inha.revues.org/3949Les deux statues d’enfant en bronze (Cap d’Adge) : étude iconographique et technique(Benoît Mille, Loretta Rossetti et Claude Rolley (†), avec la collaboration de David Bourgarit, Edilberto Formigli et Michel Pernot)
Статья на французском (по-французски я не читаю, в лучшем случае могу подпись к картинке перевести - так что дальше не изложение статьи, а мои собственные наблюдения и соображения). Бронзовая статуя 1 века до н.э. из Археологического музея Янины (северо-запад Греции, исторический Эпир) изображает пяти-шестилетнего мальчика, примерно в половину натуральной величины (75 см). Существует предположение, что это - Цезарион (Птолемей XV Филопатор Филометор Цезарь, 23 июня 47 до н. э. — 23 августа 30 до н. э., сын Клеопатры VII и Юлия Цезаря) в детские годы.
об одеждеВеликолепно виден покрой туники - все швы, их оформление, равно как и те места, где швов не было (левый бок - туника пошита из одного куска ткани). Плащ - прямоугольный, из грубой ткани, судя по всему - сагум или сагулум, что выглядит весьма уместно на статуе сына Цезаря, который (Цезарь, а не сын) заявился в Александрию именно в военном плаще. Отлично видно, каким образом фибула закалывает ткань плаща.
Два угла плаща за спиной снабжены "грузиками", третий угол, видимо, не сохранился (?), четвёртый пристёгнут спереди к фибуле и не виден. На прорисовке я попытался реконструировать плащ (вид сзади), гипотетически восстановив отсутствующий (возможно) угол с третьим грузиком:

Авторы статьи считают, что этот плащ - македонская хламида. Думаю, это ошибка. Македонская хламида имела полукруглую (или близкую к ней) форму.
media-cache-ec0.pinimg.com/originals/9d/42/19/9...
www.pinterest.com/pin/298222806544549831/
art.thewalters.org/detail/25406/mercury/
www.flickr.com/photos/telemax/3470745095/
(особенно хорошо видно на последней)
www.pbase.com/bmcmorrow/image/131620829
www.pbase.com/bmcmorrow/image/131620837
Прямоугольную форму в классическое и раннеэллинистическое время имела фессалийская хламида (но её носили по-другому).
hetairoi.de/wp-content/uploads/2014/05/528165_4...
В статье плащ мальчика сравнивается с плащом на конной бронзовой статуэтке Александра, найденной в Геркулануме
1.bp.blogspot.com/_hupBE3S1Dg8/SZgmTYnt9mI/AAAA...
Вот вид сзади (гравюра Франческо Чеппароли по рисунку Джованни Казановы, 18 век)
www.alexanderstomb.com/main/imageslibrary/misc/...
Версия статьи - три угла (четвёртый срезан - поэтому-де не виден третий грузик за спиной), кавалерийский плащ, аналогии - конный Александр из Геркуланума, эфеб/Александр из Агда, бронзовая статуэтка Деметрия из Геркуланума и одна из статуй "дара Даоха" в фессалийской сокровищнице в Дельфах (около 337 г. до н.э.).
www.flickr.com/photos/orange27/2896106080/sizes...
Даох I, сын Агия
www.flickr.com/photos/orange27/2895257023/sizes...
Акноний, сын Апара
Даох II как-то не попадается.
литература - Heuzey 1922, p. 138 (там и далее Хейзи ссылается всё на тех же Плутарха и Плиния, рассуждающих о плане Александрии Египетской, который имел "форму македонской хламиды");
Saatsoglou-Paliadeli 1993. (C. Saatsoglou-Paliadeli, “Notes on the Chlamys and the Krepides”, The Journal of Hellenic Studies 113, 1993, p. 143-145.).
В общем, мне по-прежнему представляется, что македонская хламида имела скорее полукруглую форму, а в плаще на статуе мальчика я склонен видеть скорее сагум (или сагулум).
На ногах - маленькие изящные сандалии, украшенные спереди накладками в виде листа. На правой лодыжке - двойной браслет-змейка. На голове - своеобразный головной убор в виде узкой лопасти, укреплённой одним концом на макушке (видны тонкие тесёмки, которыми г.у. подвязывался к волосам) и спускающейся до лба, на который свисали подвески (утрачены, остались лишь отверстия для них). Лопасть украшена орнаментом в виде перуна (крылатого пучка молний).
