Могила посадника Михаила Федоровича
(Мастерская "Гранитные работы")
читать дальше(погребение №4)
У северной стены Мартирьевской паперти, в 40 см от нее и в 18 см восточнее лопатки с фреской «Константин и Елена» находится западный край каменного саркофага, сооруженного из плит темно красного местного ракушечника. «Дном гробницы служит большая (2.40 м длиной и 0,80 м шириной) плита, имеющая на расстоянии 8 см от края пазы, в которые впущены боковые плиты. Три боковые плиты (четвертая восточная не сохранилась) имеют высоту 50 см. Крышка гроба, очевидно, состояла из одной большой плиты, которая вся покрылась глубокими трещинами и распалась на отдельные куски. Крышка была скреплена с боковыми стенками четырьмя железными скобами, для которых в боковых стенках сделаны специальные углубления. Внутри каменной гробницы находилась колода очень плохой сохранности, а в ней костяк, несколько потревоженный. Череп был перевернут вниз лицом, нижняя челюсть лежала отдельно справа, ребра и позвонки были смещены и перемешаны. Неподалеку от черепа, с правой стороны, лежал камень (овальной формы булыжник). Вещей не обнаружено никаких». Верхняя плита гробницы залегает на глубине около 150—160 см от современного пола, низ — ниже уровня древнейшего пола.
Глубина залегания в данном случае не является показателем сугубой древности погребения. Под саркофагом были обнаружены фрагменты поливной глиняной золотоордынской чаши, в целом датируемой XIII— XIV веками. На то же время указывает материал саркофага – красный ракушечник, не употреблявшийся в строительстве в домонгольский период.
Историк датировал это погребение временем не позднее XIV в., не делая попытки дать ему конкретную атрибуцию.
...
Ага, вот это откуда:
Янин В.Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., «Наука», 1988
[Что-то ещё здесь есть об этом захоронении, надо найти:
www.opentextnn.ru/history/archaeology/library/p...
Т.Д. Панова. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков
Глава 2. Типология погребальных сооружений и намогильных памятников ]
С божией помощью, скачалЪ
Продолжение (вообще, это страницы 59-61):
Между тем имеются достаточные основания для достоверного определения личности погребённого. Захоронение явно не было владычным. Впущенный внутрь каменного саркофага деревянный гроб-колода содержал привезённое откуда-то со стороны тело, о чём говорит неестественный поворот черепа, который мог изменить своё положение только при перевозке, поскольку саркофаг после его захоронения не открывался вплоть до его обнаружения при раскопках. Золотоордынская чаша, найденная под каменным саркофагом, могла попасть под него только во время похорон. Хотя в целом керамика такого типа датируется XIII - XIV веками, однако вполне обиходными в аристократическом кругу Новгорода подобные предметы сделались начиная с конца второй трети XIII в.
Все эти признаки соответствуют летописному сообщению о погребении в Софийском соборе убитого в битве под Раковором 18 февраля 1268 г. новгородского посадника Михаила Фёдоровича: "Новгородци же стояша на костех 3 дни, и приехаша в Новъгород, привезоша братью свою избьеных, и положиша посадника Михаила у святои Софьи". Летописец сопровождает своё сообщение об этом исключительном случае (всего за всю историю Новгорода чести быть погребёнными в Софийском соборе удостоились лишь два посадника; первый из них - Степан Твердиславич похоронен в Мартирьевской паперти в 1243 г.) следующей сентенцией: "Буди, господе боже милостивыи человеколюбче, в оном веце стати со всеми угодившими ти от века, иже кровь свою проляша за святую Софью, живот свои отдавше честно".
стр. 194 План Софийского некрополя к концу первой трети XV в. (захоронение Михаила Фёдоровича обозначено цифрой 20)
стр. 18 План раскопа 1946 года в Мартирьевской паперти (по А. Л. Монгайту)