• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
05:02 

Матвеевы-итог: новые портреты и новая жена

Итак, что мы имеем на данный момент.

--- Прибавилось два портрета жены Матвеева: 1) Авторская копия "русского" портрета кисти Матьё дез Англеза в Шарлоттенбурге 2) Совершенно самостоятельный "европейский портрет кисти Схалкена в Харькове (?)
--- Кое-какие сведения о дез-Англезе
--- Масса сведений об истории полотен, в том числе запись из "Книги заказов" Риго, и другие сведения, часть - из: Е. Ф. Кожинa, «Два русских портрета из мастерской Иасента Риго»... 1975; т-же - каталоги
--- Замечена корона на "венце" на "русском" портрете
--- Дата смерти первой жены (Аничковой) получила эпиграфическое обоснование; уточнить нужно - какой же это год, 1698 или же 1699? (поскольку умерла она 4.10., а Матвеев выехал в Голландию, согласно Колегову, в августе 1699 (UPD - уточнил: 1698)
--- Получена масса новых сведений (в основном - о жизни четы Матвеевых в Москве после возвращения из-за рубежа, из: Д. Н. Костышин, Алексей Михайлович Аргамаков: материалы для биографии... 2004

Это всё хорошие новости. А теперь - прочие :)

--- Костышев на считает Борятинскую (в девичестве) и вдову Аргамакову (Настасью Ермиловну) одним и тем же лицом. И, по письму Матвеева к Меньшикову от 17 сентября 1720 г. (Костышев, прим. 26 на стр. 87), так оно и выходит: если дочь Матвеева Екатерина, как свидетельствует её надгробие nadgrobie.org/memorial/shepelevoy-ekaterinyi-an..., родилась 1 октября 1718, то смерть Борятинской следует расположить между этим рождением и помолвкой Матвеева с вдовой Аргамаковой (сентябрь 1720)
--- Таким образом, пока самое логичное - предположить, что у Матвеева было не 2, а 3 жены:
1) Анна Степановна Аничкова, дочь стольника (р.1666; бр. май-июнь 1683/84; ум.1698)
2) урождённая Барятинская (р.?; бр. 1698/99 между смертью первой жены и отъездом в Голландию; ум. м-ду окт 1718 и сент 1720)
3) Настасья Ермилова, вдова Аргамакова (Михаила Михайловича?) (р.?; 1бр.?; овд. м-ду 1614 и 1620; 2бр. 1720/1721; 2овд. ...;ум. 1756)
--- Матвеев имел детей от двух первых жён:
1) Алексей Андреевич — умер в младенчестве
Федор Андреевич (1696—1734)
Наталья Андреевна Матвеева (1697-?), замужем за князем Василием Ивановичем Мещерским (1696—1776)
Мария Румянцева (4 (14) апреля 1699—1788), с 1720 года замужем за Александром Ивановичем Румянцевым (1680—1749).
2) Екатерина Андреевна Матвеева (1.10.1718-1.1.1749) - замужем за генералом Амплием Степановичем Шепелевым.

@темы: окольничий Матвеев

17:05 

Подьячий Порошин, Бранденбург.

Чо-то послы косяком пошли...

vk.com/photo-52196838_303758571

Неизвестный немецкий художник
Портрет русского посла в Бранденбурге Ф. Ф. Порошина
1651 (1654?) г.
В нач. XX в. находился в Берлинском Королевском замке
Источник: Старые годы, 1909, июль – сентябрь

Ага, вот об этом портрете:
Вахрамеева Е. Е. Посольский приказ в XVII в.: пути европеизации России. // Вестник Пермского университета. Серия "История". 2010. Вып. 2 (14)
www.histvestnik.psu.ru/PDF/20103/04.pdf
В 1654 подьячий Ф. Ф. Порошин ездил в Берлин, где с него немецким художником был написан портрет. Портрет Порошин увёз с собой (стр. 33). Ссылка на: Кене Б. Посольство Ф. Порошина в Берлин в 1654 году // Русская старина. 1881. № 9–12.
[Выходит, таки не увёз? Или портрет сохранился в России, а уж потом попал в Берлин? Или послу вручили на память "авторскую копию?"]

