”Рукописания...” (”утончённая месть” королю-крестоносцу, который по божьей воле превратился в православного монаха и защитника неприкосновенности новгородских границ), в чём-то сопоставимо с иконами ”Знамение от иконы Богородицы” (сер. 15 в). Разбор текста в ряде мест излишне формалистичен.
пометки:
212 – Биргер руководит экспедицией в Хяме и Тавастланд в 1238/9 гг не в качестве ярла как такового, но как назначенный королём ”предводитель” (forman) лёдунга: ”...по шведским областным законам ярл ни в коей мере не являлся по рождению лидером военно-морской экспедиции, лёдунга. Скорее, сам король мог выбирать руководителем (forman) экспедиции, кого ему было угодно...”.
220-222 - ”Полная река” - не конкретный топоним, но определённый тип ландшафта, водной системы (морские или озёрные шхеры, финск. saaristo, шведск. Skargerd).
214 ”три дня и три ночи” - ?
www.heinzelnisse.info/
норвежско-немецкий
www.dokpro.uio.no/ordboksoek.html
толковый норвежский
Накадзава. Рукописание Магнуша. Исследования и тексты. СПб., 2003
[UPD]Уже есть
www.drevnyaya.ru/vyp/2010_1/part_2.pdf
Азбелев C. H. Версии основания монастыря на острове Валаам // ДР 2009 1
[здесь библиография дискуссии; о поздних (17) новгородских летописях]
-------------------------------------------------
наш и ненаш ответы Охотиной-Линд
www.kirjazh.spb.ru/biblio/skaz_kr/azbelev.htm
C.H. Азбелев, доктор филологических наук, Институт русской литературы
К вопросу о дате основания монастыря на Валааме
valaam.ru/ru/news/4281/
Дата возникновения Валаамского монастыря до сих пор не известна
Хейкки Киркинен, Профессор университета в Йоэнусу, Финляндия.
Перевод с финского Ю. Шикалова, н.с. Унивеверситета г. Йоэнсуу
---------------------------------------------
ответ на ответ
www.literary.ru/literary.ru/print.php?subaction...
БОБРОВ A. Г.
НЕУДАЧНЫЙ ПОХОД ПРОТИВ «СКАЗАНИЯ О ВАЛААМСКОМ МОНАСТЫРЕ» (ПО ПОВОДУ СТАТЬИ С. Н. АЗБЕЛЕВА)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 2006 Страницы: 277-281
"Наука" РАН (Санкт-Петербург)
---------------------------------------------
есть ещё и ответ на отве на ответ, но я его в сети не нашёл; может, это и к лучшему...
Азбелев С. Н. Напрасная попытка уберечь от критики анонимное сочинение о Валаамском монастыре: (по поводу статьи А. Г. Боброва) // Русская литература. - 2008 . - N 4. - С. 99-105
------------------------------------------------
------------------------------------------------
В этом же сборнике – Статья Шрамма о Коростене. Этнотопоним "Восточная Славянщина" меня потряс до глубины души.
--------------------------------
? Рябинин Е.А. От язычества к двоеверию (по археологическим материалам Древней Руси). //Православие в Древней Руси. Л. 1989
pskgu.ru/projects/pgu/storage/metami/metami02/m...
Назарова Е.Л. Крестовые походы за р. Нарву в XIII в.: планы и их реализация // Метаморфозы истории: Альманах. - Вена; Псков, 2002. - Вып. 2. - С. 21-42.