воскресенье, 19 января 2014
Маленькие секреты
большого секса доброго рыцарского удара
не удержался, поредактировал...citadelblog.ru/kak-sidet-ili-osnovnye-principy-...читать“Как сидеть”, или основные принципы работы в рыцарском седле второй половины 14 столетья
20.03.2011 Roman
В ярком разнообразии мира российской исторической реконструкции уже не редкость коллективы людей, занимающиеся конной работой, будь то турниры всадников, показательные выступления на лошадях или просто любознательные попытки разобраться «как же оно было на самом деле» на близлежащей конюшне. К последним, относятся и активисты нашего клуба, которые уже не первый год пытаются прикоснуться к забытому исскуству верховой езды средневековья. И сейчас мы затронем основные принципы посадки и движения всадника в седле.
Первое, что необходимо в этом интересном и непростом деле – реконструкция рыцарского седла. Конечно, к концу 14 века разнообразие седел довольно велико, большинство из них имеют много общего со своими предшественниками - седлами 11, 12 и 13 века. Решающим отличием, однако, стало превращение «глубокого» седла в «высокое», что позволило уменьшить травмоопасность и существенно увеличить силу удара. Это хорошо видно при сравнении посадки 13 и 14 века на изображениях.

Мы остановимся на разновидности стоячего или высокого седла 14 столетия, именуемом Hohsattel. Оно имеет специфическую конструкцию, определяющую для посадки, движений при разнообразных аллюрах лошади и во время ведения боевых действий. Если верить изобразительным и скульптурным источникам, то с первой трети 14 столетья до самого конца средневековья устройство такого седла не претерпело значительных изменений. Коротко говоря, оно состояло из так называемых “полок”, которыми опиралось на спину лошади, высоких лук (передней и задней) и «живца» - детали, соединяющей луки. Эта деталь помещена внутрь матерчатой подушки, набитой сеном, сверху - покрышка из кожи. Подробнее все это можно рассмотреть , к примеру, на сохранившемся седле Генриха V (1422 г.)

Опробовав подобное седло в деле, мы осознали, насколько безуспешными были попытки понять средневковую верховую езду на современных спортивных, строевых и казачьих седлах…

Посадка в рыцарском седле прямая, такое ощущение, что даже не сидишь, а стоишь, опершись на стеночку (высокую заднюю луку). Сам наездник находится высоко над крупом лошади, что позволяет ему совершать любые манипуляции оружием, не боясь, к примеру, мечом отсечь уши своему четвероногому другу… Что касается копья, то и его становится удобно переносить справа налево и вниз при атаке пешего противника.На ногах воины средневековья носили шпоры - с их помощью, легким касанием при повороте стопы, можно было отдавать команды коню, при этом вовсе не надо было вонзать их в бока лошади…

При движении на аллюрах предпочтительнее выбирать либо шаг, либо галоп, ибо рысь может быть весьма утомительной, смягчать вибрации конечно можно засчет люфта в щиколотке, но тем не менее…
Бытует мнение, что рысью широко начали пользоваться позднее, когда требовалось сохранение строя при передвижении и маневре, ибо на галопе зачастую одна лошадь идет быстрее другой.Поскольку основным оружием рыцаря считается копье, копейные сшибки на войне тоже не были редкостью. При сшибании на копьях, всадник подает свой корпус вперед, ноги в стременах тоже уходят вперед и ассоциация со стоянием опершись на стеночку становится еще более устойчивой. Воин упирается задней поверхностью бедра в высокую заднюю луку седла и получается мощнейший удар копьем, в который вкладывается вес несущейся на галопе лошади. Вниманию тех любителей, что работают на строевых седлах – ни в коем случае не упирайтесь задом в взаднюю луку седла, ибо тогда вместо мощнейшего удара копьем, получится мощнейший перелом копчика.