Уши у пацана проколоты.Ввиду нежного возраста изображённого, всерьёз говорить о его сходстве с кем-либо не приходится.
Если считать статую принадлежащей Цезариону, то, исходя из его возраста, она изготовлена в 42-41 г до н.э. Предположительно можно связать её с мерами по привлечению Клеопатрой на свою сторону Марка Антония после битвы при Филиппах (42 год). Именно в этом случае был бы уместен римский военный плащ-сагум (как напоминание об отцовстве Цезаря). Браслет-змейка и, возможно, сандалии, украшенные листьями дионисова плюща (?) символизировали связь мальчика с птолемеевской династией.
Антоний, в силу тех или иных причин, усиленно настаивал на отцовстве Цезаря (Светоний, "Божественный Юлий", 52, 2 : ""Марк Антоний утверждал перед сенатом, что Цезарь признал мальчика своим сыном, и что это известно Гаю Матию, Гаю Оппию и другим друзьям Цезаря"").
Делал ли он это до встречи в Тарсе или (что вероятнее) после - не так уж и важно. В первом случае Клеопатра заранее могла уяснить, каким козырем для неё являлся Цезарион и должна была задействовать его в операции "Ладья Афродиты". Во втором случае можно было бы сказать, что усилия Клеопатры имели место и не пропали втуне.
Следует оговорить, что существует альтернативная версия времени рождения Цезариона (после смерти Цезаря, не позднее 20 июля 44 года до н.э.), разработанная Каркопино (Points de vue sur l’impérialisme romain (P., 1934. P. 141 ff.) и подробнее в: Carcopino J. Passion et Politique chez les César. P., 1958. P. 30—56).
Подробнее см.
статью Ахиева, примечание 6.
Робер Этьен всецело разделяет мнение Каркопино, принимая даже гипотезу об отцовстве Антония. Мне трудно судить об обоснованности всех доводов Каркопино. Могу сказать лишь, что, по моему мнению, он излишне доверчив к тем придворным историкам Августа (Гай Оппий, Николай Дамасский), которые по его прямому заказу во что бы то ни стало отрицали отцовство Цезаря.
Каким образом статуя могла оказаться в Эпире? В числе прочего, можно вспомнить, что там располагались обширные владения Помпония Аттика. Он был тонким ценителем искусства и находился в неизменно хороших отношениях почти со всеми крупными политическими фигурами того времени. Как ни удивительно, он умудрялся поддерживать дружбу и с Антонием (отчимом Цезариона) и с Октавианом (захватившим Египет и, таким образом, ставшим наследником всего имущества Клеопатры). Октавиан Август принял в свой "линьяж" детей Клеопатры от Антония и даже обеспечил их дочь Клеопатру Селену троном вассального царства в Мавретании. Но Цезариона, как слишком опасную фигуру, он предпочёл устранить. Поэтому появление "нежелательной" статуи в провинциальном Эпире вполне логично, кто бы ни был её владельцем.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%82%D0%BE%D0%BB%...historica.ru/index.php?showtopic=11139&st=0&p=5...ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1304421097#...ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1302763614www.flickr.com/photos/73632227@N02/sets/7215763...Галерея на фликре
читать дальшеwww.flickr.com/photos/73632227@N02/7413322670/i...
туника
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413321870/i...
туника - шов на плече
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413312020/i...
вид снизу (под тунику)
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413322450/i...
туника - все швы, сандалии сбоку, как ткань плаща проколота фибулой
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413320396/i...
плащ - фибула
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413322304/i...
плащ - определённо прямоугольный, сагум или сагулум, с грузиками на двух углах (третий не сохранился, четвёртый пристёгнут к фибуле)
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413320108/i...
сандалии-правый
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413319712/i...
левый
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413319026/i...
сзади
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413319324/i...
браслет
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413318480/i...
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413318022/i...
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413317740/i...
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413310494/i...
головной убор
La tresse axiale du sommet de la tête recouverte d’un large ruban à pendeloques (disparues). Ce ruban est décoré du foudre ailé.