Собственно о посольстве

____________
Яков Долгорукий в шведском плену. Портрет далеко не так комплиментарен, как эрмитажное полотно :)

Элиас Бреннер (1647 – 1717)
Портрет князя Якова Федоровича Долгорукова во времена шведского плена (1700–1711)
Гравюра резцом. 15x10 см
Королевская библиотека, Стокгольм, собрание Релам

И ещё одна французская гравюра (Эрмитаж) с изображением Долгорукова в Париже. ""Ле Кнез Якоб Фёрдорвитц д’Олгоруски"" - почти д’Артаньян, хехе :) На заднем плане - въезд посольства в Версаль.
vk.com/photo-52196838_304823118
Неизвестный французский гравер
Портрет князя Якова Федоровича Долгорукова
1687 г.
Гравюра резцом. 35,2х24,5 см (лист)
Государственный Эрмитаж

@темы: русские послы

03:36 

Андрей Иванович Приклонский; персидская миниатюра из Метрополитен-музеума

commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrey_Priklons...(Davis_Album,_17_c,_MetMuseum).jpg
"Portrait of the Russian Ambassador, Prince Andrey Priklonskiy", Folio from the Davis Album 'Ali Quli Jabbadar (active 1642–late 17th century) Object Name: Illustrated album leaf Date: A.H. 1048/A.D. 1673–74 Geography: Iran Culture: Islamic Medium: Ink, opaque watercolor, and gold on paper Dimensions: 13.12 in. high 8.25 in. wide (33.3 cm high 21 cm wide) Classification: Codices Credit Line: Theodore M. Davis Collection, Bequest of Theodore M. Davis, 1915 Accession Number: 30.95.174.5
This portrait from the Davis Album is one of several similar works depicting the same subject. From the velvet vest and furred collar and cap, the sitter can be identified as a Russian dignitary. In 1673, as the silk trade was growing between Iran and Russia, Czar Aleksey Mikhailovich sent Prince Andrey Priklonskiy as his ambassador to the court of Shah Sulaiman of Iran. Elements of the Indo-Persian style are evident in the gilt border of flowering grape vines, while the naturalistic rendering of brightly colored plants in the outer border reflects the European impact on Safavid painting in the latter half of the seventeenth century. A later copy of this portrait, falsely ascribed to 'Ali Quli Jabbadar and dated 1716, reveals the lasting impact of this embassy and its recording by a leading artist at the court of Shah Sulaiman.
Date late 17th century

www.metmuseum.org/collection/the-collection-onl...
A.H. 1048/A.D. 1673–74
Ink, opaque watercolor, and gold on paper
Dimensions: 13.12 in. high 8.25 in. wide (33.3 cm high 21 cm wide)
Classification: Codices
Credit Line: Theodore M. Davis Collection, Bequest of Theodore M. Davis, 1915
Accession Number: 30.95.174.5
смотреть
Ах, хорош! А усы-то, усы! :)
И, кстати, тот неловкий исторический момент, когда басурманские муракки качественнее и реалистичнее отечественных парсун. Впрочем, продвинутые хипстеры, вроде Алексея Михайловича или Артамона Матвеева, уже тогда заказывали портреты еврохудожникам.

guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid...
Посольство Прокофия Возницына и Андрея Приклонского в Персию - 1672-1674 гг. Не князь он, говорят.

.