При ударе нередко копье ломалось… Считается, что на средневековых турнирах умелым всадником был тот воин, который преломил больше копий…
Приняв к сведению эти основные моменты, можно успешнее приблизиться к реконструкции средневековой верховой езды, чего всем и желаю.""
____________________________________
Здесь ещё кое-что в каментах.
Здесь о щите. Плюс статейка демонстрирует, что были и другие варианты посадки (что естественно).
Здесь более развёрнуто об этом типе посадки. На некоторых изображениях заметно, что ноги довольно широко разведены в стороны.
""Моё мнение: посадка была разной. Как и сёдла. Говорить, что вот, де, это "рыцарская" посадка, а это нет - не очень грамотно, т.к. "Мировой Школы Тру Рыцарской Посадки" небыло.
По изображениям: разведенные ноги при работе с мечом (и при ударе копьём вниз)- следствие вставания в стременах. То, что они при этом отведены вперёд - вполне естественно. Попробуйте встать в стременах резко, на короткий промежуток времени (ну, что - бы ударить мечом) и, для сохранения равновесия, ноги двинутся чуть в перёд. В целом же, классическая посадка, когда линия пятка - плечо всадника перпендикулярны земле - есть вещь сложная, достигающаяся путём систематических тренировок. Если - же посадить в седло человека, незнающего о ней, то его ноги будут,в той или иной степени, отведены вперёд.
Езда совсем стоя (когда, простите, зад оторван от седла) - это, по моему, ересь. Т.е., конечно, полевой галоп - это да, но вот воевать так - это очень сомнительно. При сшибках (даже без высокой задней луки) всадник всё равно упирается (как было верно замечено) в седло задней стороной бёдер. Энергия удара, в таком случае, как бы переносится на корпус лошади. На изображениях из Манесского кодекса видно, что иногда от богатырского удара рыцаря, лошадь его противника садилась (делаем, конечно, скидки на преувеличения и всё такое...).
О времени боя: я думаю, что собственно, куда либо скакать рыцарям в полных доспехах долго не приходилось. Ни на турнире, ни на войне.""
отсюда
""Седло по строению (провоцирует "стоячую" посадку) очень близко к такому виду седел, как казачье. Опять же налицо длинные "опущенные" крылья (аналог выездковому). Из картинки видно, что всадник в большей степени именно "стоит", т.е. сравнивая с современной классической посадкой (упор в согнутое колено, опущенная пятка, основной вес всадника покоится на седалище), роль колена выполняют внутренние мышцы бедра, а именно за счет высокой полки седла всадник "зажимает" лошадь, как прищепка. Бо'льшая площадь прилегания внутренней части бедра к седлу ("усиленное закрепление" всадника) облегчает всаднику совершать манипуляции верхними конечностями, в том числе и корпусом. Так основной вес всадника именно за счет вытянутых (разогнутых в коленях) ног находится как раз на уровне бедер. Вытянутые ноги более напряжены, чем согнутые в коленях, т.е., образно выражаясь, напряжены естесственным путем только за счет этого самого выпрямления, тут уж задействованы большинство мышц ноги, всадник крепче сидит. Поэтому можно и мечом, и копьем, и т.д. (хоть пудовой гирей) помахать, и шлем на голове без доп.нагрузок для поясницы поносить. НО! Попа рыцаря не должна быть "оторвана" от седла! Всадник сидит, при том, что основной вес приходится на бедра. Стремя имеет функцию подпорки ноги (само стремя лучше закреплено на ноге также с опущенной пяткой, если пятка задирается - стопа "скатывается" вниз, и всадник теряет "подпорку" ноги), но, опять же повторюсь, основной вес человека+доспехов на бедрах!
По поводу полноты лошади: данное седло вполне подойдет и для "широкоспинной" лошади. Естесственно, размер седла должен быть индивидуален для каждой особи (размер спины, высота холки и т.д.). А сама поднятая часть (подушка?) может быть узкой, по размеру седалища рыцаря. Хочется сказать, что высокая холка лошади имеет тенденции к быстрому травмированию при неправильной седловке, а невысокая ("плоская") - к "сворачиванию" седла при ударе.
Это седло больше подходит для кратковременного использования (для боев, тренировок), а вот в дальний поход на таком отправляться не рекомендую. Вытянутые ноги в коленях будут нести лишнюю нагрузку. Естесственная посадка человека на лошади с минимальными энергозатратами - это все-таки с согнутыми ногами и опущенной пяткой (как противовес упору колена), основной вес покоится на седалище.""
отсюда
Ещё здесь интересно, но не прочитал пока.
www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=13369...
www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=32225...
Здесь - изображения и детали сёдел, подобных седлу на статуэтке св. Георгия из Метрополитен-музея, ок. 1380-1400 (что на первой картинке в статейке). В целом, впечатляет. Немного настораживает то, что гугление слова "Hohsattel" принесло не слишком впечатляющие результаты.
Интересно, когда начали вот так привставать над задним упором (лукой)? Для того, чтобы выработать привычку и сформировать специфическую посадку, а затем подогнать под неё устройство седла, нужно было (рассуждая умозрительно) некоторое время. И, сдаётся мне, что в "Библии Мациевского/Моргана" уже можно проследить истоки такой посадки, mutatis mutandis... Разумеется, задний упор/лука у седла ещё сравнительно невысок, и приподнимаются в стременах "низэнько-низэнько"; однако характерно, что удар копьём стараются нанести сверху вниз.
Ах да, "загадочные картинки" на иллюстрациях:
1. См. выше
3. Фрагмент миниатюры "Тристан побеждает Кэя и Саграмура". Иллюстрация к роману "Тристан де Леонуа". Франция, 15 в.
4. Памятник-надгробие Бернабо Висконти, 1363, Милан
5. Увы, не нашёл...
@темы:
вооружение