Хрусталёв, "Северные крестоносцы", второй том, на стр. 133:
У Урбана это описание на стр. 73 (в сетевой публикации, в пэдээфе;не знаю, эта ли страница на бумаге); поход вырван из контекста. Зато на предыдущих страницах - про авантюру Гунцелина Шверинского, разворачивавшуюся в это же самое время.
[UPD] Тут капитан Очевидность как бы подсказывает мне что это неспроста: Урбан опирался на Роуэлла (???), а тот, в свою очередь, видимо - на "Ливонскую хронику" Германа Вартберга:
""В 1268 г. Димитрий, русский король (князь), собрал многотысячное войско и смело двинулся в Вирланд, опустошая его грабежем и пламенем. Безстрашно и, мужественно вышел против него преосвященный Александр, епископ дерптский, с вассалами своей церкви, орденскими братьями из Феллина, Виттенштеена и Леаля и их людьми и вассалами [1268 18 февраля], равно как и с вассалами короля датскаго, между тем как магистр Оттон сражался у Двины с литовцами. В битве бывшей при Магольнской церкви пал преосвященный епископ Александр с двумя орденскими братьями; а народ, собранный в войско, избил при вторичном столкновении у какой-то речки 5,000 русских и обратил остальных в бегство (см, в конце прим. 3 ) [1268 23 апреля].
Магистр Оттон же был убит литовцами на льду с 52 орденскими братьями и 600 христианами, при Карусцене в Вике, в день св. Юлиании (16 февраля).
В 1270 г. после этой битвы некий брат Андрей исполнял должность магистра в Ливонии. И он также пал вместе с 20 орденскими братьями в том же году в битве с литовцами.""
(по изданию: Чешихин-Ветринский Е.В., Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II.Страница 83. Ливонская хроника Германа Вартберга. 1879.Рига.)
У Чешихина с Ветринским даты, натурально, по старому стилю.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЯ ПРИМЕЧАНИЯ (Составлены по данным, изложенным в третьем томе "Истории России"
Соловьева).
третье примечание
...Мир продолжился до 1262 года. В этом году русские князья — брат Невскаго, Ярослав, и сын Дмитрий вместе с Миндовгом литовским, Трейвитом жмудским и Тевтивилом полоцким уговорились (в первый раз тут русские заключили союз с литовцами) ударить вместе на орден. Миндовг явился под Венденом, но, не дождавшись русских, возвратился в Литву, опустошив страну. Русские, по удалении литовцев, осадили старую отчину свою Юрьев, взяли и сожгли посады, забрали много полону и товара всякаго, но юрьевской крепости взять не могли, потому что был город Юрьев, как выражается летопись, тверд в три стены, и множество людей в них всяких, и оборону себе пристроили на город крепкую.
Русские вышли из Ливонии. Лет 5 прошло, в течении которых не было ни мира, ни войны:ни ливонцы не переходили псковских и новгородских земель, ни русские не нападали на земли орденския. В это время, сильный усобицы происходили в Литве, и один из литовских князей, по имени Довмонт, с дружиною и целым своим родом, явился в Псков, принял православие и имя Тимофея, и был посажен псковичами на стол св. Всеволода. Довмонт скоро прославился удачными походами на своих хищных единоплеменников, на Литву.
В 1267 году новгородцы собрались было итти па литовцев, но дорогою раздумали, пошли за Нарову на Раковор...
И Данилевский туда же: "...на второй день..."
И снова о Раковоре, гы-гы...
haermaunne
| понедельник, 01 октября 2012