01:57 

У Волги часовой стоит...

www.youtube.com/watch?v=sQfut4760VU
Andre Rieu - Das Wolgalied 1997
Какой мущщина :rolleyes:
Вот именно так я и представляю себе кляйстовского Арминия (а вовсе не блондином) )))

www.youtube.com/watch?v=weeb7GU61s8
То же, только теперь это Шок. Рудольф Шок.
"Wolgalied (Allein! Wieder allein! – Es steht ein Soldat am Wolgastrand) (aus „Der Zarewitsch“)", исполнитель: Rudolf Schock

www.youtube.com/watch?v=vhx-2xp3RZQ
"Allein, Wieder Allein", исполнитель: Fritz Wunderlich

www.youtube.com/watch?v=qe_HqMhzNfk
Ivan Rebroff canta una peculiar versión (en ruso) de la famosa aria 'Wolgalied' de la opereta Der Zarewitsch de Franz Lehár.

www.youtube.com/watch?v=4-QSPKhpVrQ
Wolga Lied Rudi Giovannini Pavarotti

Es steht ein Soldat am Wolgastrand,
Hält Wache für sein Vaterland.
In dunkler Nacht allein und fern,
Es leuchtet ihm kein Mond, kein Stern.
........................................................
Argonnerwald, um Mitternacht
Ein Pionier stand auf der Wacht
Ein Sternlein hoch am Himmel stand
Bringt ihm ´nen Gruß aus fernem Heimatland
1914/15

www.youtube.com/watch?v=S8UjGnW6A-s
Wolgalied.Der Zarewitsch.Franz Lehar. Marino van Wakeren. Tenor

__________
Ну, и нечто совсем в другом роде...
www.youtube.com/watch?v=rdIovnk6G1E
Lale Andersen "Unter der roten Laterne von St. Pauli" 1942

Unter der roten Laterne von St. Pauli Songtext
читать дальше
_________
(для фильма "Актриса" 1942 )
Die Frau meiner Träume 1944

Франц Легар и его оперетты
читать дальше

@темы: музыка

15:58 

...вот и Розенберг тоже ценил Достоефского. Нафф сэд.

[UPD] Ахаха, из "ЗиВ" Гаспарова:
"" «Да! — сказала она с мукой. — Нет! — возразил он с содроганием. — Вот и весь ваш Достоевский!» — говорил Бунин Адамовичу.
О. Ронен сказал: «Вы думаете, Набоков написал «Дар» ради Чернышевского? Ему интересно было, почему вся Россия любила убогого Чернышевского, — чтобы понять, почему вся Европа любит убогого Достоевского». (А потом в свой решающий момент он сам воспользовался приемом Достоевского. В русской эмиграции он был элитарный писатель, а в Америке такой элитарностью никого было не удивить. Тогда, как Достоевский взял криминальный роман и нагрузил психологией, так Набоков взял порнографический роман и нагрузил психологией; получились «Лолита» и слава.)""

@темы: разное

13:44 

Камуфляж от Смирнова: линкор не видишь? А он есть.

22sobaki.livejournal.com/221006.html#comments

[UPD] ))) Чо-то вспомнилось из Пруткова:
""Видел я вчера в заливе
Восемнадцать кораблей -
Все без мачт и без рулей...""

03:57 

Бр. Гримм



Caprice - Kywitt! Kywitt!

...

Подробности здесь.

@темы: музыка

19:16 

Перечитываю Павсания. Много думаю.

Божественные репрессии. Мириад расстрелянных лично Артемидой.
""1. ... Говорят, что тегеаты воздвигли статую Аполлону Агиею (богу дорог) по следующему поводу. Они рассказывают, что Аполлон и Артемида ходили по всей стране и наказывали людей, которые не оказали никакого внимания [их матери] Латоне в то время, когда она, беременная ими, блуждая по всей земле, пришла в эту страну. И вот, когда боги пришли в страну тегеатов, то сын [царя] Тегеата Скефр, подойдя к Аполлону, стал тайно разговаривать с ним. Тогда Леймон, другой из сыновей Тегеата, подумав, что Скефр говорит, жалуясь на него, напал на брата и убил его. Леймона тотчас же постигло возмездие за убийство: он был поражен стрелой Артемиды; хотя Тегеат и Мэра немедленно принесли жертвы в честь Аполлона и Артемиды, но все же вскоре после этого бесплодие сильно поразило тегеатскую землю...
2. Тегеаты рассказывают еще, что оставшиеся сыновья Тегеата, Кидон, Катрей и Гортин, добровольно [:gigi:] переселились на Крит...""
(Книга VIII: Аркадия; LIII)

