regionavtica.ru/articles/iz_kakoj_istoricheskoj...
читать дальше...
если предположить, что на этом месте могло быть уже начато строительство некоего укрепления, например, тем же самым князем Патрикием, то доведение строительства до конца в такой короткий срок становится вполне объяснимым.
В основе нашего предположения лежит летописная история противостояния части новгородцев с князем Патрикеем. Возможно, что недовольство карельских и ореховских горожан, поставленным князем было связано, именно со строительством крепости Яма. Все дело в том, что, Патрикию Наримантовичу за год, до описываемых событий, были переданы в кормление «Ореховъ город, Корельскыи город , и пол-Копорьи города и Луское село». За это кормление князь был обязан обеспечивать оборону северо-западных границ. В списке перечисленных городов особняком стоит некое Луское село. Вполне допустимо, что под названием «Луское село» может скрываться Лусский погост, который, по документам 1499 года, находился в верховьях Луги, на месте нынешней деревни Лугско. Однако, если следовать логике расположения предоставленных в кормление князю земель, то выбор этого Лугского погоста явно выбивается из логического ряда. Города Орешек, Корела, Копорье и их земли - все они расположены вдоль новгородских границ. Если брать Луское село в верховьях реки Луги, то оно находится всего в 30 километрах от Новгорода и более чем в 200 километрах от обсуждаемого места, что явно нелогично с точки зрения обороны границ республики. Если же представить село Луское в продолжение логической цепочки пограничных земель, то здесь есть возможность связать это село с обсуждаемым районом вблизи будущей крепости Яма.
Еще раз внимательно прочитаем летописное известие о строительстве и обратим внимание на следующую фразу «поспешением великого Михаила Архистратига». Более того, в описании событий 1444 года опять упоминается Михаил Архистратиг: «а города ублюде бог и святой архангел михаил, и не взяши его». Разгадка этого ребуса проста: таким образом упоминается символ города – архангел Михаил. В те далекие времена это была обычная практика – главный и древнейший храм города служил его небесным защитником. В Пскове – Святая Троица, в Новгороде – Святая София. В Яме это был Архистратиг Михаил, о котором и упоминают летописи. То есть получается, что на момент упоминания архистратига, который помог быстро возвести крепость, храм уже был построен и освящен. В ходе археологические раскопок 1971 года были найдены остатки храма, архитектурные особенности которого, по мнению новгородского архитектора-реставратора Г.М.Штендера, соответствуют архитектуре XIII века, с захоронением в алтарной части.
План церкви Михаила Архангела в крепости Яма (Схема взята из книги А.Н.Кирпичникова "Каменные крепости Новгородской земли")
Такая датировка смутила археологов, и они решили, что мастера, которые строили церковь, просто использовали стиль «ретро». Странное решение: крепость строить по новым технологиям, а церковь - по старым. И здесь можно вспомнить одно из значений слова «яма» - место захоронения. В летописи про сражение 1240 года у Ижоры сказано: «И паде Новгородцев: Константин Лукинич, Гюрята Пинешкиничь, Наместь, Дрочила, а всех 20… а Немецъ накладоше две ямы, а добрых повезоша два корабля…» . Есть и другие примеры летописных сведений, где «яма» обозначает общую могилу или кладбище: «Постави скудельню у Святых Апостолов в яме на Просьской улице». В то же время необходимо помнить, что Архангел Михаил почитался как покровитель князей и ратной славы и считался Архистратигом небесных сил, символом победы добра над злом. О сражениях на этой земле мы упоминали, когда говорили про Емь, а еще были походы Ливонского ордена, а также походы новгородцев на территорию ордена. Одно из крупных сражений на территории ордена (гораздо более важное, чем распиаренное пресловутое Ледовое побоище) - Раковорская битва 18 февраля 1268 года, где погиб новгородский посадник и 13 новгородских бояр. В битве участвовали псковичи под руководством Довмонта, были и княжеские дружины владимирцев и переяславцев. Обратная дорога на Новгород и во Владимир, как и несколько столетий спустя, пролегала именно здесь, через нынешний Кингисепп. Из Летописи известно, что тела погибших были увезены с места битвы, многие новгородцы были доставлены в Новгород, а посадника Михаила Федоровича похоронили у стен святой Софии. До Владимирского княжества везти тела убитых было далековато. Поэтому было достаточно оснований предать земле тела погибших на русской, а не датской земле, с установкой церкви архангела Михаила у возвращающихся войск, среди которых был и сын Александра Невского князь Дмитрий. Его отряд, кстати, нанес решающий удар по ливонцам. Кроме того в составе войск были и сыновья великого князя Ярослава – Святослав и Михаил. Найденное захоронение двух мужчин в алтаре только подтверждают эту гипотезу, поскольку обычай ставить церковь над захоронением знатных людей практиковалась в то время, а одновременное захоронение двух мужчин - явно следствие насильственной смерти. Именно от этих захоронений и стали это место звать Ямой – т.е. братской могилой погибших в бою.