Центральная прядь, спускающаяся с макушки головы вперёд, накрыта широкой лентой с подвесками (утраченными). Лента украшена крылатым перуном.
© Arc'Antique, J.-G. Aubert.
www.flickr.com/photos/73632227@N02/7413316636/i...
схожий головной убор (каменная детская головка с Фасоса, Лувр)
Tête de fillette découverte à Thasos 2ème moitié du IIe siècle av. J-C., musée du Louvre, inv. MA 4204.
_____________________________________
БИБЛИОГРАФИЯ К СТАТЬЕ:
A’ sunedrio ellhnwn arcaiologwn 1967 : A’ sunedrio ellhnwn arcaiologwn, D. Lazaridis (éd.), plaquette de l'exp., Athènes, 1967.
Adamski et Pernot 2008 : F. Adamski, M. Pernot, Technological Study of Antique Large Bronze Repairing Patches from the Gallo-Roman Site of Barzan (France), communication non publiée au colloque International Symposium on Archaeometry, Sienne, Italie, mai 2008.
Akurgal 1987 : E. Akurgal, Griechische und römische Kunst in der Turkei, 1987.
Amedick 1991 : R. Amedick, „Die Kinder des Kaisers Claudius. Zu den porträts des Tiberius Claudius Britannicus und der Octavia Claudia“, Mitteilungen des Deutschen Archäologischen instituts. Römische Abteilung 98, 1991, p. 373-395.
Andreae 1998 : B. Andreae, Schönheit des Realismus. Auftaggeber, Schöpfer, Betrachter hellenistischer Plastik, Kulturgeschichte der antiken Welt, vol. 77, Mayence, 1998.
Andreae 2003 : B. Andreae, Antike Bildmosaiken, Mayence, 2003.
Arcaia Makedonia 1988-1989 : Arcaia Makedonia. Ancient Macedonia,
cat
. exp., Melbourne, Brisbane et Sydney, 1988-1989.
Arnaud, Barbery, Biais, Fargette et Naudot 1985 : D. Arnaud, J. Barbery, R. Biais, B. Fargette, P. Naudot, Propriétés du cuivre et de ses alliages. Techniques de l'ingénieur. Matériaux métalliques, M4640, 1985, 49 p.
Azema et Mille 2010 : A. Azema, B. Mille, « La grande sculpture antique en bronze assemblée par soudage par fusion », Soudage et techniques connexes, mars-avril 2010, p. 20-22.
Azema, Mille, Echegut et DeSousaMeneses (soumis) : A. Azema, B. Mille, P. Echegut, D. De Sousa Meneses, “An experimental study of the welding techniques used on the Greek and Roman large Bronze Statues”, Historical metallurgy.
Azema, Mille, Pilon, Birolleau et Guyard (accepté
: A. Azema, B. Mille, F. Pilon, J.-C. Birolleau, L. Guyard, « Étude archéométallurgique du dépôt de grands bronzes du sanctuaire gallo-romain du Vieil-Evreux (Eure) », Archéosciences.
Bérard-Azzouz 2008 : O. Bérard-Azzouz (dir.), Musée de l’Éphèbe, catalogue des collections d’archéologie sous-marine, Agde, 2008.
Bewer, Bourgarit et Bassett 2008 : F. Bewer, D. Bourgarit, J. Bassett, « Les bronzes français (xvie-xviiie siècle) : notes techniques », dans G. Bresc-Bautier, G. D. Scherf (éd.), Bronzes français de la Renaissance au siècle des lumières, Paris, musée du Louvre – Somogy, 2008, p. 28-41.
Blanc-Bijon 2012 : V. Blanc-Bijon avec la collaboration d’Y. Coquinot, « L’emblema d’Apollon et de Marsyas (Cap d’Agde) : Étude iconographique et technique – analyses des matériaux », dans « Bronzes grecs et romains, recherches récentes » — Hommage à Claude Rolley, INHA (« Actes de colloques »), 2012, [En ligne], mis en ligne le 08 juin 2012, consulté le 21 juin 2012. URL : inha.revues.org/3902.
Böhm 1994-1995 : S. Böhm, „Zwei Erotenstatuetten“, in Das Wrack. Der antike Schiffsfund von Mahdia, G. Hellenkemper Salies (dir.), cat. d'exp., Rheinisches landesmuseum, Bonn, 1994-1995, p. 505-513.