Приватизация по-дельфийски: как становятся прорицателями.
""3. ... Много различных сказаний сохраняется как о самих Дельфах, так особенно много о прорицалище Аполлона. Говорят, что в древнейшие времена тут был оракул Геи-Земли... Есть у эллинов поэма, и название этой поэме «Эвмолпия»; приписывают этот эпос Мусею, сыну Антиофема. В этой поэме сказано, что этот оракул принадлежал совместно Посейдону и Гее...
С течением времени, говорят, та доля, которая принадлежала Гее, была ею отдана Фемиде, а Аполлон от Фемиды получил ее в подарок. Посейдону же, говорят, за его часть прорицалища Аполлон дал взамен остров Калаврию, против Трезена. ""
(Книга X: Фокида; V)

@темы: античность

10:33 

Ещё о челобитье (в бер.грамотах) и об этикете в целом (Гиппиус, Зализняк)

смотреть

Целиком здесь: Гиппиус А. А. Наблюдения над этикетными формулами берестяных грамот // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре. Сборник статей. Под редакцией Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. (С. 279-300).

"Этикетизация" и нейтрализация на бытовом уровне (по-видимому, довольно ранняя, с начала 14 в.) - С. 282-283.

С. 293 - Ипатьевская (1117; 285) и Вопрошание Кирика (???)

""...адресные формулы и этикетная сторона ... могут рассматриваться в контексте становления др.рус. письменной традиции, происходившего в ходе освоения воспринятых при южнославянском посредстве византийских образцов."" [Уф, ну и оборот...] С. 286 (Мещерский 1958: 100 и 1981: 63, Факкани 1999: 335-336 - С. 287). Но это влияние избирательно; второй фактор - преемственность по отношению к устным формулам "ссылки речами" (С. 287-291).

@темы: Пётр царевич Ордынский

20:38 

А се ѹставъ Ѩрослава кн(я)зѧ ѡ мостѣхъ

www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/23/1...
Гиппиус А. А. К изучению княжеских уставов Великого Новгорода: "Устав князя Ярослава о мостех" // Славяноведение, 2005 N2 4

Лица и корпорации, перечисленные в уставе (см. С. 14 и 17) могли быть также субъектами, выставлявшими отдельные воинские подразделения (к вопросу о структуре новгородского войска того времени).
Гипотеза - осмники как часть княжеской дружины (низшее командование, командиры осмей - "восьмёрок/семёрок" =? "старостам" Любечской битвы). Следующее подразделение (по Г. - "низший отряд", минимальная дружина) составляет от 29=(7х4)+1 до 33=(7+1)х4)+1 бойцов. Следующим формированием, по мнению Г., может быть сто (сотня), которая берётся как (33х3)+1; тогда как минимальный отряд-осмь укладывается в сотню 12 раз. Кстати, новгородская гривна кун=28 кун. Скандинавское влияние? Подробнее см. здесь.


Кулаков В. И., 1993б, с. 54

читать дальше
___________________
Т-же здесь (сборник целиком): newstar.rinet.ru/~minlos/2Inslav/Vylozheno/Slav...

www.a-nevsky.ru/library/ocherki-kompleksnogo-is...
Янин Устав князя Ярослава о мостех

www.academia.edu/5977135/Фролов_А.А._Устав_княз...
Фролов А. А. Устав князя Ярослава о мостех

www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s1_23_2.pdf
Кучкин В. А. Ранние свидетельства о сотских и сотнях //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. № 2 (24). С. 10–23