Однако вернемся к недовольству князем Патрикеем жителей Корелы и Орешка. Его вполне можно понять: в 1349 году у шведов отбили Орешек, в 1377 году поход был на Оулу, а шведы все равно закрепились в тех землях, провоцируюя постоянные пограничные стычки, которые требовали повышенной боевой готовности. Вполне возможно, что жители Орешка и Корелы не хотели своими силами укреплять удаленные от них земли, оставляя себя без средств к обороне, учитывая, что этот труд князь Патрикий и не собирался оплачивать. Попытки разобраться с князем на месте закончились неудачей и конфликт продолжился в центре, де междуусобица продолжалась три недели. Славенский конец Новогорода (самая богатая, торговая часть Новгорода) был на стороне князя, а остальные новгородцы во главе с тысяцким - против. И на этом противостоянии было принято решение – новгородцы строят крепость за свой счет, другие крепости самостоятельно отвечают за вверенные им территории, а князю отдаются в кормление другие города. Вот и написал летописец – «поставиша город камен на Луге, на Яме». То есть в летописи указан факт возведения каменных стен крепости.
Косвенным доказательством такого развития событий служит тот факт, что после того как была построена крепость, новгородцы применили и оригинальную систему обеспечения горожан. Чтобы новые горожане не думали о хлебе насущном, занимаясь самостоятельным землепашеством, и даже не зависели от прихоти центра, им были отданы в общественную собственность целые деревни. Так, 96 ямчан владели на праве совместной собственности селом Ямская Весь в 64 двора (ныне деревня Ямсковицы) и селом Наровское, четыре ямчанина владели деревней Кленно, восемь собственников было у деревни Орел, в которой было всего шесть дворов, пять владельцев было у деревни Лусское Место (ныне Большой Луцк), а также в собственности были деревни Падога, Стехнов Котел, Сольское болото и Кошкино. Среди этих владельцев своеземельцев были и сапожники, и лучники, а также представители прочих типично городских профессий.
Безусловно, мы не знаем подробностей реального развития событий, но представленная нами версия, основанная на разрозненных фактах, позволяет объяснить и быстроту постройки крепости, и причины смуты в Новгороде против литовского князя в 1384 году.
Кроме этой, наиболее интересной и логичной версии, для соблюдения объективности, необходимо привести еще одну гипотезу образования названия города, которая связано с еще одним значением слова ям - почтовая станция. Появилось это слово в русском (и, кстати, в староэстонском) языке благодаря татарскому нашествию. Такой гипотезы образования наименования города придерживается и профессор А.Н. Кирпичников По мнению Кирпичникова, высказанному в книге «Каменные крепости новгородской земли» в разделе Ямгород мы прочитаем «…сообщил о закладке «города камена» на р.Луга, «на яме». Под последней можно разуметь дорожную станцию, находившуюся возле речной переправы ».
Однако эта гипотеза вызывает сомнение по целому ряду моментов. Во-первых, дорожные станции, которые были введены ордынцами, располагались на внутренних коммуникациях, а не на границе. Во-вторых, есть все-таки небольшая разница в названии: Яма – как называли город много лет - или Ям. В-третьих, на территории Новгородской республики того периода, особенно на границах, неизвестны другие населенные пункты с названием «ям», более того, уже упомянутые Ямсковицы назывались Ямская Весь, т.е. чувствуется явное подчинение к названию города, а не к обозначению почтовой станции.
Хотя, если быть объективным, место для торгового и перевалочного пункта здесь хорошее - именно здесь начинаются пороги на реке Луга, что делает невозможность прохода судов выше по течению и требуется перевалка на сухопутную дорогу на Новгород.
Итак, какой вывод можно сделать на основе тех сведений и фактов, что мы собрали воедино? По нашему мнению, на высоком берегу Луги до 1384 года была каменная церковь Архистратига Михаила, поставленная во второй половине XIII века, в память по погребенным здесь воинам, погибшим в Раковорской битве. И на этом месте уже в 1383 году начали строить укрепление, но бросили, в результате конфликта с присланным князем Патрикием. А достроили эту крепость за 33 дня сами новгородцы и назвали ее так, как называли это место до и во время двухнедельных споров в Новгороде, коротко и со смыслом - Яма.
Александр Потравнов
Татьяна Хмельник