Bol 1972 : P.C. Bol, Die Skulpturen des Shiffsfundes von Antikythera Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Athenische Abteilung, supplément 2, 1972.
Bouillon 1810-1821 : P. Bouillon, Musée des antiques, dessiné, gravé et terminé à l'eau-forte par Pierre Bouillon, avec des notices explicatives par Jacques Bins de Saint-Victor, Paris, 1810-1821, 3 vol.
Bouquillon, Descamps, Hermary et Mille 2006 : A. Bouquillon, S. Descamps, A. Hermary, B. Mille, « Une nouvelle étude de l'Apollon Chatsworth », Revue archéologique, no 42 (2006/2), 2006, 227-261.
DOI : 10.3917/arch.062.0227
Bourgarit et Mille 2003 : D. Bourgarit, B. Mille, “The elemental analysis of ancient copper-based artefacts by Inductively-Coupled-Plasma Atomic-Emission-Spectrometry (ICP-AES): an optimized methodology reveals some secrets of the Vix Crater”, Measurement Science and Technology, 14, 1538-1555.
Bourgarit et Mille 2010 : D. Bourgarit, B. Mille, « La grande statuaire en bronze au C2RMF : méthodes et études de cas », dans M. Joubert (éd.), Conférence autour du métal, (École des beaux arts de Tours, 9 février 2010), Tours, 2010, p. 51-69.
Brea et Cavalier 2001 : L.B. Brea, M. Cavalier, Maschere e personaggi del teatro greco nelle terracotte liparesi, Rome, 2010.
Carapanos 1878 : C. Carapanos, Dodone et ses ruines, Paris, 1878.
DOI : 10.3406/crai.1877.68389
Catalogue raisonné des figurines 1954-1986 : Catalogue raisonné des figurines et reliefs en terre-cuite grecs, étrusques et romains, S. Mollard-Besques (dir.), cat. exp., Paris, musée du Louvre, 1954-1986.
Caumont, Margarit, Mille, Piccardo et Rolley 2006 : O. Caumont, X. Margarit, B. Mille, P. Piccardo, C. Rolley, « Un bras d'empereur romain en bronze à Essegney (Vosges) », Revue archéologique de l'Est, t. 55, 2006, p. 173-195.
Craddock 1977 : P. T. Craddock, “The composition of the copper alloys used by the Greek, Etruscan, and Roman Civilizations 2, The Archaic, Classical and Hellenistic Greeks”, Journal of archaeological science, 4, 1977, p. 103-123.
Darblade-Audoin et Mille 2008 : M.-P. Darblade-Audoin, B. Mille, avec la collaboration G. d’Alfonso, O. Tavoso, « Le pied de bronze colossal de Clermont-Ferrand », dans Monuments et mémoires de la fondation Eugène Piot, tome 87, Paris, Académie des inscriptions et belles-lettres, 2008, p. 31-68.
Denti 1991 : M. Denti, AIONArch 13, 1991, p. 133-188.
Despinis, Stephanidou-Tiberiou et Voutyras 2003 : G. Despinis, T. Stephanidou-Tiberiou, E. Voutyras, Katalog der Skulpturen des Archäologischen Museums Thessaloniki, vol. 2., Thessaloniki (en grec), 2003.
Drescher 1958 : H. Drescher, Der Überfangguss: ein Beitrag zur vorgeschichtlichen Metalltechnik, Verlag des Römisch-Germanischen Zentralmuseums, 1958, 192 p.
Formigli 1984 : E. Formigli, «Dua Bronzi da Riace», Bolletino d'arte, serie speciale 3, 2 vol., 1984, 231 et 341 p.
Formigli 2012 : E. Formigli, «La datazione tecnologica dei grandi bronzi antichi : il caso della Lupa Capitolina», dans « Bronzes grecs et romains, recherches récentes » — Hommage à Claude Rolley, INHA (« Actes de colloques »), 2012, [En ligne], mis en ligne le 21 juin 2012, consulté le 21 juin 2012. URL : inha.revues.org/3956.
Formigli et Willer 1994 : E. Formigli, F. Willer, „Wirbelstrom-Messungen am Agon“, Das Wrack, Band 2, 1994, p. 991-993.