А вот, собственно, выкладки Кулакова, которые по неизвестной причине впечатлили Гиппиуса (В.И.Кулаков. История Пруссии до 1283 года, Глава 11: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ЭСТИЕВ И ПРУССОВ, С. 214-215):
читать

@темы: Гиппиус А. А., Фролов А. А., Ярослав Ярославич, Раковорская битва

12:26 

Великая герцогиня Герольштейнская

www.youtube.com/watch?v=nu42_9gA3k0
Regine Crespin - La Grande Duchesse de Gerolstein, Paris, 1981, c. Plasson

Начало четвёртой минуты :lol::lol::lol:

@темы: музыка

01:42 

М-да, хуже пеплума может быть только пеплум-сериал...

@темы: синематограф

12:39 

Как правильно завоёвывать Францию

""...свое отвоевание Франции Наваррец начал с того, что взял Кагор, а закончил взятием Коньяка...""
отсюда

Ну и правильно закончил, я щитаю, поскольку идти на Кальвадос в конце 16 века ещё не было особого смысла. :D

@темы: разное

00:45 

Ура! Капут!

Малапартовский "Капут" перевели таки. Почитаем. Не сказать, что я жду многого, нет; но - давно.

mirknig.com/knigi/military_history/1181790896-k...

@темы: литература

21:17 

Фролов А. А. об административном устройстве Новгорода и его владений

igh.academia.edu/AlexeyFrolov
Фролов А. А. на академия.еду

Фролов А. А. Административная система центральных районов Новгородской земли в X – начале XVII века (в контексте истории территориальных юрисдикций) // Историческая география. Том 2 / Отв. ред. И.Г. Коновалова. — М.: Аквилон, 2014. — 560 с.

{Статья описывает, в частности, сложную, комплексную взаимозависимость Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - систему территориальных "совладений" (города и князя) и судебно-административного симбиоза. Проливает дополнительный свет на природу и ход конфликтов между Новгородом и княжеской властью (и вообще, и с конкретными князьями). Помогает понять взаимоотношения Новгорода с соседями - зависимыми и полузависимыми племенами (в том числе и с теми, зависимость которых не удалось "довести до логического завершения" - эсты, емь-тавасты) и с государствами, соперничавшими с Новгородом за власть над этими племенами.
"Сбегание князей" из Новгорода в 1220-е гг. Ф. пытается объяснить неудовлетворительностью (для князей) их финансового положения на Новгородском столе (С. 129). "Забожничье" = десятина (конкретно - с Заволочья), связывает с этим отождествлением конфликт новгородцев с вл. Арсением в 1229 г. (с. 130-131). В конце 1230-х - 1240-х отношения (прежде всего финансовые) с князем (теперь - только из Всеволодовичей) урегулированы посредством формирования "системы совладений" (С. 132-134) - Э.}


Аннотация: Статья посвящена общей характеристике админи­стративной системы, существовавшей в эпоху Рюриковичей на Новгородской земле, в двух аспектах: территориальный рост Новг­ородской земли и формы управления на подконтрольных терри­ториях в X - начале XVII в. Развивая достигнутое в историогра­фии понимание проблемы, автор рассматривает историю административной системы новгородских земель в контексте ис­тории территориальных юрисдикций различных типов. Важней­шим элементом этой системы было «сместное управление» на землях, расположенных на границе Новгорода с Великим княже­ством Владимирским и смоленскими землями, где новгородцам принадлежала лишь часть прерогатив. Помимо систематизации знаний, полученных в ходе полуторавекового изучения проблемы, работа предлагает во многом новые интерпретации сведений важ­нейших исторических источников: Устава князя Святослава 1137 г., Устава князя Ярослава «о мостех», писцовых книг рубежа XV-XVI вв.

читать дальше

КАРТА №2

Продолжение в комментах.