Furtwängler 1900 : A. Furtwängler, Die Antiken Gemmen, Liepzig-Berlin, 1900.
Goell et Sanders 1996 : T.B. Goell, D.H. Sanders, The Nemrud Dagi. The Hierothesion of Antiochus I of Commagene, Winona Lake, 1996.
Gonzenbach 1969 : V. Gonzenbach, „Der griechisch-römische Scheitel-schmuck und die Funde von Thasos“, Bulletin de correspondance hellénique 93, 1969, p. 886-945.
Hahl et Gonzenbach 1960 : L. Hahl, V. Gonzenbach, „Zur Erklärung der niedergermanischen Matronendenkmäler“, in Bonner Jahrbücher des Rheinischen Landersmuseums in Bonn und des Vereins von Altertumsfreuden im Rheinlande, 1960, p. 9-49.
Heilmeyer 1996 : W.-D. Heilmeyer, Der Jüngling von Salamis: Technische Untersuchungen zu römischen Grossbronzen, P. von Zabern, 1996.
Hermary et Markou 2003 : A. Hermary, E. Markou, « Les boucles d’oreilles, bijoux masculins à Chypre et en Méditerranée orientale (viie-ive siècle avant J.-C.) », Cahier du Centre d’Etudes Chypriotes 33, 2003, p. 211-236.
Herrmann 1988 : J.J. Herrmann, “Genius in Eastern Anatolian Costume”, in The Gods Delight. The Human Figure in Classical Bronze, A.P. Kozloff et D.G. Mitten (dir.), cat. exp., The Cleveland Museum of Art, Cleveland, 1988, p. 288-295.
Heuzey 1922 : L. Heuzey, Histoire du costume antique d’après des études sur le modèle vivant, Paris, 1922.
Hill 1949 : D.K. Hill, Catalogue of Classical Bronze Scultpure in the Walters Art Gallery, Baltimore, 1949.
Huguenot 2008 : C. Huguenot, La Tombe aux Érotes et la tombe d'Amarynthos, Eretria XIX, 2 vol., Gollion, Infolio, 2008, 279 et 149 p.
Kaltsas 2002 : N. Kaltsas, Sculpture in the National Archaeological Museum, Athens, Athènes, 2002.
Koukouli-Chrysanthaki 1964 : C. Koukouli-Chrysanthaki, “B’ Philippoi Anaskaphai”, Archaeologikon Deltion 19, 1964, p. 372-374.
Krumeich 2001 : R. Krumeich, „Dokumente orientalischen Selbstbewusstseins in Rom“, Bonner Jahrbücher des Rheinischen Landesmuseums in Bonn und des vereins von Altertumsfreunden im Rheinlande 201, 2001, p. 69-92.
Kyrieleis 1975 : H. Kyrieleis, Bildnisse der Ptolemäer, Berlin, 1975.
Kyrieleis 1990 : H. Kyrieleis, „Bildnisse des Kaisarion. Zu Siegelabdrücken aus Nea Paphos“, in Akten des XIII. Internationalen Kongresses für Klassische Archäologie, Berlin, Mainz, 1990.
Kyrieleis 1996 : H. Kyrieleis, „Ptolemäische Porträts auf Siegelabdrücken aus Nea Paphos (Zypern)“, Archives et sceaux du monde hellénistique-Archivi e sigilli del mondo ellenistico, Bulletin de correspondance hellénique, supplément 29, Turin, 1993 ; rééd. Paris, 1996, p. 315-320.
La Gloire d’Alexandrie 1998 : La Gloire d’Alexandrie, cat. exp., (musée du Petit Palais), Paris, 1998.
Lahusen et Formigli 2001 : G. Lahusen, E. Formigli, Römische Bildnisse aus Bronze, Kunst und Technik, Munich, 2001, 560 p.
Les Macédoniens 1995 : Les Macédoniens. Les Grecs du Nord et l’époque d’Alexandre le Grand, cat. exp., Musée d’archéologie méditerranéenne, Marseille, 1995.
Linfert 1992 : A. Linfert, Die antiken Skulpturen du Musée municipal de Châteaux-Gonthier, Monumenta artis Romanae, vol. 19, Mayence, 1992.
Long 2012 : L. Long, « L’épave des Riches Dunes à Marseillan : autopsie d’un contexte archéologique sous-marin encore mystérieux », dans « Bronzes grecs et romains, recherches récentes » — Hommage à Claude Rolley, INHA (« Actes de colloques »), 2012, [En ligne], mis en ligne le 11 juin 2012, consulté le 21 juin 2012. URL : inha.revues.org/3912.
Macurdy 1932 : G.H. Macurdy, “A note on the Jewelry of Demetrius the Besieger”, American Journal of Archaeology 36, 1932, p. 27 f.
Marabelli et Medori 1991 : M. Marabelli, M. Medori, «Il metodo delle “Eddy-Currents” per l’esame strutturale dei monumenti in bronzo», Materiali e Strutture 1, 3, 1991, p. 111-120.
Marti-Clercx et Mille 2002 : V. Marti-Clercx, B. Mille, « Nouvelles données sur la répartition des ateliers producteurs de vases anthropomorohes : la nature de l'alliage peut-elle déterminer la provenance ? », dans A. Giumlia-Mair (éd.), Bronzi antichi: produzione e tecnologia, atti del XV Congresso internazionale sui bronzi antichi (organizzato dall'Università di Udine, sede di Gorizia, Grado-Aquilieia, 22-26 maggio 2001), Grado-Aquileia, Monographie intrumentum, 2002, p. 385-392.
Mattusch 1988 : C.-C. Mattusch, Greek Bronze Statuary: From the Beginnings Through the Fifth Century BC, Cornell University Press, 1988, 246 p.
Mattusch 1996 : C.-C. Mattusch, The Fire of Hephaistos: Large Classical Bronzes from North American Collections, Harvard University Press, 1996.
Mille 2007 : B. Mille, « Etude technique du cheval de bronze de Neuvy-en-Sullias », dans Le Cheval et la danseuse, à la redécouverte du trésor de Neuvy-en-Sullias, C. Gorget et J.-P. Guillaumet (éd.), cat. exp., (musée des Beaux-Arts d'Orléans du 13 mars au 26 août 2007), Paris, Somogy, 2007, p. 88-99 et 264-265.
Mille et Azema, à paraître : B. Mille, A. Azema, « Nouvelles données de laboratoire sur l'Éphèbe d'Agde », dans O. Berard-Azzouz (éd.), De l'Éphèbe à l'Alexandre d'Agde, à paraître.
Mille, Gajda, Demange, Pariselle, Coquinot, Porto, Tavoso et Zink 2010 : B. Mille, I. Gajda, F. Demange, C. Pariselle, Y. Coquinot, E. Porto, O. Tavoso, A. Zink, « Hawtar’athat, fils de Radaw’il du lignage de Shalalum, une grande statue de bronze du royaume de Saba’ (Yémen) », dans Monuments et mémoires de la fondation Eugène Piot, tome 89, Paris, Académie des inscriptions et belles-lettres, 2010, p. 5-68.
Morrow 1985 : K.D. Morrow, Greek Footwear and the Dating of Sculpture, Madison, 1985.
Mudronja, Jaksic, Fazinic, Bozicevic, Desnica, Woodhead et Stos-Gale 2010 : D. Mudronja, M. Jaksic, S. Fazinic, I. Bozicevic, V. Desnica, J. Woodhead, Z. A. Stos-Gale, “Croatian Appoxiomenos alloy composition and lead provenance study”, Journal of archaeological science, 37, 2010, p. 1396-1402.
DOI : 10.1016/j.jas.2009.12.043
Nilsson 1957 : M.P. Nilsson, The Dionysiac Mysteries of Hellenistic and Roman Age, Lund, 1957.
Palagia 2003 : O. Palagia, “The Impact of Ares Macedon on Athenian Sculpture”, in S. Tracy (dir.), The Macedonians in Athens, 322-229 B.C., Oxford, 2003, p. 140-151.
Panos 1985 : P. Panos, Ta sphragismata tis aitolikis Kallipoleôs, 1985.
Papapostolou 1977 : I. A. Papapostolou, ArchDeltion 32, 1977.
Perdrizet 1908 : P. Perdrizet, Fouilles de Delphes, dans Monuments figurés. Petits bronzes, terres-cuites, antiquités diverses, vol. V., Paris, 1908.