@темы: Фролов А. А., Раковорская битва, Новгород, academia.edu

01:03 

Зенченко М.Ю. о монгольском обложении; 2012

Зенченко М.Ю. “... Хотят татарове тамги и десятины” (По поводу спорности бесспорных мнений о “татарском наследии” на Руси ) // Одиссей. Человек в истории 2010/2011. Школа и образование в Средние века и Новое время. М.: Наука, 2012

{Не со всем можно согласиться, но в целом разумно.
Насчёт монгольской письменности он явно погорячился (до введения "квадратного письма" использовался уйгурский алфавит).
О причинах якобы "налоговой привилегии" (гипотетической) Новгорода (подворное обложение вместо поголовного, при проведении "числа") - очень и очень сомнительно.
Выводы о характере и целях "числа" и переписей наносят существенный удар по построениям (и без того весьма шатким) Хропачевского относительно событий 1252 г.
Шпилька Феннелу на его же поле (текстология и источники) - как говорится, мелочь, а приятно. }


читать дальше

@темы: Пётр царевич Ордынский, 1252, 1262

22:30 

Рыдзевская о "Хронике Эрика"

mirknig.com/knigi/history/1181796947-drevnyaya-...
Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IX-XIV вв М.: Наука 1978
""В сборнике представлены труды выдающегося советского скандинависта Е.А. Рыдзевской (1890-1941), включающие переводы фрагментов исландских саг (некоторые памятники опубликованы полностью), рассказывающих о Древней Руси, и рифмованной `Хроники Эрика`, где повествуется о событиях XIII-XIV вв. - вторжении в Новгородские земли в 1240 г. ярла Биргера и походе шведского короля Магнуса Эйриксона в 1348 г. Во вторую часть сборника входят статьи Е.А. Рыдзевской о скандинавской топонимике, о роли варягов в Византии и на Руси в IX-XI вв.""

Краткая характеристика "ХЭ"; подчёркивается её происхождение от немецких рифмованных хроник и родство в этом смысле с "Ливонской рифмованной хроникой". "Влияние западноевропейской литературы, рыцарской поэзии и романтики..." (С. 105-106). Общие места и литературные штампы (см. примечания к переводу).
...
После смерти Биргера ярла (21 октября 1266) начались распри между его сыновьями (королём 1250-1275 Вальдемаром Биргерссоном и Магнусом Ладулосом), закончившиеся победой Магнуса (король до 1290) (С. 112). Впрочем, кажется, Магнус восстал против власти старшего брата не ранее лета 1275.
""Со смерью Биргера ярла Швеция была поделена между тремя из его четверых сыновей: Вальдемаром, Магнусом и Эриком. Вскоре Вальдемар рассорился с братьями. После возвращения в 1274 г. короля из паломничества в Рим... ссора Вальдемара с братьями перешла в открытое столкновение."" До самой смерти Биргера Вальдемар, по-видимому, не управлял самостоятельно. Позже, ближе к концу жизни, он был признан "не отвечающим за свои действия".

@темы: баллады, Раковорская битва

12:28 

Дома

Сибирский вояж окончен (вчера)

@темы: личная жизнь, где мы живём

19:40 

"Tu n'es pas beau"


Maggie Teyte, "Tu n'es pas beau"; from "La Périchole" (Offenbach) / John Barbirolli conducting the London Symphony Orchestra / Recorded: September 22, 1932

Но вот беда - похоже, что после WWII эту арию исполнять так, как она того стоит, совершенно разучились (в отличие, например, от "Ah quel diner").
[UPD - это я погорячился. Есть, по меньшей мере, исполнение Фредерики фон Штаде, 1987 - как по мне, так безупречное. Запись вот только...]

А, - ну, и конечно, исходный (в моём случае) вариант. Тоже очень хороший, кстати. Несмотря на перевод и славянскую меланхолию.

@темы: музыка

15:18 

На детской площадке детектед Эммануил (мама даже не пыталась называть его уменьшительными именами).

@темы: где мы живём

Для памяти

главная