Polito 1998 : E. Polito, Fulgentibus armis. Introduzione allo studio dei fregi d’armi antichi, Xenia antiqua, Monografie, vol. 4, Rome, 1998, p. 91-95.
Praschniker 1922-1924 : C. Praschniker, „Muzakhia und Malakastra. Archäologische Untersuchungen in Mittelalbanien“, Jahreshefte des Österreichischen Archäologischen Institutes in Wien 21/22, Beiblatt, 1922-1924, p. 166.
Queyrel 2003 : F. Queyrel, Les Portraits des Attalides : fonction et représentation, Bibliothèque des Ecoles françaises d’Athènes et de Rome, vol. 308, Paris, 2003.
Richter 1968 : G.M.A. Richter, The Engraved Gems of the Greeks, Etruscans and Romans, Edimbourg, 1968.
Rolley 1968 : C. Rolley, « Les cultes égyptiens à Thasos : à propos de quelques documents nouveaux », Bulletin de correspondance hellénique 92, 1968, p. 198-219.
DOI : 10.3406/bch.1968.2207
Rolley 1970 : C. Rolley, « Nattes, rubans et pendeloques », Bulletin de correspondance hellénique 94, 1970, p. 551-565.
DOI : 10.3406/bch.1970.4874
Rolley 2006 : C. Rolley, „Kleopatras Kinder“, in Kleopatra und die Caesaren, B. Andreae (dir.), cat. exp. (Hambourg), Hirmer, 2006, p. 164-175.
Rühfel 1984 : H. Rühfel, Das kind in der griechischen kunst, Mayence, 1984.
Saatsoglou-Paliadeli 1993 : C. Saatsoglou-Paliadeli, “Notes on the Chlamys and the Krepides”, The Journal of Hellenic Studies 113, 1993, p. 143-145.
Schmidt 1969 : E. Schmidt, „Ein römischer Grabpfeiler in Basel (aus Sammlung Züst)“, in W.H. Schuchhardt (dir.), Antike Plastik, vol. 6, Berlin, 1969, p. 95-109.
Smith 1917 : A.H. Smith, “A Bronze Figure of a Youth in Oriental Costume”, The Journal of Hellenic Studies 37, 1917, p. 135-139.
DOI : 10.2307/625471
Smith 1988 : R.R.R. Smith, Hellenistic Royal Portraits, Oxford, 1988.
Stanwick 2002 : P.E. Stanwick, Portraits of the Ptolemies. Greek Kings as Egyptian Pharaohs, Austin, 2002.
Thompson 1982 : D.B. Thompson, “A Dove for Dione. Studies in Athenian Architecture, Sculpture and Topography. Presented to Thompson H.A.”, Hesperia, supplément 20, 1982, p. 155-162.
Trillmich 1976 : W. Trillmich, Das Torlonia-Mädchen. Zu Herkunft und Entstehung des Kaiserzeitlichen Frauenporträts. Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch. Historische Klasse, 3 Folge, vol. 92, Göttingen, 1976.
Tsimbidou-Avloniti 2005 : M. Tsimbidou-Avloniti, Makedonikoi taphoi ston Phoinike kais ton Agio Athanosio Thessalonikis, Athènes, 2005.
Vorster 2007 : C. Vorster, „Die Epoche des späten Hellenismus. Die Porträts und rundplastischen Gruppen“, in P. Bol (éd.), Die Geschichte der antiken Bildhauerkunst III, Hellinistische Plastik, Mainz am Rhein, Ph. von Zabern, 2007, 273-330.
Weill Goudchaux 2000 : G. Weill Goudchaux, «La sottile strategia religiosa di Cleopatra», in Cleopatra regina d’Egitto, S. Walter et P. Higgs (dir.), cat. exp., (Fondazione Memmo), Rome, 2000, p. 109-117.
Zimmer 1993 : G. Zimmer, «Tecnologia delle fonderie del bronzo in età ellenistica», in E. Formigli (éd.), Antiche Officine del Bronzo, materiali, strumenti, tecniche, Siena, Nuova Immagine, 1993, p. 51-69.
________________
www.academia.edu/4947393/The_Representation_of_...
The Representation of Children on Classical and Hellenistic Tombstones from Ancient Macedonia
by Myrina Kalaitzi
www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article...
Recenti testimonianze iconografiche sulla kausia in Macedonia e la datazione del fregio della caccia della II tomba reale di Vergina
Anna Maria Prestianni Giallombardo lien Dialogues d'histoire ancienne lien Année 1991 lien Volume 17 lien Numéro 17-1 lien pp. 257-304
proteus.brown.edu/zimmerman/1793
литература по древней одежде - много
makedonia-alexandros.blogspot.ru/2014/03/the-ma...
histara.sorbonne.fr/cr.php?cr=642
Про выкидыш Клеопатры я ничего не думаю, с этим историографическим кунштюком незнаком; подозреваю, что это попытка помирить
мальчиковобе концепции, да?Я вообще, разбираясь с этой дискуссией (чей Цезарион и когда он родился), смог сделать из неё один-единственный уверенный вывод: "чума на оба ваши дома!". )))
Ф пишет: возможность того, что эта загадочная ремарка относится ко второму ребёнку Цезаря и Клеопатры, подкрепляется упоминаниями о неримских детях Цезаря и внесенным им положением в завещании о сыне, который мог бы родиться у него.
Да уж, мне тоже было как-то не очень приятно её читать.
Мне кажется, что строить целые концепции на такой оговорке - довольно рискованно. Мало ли чего там Цицерон хотел бы насчёт царицы...
П.С.: Флетчер я не читал, я читал Каркопино и Ахиева.
Флетчер - это типа меня тётенька, у неё науч-поп с переходом в завывания. Версия ею явно взята из более серьёзной литературы. Но если завещание по-моему как раз обычное, то закон действительно, того, подозрительный.
Хотел бы поделиться с вами своим свежим опытом поиска качественного автосервиса в Оренбурге. После множества попыток, я наконец нашел то место, которым действительно остался доволен — AutoLife.
Что мне особенно понравилось в АвтоЛайф, так это индивидуальный подход каждого специалиста этого сервиса. Мастера не только с учетом всех требований решили проблему с моим автомобилем, но и предоставили ценные советы по его дальнейшему обслуживанию.
Мне кажется важным поделиться этой информацией с вами, так как знаю, насколько непросто порой найти действительно надежный сервис. Если вы ищете проверенный автосервис в Оренбурге, рекомендую обратить внимание на AutoLife, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Берёзка, 20, корп. 2. Они работают без выходных, с 10 до 20 часов, и более подробную информацию вы можете найти на их сайте: https://autolife56.ru/.
Надеюсь, мой опыт окажется полезным для кого-то из вас. Буду рад почитать ваши отзывы, если решите воспользоваться услугами AutoLife 56.
Ремонт системы кондиционирования
Ссылки для ознакомления
Рекомендация: выдающийся автосервис в Оренбурге - сервис AutoLife56 Познакомьтесь о автосервисе AutoLife: почему стоит выбрать нас в обслуживании автомобилях в Оренбурге Выбор лучшего автосервиса в Оренбурге завершился успехом: автосервис AutoLife Узнайте больше о автосервисе AutoLife: наши сильные стороны в уходе за автомобилях в Оренбурге Предложение: выдающийся автосервис в Оренбурге - АвтоЛайф 56 76876ad
eroscenu.ru/?page=4033
eroscenu.ru/?page=44874
eroscenu.ru/?page=32445
eroscenu.ru/?page=44778
eroscenu.ru/?page=29457
eroscenu.ru/?page=33667
eroscenu.ru/?page=49967
eroscenu.ru/?page=26092
eroscenu.ru/?page=34203
eroscenu.ru/?page=46465
eroscenu.ru/?page=264
eroscenu.ru/?page=13933
eroscenu.ru/?page=29344
eroscenu.ru/?page=22699
eroscenu.ru/?page=38333
eroscenu.ru/?page=10020
eroscenu.ru/?page=44704
eroscenu.ru/?page=5133
eroscenu.ru/?page=33701
eroscenu.ru/?page=28001
культурные ссылки технологические ссылки социальные ссылки научные ссылки модные ссылки эксклюзивные ссылки спортивные ссылки гастрономические ссылки важные ссылки популярные ссылки ad26fb4